Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:50, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Изучение литературы по проблемам компьютеризации. Выявление ведущих тенденций, которые на данный момент могут рассматриваться в качестве принципиальных основ компьютерного обучения.
2. Изучение структуры учебной деятельности при компьютеризации обучения
3. Изучение существующих компьютерных программных средств педагогического назначения.
4. Изучение методик использования компьютеров на уроке
5. Выявление возможных вариантов комплексного использования ПК в конкретных сферах педагогической деятельности.
Введение
Глава I.Проблема использования современных компьютерных технологий в организации учебного процесса.
1.1.Характеристика учебного процесса.
2.2.Основные проблемы компьютеризации процесса обучения.
Глава II.Практика использования современных компьютерных технологий в организации учебного процесса.
1.1.Конспекты уроков с использованием компьютерных технологий.
Заключение.
Список используемой литературы.
В зарубежной литературе отмечается, что попытки внедрения компьютера основываются на концепции образования, основной целью которого является накопление знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения профессиональных функций в условиях индустриального производства, и старая концепция образования уже не соответствует его требованиям.
Нужно учитывать, что широкая практика обучения в нашей стране во многом продолжает основываться на теоретических представлениях объяснительно-иллюстративного подхода, в котором схема обучения сводится к трем основным звеньям: изложение материала, закрепление и контроль. При информационно-кибернетическом подходе, на котором и основывается компьютерная технология, суть дела принципиально не меняется. Обучение выступает как предельно индивидуализированный процесс работы школьника и студента со знакомой информацией, представленной на экране дисплея. Очевидно, что с помощью этих теоретических схем невозможно описать такую педагогическую реальность сегодняшнего дня, как, например, проблемная лекция, проблемный урок, семинар-дискуссия, деловая игра или научно-исследовательская работа.
В большинстве случаев в школах пытаются идти по пути наименьшего сопротивления: переводят содержание учебников и многообразные типы задач на язык программирования и закладывают их в машину. Но если материал был непонятным на предметном, например на химическом, языке, он не станет более ясным на языке компьютера, скорее наоборот.
Авторы программы в подобных случаях пытаются активизировать работу учащихся с учебным материалом за счет огромных возможностей компьютера по переработке информации, увеличению ее объема и скорости передачи. Конечно, возможности человека по переработке информации далеко не исчерпаны. Однако увеличивать информационную нагрузку можно лишь при условии, если сам учащийся видит личностный смысл ее получения. А это бывает тогда, когда он понимает материал и связывает информацию с практическим действием. В этом случае информация превращается в знание.
Знания – это адекватное отражение в сознании человека объективной действительности, обеспечивающее ему возможности разумного, компетентного действия. Однако в обучении знание является результатом работы человека не с реальными объектами, а с их «заместителями» - знаковыми системами, которые составляют содержание учебных предметов, учебную информацию. Отражение действительности осуществляется через усвоение таких систем, и в этом преимущество всякого обучения. Его недостаток состоит в том, что эти знаковые системы как бы закрывают человеку возможности практического отношения к действительности, и по этой причине многие обучающиеся не умеют применять знания на практике.
Опасность отрыва от реальности, неадекватного отражения действительности при компьютерном обучении возрастает, поскольку содержательная информация, представленная в учебнике на том или ином предметном языке (физика, химия, биология и т.п.), должна быть выражена еще на одном искусственном языке, языке программирования. Происходит как бы замещение замещения, что умножает возможность получения обучающимися формальных знаний, которые не приближают к практике, а, наоборот, отдаляют от нее.
Условия,
создаваемые с помощью
Усвоение знаний об ЭВМ и ее возможностях, владение языком программирования, умение программировать являются лишь первыми шагами на пути реализации возможностей компьютера. Действительно эффективным можно считать только такое компьютерное обучение, в котором обеспечиваются возможности для формирования и развития мышления учащихся. При этом нужно исследовать еще закономерности самого компьютерного мышления. Ясно только то, что мышление, формируемое и действующее с помощью такого средства, как компьютер, в чем-то значимо отличается от мышления с помощью, например, привычного печатного текста или технического средства.
Переосмыслению подвергается не только понятие мышления, но и представление о других психических функциях: восприятии, памяти, эмоциях и т.д.
Помимо проблемы системной перестройки всей технологии обучения при применении компьютера на уроке, существует ряд других проблем, стоящих на пути компьютеризации обучения.
Это:
Санитарные нормы, действующие в настоящее время в школе, разрабатывались в то время, когда визуальные, цветовые, контрастные, электромагнитные показатели компьютеров и их мониторов не позволяли работать за терминалом машины ребенку 10-17 лет больше 10-25 минут в сутки. Сегодня большинство поставляемых в школы компьютеров, если, конечно, это - не списанные где-то "ящики", являются машинами, соответствующими жестким европейским стандартам - MPR-II, TCO'95 и другим.
Монитор компьютера является самым "опасным" элементом. При этом современные технологии позволили снизить уровень электромагнитного излучения монитора до уровня таких бытовых приборов, как настольная лампа. Но мерцание монитора (80-100 Гц), даже по сравнению со старыми моделями (50Гц), по-прежнему утомляет глаза. В последние годы появились жидкокристаллические мониторы для настольных компьютеров. При большом размере экрана они имеют малые габариты (практически как большая книга), они практически не излучают и не мерцают, что делает их не более опасными для зрения, чем тетрадь или учебник. Высокая на сегодняшний день цена не позволяет комплектовать ими школьные компьютеры, но через 1-3 года это станет реальностью. При таком уровне оснащения можно станет говорить о пересмотре информационной концепции образования.
Вторым серьезным препятствием на пути внедрения компьютерных технологий обучения в школе является немалая цена лицензионного программного обеспечения. Стоимость затрат на покупку программного обеспечения зачастую превышает стоимость самих компьютеров. Органы управления образования в своем большинстве прониклись мыслью о внедрении компьютеров в школах, во многих школах появляются современные компьютерные классы, но приобретение программного обеспечения пока не предусматривается. Таким образом, в некоторых школах наблюдается следующая картина: школьники работают на суперсовременных компьютерах либо с ворованным "пиратским" программным обеспечением, либо с устаревшим "Бейсиком".
Еще одна трудность - революционный рост компьютерных технологий, при котором в последние годы оборудование и программное обеспечение безнадежно морально устаревают буквально за год-два. За подобными темпами система финансирования образования успеть не может. За рубежом практикуется бесплатное или почти бесплатное обновление лицензионного программного обеспечения и даже компьютерного парка для образовательных учреждений.
Такое быстрое развитие информационных технологий делает специалиста, не повышающего свой профессиональный уровень, практически дилетантом в среднем за 3-4 года. Этот факт диктует необходимость организации процесса непрерывного повышения квалификации как учителей информатики, так и учителей других предметов, использующих компьютерные технологии в своей работе. Это может решаться путем организации ежегодных курсов без отрыва от работы, самообразования. Большую перспективу предоставляют дистанционные курсы.
Вывод,
который делают исследователи
в тех странах, где накоплен
опыт компьютеризации, прежде
всего в развитых странах Запада,
состоит в том, что реальные достижения
в этой области не дают оснований полагать,
что якобы применение ЭВМ кардинально
изменит традиционную систему обучения
к лучшему. Нельзя просто встроить компьютер
в привычный учебный процесс и надеяться,
что он сделает революцию в образовании.
Нужно менять саму концепцию учебного
процесса, в который компьютер органично
вписывался бы как новое, мощное средство.
Глава II.
2.1.Конспекты
уроков с использованием современных
компьютерных технологий.
Урок по обществознанию в 9 классе
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
План урока:
Оборудование: диск с материалами к уроку, копии статей СК РФ, текст «брак и его нравственные основы» Г. Гегеля
(Смотрим слайд № 1 и записываем тему урока)
Тема
семьи всегда волновала людей
во все времена. Волнует она людей
и сегодня. Существует огромное количество
пословиц о семье: «муж да жена –
одна душа», «муж и жена из одного кремня
искры», «муж да жена – одно дело, одно
тело, один дух» и т.д.
Большое количество данных свидетельствует
о том, что люди, испытывающие к кому –
либо привязанность, чувствуют себя счастливее,
чем те, кто этого лишен. В человеке заложена
потребность любить, каждому хочется встретить
своего единственного и неповторимого
и жить с ним всю жизнь, разделяя радости
и горести, воспитывая детей.
Но
давайте на минуту представим себе,
что мы встретили человека, который
лишен этой прекрасной возможности
и на наш вопрос: «Почему у него нет
семьи?» Этот человек ответил нам так:
«А зачем мне семья? Дети? Я вношу свой
вклад. А семья – экономически не выгодна.
Ну, посудите сами. Живет парень, зарплата
у него небольшая. У девушки – тоже. Но
им хватает. Поженились – обоим не хватает.
Семья «съедает» деньги вообще, а у мужчин
в особенности. Нет, мужчине семья экономически
невыгодна. Да и с социально – бытовой
точки зрения, семья невыгодна. Конечно,
приятно я женился, жена и носки заштопает,
и борщ сварит. Но у меня и мама с этим справляется,
плюс подружки рядом – помогут. Нет, семья
мужчине не выгодна»
Чтобы вы ответили этому человеку?
Зачем человеку нужна семья?
Согласны ли вы с мнением, что жена нужна
только для того, чтобы носки штопать и
борщ варить?
А
что такое семья?
Что объединяет членов семьи?
Что дает семья человеку?
Что дает семья государству?
(переход к слайду №2 и учащиеся записывают
в тетрадь определение «семья», схему
заполняют, а за тем ее проверяем)
Государство
защищает семью с помощью закона.
И этот закон – Семейный кодекс.
СК РФ был принят 29 декабря1995 г., в 1996г.
вступил в силу, а затем в него были внесены
изменения в 15 декабря 1997г., 27 июня 1998г.,
2 января 2000г.
В СК РФ сформулированы основные принципы
семейного законодательства, на которых
строится семья и семейные отношения.
( переход к слайду №3)
Как
вы думаете, почему в столь деликатную
тему как семья вмешивается