Проблема использования современных компьютерных технологий в организации учебного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучение литературы по проблемам компьютеризации. Выявление ведущих тенденций, которые на данный момент могут рассматриваться в качестве принципиальных основ компьютерного обучения.
2. Изучение структуры учебной деятельности при компьютеризации обучения
3. Изучение существующих компьютерных программных средств педагогического назначения.
4. Изучение методик использования компьютеров на уроке
5. Выявление возможных вариантов комплексного использования ПК в конкретных сферах педагогической деятельности.

Содержание

Введение
Глава I.Проблема использования современных компьютерных технологий в организации учебного процесса.
1.1.Характеристика учебного процесса.
2.2.Основные проблемы компьютеризации процесса обучения.
Глава II.Практика использования современных компьютерных технологий в организации учебного процесса.
1.1.Конспекты уроков с использованием компьютерных технологий.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

Оглавление.

Введение

Глава I.Проблема использования современных компьютерных технологий в организации учебного процесса.

1.1.Характеристика  учебного процесса.

2.2.Основные  проблемы компьютеризации процесса  обучения.

Глава II.Практика использования современных компьютерных технологий в организации учебного процесса.

1.1.Конспекты  уроков с использованием компьютерных  технологий.

Заключение.

Список  используемой литературы.

Приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

    Современный период развития цивилизованного общества по праву называют этапом информатизации, и тема информационных технологий в образовании является одной из самых актуальных в наше время.

Из-за огромного  количества информации появилось множество  проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес для нас представляют вопросы, связанные с применением информационных технологий в образовании, так как в наше время обычными методами обучения удовлетворить индивидуальные запросы учащихся стало труднее.

      Информатизация образования обеспечивает широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.

      Применение в образовании компьютеров  и информационных технологий  оказывает существенное влияние  на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам.

      В педагогической и методической  литературе отмечены несколько  направлений применения информационных  технологий в образовании, среди  них востребованы в школьной  учебной практике - четыре основных: компьютер, как средство контроля знаний; лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования; мультимедиа-технологии, как иллюстративное средство при объяснении нового материала, персональный компьютер, как средство самообразования.

       За последние годы возросло внимание и исследователей, и учителей- практиков к персональному компьютеру. Изучением проблемы компьютеризации образовательного процесса занимались такие исследователи как: Бабанин Л.Н., Гершунский Б.С., Дёмин И.С., Ломов Б.Ф., Тихомиров О.К. и другие.

        Цель исследования –

      Объект исследования  – компьютерные технологии и отдельные программы учебно-педагогического назначения.

      Предмет исследования  – применение компьютерных технологий в учебно-педагогической  деятельности. 

        Гипотеза исследования –

        Задачи исследования:

  1. Изучение литературы по проблемам компьютеризации. Выявление ведущих тенденций, которые на данный момент могут  рассматриваться в качестве принципиальных основ компьютерного обучения.
  2. Изучение структуры учебной деятельности при компьютеризации обучения
  3. Изучение существующих компьютерных программных средств педагогического назначения.
  4. Изучение методик использования компьютеров на уроке
  5. Выявление возможных вариантов комплексного использования ПК в конкретных сферах педагогической деятельности.
 

        Методы исследования  – 

        База исследования  –  
 
 

                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Глава

1.1. Характеристика  учебного процесса.

Обучение – это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Преподавание – это деятельность учителя по:

- передаче  информации;

- организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

- оказанию  помощи при затруднении в процессе  учения;

- стимулированию  интереса, самостоятельности и творчества  учащихся;

- оценке  учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация  эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Учение – это деятельность ученика по:

- освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

- самостимулированию  к поиску, решению учебных задач,  самооценке учебных достижений;

- осознанию  личностного смысла и социальной  значимости культурных ценностей  и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

- овладение  системами знаний и оперирование  ими;

- овладение  системами обобщенных и более  частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса  и нахождения – умениями и  навыками;

- развитие  мотивов учения, становления мотивации и смысла последнего;

- овладение  способами управления своей учебной  деятельностью и своими психическими  процессами (волей, эмоциями и  пр.).

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями.

В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Качество  знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:

- степень  адаптации выпускника к социальной  жизни и профессиональной деятельности;

- темпы  роста процесса самообразования  как пролонгированный эффект обучения;

- уровень  образованности или профессионального  мастерства;

- готовность  повысить образование.

Закономерности  обучения. Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.

К первым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования); ко вторым – связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала).

К внешним закономерностям относятся:

- социальная  обусловленность целей, содержания  и методов обучения;

- воспитывающий  и развивающий характер последнего;

- обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;

- зависимость  результатов обучения от особенностей  взаимодействия обучающегося с  окружающим миром.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:

- зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;

- отношение  между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;

- подчиненность  результативности обучения способам  управления процессом последнего  и активности самого ученика;

- заданная  структура, то есть при успешном  решении одной учебной задачи  и постановке следующей ученик  продвигается от незнания к знанию, от знания - к умению, от умения - к навыку.

Принципы  обучения воплощают требования его  организации – наглядности, сознательности и активности учащихся в обучении, систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры и опытом деятельности, единства теории и практики.

В ходе исторического развития теории и  практики обучения сформировались разные виды, стили и методы обучения.

В каждом виде, несмотря на заметные различия, можно  обнаружить общие моменты, характерные для всякого обучения.

Во-первых, в основе процесса обучения любого вида лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящих идей, нормы или правил деятельности, определяющих как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся. Именно принципы служат ориентиром для конструирования определенного вида обучения. В качестве дидактических используют следующие принципы:

- наглядности  как заполнения пространства  между конкретным и абстрактным, в передаваемой информации;

- системности  как целенаправленного упорядочивания  знаний и умений обучающихся;

- активности  и самостоятельности обучающихся  или ограничение их зависимости  от педагога;

- взаимосвязи  теории и практики; эффективности отношения между целями и результатами обучения;

- доступности  как создания условий для преодоления  трудностей всеми обучающимися  в процессе познания и учения;

- народности  как обращения к истории, традиции  предыдущих поколений, достижениям  отдельных людей и всего народа, а также национальной речевой культуре.

Второй  общий момент для любого вида обучения – это цикличность вышеозначенного процесса, то есть повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. С одной стороны, цикличность предполагает постановку учителем задач и целей, а также оценку усвоенных знаний. С другой стороны, - как осознание и решение обучающимися поставленных задач, так и способность к самооценке. Это говорит о двухстороннем характере процесса обучения.

Третий  общий момент всех видов обучения – это структура процесса обучения, воплощающая степень соответствия целей и методов результатам.

Выбор методов обучения и логика их применения характеризуют стиль поведения  и деятельности субъектов процесса обучения (педагога и обучающихся).

Методы  обучения – это методы преподавания – учения. В педагогике не раз предпринимались попытки создать классификатор методов обучения. Существуют различные типологии вышеозначенного процесса, проводящие систематизацию по разным основаниям. Например, первая группа включает в себя методы передачи и усвоения знаний (их иногда называют словесными). К ним относят беседу, рассказ, дискуссию, лекцию, работу с текстом. Вторая группа – это практические методы обучения (упражнения, практические занятия, лабораторные эксперименты). К третьей группе методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов).

Информация о работе Проблема использования современных компьютерных технологий в организации учебного процесса