Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:50, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Изучение литературы по проблемам компьютеризации. Выявление ведущих тенденций, которые на данный момент могут рассматриваться в качестве принципиальных основ компьютерного обучения.
2. Изучение структуры учебной деятельности при компьютеризации обучения
3. Изучение существующих компьютерных программных средств педагогического назначения.
4. Изучение методик использования компьютеров на уроке
5. Выявление возможных вариантов комплексного использования ПК в конкретных сферах педагогической деятельности.
Введение
Глава I.Проблема использования современных компьютерных технологий в организации учебного процесса.
1.1.Характеристика учебного процесса.
2.2.Основные проблемы компьютеризации процесса обучения.
Глава II.Практика использования современных компьютерных технологий в организации учебного процесса.
1.1.Конспекты уроков с использованием компьютерных технологий.
Заключение.
Список используемой литературы.
Например, К. Роджерс выделяет следующие практические методики, облегчающие процесс обучения:
Форма обучения - это специальная конструкция самого процесса. Форма обучения означает коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия – урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую.
В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения.
Виды и стили обучения. В историческом наследии первым видом систематического обучения считают метод постановки наводящих вопросов в процессе поиска истины. Он связан с именем древнегреческого философа Сократа. Поэтому такой метод обучения называют сократовским.
Догматическое обучение. Его главная цель состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим умом»).
Учитель здесь выступает в качестве организатора поискового процесса, а не просто «передатчика», транслятора знаний и истин. Он организует процесс, активизирующий память, восприятие, воображение, разные формы мышления учащихся. Также развивающее обучение предполагает, что учитель открыт к восприятию и обсуждению различных точек зрения, представляемых учениками в различных формах (доклада, комментария, спора, доказательства, диалога).
Объяснительно – иллюстративное обучение. Основная цель такого вида обучения – это передача-усвоение знаний и применение их на практике. Иногда его называют пассивно-созерцательным. Учитель стремится изложить учебный материал с применением наглядных и иллюстративных материалов. А также обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.
Проблемное обучение. В основе проблемного обучения лежит идея известного отечественного психолога С.Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Поэтому проблемное обучение раскрывается через постановку (учителем) и разрешение (учеником) проблемного вопроса, задачи и ситуации.
Проблемный вопрос предполагает поиск и разные варианты ответы. То есть заранее готовый ответ здесь неприемлем.
Примеры проблемных вопросов: «Почему гвоздь тонет, а корабль, сделанный из металла, нет?», «Что в природе меняет цвета?».
Проблемная задача – это учебно-познавательная задача, вызывающая стремление к самостоятельному поиску способов и путей ее решения. В основе проблемной задачи лежит противоречие между существующими знаниями.
Программированное обучение. В его основе лежит кибернетический подход, согласно которому обучению рассматривается как сложная динамическая система. Управление данной системой осуществляется посредством посылки команд со стороны учителя (компьютера и других технических средств и аудио-, видеотехники) ученику и получения обратной связи. То есть информации о ходе обучения учителем (оценка) и самим учеником (самооценка).
Б. Скиннер сформулировал принципы программированного обучения:
1. подача информации небольшими дозами;
2. установка проверочного задания для контроля и оценки усвоения каждой порции предлагаемой информации;
3. предъявление ответа для самоконтроля;
4. дача указаний в зависимости от правильности ответа.
Модульное обучение предполагает такую организацию процесса, при которой учитель и учащиеся работают с учебной информацией, представленной в виде модулей. Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоятельностью. Совокупность таких модулей составляет единое целое при раскрытии учебной темы или всей учебной дисциплины. Например, целевой модуль дает первое представление о новых объектах, явлениях или событиях. Второй информационный модуль представляет собой систему необходимой информации в виде разделов, параграфов книги, компьютерной программы. Третий операционный модуль включает в себя весь перечень практических заданий, упражнений и вопросов для самостоятельной работы по использованию полученной информации. Последний модуль, для проверки результатов усвоения новой учебной информации, может быть представлен системой вопросов для зачета, экзамена, теста и творческих заданий.
Модульное обучение рассчитано на большую самостоятельную работу учащихся при дозированном усвоении учебной информации, зафиксированной в модулях.
Стили обучения определяются доминирование определенной группы методов в общей системе методов и приемов обучения. Они выступают как способ отношения педагога к осуществляемой педагогической деятельности и общению.
Репродуктивный стиль обучения. Основная особенность репродуктивного стиля состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Педагог просто излагает содержание материала и проверяет уровень его освоения. Главным видом деятельности преподавателя является репродукция, не допускающая альтернатив. В рамках данной модели учитываются только регламентированные или догматизированные знания. Мнения учащихся просто не учитываются. Основу репродуктивного обучения составляет система требований учителя к быстрому, точному и прочному усвоению знаний, умений и навыков. Обучение осуществляется преимущественно в монологической форме: «повторите», «воспроизведите», «запомните», «действуйте по образцу».
В условиях репродуктивного обучения у учащихся перегружается память, тогда как другие психические процессы – восприятие, воображение, альтернативное и самостоятельное мышление – блокируются. Это может приводить к повышению утомляемости и утрате интереса к учению. В результате такого обучения ученик не умеет принимать самостоятельные решения, привыкает к подчинению (приказы и запреты), становится пассивным исполнителем и функционером.
Творческий стиль обучения. Его стержнем является стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности. А также поддержка педагогом инициатив своих подопечных. При этом учитель отбирает содержание учебного материала согласно критериям проблемности. В процессе изложения проблемы он стремится выстроить отношения диалога с учениками. В этих условиях обучение обеспечивает «контекст открытия». Для творческого подхода к педагогическому процессу характерны следующие обращения учителя: «сравни», «докажи», «выдели главное», «предложи свой вариант» и т.п. При таком стиле обучения деятельность учащихся носит частично-поисковый, проблемный и даже исследовательский характер.
Эмоционально-ценностный стиль обучения обеспечивает личностное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс на уровне эмпатического понимания и ценностно-смыслового восприятия учебного материала и духовно-нравственного образа самого учителя. Это возможно только при эмоциональной открытости учителя, искреннем интересе к своему учебному предмету. Данный стиль предполагает наличие эмпатических способностей у педагога, а также умение организовывать учебно-воспитательный процесс диалогически. Результативность такого способа организации обучения увеличивается, если учитель строит взаимоотношения с учениками на основе эмоционально-доверительного общения, сотрудничества и уважения к каждой личности. При таком стиле наиболее приемлемы следующие формы обращения к ученику: «дайте оценку», «выскажите свое отношение, мнение, понимание», «дайте свою трактовку событию, факту, явлению», «сочините, придумайте» и т.п.
Образовательные технологии - это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей – содержания – методов. В опыте работы школ, вузов и других образовательных систем используются различные виды образовательных технологий.
Структурно-логические или задачные технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов. Логика структурирования таких задач может быть разной: от простого к сложному, от теоретического к практическому или наоборот.
Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета( игры, сказки, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
Компьютерные
технологии реализуются в рамках
системы «учитель-компьютер-
Диалоговые
технологии связаны с созданием
коммуникативной среды, расширением
пространства сотрудничества на уровне
«учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-автор»,
«ученик-автор» в ходе постановки
и решения учебно-
Тренинговые
технологии – это система деятельности
по отработке определенных алгоритмов
учебно-познавательных действий и способов
решения типовых задач в ходе обучения
(тесты и практические упражнения).
1.2.Основные
проблемы компьютеризации
Компьютеризация
обучения — современная тенденция развития
дидактики и конкретных методик.
Компьютерное обучение — это такая система
обучения, одним из средств которой является
компьютер (ЭВМ), а основной целью — обеспечение
компьютерной грамотности учащихся. Достижимы
в массовой школе три уровня формирования
компьютерной грамотности: 1) алгоритмическое
мышление; 2) умение общения с персональной
ЭВМ; 3) умение использовать на ЭВМ готовые
учебные программы.
Основные области применения компьютера
в обучении: компьютерная поддержка традиционного
обучения и обучение, реализуемое с помощью
компьютерных программ разного назначения.
На современном
этапе развития общества в различных
отраслях народного хозяйства основным
объектом труда становится информация.
Это нашло отражение в появлении новых
понятий: “национальные информационные
ресурсы”, “новые информационные технологии”
и др.
Основным инструментом переработки, хранения,
передачи информации являются ЭВМ.
Информатизация современного общества
определяет основной компонент социального
заказа: обучить всех членов общества
новым информационным технологиям. Его
педагогическая интерпретация формулируется
как необходимость овладения всеми школьниками
компьютерной грамотой.
Компьютеризация обучения оказывает значительное влияние на все компоненты современной образовательной системы: цели, задачи, содержание, методы, технологию. Школа должна готовить учащихся к осознанию того, что их будущие профессии так или иначе будут связаны с разработкой, производством и использованием сложной компьютерной техники в ежедневной деятельности и быту. Они должны получить навыки общения с современным персональным компьютером, уметь эффективно его использовать, а также представлять себе область и границы его возможностей. Формирование у школьников компьютерной осведомленности и грамотности, а также компьютерной культуры является общей целью компьютерного обучения.
внедрение
ЭВМ в обучение — революционизирующий
процесс. Это можно более четко
понять, выделив в исторически
сложившемся и устоявшемся традиционном
обучении его недостатки и проанализировать
те преимущества, которые уже сейчас дает
компьютерное обучение в совершенствовании
учебной деятельности обучаемых и работы
самого обучающего.
К недостаткам традиционного обучения
отнесем следующие:
1) отсутствие четких критериев оценки
личностных знаний учащихся;
2) учебный материал не разделен на
главный и второстепенный, поэтому учащийся
вынужден запоминать обширнейшую несущественную
информацию;
3) в классическом процессе обучения отсутствует оперативная обратная связь, преподаватель лишен возможности сразу же узнать, как учащийся усвоил учебный материал;
4) невозможность
5) отсутствуют строгие алгоритмы обучения;
6) рабочее время преподавателя
используется нерационально,