Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 09:59, курсовая работа
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [13, с. 112]. О необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба. Наши дети уже пришли в этот мир, поэтому особые надежды мы возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным, во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно. Мы считаем, что начинать приобщать человека к искусству необходимо как можно раньше – с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.
Введение……………………………………………………………………
Глава I Теоретические основы эстетического воспитания детей……
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
эстетического воспитания детей в ДОУ………………………….
1.2 Роль природы в эстетическом воспитании детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………
1.3.Формы и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………..………
Глава II Опыт работы по организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы…….…
2.1 Опыт работы педагогов ДОУ № 22 МО «город Бугуруслан»
Оренбургской области по эстетическому воспитанию детей……
2.2 Использование экскурсии в природе как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 2 главе…………………………………………………..………
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………
Приложения…………..………………………………………………….…
"Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы
И лучезарны вечера..."
Ближе познакомиться с миром природы помогает игра "Найди свое дерево".
Играют в паре. Один из детей выполняет роль слепого (закрывает глаза), а другой роль поводыря. Поводырь подводит слепого своей дорогой к одному из деревьев; слепой должен обследовать это дерево с закрытыми глазами, потрогать руками шероховатости, неровности коры, ощутить его запах. Затем поводырь возвращает слепого на исходные позиции, и тот уже один находит верную дорогу и по своим ощущениям определяет "свое дерево".
Далее работа построена так, что ребята уже вдвоем исследуют это дерево, знакомятся с животными, обитающими в его коре, листве: определяют, как связаны они с деревом и что будет, если дерева не станет.
Игру используем с целью развития познавательной активности детей. Игра помогает прививать интерес к предмету.
После экскурсии выясняем, как учащиеся усвоили материал по данной теме. Для этого используем следующие вопросы:
1 Чем кустарник отличается от дерева?
2 Какие осенние явления можно наблюдать в жизни цветковых растений?
3 Как объяснить смену осенью окраски листьев?
4 Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?
5 Какие плоды преобладают у кустарников?
6 Как они распространяются?
7 У каких растений быстрее желтеют листья – у деревьев или кустарников?
В беседу включаем занимательные вопросы, пословицы, загадки, например:
Почему говорят: "Если лист ничком ложиться, когда опадает, – к урожаю на будущий год";
"Если
осенью листопад пройдет скоро,
Отгадайте: "Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает" (лес).
"Многорук, а нога одна" (дерево).
"Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос" (береза)
"Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет" (лист).
"Летом одевается, зимой
В конце беседы отмечаем смышленых, наблюдательных, организованных ребят, делаем вывод, придав материалу целостность.
Напоминаем о сроках письменного ответа. Каждый из школьников представляет самостоятельно выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.
По результатам экскурсии проводим обобщающий урок.
Свои восхищения явлениями природы, свои чувства, любовь дети выражают в рисунке.
Отчеты проверяем и оцениваем:
На обобщающем уроке подводим итог экскурсии по двум видам работ, предусмотренных в карточках. Ребята читают свои ответы на вопросы, показывают рисунки, читают стихи, обмениваются мнениями. Подобно осенней экскурсии мы проводим зимнюю и весеннюю экскурсии. Это дает возможность собрать данные в разные сезоны года, а затем сравнивать их.
Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания дошкольников