Природа как средство эстетического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [13, с. 112]. О необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба. Наши дети уже пришли в этот мир, поэтому особые надежды мы возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным, во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно. Мы считаем, что начинать приобщать человека к искусству необходимо как можно раньше – с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава I Теоретические основы эстетического воспитания детей……
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
эстетического воспитания детей в ДОУ………………………….
1.2 Роль природы в эстетическом воспитании детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………
1.3.Формы и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………..………
Глава II Опыт работы по организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы…….…
2.1 Опыт работы педагогов ДОУ № 22 МО «город Бугуруслан»
Оренбургской области по эстетическому воспитанию детей……
2.2 Использование экскурсии в природе как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 2 главе…………………………………………………..………
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………
Приложения…………..………………………………………………….…

Работа содержит 1 файл

КНЮ проверена 19 января 2011.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

                 "Есть в осени первоначальной  Короткая, но дивная пора -

                 Весь день стоит как бы хрустальный,

                 И лучезарны вечера..."

     Ближе познакомиться с миром природы помогает игра "Найди свое дерево".

     Играют  в паре. Один из детей выполняет  роль слепого (закрывает глаза), а  другой роль поводыря. Поводырь подводит слепого своей дорогой к одному из деревьев; слепой должен обследовать  это дерево с закрытыми глазами, потрогать руками шероховатости, неровности коры, ощутить его запах. Затем поводырь возвращает слепого на исходные позиции, и тот уже один находит верную дорогу и по своим ощущениям определяет "свое дерево".

     Далее работа построена так, что ребята уже вдвоем исследуют это дерево, знакомятся с животными, обитающими в его коре, листве: определяют, как связаны они с деревом и что будет, если дерева не станет.

     Игру  используем с целью развития познавательной активности детей. Игра помогает прививать  интерес к предмету.

     После экскурсии выясняем, как учащиеся усвоили материал по данной теме. Для  этого используем следующие вопросы:

               1 Чем кустарник отличается от  дерева?

               2 Какие осенние явления можно  наблюдать в жизни цветковых  растений?

               3 Как объяснить смену осенью окраски листьев?

               4 Какое значение имеет листопад  в подготовке растений к зиме?

               5 Какие плоды преобладают у  кустарников? 

               6 Как они распространяются?

               7 У каких растений быстрее  желтеют листья – у деревьев  или кустарников? 

     В беседу включаем занимательные вопросы, пословицы, загадки, например:

     Почему  говорят: "Если лист ничком ложиться, когда опадает, – к урожаю на будущий год";

     "Если  осенью листопад пройдет скоро,  надо ждать крутой зимы".

     Отгадайте: "Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает" (лес).

     "Многорук, а нога одна" (дерево).

     "Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос" (береза)

     "Сидит  – зеленеет, летит – пожелтеет,  упадет – почернеет" (лист).

       "Летом одевается, зимой раздевается" (растения)

     В конце беседы отмечаем смышленых, наблюдательных, организованных ребят, делаем вывод, придав материалу целостность.

     Напоминаем о сроках письменного ответа. Каждый из школьников представляет самостоятельно выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.

     По  результатам экскурсии проводим обобщающий урок.

     Свои  восхищения явлениями природы, свои чувства, любовь дети выражают в рисунке.

     Отчеты  проверяем и оцениваем:

     На  обобщающем уроке подводим итог экскурсии  по двум видам работ, предусмотренных  в карточках. Ребята читают свои ответы на вопросы, показывают рисунки, читают стихи, обмениваются мнениями. Подобно осенней экскурсии мы проводим зимнюю и весеннюю экскурсии. Это дает возможность собрать данные в разные сезоны года, а затем сравнивать их.

Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания дошкольников