Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 09:59, курсовая работа
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [13, с. 112]. О необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба. Наши дети уже пришли в этот мир, поэтому особые надежды мы возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным, во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно. Мы считаем, что начинать приобщать человека к искусству необходимо как можно раньше – с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.
Введение……………………………………………………………………
Глава I Теоретические основы эстетического воспитания детей……
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
эстетического воспитания детей в ДОУ………………………….
1.2 Роль природы в эстетическом воспитании детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………
1.3.Формы и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………..………
Глава II Опыт работы по организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы…….…
2.1 Опыт работы педагогов ДОУ № 22 МО «город Бугуруслан»
Оренбургской области по эстетическому воспитанию детей……
2.2 Использование экскурсии в природе как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 2 главе…………………………………………………..………
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………
Приложения…………..………………………………………………….…
Зимой наблюдаем с детьми за птицами, какие птицы прилетели, какие улетели, чем кормятся птицы зимой, делаем им кормушки. Рассказываю детям о том, какие птицы улетают первыми и почему, какие последними, куда улетают? Ходим с детьми на прогулки в парк, любуемся красотой зимнего парка.
Для того, чтобы помочь детям понять, как им следует вести себя, чтобы не причинить вреда всему, что их окружает: другим людям, животным, воде, воздуху мы рассказали детям экологическую сказку: "О чем шепчет ручеек". С этой же целью проводим викторину "Жизнь прекрасна". На викторине мы читаем детям рассказы, стихи, загадываем загадки. Проводим беседы о воде. Кроме того, мы проводим занятие: роль окраски в жизни животных или «Кто какого цвета?». Цель данного занятия: показать роль окраски в жизни животных.
Опыт
работы педагогов ДОУ № 22 МО «город
Бугуруслан» Оренбургской области показал,
что разработанная нами система занятий,
методические приемы по развитию у дошкольников
эстетического отношения к окружающему
миру дали положительные результаты, что
свидетельствует о возможности использования
их в детских садах. Мы считаем, что разработанная
система занятий может быть полезна воспитателям
ДОУ, учителям начальных классов и учащимся
педагогических вузов.
2.2
Использование экскурсии
в природе как
средства эстетического
воспитания детей старшего
дошкольного возраста
Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Экскурсии дают хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания, экологических связей, единства и целостности природных комплексов. На экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии – формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке.
Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной воспитатель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна – набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с воспитателем вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях Ю. Коринца, С. Маршака и др.
В начале экскурсии воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения. Дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них.
Эффективным приемом формирования нравственно-эстетического отношения к природе является постановка проблемных ситуаций во время экскурсий. Познавательные ситуации чаще предлагаются воспитателем. Например, он показывает картину: на заснеженной лесной поляне – следы белки, зайца, видны мышиные норки в снегу, плоды клена и липы, объеденные шишки, погрызы на коре осины.
Ставятся вопросы: какие животные здесь побывали? Что о них можно сказать по этой картине? К ответу дети подготовлены, так как на предыдущих занятиях они получили необходимые знания.
Важны в воспитательном отношении такие проблемные ситуации, которые требуют от детей решения той или иной нравственной задачи. Например: "Подруги, возвращаясь из леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку, чтобы отнести домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей. Лена вынула ежа из корзинки и отпустила его". Ставятся вопросы: как вы думаете, что сказала Катя подруге? Права ли она?
Успех
экскурсии в лес в основном
зависит от умения воспитателя строить
свой рассказ, используя следы
Мы в своей работе в ДОУ № 22 МО «город Бугуруслан» Оренбургской области тщательно готовимся к экскурсии и составляем подробный план подготовки. Намечаем тему экскурсии. Стараемся, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать детей. Определяем цель, задачи экскурсии и составляем предварительный план экскурсии. Выбираем место проведения экскурсии, заранее побывав там, разрабатываем маршрут. Предусматриваем места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности детей. Уточняем содержание воспитательного и познавательного материала, подбираем игровой материал, стихи, загадки, викторины. Продумываем методику проведения экскурсионного занятия. Планируем организационные формы деятельности детей (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределяем обязанности между подгруппами или отдельными детьми.
Часто предлагаем детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе, используя для этого стихи И. Бунина, С. Есенина, Ф. Тютчева. На экскурсии используем загадки Е. Благиной, С. Маршака, Е. Серовой, Р. Федькина. Перед экскурсией даем также детям различные задания по наблюдению за животными, птицами и растениями.
Практически на каждой экскурсии уделяем большое внимание повышению познавательной активности детей. Для этого проводим дидактические игры, такие как: "Узнай дерево по листу" или "Что изменилось?", направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было.
Знания
о природных явлениях, полученные
на прогулках, экскурсиях, углубляются,
дополняются на художественно-речевых
занятиях.
В нашем дошкольном образовательном учреждении № 22 МО «город Бугуруслан» Оренбургской области разработан комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы.
В течение последних двух лет работы в МДОУ № 22 МО «город Бугуруслан» Оренбургской области нами проводится исследование, главной целью которого было формирование эстетического восприятия у детей средствами природы. Наша работа была направлена на достижение оптимального общего развития дошкольников, развитие эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте окружающего мира.
Основными задачами опытно-экспериментальной работы были следующие:
Для работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы была разработана целенаправленная система занятий. В каждое занятие включены разнообразные игры, приемы, опыты. Большое место уделяется сезонным экскурсиям, которые проводились на одном месте. Разработана последовательность проведения занятий (Приложение 3).
Так же проводились экскурсии.
- Экскурсия в осенний лес "Разноцветная природа".
Цель: показать детям многоцветность окружающего мира: чем больше мы всматриваемся в природу, тем больше цветов и их оттенков мы видим.
Экскурсия "Где растут растения?".
Цель: показать, что растения можно найти везде, но в разных средах обитания растут разные растения. Вводится понятие "среда обитания". Выяснить чем отличается лес и луг. Выяснить чем отличаются растения леса и луга. Наблюдать цветовые различия.
Экскурсия "Осень – прекрасная пора!" (Приложение 4).
На этом празднике мы закрепляли и обыгрывали темы и понятия: разноцветная природа, радуга, солнечный свет, зеленый цвет - цвет жизни.
Экскурсия в лес "Природа готовится к зиме".
Цель: наблюдение в той же среде обитания, но при других условиях (отсутствие листьев на деревьях, практически нет живых существ).
Экскурсия в парковую зону "Следы и птицы".
Цель: показать детям разнообразие птиц и следов.
Экскурсия в зимний лес "В гостях у зимушки-зимы".
Цель: показать детям чудо белого цвета, увидеть деревья зимой, разнообразие коры деревьев.
Экскурсия "Разноцветные облака в разноцветном небе".
Цель: дать детям возможность увидеть небо и причудливость облаков.
Экскурсия "Природа просыпается". Цель: наступление весны - смена условий существования.
С детьми наблюдаем за окружающей природой и замечаем, что потекли ручьи, пригрело солнышко, зазеленела травка и т.д. Мы наблюдали за тем, как изменяется цвет природы; сиреневый цвет верхушек берез, пушистые шарики верб, первая травка и цветы - цвета нежные, хрупкие. Дети изображали весну в технике "монотипия".
Экскурсия в весенний лес "Весна красна".
Цель: показать нежность красок весны, красоту и хрупкость первоцветов.
Мы описали основные методические пути и приемы, которые используются на занятиях в детских садах для работы по эстетическому воспитанию средствами природы. Мы смогли убедиться, что в практике воспитателей возможно использование разнообразных приемов работы по эстетическому воспитанию. Это позволяет осуществлять процесс формирования эстетического вкуса более естественным, эффективным.
Выводы
по второй главе
Анализ научной и методической литературы и проведенные исследования позволяют нам сделать следующие выводы.
Ha
основании констатирующего
Данная
экспериментальная работа доказала
необходимость
Разработанная система занятий, методические приемы по развитию у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру дали положительные результаты, что свидетельствует о возможности использования их в детском саду.
Итак,
опытно-экспериментальная
Заключение
В заключении необходимо отметить, что проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по данной проблеме и сделать некоторые выводы.
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Однако данные практики показывают необходимость дальнейшей разработки этой проблемы, поскольку знания детей по эстетическому воспитанию недостаточны.
Опытно-эксперементальная
работа показала, что эффективное
осуществление эстетического
Комплексный подход не только важнейшее условие всестороннего развития личности, но и основа построения системы воспитательной работы.
Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания дошкольников