Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 09:59, курсовая работа
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [13, с. 112]. О необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба. Наши дети уже пришли в этот мир, поэтому особые надежды мы возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным, во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно. Мы считаем, что начинать приобщать человека к искусству необходимо как можно раньше – с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.
Введение……………………………………………………………………
Глава I Теоретические основы эстетического воспитания детей……
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
эстетического воспитания детей в ДОУ………………………….
1.2 Роль природы в эстетическом воспитании детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………
1.3.Формы и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………..………
Глава II Опыт работы по организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы…….…
2.1 Опыт работы педагогов ДОУ № 22 МО «город Бугуруслан»
Оренбургской области по эстетическому воспитанию детей……
2.2 Использование экскурсии в природе как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 2 главе…………………………………………………..………
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………
Приложения…………..………………………………………………….…
Благотворное влияние природы необходимо соединить со систематическим, глубоко продуманным педагогическим влиянием. Под влиянием природы, эстетического отношения к ее явлениям у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т.е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.
Таким
образом, важным путем эстетического
воспитания является организованное,
целеустремленное восприятие природы,
которое помогает углубить эстетические
впечатления.
Список
литературы
1. Арушанова А. Дошкольный возраст: Формирование грамматического строя речи [текст] // Дошкольное воспитание. – 1993, № 9 – С. 58-65
2.
Баранова Э. Особенности
3.
Баранова Э.А. Диагностика
4. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. [текст] / М.: Академический Проект; Культура, 2005. - 240 с.
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [текст] / М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
6. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. [текст] / М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 240 с.
7.
Валлон А. Психическое
8.
Гарифуллина И. Игровой проект
– эффективный инструмент
9.
Дьяченко О. Особенности
10.
Доналдсон М. Мыслительная
11.
Козлова С.А. Дошкольная
12.
Капустина Н. Психологические
аспекты развития
13. Капустина Н.Г. Социальное познание в старшем дошкольном возрасте [текст] / Челябинск: ЧГУ, 2004
14. Крайг Г. Психология развития [текст] / СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
15. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп. [текст] / М.: Советская Россия, 1979
16.
Лейтес Н.С. Возрастные
17.
Методические рекомендации по
технологии аккредитационной
18.
Мухина В.С. Возрастная
19. Миллер С. Психология игры. (Пер с англ.) [текст] / СПб.: Университетская книга, 1999
20.
Мухина В.С. Детская
21.
Морозова Н.Г. Учителю о
22.
Общение и речь: Развитие речи
у детей в общении со
23.
Павлова Л. Игры как средство
эколого-эстетического
24.
Психология. Словарь [текст] / Под
общ. ред. А.В. Петровского, М.
26. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста [текст] / Под ред. Л.А. Парамоновой. М.: Карапуз-Дидактика, 2004
27.
Поддъяков Н.Н. Мышление
28. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет [текст] / Под ред. Л.А. Парамоновой. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006
29.
Субботский Е.В. Ребенок
30.
Урунтаева Г.А. Дошкольная
31. Шумакова Н.Б. Возраст вопросов [текст] / М., 1990
32.
Щукина Г.И. Проблема
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
1.
Туча. В. Орлов
Туча тучу повстречала,
Туча туче прокричала:
"Прочь с дороги, уходи!
Прочь с дороги, дай пройти!"
Отвечала туча туче:
"Ты меня не трогай лучше,
Если тронешь, проучу
И тебя поколочу!"
Туча тучу лбом, лбом!
А по небу гром, гром!
Бились тучи целый час,
Слезы
сыпались из глаз.
Приложение 2.
Экологическая сказка
"О
чём шепчет ручеёк"
Ручеек был очень чистый и очень веселый. Он радовался солнцу, чистому небу, пению птиц и весело журчал. У ручейка было много друзей: зайцы бегали с ним наперегонки, медведи и лисы спасались от жары, отдыхая на его прохладных берегах; синицы, скворцы и зяблики шутили и смеялись вместе с ним. И горы без него не могли обойтись: весной он помогал им освободиться от талых вод. А еще ручеек любил людей, любил, хотя его матушка Земля не раз говорила ему: "Люди коварны, они способны на предательство, помни об этом!" Но ручеек верил, что люди добрые и на добро отвечают добром. В одно прекрасное утро к ручейку прилетела сорока и рассказала ему о том, что люди в долине остались без воды - родник, который поил все живое, высох. Притих ручеек, призадумался. И решил помочь людям. Что есть сил, побежал вниз, в долину. И тогда в поселке наступил долгожданный праздник: люди радовались воде как чуду. А ручеек был счастлив и горд. Прошло несколько дней. Люди перестали обращать внимание на своего спасителя, а ручеек все чаще стал задумываться: почему люди так жестоки, почему они не берегут природу, почему позволяют себе превращать в мусорную кучу то место, где они живут? Вскоре ручеек стал задыхаться, из кристально чистого и прозрачного превратился в мутный, грязный. Ручеек заплакал, и тогда его вода стала соленой. Он понял, из-за чего родник покинул долину.
Поздней ночью ручеек ушел из деревни. Тяжело было у него на душе, и лишь одна мысль его согревала: он скоро встретиться с настоящими своими друзьями, которые никогда не продадут: горами, деревьями, лесными жителями. И еще он все время думал, неужели матушка Земля была права?
После
чтения сказки задаем детям вопросы:
«А как вы считаете? Что каждый из вас может
сделать, чтобы реки, ручьи и озера никогда
не покидали нас?»
Приложение
3.
Последовательность
проведения занятий
опытно-экспериментальной
работы по формированию
эстетического восприятия
у детей средствами
природы ДОУ № 22 МО «город
Бугуруслан» Оренбургской
области
Тема занятия | Сроки проведения |
1. Экскурсия в осенний лес "Разноцветная природа". | сентябрь |
2. Занятие на тему: "Солнце и волшебная радуга" | сентябрь |
3. Экскурсия по лесу "Где растут растения?" | сентябрь |
4. Занятие на тему: "Разноцветные плоды растений". | октябрь |
5. Экскурсия в лес "Осень - прекрасная пора!" | октябрь |
6. Занятие на тему: "Зима в окно стучится" | ноябрь |
7. Экскурсия в лес "Природа готовится к зиме". | ноябрь |
8. Занятие на тему: "Как зимуют домашние животные". | декабрь |
9. Экскурсия в парковую зону "Птицы и следы". | декабрь |
10. Занятие на тему:
"Красота и разнообразие |
январь |
11. Экскурсия в зимний лес "В гостях у зимушки-зимы". | январь |
12. Занятие на тему: "Обитатели зимнего леса". | февраль |
13. Занятие на тему: "Природа просыпается". | март |
14. Экскурсия в лес "Разноцветные облака в разноцветном небе". | март |
15. Занятие на тему"День Земли". | апрель |
16. Экскурсия в
весенний лес "Природа |
апрель |
17. Занятие на тему: "Красота цветущей ветки". | май |
18. Экскурсия в весенний лес "Весна красна". | май |
Приложение 4.
Экскурсия.
Тема "Осень – прекрасная пора".
Цели:
образовательная – развивать у детей понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях;
развивающая – развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей;
воспитательная
– развивать эстетическое мировоззрение,
раскрывая причины наступления
осенних явлений в жизни
Проведение экскурсии.
Начинаем экскурсию с места, к которому подступают деревья кустарники, тронутые палитрой осенних красок. Экскурсию начинаем стихотворением И. Бунина "Листопад":
"Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца..."
Раскрываем для детей тайны удивительных вещей природы.
В ходе рассказа конкретизируем понятие "дерево", "кустарник", "трава", обращаем внимание дошкольников на их многообразие, вводим видовое название растений. Объясняем им:
- причины изменения окраски листьев, листопада;
- чем вызвано многообразие плодов;
- чем объяснить сравнительную тишину осеннего дендрария.
При объяснении используем стихотворение Ф. Тютчева "Есть в осени первоначальной".
Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания дошкольников