Природа как средство эстетического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [13, с. 112]. О необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба. Наши дети уже пришли в этот мир, поэтому особые надежды мы возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным, во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно. Мы считаем, что начинать приобщать человека к искусству необходимо как можно раньше – с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава I Теоретические основы эстетического воспитания детей……
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
эстетического воспитания детей в ДОУ………………………….
1.2 Роль природы в эстетическом воспитании детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………
1.3.Формы и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………..………
Глава II Опыт работы по организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы…….…
2.1 Опыт работы педагогов ДОУ № 22 МО «город Бугуруслан»
Оренбургской области по эстетическому воспитанию детей……
2.2 Использование экскурсии в природе как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 2 главе…………………………………………………..………
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………
Приложения…………..………………………………………………….…

Работа содержит 1 файл

КНЮ проверена 19 января 2011.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

     Вторая  группа задач связана с формированием  навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. В рамках настоящего исследования мы укажем общий принцип отбора методов – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания. Например, воспитатель предлагает ребенку: «давай сочиним стихи про котенка. Я начинаю, а ты продолжаешь. Подарили нам котенка. Ростом ровно с… (два опенка). Не умеет кушать он, а кричит как… (телефон). Вот замечательно! Послушай, что у нас получилось». В этом примере творческое задание подкреплялось приемами подсказки, побуждения и положительной поддерживающей оценкой. Нужен предварительный этап – подбора рифмы к словам. Можно использовать и чтение художественного произведения.

     Творческие  задание можно использовать и  при обучении детей танцевальным движениям, в театрализованных играх, при создании музыкально-игровых образов, в рисовании при подборе материалов для изображения и др. Это очень эффективный педагогический прием, так как он всегда вызывает у детей положительный эмоциональный интерес.

     Кроме того, творческие задания и всякое проявление творчества обязательно  должны сочетаться с обучением навыкам  художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследование предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.

     Эстетическое  воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в  зависимости от принципа руководства  их деятельностью, способа объединения  дошкольников, вида деятельности.

     Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства опосредованный, косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.

     Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, «написать письмо» бабушке, смастерить игрушку для игры и др.  Очень часто такая деятельность носит синтетический характер, т.е. дети соединяют разное содержание, разные материалы, разные способы работы. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Но главное -  создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы, где именно можно, не мешая другим, рисовать, строить, музицировать и т.п. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечение внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии [11, с. 102]. Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, мастерят элементы костюмов, рисуют декорации, изготавливают атрибуты для игры, организуют театрализованную игру и т.д. Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке.

     Воспитатель организует экскурсии в природу, к памятникам, в музей, на празднично украшенную улицу и т.д. Задача педагога – продумать содержание экскурсии  с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства. Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, - театрализованные игры и игры-драматизации. Эти игры проходят под руководством воспитателя. Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера, викторины. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал – и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему. Дети читают стихи, поют песни, водят хороводы и т.д. [23, с. 42]

     Праздники в дошкольном учреждении соответствуют  принятым в нашей стране. При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задача физического развития. И конечно, реализуются задачи эстетического воспитания. Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности.

     Итак, эстетическое воспитание  детей  дошкольного возраста может быть организовано в разных формах. В основе методики эстетического воспитания детей дошкольного возраста лежит совместная деятельность педагога  и ребенка по развитию у него творческих способностей и восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт  малыша, его побуждения, стремления, переживания.

     Методы  эстетического воспитания очень  разнообразны.  Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов  деятельности, возраста ребенка. Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных  методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий: метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса; метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения; метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям; метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире.

     В дошкольном  детстве широко применяются  игровые методические приемы. Ребенок  успешнее  усваивает  разнообразную  деятельность,  если  воспитатель  создает игровые  ситуации,  если  художественный  материал представлен в увлекательной  форме,  если  между  детьми  возникают  игровые  соревнования.  Важнейшее значение  игры  заключается  в  том,  что она  является такой формой  организации жизни детей,  при которой складываются  определенные  взаимоотношения между ними,   формируются их  чувства,  в том числе эстетические. Незатейливые  игры  в природе доставляют  много радости детям и в то же  время развивают их  наблюдательность,  воображение   фантазию,  обостряют восприятие  прекрасного. В целом лишь  комплекс  всевозможных  методов может обеспечить  полноценное эстетическое  развитие  ребенка.

     Поэтому  при анализе  эстетической  жизни  ребенка  мы  должны иметь в виду  то же,  что  лежит  в  основе  характеристики  моральной  сферы  у  ребенка,  именно,  что  эстетическая  сфера  есть  форма  жизни, определяемая  особой  обстановкой.  Она  захватывает  и  чувства  и интеллект  и  активность,  и это значит,  что мы  имеем здесь дело  с целостной сферой,  с особым  типом миропонимания.  Как и взрослые,  так и дети  эстетически живут,  прежде  всего,  в своем эстетическом  опыте,  в восприятии  прекрасного,  в живом энтузиазме,  который   загорается  от  этих  встреч  с  прекрасным  и  в  слиянии  с  ним.

     Но  эстетические  переживания  вызывают  затем  сложную  психическую  работу,  сохраняющую  эту  определенность  эстетическим  опытом.  Они  вызывают,  с одной  стороны,  эстетическое  мышление,  с  другой  стороны,  эстетическое  творчество.    Детство,  можно  сказать,  насыщенно  переживаниями,  порывами  к  эстетическому  творчеству,  оно  как бы  окрашено   эстетической  радостью,  восторгами,  доходящими  до  экстаза.  У  детей  слабо  развито  эстетическое  мышление,  и  это  кладет  яркую печать  на  своеобразия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по первой главе 

     Анализ  теоретических основ эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание – это, прежде всего, формирование в человеке эстетического отношения к действительности  и  активизации   его  до  творческой  деятельности  по законам  красоты. Пприрода – один  из  важных  факторов   эстетического  развития   личности. В  основе  методики  эстетического воспитания    должна  лежать  совместная деятельность педагога   и ребенка   по  развитию  у него  творческих   способностей   к восприятию  красоты окружающего мира.

     Таким образом, эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, поскольку за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Опыт работы по организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы 

     2.1 Опыт работы педагогов  ДОУ № 22 МО «город  Бугуруслан» Оренбургской  области по эстетическому  воспитанию детей 

     На  втором этапе исследования необходимо решить следующие задачи:

     1) Рассмотреть и проанализировать работу по  эстетическому  воспитанию средствами природы, осуществляемую воспитателями детских садов;

     2) Изучить психолого-педагогические  основы  эстетического  воспитания  старших дошкольников;

     3) Раскрыть значение природы в  эстетическом воспитании дошкольников;

     4) Выявить основные пути и методы (средства) эстетического воспитания  детей старшего дошкольного возраста  средствами природы.

     Общение с природой, методически правильно  организованный труд, эстетическое восприятие явлений природы способны обеспечить эстетическое развитие дошкольников, а это много значит для всестороннего развития личности, которая соединяла бы в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство.

     Педагогами  ДОУ № 22 МО «город Бугуруслан» Оренбургской области разработана система занятий, методические приемы по развитию у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру.

     Так, например, на прогулке  рассказываем о весеннем солнышке. Трудится оно  с утра до вечера, спешит, пробуждает и траву, и цветы, и деревья от зимнего сна. Радует солнышко и птичек, и людей. После этого читаю детям стихотворение А. Бродского "Солнечные зайчики". Утром, на прогулке, я не упускаю случая обратить внимание на красоту, которая нас окружает. Солнце своими лучами разбудило природу, раскрасило небо в красные, желтые, розовые цвета. Проснулись птицы и бабочки. Солнце греет землю, помогает расти всему живому в природе. Вечером на прогулке наблюдаем, как садится солнышко за тучу, закрывает глазки и становится вокруг темно. Вместе с солнцем все живое просыпается. В траве дети заметили блестящую на солнце паутинку. Зовут меня, подхожу, предлагаю понаблюдать. Кто же здесь живет? Чуть трону паутинку стебельком. Сразу же выбегает паучок. Рассказываю, что он сделал паутинку - сеть, ловит в нее мух, комаров, мошек. Мешать ему не стоит, лучше понаблюдать, как он будет плести еще паутинку.  Начинаются летние грозы. Малыши боятся грома, сидят на веранде притихшие. Стараемся доступно объяснить им это явление природы. Помогает нам в этом стихотворение "Тучи" В. Орлова (приложение 1).

     Дети  улыбаются и каждый раз в непогоду говорят: "Тучи ссорятся, а небо недовольно ссорой, хмурится". Во время дождя  замечаем, что птички не поют, спрятались от дождя, прислушиваемся, как шумит  дождь, как стучат его капли по крыше веранды.

     Осенью  собираем разноцветные листья, рассматриваем  резные листья клена, березы. Сушим цветы, очень красиво выглядят зимой в букетах сурепка, пастушья сумка, кукушкины слезки, полевые злаки. Шишки, семена деревьев и трав тоже пригодятся для поделок. В свободное время составляем с детьми панно из сухих листьев и цветов. Дети внимательно смотрят, дают советы, как лучше расположить цветы, а то и сами берутся за дело.

Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания дошкольников