Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 09:59, курсовая работа
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [13, с. 112]. О необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба. Наши дети уже пришли в этот мир, поэтому особые надежды мы возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным, во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно. Мы считаем, что начинать приобщать человека к искусству необходимо как можно раньше – с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.
Введение……………………………………………………………………
Глава I Теоретические основы эстетического воспитания детей……
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
эстетического воспитания детей в ДОУ………………………….
1.2 Роль природы в эстетическом воспитании детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………
1.3.Формы и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………..………
Глава II Опыт работы по организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы…….…
2.1 Опыт работы педагогов ДОУ № 22 МО «город Бугуруслан»
Оренбургской области по эстетическому воспитанию детей……
2.2 Использование экскурсии в природе как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 2 главе…………………………………………………..………
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………
Приложения…………..………………………………………………….…
В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко [5, с. 83]. Той же точки зрения придерживается и Н.И. Киященко, который считает, что успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Поэтому всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания. Главное – воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
Помимо
формирования эстетического отношения
детей к действительности и искусству,
эстетическое воспитание параллельно
вносит вклад и в их всестороннее
развитие. Эстетическое воспитание способствует
формированию нравственности человека,
расширяет его познания о мире, обществе
и природе. Разнообразные творческие занятия
детей способствуют развитию их мышления
и воображения, воли, настойчивости, организованности,
дисциплинированности.
1.2
Роль природы в
эстетическом воспитании
детей старшего дошкольного
возраста
Богатейший
эмоциональный опыт дает детям природа.
Трудно представить себе эстетическое
воспитание детей без привлечения
в помощники воспитателю
Во все времена и эпохи природа оказала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.
Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа – источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники – всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире [14, с. 391].
Уровень экономического развития общества, общественные отношения людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или, наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.
В античный период древние греки рассматривали прекрасное как гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался всеобщим эстетическим свойством ее.
Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху Возрождения, вновь люди полюбили формы и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты. В империалистическую эпоху ненависть к человеку, чисто эгоистические интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.
Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл.
В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора.
Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой [28, с. 129] .
Ребенка необходимо научить видеть природу. Ведь смотреть – еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается в сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Например, описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо и луну, показать все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать. Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу. Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей.
В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется. В городах есть деревья, бульвары, скверы, парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать, как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу – навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.
Ребенку необходимо показать особенности поведения воробьев, галок, голубей, научит их описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок; рассказать ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть» окружающих домашних животных.
Главная задача в эстетическом развитии средствами природы – это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.
Любовь к родной природе воспитывается с раннего детства. Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.
Эстетические
чувства тесно связаны с
Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Наиболее эффективная последовательность работы такова:
-
непосредственное восприятие
- организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий.
Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка – все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить – сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды. Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. Запахи так же волнуют воображение ребенка. Развивать наблюдательность у детей – вот задача, которая встает перед воспитателями.
- сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время работы на опытном участке.
В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста. У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным.
Воспитание – это организация деятельности ребенка, в которой важную роль играет организация отношений [24, с. 195]. Организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы, цели – основа наших отношений и чувств.
Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в правильное русло, убедить ребенка, что истребляя природные богатства, он наносит урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический).
Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей. Способность заметить, выделить красивое, развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.
Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей первые шаги. Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам [4, с. 181]. Формы такой деятельности разнообразны, например можно завести аквариум.
Общение
с природой и забота о ней необходимы
для воспитания добрых чувств, обязательных
для каждого человека.
1.3
Формы и методы эстетического
воспитания детей дошкольного
возраста
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности [11, с. 96].
Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами. Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества. Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Ведущими методами для решения первой группы задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.
Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.
При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое и эмоциональное проявление взрослым свои чувств, служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства – подражательность. Бесстрастный, неэмоциональный воспитатель не сможет пробудить в ребенке чувства, отношения. Важная профессиональная черта воспитателя детей дошкольного возраста, да и педагога вообще, - артистичность.
Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания дошкольников