Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:19, курсовая работа
Цель исследования заключается в определении эффективности внедрения в учебный процесс психолого-педагогических технологий, в частности, систему совместной деятельности учителя и учащихся по Л.В.Занкову.
Объектом исследования избрана организация и управление процессом обучения школьников.
Предметом исследования являются требования дидактического комплекса педагогических требований к школьному курсу физики при изучении электростатики,как объективной основы эффективного развития школьников, которое выражается в создании, развитии и формировании у них таких принципиально новых для школьного возраста психических образований как учебная деятельность и теоретическое мышление.
Введение……………………………………………………………………
Глава 1.Теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
1.1.Концепция развивающего обучения при изучении электростатики в школьном курсе физики по системе Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова……
1.2.Дидактическая система обучения Л.В.Занкова при изучении электростатики…………………………………………………………….
Глава 2.Организация и методы исследования…………………………………..
2.1.Логика исследования…………………………………………………………
2.2.Организация констатирующего этапа эксперимента……………………..
2.3.Организация формирующего этапа эксперимента…………………………
Глава 3.Результаты исследования……………………………………………….
3.1.Результаты констатирующего этапа эксперимента………………………..
3.2.Анализ результатов формирующего эксперимента……………………….
3.3.Результаты контрольного этапа эксперимента……………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
Таким образом, закономерности
явления электризации (т.е. виды
зарядов, взаимодействие
При изучении следующего выделенного нами блока- электрическое поле, мы использовали групповую форму работы в четверках , которая состоит из четырех последовательных этапов, основное содержание которых представлено в таблице 3.
Таблица 4.
Организация работы учебных четверок при изучении темы «Электростатика».
Этап | Содержание деятельности |
1.Индивидуальная работа. | Учитель предлагает
задание(достаточно большое по объему):изучить
и составить конспект §38(по учебнику
Г.Я.Мякишева,Б.Б.Буховцева. |
2.Работа
в парах
(горизонтальные связи). |
Каждый участник выбирает себе партнера. Задание по содержанию остается прежним, но цель данного этапа заключается в нахождении общего решения между парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников. Время обсуждения-10 минут. |
3.Работа
в парах
(вертикальные связи). |
Пары меняются. Содержание работы остается прежним. Новые партнеры обмениваются решениями и ищут возможность обновления проблемы. Время для обсуждения 10 минут. Учитель при этом ведет строгий контроль выполнения задания и дает методические рекомендации по составлению опорного конспекта, исправляет ошибки. Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать мнение другого партнера, предложить свое понимание проблемы. Научиться отстаивать свое мнение и найденное им решение. |
4.Принятие группового решения. | Члены группы собираются вместе. Поскольку все уже осведомлены о возможных вариантах формулировок основных характеристик электрического поля, цель данного этапа заключается в выработке общих положений. При этом большое внимание уделяется не только содержанию, но и форме решения поставленных вопросов на первом этапе урока. Время-10 минут. |
В конце занятия учитель делает выводы по проделанной работе на уроке и выставляет оценки.
Другим направлением нашей
В качестве изучения тем, выделенных нами в последующие блоки, мы предложили использовать нестандартные уроки при их изучении . Вашему вниманию предоставляется фрагмент разработанного нами учебно-методического комплекса, который включает в себя опорный конспект и тетрадь домашних заданий.
Предполагается, что если изучать материал, проводя его структурирование и систематизацию, а именно использовать на уроках опорный конспект, составленный учащимися при помощи учителя, а дома тетрадь домашних заданий, то следует ожидать, что качество усвоения учебного материала будет лучше. Для проверки выдвинутого предположения необходимо было разработать методику изучения темы: «Диэлектрики» 10-го класса с использованием опорного конспекта и тетради домашних заданий.
В связи с этим естественно звучит вопрос, почему в качестве основного средства обучения при разработке методики был выбран опорный конспект. Обосновывая такой выбор, отметим, что в последнее десятилетие методическая система организации учебно-воспитательного процесса с использованием опорного конспекта получила широкое распространение, что и стало решающим фактором при выборе основного средства обучения. Поэтому уместно было бы сказать несколько слов непосредственно об опорном конспекте.
Опорный
конспект - это логическая схема
изложения учебного материала, выполненная
в виде физических формул, кратких
выводов, поясняющих рисунков и т.д. Опорный
конспект раскрывает закон, явление, научный
факт всегда по одному и тому же для каждого
элемента знания плану. Разработанные
конспекты относятся к такому виду опорных
конспектов, которые используются на уроках
объяснения нового материала. При построении
опорного конспекта мы придерживались
следующих принципов:
1.
Отражение главных ключевых
2.
Составление в близкой
3.
Расположение конспекта на
4. Наглядность и яркость изложения.
5. Отсутствие сокращений, непонятных для учеников.
Мы надеемся, что использование опорных конспектов в учебном процессе позволит ученику глубже разобраться в изучаемом материале, легче его запомнить, приведет в систему полученные знания. Учителю же ОК поможет сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала, быстро проверить, как ученики поняли и запомнили материал.
При разработке комплекса большое внимание было уделено домашним заданиям. Практика работы школы показывает, что домашние задания носят стереотипно-шаблонный характер - перечень параграфов и упражнений или задач. Домашняя работа является одним из компонентов методической структуры урока и частью учебно-воспитательного процесса. Процесс обучения становится существенно более эффективным, когда учитель обдумывает не только объем, но и характер домашнего задания. Часто существенным недостатком домашних заданий является негативное восприятие их учащимися. Кроме того, появилась возможность приобретения решебников с уже решенными заданиями. Таким образом, к разработанным опорным конспектам прилагается тетрадь домашних заданий, в которой к каждому уроку подобраны соответствующие задания. Итак, рассмотрим два типичных урока по разработанной методике.
На доске, кроме
содержания опорного конспекта изображены
дополнительные рисунки и схемы, при помощи
которых учитель иллюстрирует свой рассказ
и обязательно поддерживает обратную
связь с учениками. В ходе объяснения нового
материала учитель должен проделывать
необходимые опыты. Главное в процессе
изложения нового материала - добиться,
чтобы каждый ученик разобрался в каждой
части конспекта. После изложения нового
материала учитель еще раз объясняет узловые
моменты. В рабочей тетради фиксируются
основные моменты урока. Дома в тетради
домашних заданий учащиеся должны воспроизвести
опорный конспект, а также выполнить тестовое
задание. В последующем предполагается
постепенный переход от воспроизведения
готового опорного конспекта к полностью
самостоятельному его составлению.
Этот урок проходит в три этапа:
1) устное воспроизведение опорного конспекта.
Опрос по опорным конспектам осуществляется следующим образом: в опорном конспекте подпунктами изложены в краткой форме параграфы учебника, каждый подпункт достается одному из учеников, они выходят к доске и воспроизводят каждый свой пункт. В это время остальные ученики участвуют во фронтальном опросе. Затем слушают учеников у доски. Такое изложение называется проговариванием опорного конспекта. Ученик использует свою запись как основу, а рассказ строит на базе объяснения учителя, материала учебника, собственных примеров и материала, который ему удалось прочитать дополнительно. Когда рассказ ученика заканчивается, класс его комментирует, т.е. отмечает, что было раскрыто хорошо, что осталось не раскрытым, что освещено неверно.
2)
Решение задач.
Важна самостоятельная работа учащихся, а не количество задач, решенных у доски учителем. На уроке решения задач первые задачи прорешиваются учителем, а остальные учащимися у доски. Учителем ведется глубокий анализ решаемой задачи, а также он контролирует правильность записи данных, перевода единиц, вывода формул и расчетов.
3) Опрос тестовым методом по заданию к опорному конспекту.
Это экспресс-контроль знаний в течение 5 минут, позволяющий проверить степень понимания материала. Учитель раздает листы с тестовыми заданиями (обычно в них семь вопросов), а учащиеся выбирают из предложенных ответов правильные. Учитель собирает листочки и анализирует их. Возможен еще один вариант контроля - это когда ребята проверяют друг у друга тестовые задания, а учитель зачитывает правильные ответы.
После урока решения задач ученикам предлагаются следующие задания:
Решить количественные задачи.
Решить качественные задачи.
В
конце тетради имеется таблица
для записи основных формул. После
каждого урока ученики
Один
из важнейших элементов данной методики
- это право учащихся пересдавать
материал (конспекты или задачи). Для пересдачи
задач учащиеся получают листочки с текстом
или просто номера задач из сборника. После
выдачи задания с учащимися проводится
консультация по теоретическому материалу
или решению задач.
Таким образом, представленная методика с одной стороны позволяет каждому ученику многократно проработать каждый вопрос изучаемой темы, а с другой стороны позволяет учителю провести объективную оценку знаний учащихся.
Следует отметить¸ что при изучении темы «Электростатика» в традиционном курсе изучения существует постановка серии опытов, демонстрирующих процессы электризации тел.В соответствии с дидактической системой Л.В.Занкова демонстрация опытов должна проводится под чутким контролем учителя и каждый шаг при проведении опыта учителем должен им комментироваться, одновременно учитель должен проводить фронтальный опрос учащихся по теме, задавать наводящие вопросы. Далее нами разработан перечень серии опытов(10 методических рекомендаций по проведению опыта), которые можно рекомендовать при проведении уроков или же использовать в качестве наглядно-демонстрационного материала при проведении внеклассных мероприятий после изучения данной темы в 10 классе школьного курса физики.
В
настоящее время основным источником
электричества в учебных
Однако
упомянутые источники не удовлетворяют
основополагающему требованию дидактики
физики: их принцип действия даже в
общих чертах непонятен учащимся.
Игнорирование этого требования
вынуждает учащихся принимать физические
знания на веру, лишает их возможности
самостоятельной познавательной деятельности,
ведёт к догматизму в преподавании и в
конечном итоге снижает интерес школьников
к физике.
Поэтому естественно начать с рассмотрения хорошо известных из школьного курса явлений электризации. Дидактическое исследование этих явлений позволит отработать технику постановки традиционных демонстрационных опытов, сравнить различные способы электризации тел, получить новые источники электричества для учебных экспериментов, организовать познавательную деятельность школьников.
Эбонитовой палочкой прикоснёмся к маленьким кусочкам бумаги, лежащим на столе, и поднимем палочку – бумажные кусочки останутся лежать на столе. Это свидетельствует о том, что сила гравитационного взаимодействия между бумажными кусочками и палочкой недостаточна для притяжения их к палочке.
Потрём эбонитовую палочку о мех (или шёлк) и поднесём её к тем же кусочкам бумаги – они подскочат и прилипнут к палочке, а спустя некоторое время, отскочат от неё.
Значит,
в результате соприкосновения и
трения о мех (или шёлк) эбонитовая
палочка приобрела новое
Если
поднести потёртую о мех палочку к щеке,
возникнет ощущение прикосновения к лёгкой
паутине. Прикоснувшись в темноте к натёртой
мехом эбонитовой палочке, мы увидим слабую
искру и услышим лёгкий треск. Всё это
проявления электризации тел.
Информация о работе Применение технологий развивающего обучения на уроках физики