Применение технологий развивающего обучения на уроках физики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в определении эффективности внедрения в учебный процесс психолого-педагогических технологий, в частности, систему совместной деятельности учителя и учащихся по Л.В.Занкову.

Объектом исследования избрана организация и управление процессом обучения школьников.

Предметом исследования являются требования дидактического комплекса педагогических требований к школьному курсу физики при изучении электростатики,как объективной основы эффективного развития школьников, которое выражается в создании, развитии и формировании у них таких принципиально новых для школьного возраста психических образований как учебная деятельность и теоретическое мышление.

Содержание

Введение……………………………………………………………………

Глава 1.Теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

1.1.Концепция развивающего обучения при изучении электростатики в школьном курсе физики по системе Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова……

1.2.Дидактическая система обучения Л.В.Занкова при изучении электростатики…………………………………………………………….

Глава 2.Организация и методы исследования…………………………………..

2.1.Логика исследования…………………………………………………………

2.2.Организация констатирующего этапа эксперимента……………………..

2.3.Организация формирующего этапа эксперимента…………………………

Глава 3.Результаты исследования……………………………………………….

3.1.Результаты констатирующего этапа эксперимента………………………..

3.2.Анализ результатов формирующего эксперимента……………………….

3.3.Результаты контрольного этапа эксперимента……………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ ФИЗМАТ-2.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

       СОДЕРЖАНИЕ.

Введение……………………………………………………………………

Глава 1.Теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы по данной  проблеме.

1.1.Концепция  развивающего обучения при изучении  электростатики в школьном курсе  физики по системе Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова……

1.2.Дидактическая  система обучения  Л.В.Занкова  при изучении электростатики…………………………………………………………….

Глава 2.Организация и методы исследования…………………………………..

2.1.Логика  исследования…………………………………………………………

2.2.Организация   констатирующего этапа эксперимента……………………..

2.3.Организация  формирующего этапа эксперимента…………………………

Глава 3.Результаты исследования……………………………………………….

3.1.Результаты  констатирующего этапа эксперимента………………………..

3.2.Анализ  результатов формирующего эксперимента……………………….

3.3.Результаты  контрольного этапа эксперимента……………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Состояние современной отечественной системы образования характеризуется некоторыми чертами, которые можно считать кризисными. К ним, в первую очередь, мы относим неразработанность методологии отбора учебного материала в школьном курсе физики в соответствии с индивидуальными особенностями личности школьника и педагогическими требованиями.В связи с этим наблюдается развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности в области образования с целью создания такой системы обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика. В этой ситуации возникает дисгармония между сложившимися традиционными, стереотипными методами обучения и новаторскими изысканиями, способными существенно повлиять на ход педагогического процесса.

     В данной исследовательской работе мы провели анализ педагогической литературы, используя основные положения теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, применили при изучении электростатики в школьном курсе физики принцип совместной деятельности учителя и учащихся по дидактической системе Л.В.Занкова. Различные подходы к решению данной работы раскрыты в работах В.А. Беликова, М.А. Данилова, Ю.И. Дика, Л.Я. Зориной, А.Н. Крутского, В.Н. Мощанского,  В.Г. Разумовского, К.М. Сосницкого, А.М. Сохора, А.И. Уман, А.В. Усовой, В.Ф. Шаталова, П.М. Эрдниева и других.

     Не  вызывает сомнений высказывание о том, что учебный материал всегда должен удовлетворять определенным стандартам. Но, помимо стандартов, которые задаются учреждениями, руководящими образованием, и касаются, как правило, содержания образования, учебный материал должен соответствовать критериям, предъявляемым к научной теории. На основе этих критериев должны осуществляться разработка и структурирование учебных курсов. Однако многими авторами как «старых», так и «новых» учебных курсов эти требования зачастую игнорируются.

     Необходим словарь понятий по отношению к каждой из дисциплин, изучаемых в средней школе. Он позволит обосновать содержание учебников и учебных пособий, раскрыть новые возможности для их создания, а также для контроля за результатами образования. Одновременно он поможет создать более высокую степень интеграции содержания образования и дать методическую свободу.

     Цель  исследования заключается в определении эффективности внедрения в учебный процесс психолого-педагогических технологий, в частности, систему совместной деятельности учителя и учащихся по Л.В.Занкову.

       Объектом исследования избрана организация и управление процессом обучения школьников.

     Предметом исследования являются требования дидактического комплекса педагогических требований к школьному курсу физики при изучении электростатики,как объективной основы эффективного развития школьников, которое выражается в создании, развитии и формировании у них таких принципиально новых для школьного возраста психических образований как учебная деятельность и теоретическое мышление.

     В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы психологического изучения электростатики в дидактической теории, проанализировать различные подходы к решению данной проблемы.
  2. Изучить и проанализировать применение принципа восхождения от абстрактного к конкретному к организации научного знания и его применение в педагогике при проведении занятий по электростатике;
  3. Выделить, разработать и обосновать психолого-педагогические требования при изучении электростатики в школьном курсе физики.
  4. Выявить уровень сформированности основных понятий, терминов, законов и правил по теме «Электростатика» в контрольной и экспериментальной группе учащихся.
  5. разработать соответствующие дидактические технологии и современные методы и проверить их психолого-педагогическую эффективность в формирующем эксперименте.
  6. Провести повторную диагностику уровня сформированности основных понятий на контрольном этапе эксперимента.

     Методологической  основой исследования являются  труды выдающихся ученых-философов В.В. Агудова, В.А. Вазюлина, Г. Гегеля, В.С. Готта, Э.В. Ильенкова, Б.М. Кедрова, В.И.Ленина, К.Маркса, И.С. Нарского, В.С. Швырева, Ф.Энгельса и других.В качестве психолого-педагогической основы исследования выступают теория развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов и другие), труды отечественных ученых-педагогов по проблемам организации и систематизации учебного знания (В.А. Беликов, М.А. Данилов, Л.В. Занков, Л.Я. Зорина, А.Н. Крутский, В.Н. Мощанский, А.М. Сохор, А.В. Усова, П.М. Эрдниев и другие). 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1. Теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

1.1. Концепция развивающего обучения при изучении электростатики в школьном курсе физики по системе Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. 

       Система развивающего обучения, созданная большим  коллективом под руководством Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.В.Репкина, отличается от других концепций развивающего обучения своей прямой направленностью на задачу психического — умственного и личностного — развития учащихся.Обобщая работы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Э.В.Ильенкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В.В.Давыдовым теоретическим, а само такое обучение — развивающим.Основные принципы развивающего обучения сводятся к следующим:

1.Развитие происходит  путем врастания ребенка в  культуру и опирается как на  свое основание на достижения  естественного созревания (Л.С.Выготский).

2.Обучение есть  источник развития (обучение происходит  в зоне ближайшего развития).

3.Принцип субъектности  ребенка в учебном процессе. Ученик  должен быть субъектом, а не  объектом обучения.

4.Принцип опережающего  обучения (обучение опережает развитие).

5.Приоритетная  цель — формирование способов  умственных действий (СУД).

      При изучении электростатики в школьном курсе физики вышеперечисленные принципы широко используются, особенно актуальным является применение принципов развивающего обучения в настоящее время, в век информационных технологий и технического прогресса. Раздел «Электростатика» занимает особое место в школьной физической программе. С изучения этого раздела начинается изучение курса «Электродинамика», поэтому в этом случае в преподавании имеется благоприятная возможность выстроить весь курс в дальнейшем на основе принципа восхождения от абстрактного к конкретному. При изучении этого раздела у школьников формируются основы понятийного содержания всего курса электродинамики и логики ее построения.

     В разделе «Электростатика» можно  выделить несколько фундаментальных  понятий, которые составят набор исходных абстракций. Это понятия «электрический заряд», «электрическое поле» и «электромагнитное взаимодействие».

      Возникает закономерный вопрос: «Какое из понятий  – электрический заряд, электрическое  поле или электромагнитное взаимодействие – может быть положено в основу курса как генетически исходное?» На наш взгляд, генетически исходным понятием раздела «Электростатика» и всего курса «Электродинамика» должно выступать понятие «электрический заряд». В большинстве учебных пособий отсутствует определение понятия «электрический заряд»! В учебнике Г.Я. Мякишева и Б.Б. Буховцева так и говорится: «… понятие заряд – это основное первичное понятие, которое не сводится на современном уровне развития наших знаний к каким-либо более простым, элементарным понятиям». С одной стороны авторы этой фразы автоматически «признаются» в том, что понятие «электрический заряд» является генетически исходным для всего курса электродинамики, а с другой стороны о заряде с самого начала говорится как чем-то само собой разумеющемся после демонстрации простейших опытов по электростатике. Обобщения и определения понятия электрический заряд не происходит. Выход для традиционного преподавания в данном случае только один – постепенное овладение понятием «электрический заряд» на уровне мысленно нерасчлененного конкретного знания. Возникает противоречие между преподаванием и тем, что понятие «электрический заряд» определено во многих учебных и научных изданиях.

      Обратимся к ряду определений того, что такое  «электрический заряд»:

      1) «Физическая величина, характеризующая  свойство тел или частиц вступать  в электромагнитные взаимодействия  и определяющая значения сил  и энергий при таких взаимодействиях,  называется электрическим зарядом.

      2) «Заряд – физическая величина, являющаяся источником поля, посредством которого осуществляется взаимодействие частиц, обладающих этой характеристикой (электрический заряд, слабый заряд, цветовой заряд)».

      3) «Электрический заряд – источник  электромагнитного поля, связанный  с материальным носителем; внутренняя характеристика элементарной частицы, определяющая ее электромагнитное взаимодействие. Вся совокупность электрических и магнитных явлений есть проявление существования, движения и взаимодействия электрического заряда».

      4) «Электрический заряд. Свойство частиц материи или тел, характеризующее их взаимосвязь с собственным электромагнитным полем и их взаимодействие с внешним электромагнитным полем; имеет два вида, известные как положительный заряд (заряд протона, позитрона и др.) и отрицательный заряд (заряд электрона и др.); количественно определяется по силовому взаимодействию тел, обладающих электрическими зарядами».

      Как следует из этих определений в  генетически исходном понятии «электрический заряд» заключены внутренние противоречия, а именно – с одной стороны, заряд характеризует свойства тел или частиц, а другой стороны – заряд может быть определен количественно по силовому взаимодействию тел, обладающих определенными этими свойствами. Раскроем это противоречие более подробно.

      Свойство раскрывает сторону предмета, обуславливающую его различие или сходство с другими предметами и проявляющуюся во взаимодействии с ними. Всякое свойство относительно. Измерить свойство нельзя, можно только сравнивать объекты по наличию у них определенных свойств (по типу «мягче-тверже», «холоднее-горячее» и т.п.). Поэтому, если заряд характеризует особое свойство тел или частиц, то можно лишь говорить о наличии или отсутствии заряда у тел. Однако, с другой стороны, заряд может быть определен количественно, что говорит об определенном, числовом значении параметра, которым обладает тело. Вследствие этого в понятии «электрический заряд» существует диалектическое противоречие.

      Разрешение  этого противоречия возможно путем  введения двух понятий, являющихся по сути дела прививочными абстракциями, одно из которых характеризовало бы заряд как особое свойство тел или частиц, а другое способствовало бы характеристике заряда с численной стороны. Эти две прививочные абстракции – «электрическое поле» и «электрическое взаимодействие» непосредственно связаны с генетически исходным понятием «электрический заряд». Электрические заряды наделяют окружающее их пространство особыми физическими свойствами – создают электрическое поле. Основным свойством поля является то, что на находящуюся в этом поле заряженную частицу действует некоторая сила, т.е. взаимодействие электрических зарядов осуществляется посредством создаваемых ими поле.

      Таким образом, анализируя основные дидактические  требования к методике преподавания электростатики, мы нашли множество закономерностей, в основе которых лежит  теория развивающего обучения. На глубинную связь психологии и педагогики неоднократно указывал Д.Б. Эльконин. Так, он писал: психологическая теория развития психики вообще, в частности психологическая теория учения и усвоения, ядро дидактической теории. Основанием разработки развивающего обучения (по системе Эльконина Давыдова) выступило решение проблемы природы и развития психики в школьном обучении.

Информация о работе Применение технологий развивающего обучения на уроках физики