Применение технологий развивающего обучения на уроках физики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в определении эффективности внедрения в учебный процесс психолого-педагогических технологий, в частности, систему совместной деятельности учителя и учащихся по Л.В.Занкову.

Объектом исследования избрана организация и управление процессом обучения школьников.

Предметом исследования являются требования дидактического комплекса педагогических требований к школьному курсу физики при изучении электростатики,как объективной основы эффективного развития школьников, которое выражается в создании, развитии и формировании у них таких принципиально новых для школьного возраста психических образований как учебная деятельность и теоретическое мышление.

Содержание

Введение……………………………………………………………………

Глава 1.Теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

1.1.Концепция развивающего обучения при изучении электростатики в школьном курсе физики по системе Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова……

1.2.Дидактическая система обучения Л.В.Занкова при изучении электростатики…………………………………………………………….

Глава 2.Организация и методы исследования…………………………………..

2.1.Логика исследования…………………………………………………………

2.2.Организация констатирующего этапа эксперимента……………………..

2.3.Организация формирующего этапа эксперимента…………………………

Глава 3.Результаты исследования……………………………………………….

3.1.Результаты констатирующего этапа эксперимента………………………..

3.2.Анализ результатов формирующего эксперимента……………………….

3.3.Результаты контрольного этапа эксперимента……………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ ФИЗМАТ-2.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

      В исследовании принимали участие 24 учащихся, из  них 12 человек -учащиеся 11 класса(контрольная группа), остальная половина- учащиеся 10 класса (экспериментальная группа).

     Измерение показателей проводилось в различных  шкалах. Поэтому, с целью унификации измерений и перехода к обобщенному показателю (коэффициенту), мы все измерения свели к порядковой (ранговой) шкале и выделили 3 уровня:

     1 — низкий уровень(5-6 баллов): учащийся  обладает частичными знаниями  о структуре курса, умеет отслеживать отдельные связи между понятиями;

     2 — средний  уровень(7-8 баллов): уровень знаний о структуре  курса средний, учащийся может  указать исходные понятия, генетически  исходное понятие, однако отсутствуют полные представления о структуре курса;

     3 — высокий  уровень(9-10 баллов): характеризуется полными представлениями о структуре курса, пониманием взаимосвязей между понятиями.

     Таким образом, оценка «5» оценивается  нами в 9-10 баллов, что соответствует  высокому уровню усвояемости изучаемого материала; оценка «4»- в 7-8 баллов, что соответствует среднему уровню и оценка «3» и ниже -5-6 баллов, что соответствует низкому уровню. 

2.2.Организация  констатирующего  этапа эксперимента  в контрольной  и экспериментальной  группах.

       Для проведения констатирующего этапа эксперимента мы первоначально разработали примерный план работы во время уроков по теме «Электростатика». По учебнику Г.Я.Мякишева, Б.Б. Буховцева  примерное тематическое планирование следующее:

  Тема IY. Электрическое поле (20 ч.)

Урок 1\73 Электрический заряд. Электризация. Элементарные заряды.

Урок 2\74; 3\75 Закон сохранения зарядов. Закон Кулона. Единицы электричества.

Урок 4\76; 5\77 Решение задач на закон Кулона. Электрическое поле и его свойства.

Урок 6\78; 7\79 Напряженность электрического поля. Решение задач на расчет напряжения.

Урок 8\80; 9\81 Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле.

Урок 10\82; 11\83 Работа электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение.

Урок 12\84; 13\85 Решение задач на расчет A и U. Связь между Е и U.

Урок 14\86; 15\87 Электроемкость. Конденсатор. Емкость плоского конденсатора. Энергия заряженного конденсатора.

Урок 16\88; 17\89 Решение задач по электростатике на расчет F, E, U, C, A.

Урок 18\90 Обобщение по теме " Электростатика ".

Урок 19\91 Контрольная работа по теме " Электростатика ".

Урок 20\92 Зачет по теме " Электростатика ".

       Цель  констатирующего  этапа эксперимента заключалась в том, чтобы выявить уровень усвояемости учащимися изучаемого материла, сформированности физических понятий в контрольной и экспериментальной группах. С этой целью нами были разработаны варианты проверочных самостоятельных работ для обеих групп исследования по ранее изученным темам. В данном случае были разработаны варианты срезов по теме «Основы термодинамики». Варианты срезов в контрольной и экспериментальной группах представлены в приложении 1.

       В нижеследующих таблицах под цифрами  обозначены:

       А) контрольная группа.               Б).экспериментальная группа.

       1-Ишбулдин Айрат                      1- Мирзаянов Рамзиль

       2-Давлетгариева  Гузель               2-Галиуллин Айдар

       3-Гариев  Денис                            3-Каюмов Ленар

       4-Шангараев  Динар                     4-Зарипова Зарина

       5-Кулаков  Владимир                   5-Закиров Рустам

       6-Минкаева  Резида                      6-Давлетшина Лилия

       7-Шаймухамедов Айдар             7-Мингазов Эдуард

       8-Салиева  Вероника                    8-Фаизова Карина

       9-Махмутов  Виталий                  9-Басов Александр

       10-Нямуков  Виталий                  10-Файрушин Азамат

       11- Айнуров Ильшат                  11-Филиппов Владимир

       12-Ганиева  Гульназ                    12-Каневская Виктория

       В результате проведенного эксперимента получились следующие результаты.

       Таблица 1.

       Результаты  констатирующего этапа эксперимента в контрольной группе.

№ испытуемого Оценка за самостоятельную работу Балл, уровень  усвоенности материала
1 3 6,низкий
2 4 7,средний
3 4 7,средний
4 3 6,низкий
5 2 5,низкий
6 4 7,средний
7 5 9,высокий
8 5 10,высокий
9 3 6,низкий
10 3 6,низкий
11 4 8,средний
12 2 5,низкий
Хср. 3,5 6,8;средний.
 
 

         Таким образом, в контрольной группе учащихся после проведения констатирующего этапа эксперимента выявлено, что  большинство учащихся контрольный срез выполнили на «3» и «4», лишь 2 ученика из класса справились на оценку «5».Это говорит о том, что уровень сформированности понятий в исследуемой группе учащихся находится не на высоком уровне, скорее даже наоборот. В процентном соотношении  от общего числа учащихся в классе соотношение будет следующим:

       Гистограмма 1.

       Результаты  констатирующего этапа эксперимента в контрольной группе.

       

       Следующим шагом констатирующего эксперимента стало выявление уровня  усвоения учащимися изучаемого материала уже в экспериментальной группе учащихся. Полученные результаты свели в таблицу 2.

       Таблица 2.

       Результаты  констатирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе.

№ испытуемого Оценка за самостоятельную  работу Балл, уровень 

Усвоения  материала

1 3 6,низкий
2 3 6,низкий
3 2 5,низкий
4 3 6,низкий
5 2 5,низкий
6 4 7,средний
7 4 7,средний
8 4 7,средний
9 2 5,низкий
10 3 6,низкий
11 3 6,низкий
12 2 5,низкий
Хср. 2,9 5,9,низкий
 

       В экспериментальной группе результаты ниже, чем в контрольной. В процентном соотношении результаты следующие:

       Гистограмма 2.

       Результаты  констатирующего этапа эксперимента в экспериментальной  группе.

       

       В данном случае высокий уровень усвоения изучаемого материала вообще отсутствует у учащихся, у 60% учащихся он находится на низком уровне, у 40%-на среднем. 
 

      2.1.Организация  формирующего эксперимента.

      После проведенного нами констатирующего  этапа эксперимента, мы разработали  программу обучения темы «Электростатика» в 10 классе общеобразовательной школы, направленной на повышение общего уровня усвояемости изучаемого материала  с применением элементов дидактической системы Занкова. Формирующий этап эксперимента проводился нами лишь в экспериментальной группе учащихся, в контрольной же группе он отсутствовал с целью выявления в дальнейшем, на контрольном этапе эксперимента, эффективность проведенного нами формирующего этапа.

      В центре нашего внимания находились средства коммуникативного подхода при формировании основных знаний, умений и навыков при изучении рассматриваемой нами темы. Целью нашего исследования являлась разработка комплекса методических материалов по данному подходу в рамках указанной темы физики. В ходе поиска путей применения данного подхода мы предполагали, что разработанные материалы будут способствовать повышению уровня усвояемости изучаемого материала и, как следствие, повышению прочности усвоения материала данной темы физики.

           В ходе исследования работа  велась в следующих направлениях: во-первых, нами были изучены труды  указанных выше психологов, дидактов  и методистов, касающиеся коммуникативного  подхода; во-вторых, нами была  построена дидактическая модель обучения в соответствии с коммуникативным подходом с применением дидактической системы Занкова в рамках темы физики 10 класса "Электростатика", которая включает в себя такие элементы, как:

     -тематическое  планирование по изученной теме;

     -место включения предлагаемого материала в учебный процесс;

     -тип  задания;

     -продолжительность  его выполнения;

     -предполагаемая  форма коллективной деятельности  при выполнении данного задания;

     -перечень  основных знаний, умений и навыков, формирование которых предполагает данное задание. На  формирующем этапе нами были разработаны материалы и методика их включения в учебный процесс через организацию совместной деятельности учащихся в парах, группах или всего класса в целом при изучении данной темы физики.

       Условно электростатику мы разделили на пять блоков, в которые объединили изучаемый  материал по следующим темам:

     1. Электризация тел и взаимодействие  зарядов.

     2. Электрическое поле.

     3. Вещества в электрическом поле.

     4. Количественные характеристики электрического поля.

     5. Ёмкость, конденсаторы и энергия  электрического поля. 

        Рассмотрим, для примера, первый  блок, который включает в себя  изучение следующих понятий: электрический  заряд, элементарные частицы,  заряженные тела, электризация тел; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона и единица электрического заряда. Далее нами было рассмотрено место включения предлагаемого материала в учебный процесс. Нами разработаны задания, которые могут использоваться: при изучении нового материала; при закреплении полученных знаний с целью их осмысления и углубления; при решении задач; при проведении лабораторной работы; при обобщении и систематизации полученных знаний; при выработке и закреплении умений и навыков; при проверке знаний, умений и навыков по данной теме. Например, для изучения нового материала, по первому блоку, нами разработаны фронтальные экспериментальные задания, которые представляют собой перечень серии опытов, алгоритм их проведения и наводящие вопросы, помогающие сделать правильные выводы о наблюдаемом явлении. Так, при наблюдении явления электризации тел учащиеся самостоятельно выявляли научные факты и выдвигали гипотезы. При этом им разрешалось пользоваться учебником.

           Предполагаемая форма совместной деятельности учащихся при выполнении этого задания состоит в следующем: класс делится на группы по 4 человека, члены группы ,последовательно выполняя предложенные задания, проговаривают содержание учебных действий (т.е. порядок выполнения и выводы по наблюдаемому явлению). Проговаривают сначала вслух, а затем про себя. Время выполнения такого задания - 30 минут.

Информация о работе Применение технологий развивающего обучения на уроках физики