Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:19, курсовая работа
Цель исследования заключается в определении эффективности внедрения в учебный процесс психолого-педагогических технологий, в частности, систему совместной деятельности учителя и учащихся по Л.В.Занкову.
Объектом исследования избрана организация и управление процессом обучения школьников.
Предметом исследования являются требования дидактического комплекса педагогических требований к школьному курсу физики при изучении электростатики,как объективной основы эффективного развития школьников, которое выражается в создании, развитии и формировании у них таких принципиально новых для школьного возраста психических образований как учебная деятельность и теоретическое мышление.
Введение……………………………………………………………………
Глава 1.Теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
1.1.Концепция развивающего обучения при изучении электростатики в школьном курсе физики по системе Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова……
1.2.Дидактическая система обучения Л.В.Занкова при изучении электростатики…………………………………………………………….
Глава 2.Организация и методы исследования…………………………………..
2.1.Логика исследования…………………………………………………………
2.2.Организация констатирующего этапа эксперимента……………………..
2.3.Организация формирующего этапа эксперимента…………………………
Глава 3.Результаты исследования……………………………………………….
3.1.Результаты констатирующего этапа эксперимента………………………..
3.2.Анализ результатов формирующего эксперимента……………………….
3.3.Результаты контрольного этапа эксперимента……………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
В исследовании принимали участие 24 учащихся, из них 12 человек -учащиеся 11 класса(контрольная группа), остальная половина- учащиеся 10 класса (экспериментальная группа).
Измерение
показателей проводилось в
1 — низкий уровень(5-6 баллов): учащийся обладает частичными знаниями о структуре курса, умеет отслеживать отдельные связи между понятиями;
2
— средний уровень(7-8 баллов):
уровень знаний о структуре
курса средний, учащийся может
указать исходные понятия,
3 — высокий уровень(9-10 баллов): характеризуется полными представлениями о структуре курса, пониманием взаимосвязей между понятиями.
Таким
образом, оценка «5» оценивается
нами в 9-10 баллов, что соответствует
высокому уровню усвояемости изучаемого
материала; оценка «4»- в 7-8 баллов, что
соответствует среднему уровню и оценка
«3» и ниже -5-6 баллов, что соответствует
низкому уровню.
2.2.Организация констатирующего этапа эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.
Для проведения констатирующего этапа эксперимента мы первоначально разработали примерный план работы во время уроков по теме «Электростатика». По учебнику Г.Я.Мякишева, Б.Б. Буховцева примерное тематическое планирование следующее:
Тема IY. Электрическое поле (20 ч.)
Урок 1\73 Электрический заряд. Электризация. Элементарные заряды.
Урок 2\74; 3\75 Закон сохранения зарядов. Закон Кулона. Единицы электричества.
Урок 4\76; 5\77 Решение задач на закон Кулона. Электрическое поле и его свойства.
Урок 6\78; 7\79 Напряженность электрического поля. Решение задач на расчет напряжения.
Урок 8\80; 9\81 Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле.
Урок 10\82; 11\83 Работа электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение.
Урок 12\84; 13\85 Решение задач на расчет A и U. Связь между Е и U.
Урок 14\86; 15\87 Электроемкость. Конденсатор. Емкость плоского конденсатора. Энергия заряженного конденсатора.
Урок 16\88; 17\89 Решение задач по электростатике на расчет F, E, U, C, A.
Урок 18\90 Обобщение по теме " Электростатика ".
Урок 19\91 Контрольная работа по теме " Электростатика ".
Урок 20\92 Зачет по теме " Электростатика ".
Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в том, чтобы выявить уровень усвояемости учащимися изучаемого материла, сформированности физических понятий в контрольной и экспериментальной группах. С этой целью нами были разработаны варианты проверочных самостоятельных работ для обеих групп исследования по ранее изученным темам. В данном случае были разработаны варианты срезов по теме «Основы термодинамики». Варианты срезов в контрольной и экспериментальной группах представлены в приложении 1.
В нижеследующих таблицах под цифрами обозначены:
А)
контрольная группа.
1-Ишбулдин Айрат 1- Мирзаянов Рамзиль
2-Давлетгариева Гузель 2-Галиуллин Айдар
3-Гариев
Денис
4-Шангараев Динар 4-Зарипова Зарина
5-Кулаков Владимир 5-Закиров Рустам
6-Минкаева Резида 6-Давлетшина Лилия
7-Шаймухамедов Айдар 7-Мингазов Эдуард
8-Салиева Вероника 8-Фаизова Карина
9-Махмутов Виталий 9-Басов Александр
10-Нямуков Виталий 10-Файрушин Азамат
11-
Айнуров Ильшат
12-Ганиева Гульназ 12-Каневская Виктория
В результате проведенного эксперимента получились следующие результаты.
Таблица 1.
Результаты
констатирующего этапа
№ испытуемого | Оценка за самостоятельную работу | Балл, уровень усвоенности материала |
1 | 3 | 6,низкий |
2 | 4 | 7,средний |
3 | 4 | 7,средний |
4 | 3 | 6,низкий |
5 | 2 | 5,низкий |
6 | 4 | 7,средний |
7 | 5 | 9,высокий |
8 | 5 | 10,высокий |
9 | 3 | 6,низкий |
10 | 3 | 6,низкий |
11 | 4 | 8,средний |
12 | 2 | 5,низкий |
Хср. | 3,5 | 6,8;средний. |
Таким образом, в контрольной группе учащихся после проведения констатирующего этапа эксперимента выявлено, что большинство учащихся контрольный срез выполнили на «3» и «4», лишь 2 ученика из класса справились на оценку «5».Это говорит о том, что уровень сформированности понятий в исследуемой группе учащихся находится не на высоком уровне, скорее даже наоборот. В процентном соотношении от общего числа учащихся в классе соотношение будет следующим:
Гистограмма 1.
Результаты
констатирующего этапа
Следующим
шагом констатирующего
Таблица 2.
Результаты
констатирующего этапа
№ испытуемого | Оценка за самостоятельную работу | Балл, уровень
Усвоения материала |
1 | 3 | 6,низкий |
2 | 3 | 6,низкий |
3 | 2 | 5,низкий |
4 | 3 | 6,низкий |
5 | 2 | 5,низкий |
6 | 4 | 7,средний |
7 | 4 | 7,средний |
8 | 4 | 7,средний |
9 | 2 | 5,низкий |
10 | 3 | 6,низкий |
11 | 3 | 6,низкий |
12 | 2 | 5,низкий |
Хср. | 2,9 | 5,9,низкий |
В экспериментальной группе результаты ниже, чем в контрольной. В процентном соотношении результаты следующие:
Гистограмма 2.
Результаты
констатирующего этапа
В
данном случае высокий уровень усвоения
изучаемого материала вообще отсутствует
у учащихся, у 60% учащихся он находится
на низком уровне, у 40%-на среднем.
2.1.Организация формирующего эксперимента.
После проведенного нами констатирующего этапа эксперимента, мы разработали программу обучения темы «Электростатика» в 10 классе общеобразовательной школы, направленной на повышение общего уровня усвояемости изучаемого материала с применением элементов дидактической системы Занкова. Формирующий этап эксперимента проводился нами лишь в экспериментальной группе учащихся, в контрольной же группе он отсутствовал с целью выявления в дальнейшем, на контрольном этапе эксперимента, эффективность проведенного нами формирующего этапа.
В центре нашего внимания находились средства коммуникативного подхода при формировании основных знаний, умений и навыков при изучении рассматриваемой нами темы. Целью нашего исследования являлась разработка комплекса методических материалов по данному подходу в рамках указанной темы физики. В ходе поиска путей применения данного подхода мы предполагали, что разработанные материалы будут способствовать повышению уровня усвояемости изучаемого материала и, как следствие, повышению прочности усвоения материала данной темы физики.
В ходе исследования работа
велась в следующих
-тематическое
планирование по изученной
-место включения предлагаемого материала в учебный процесс;
-тип задания;
-продолжительность его выполнения;
-предполагаемая
форма коллективной
-перечень основных знаний, умений и навыков, формирование которых предполагает данное задание. На формирующем этапе нами были разработаны материалы и методика их включения в учебный процесс через организацию совместной деятельности учащихся в парах, группах или всего класса в целом при изучении данной темы физики.
Условно электростатику мы разделили на пять блоков, в которые объединили изучаемый материал по следующим темам:
1.
Электризация тел и
2. Электрическое поле.
3. Вещества в электрическом поле.
4. Количественные характеристики электрического поля.
5.
Ёмкость, конденсаторы и
Рассмотрим, для примера, первый
блок, который включает в себя
изучение следующих понятий:
Предполагаемая форма совместной деятельности учащихся при выполнении этого задания состоит в следующем: класс делится на группы по 4 человека, члены группы ,последовательно выполняя предложенные задания, проговаривают содержание учебных действий (т.е. порядок выполнения и выводы по наблюдаемому явлению). Проговаривают сначала вслух, а затем про себя. Время выполнения такого задания - 30 минут.
Информация о работе Применение технологий развивающего обучения на уроках физики