Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:19, курсовая работа
Цель исследования заключается в определении эффективности внедрения в учебный процесс психолого-педагогических технологий, в частности, систему совместной деятельности учителя и учащихся по Л.В.Занкову.
Объектом исследования избрана организация и управление процессом обучения школьников.
Предметом исследования являются требования дидактического комплекса педагогических требований к школьному курсу физики при изучении электростатики,как объективной основы эффективного развития школьников, которое выражается в создании, развитии и формировании у них таких принципиально новых для школьного возраста психических образований как учебная деятельность и теоретическое мышление.
Введение……………………………………………………………………
Глава 1.Теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
1.1.Концепция развивающего обучения при изучении электростатики в школьном курсе физики по системе Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова……
1.2.Дидактическая система обучения Л.В.Занкова при изучении электростатики…………………………………………………………….
Глава 2.Организация и методы исследования…………………………………..
2.1.Логика исследования…………………………………………………………
2.2.Организация констатирующего этапа эксперимента……………………..
2.3.Организация формирующего этапа эксперимента…………………………
Глава 3.Результаты исследования……………………………………………….
3.1.Результаты констатирующего этапа эксперимента………………………..
3.2.Анализ результатов формирующего эксперимента……………………….
3.3.Результаты контрольного этапа эксперимента……………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
Применение концепции
Таблица1.
Примерное поурочное планирование при изучении раздела «Электростатика» в 11 классе .
Электростатика.
Постоянный электрический
ток (40 часов)
Физический практикум (6 часов) | |
1 | Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. |
2 | Закон Кулона. Равновесие электрических зарядов. |
3 | Решение задач. |
4 | Напряженность электрического поля. Поле точечного заряда. |
5 | Принцип суперпозиции электрических полей. |
6 | Электрическое поле заряженных тел конечных размеров. |
7 | Решение задач. |
8 | Работа сил электрического поля. Потенциальность электрического поля. |
9 | Потенциал электростатического поля. |
10 | Электрическое поле в веществе. |
11 | Диэлектрики в электростатическом поле. |
12 | Проводники в электростатическом поле. |
13 | Распределение зарядов по поверхности проводника. |
14 | Электроемкость уединенного проводника. |
15 | Электроемкость конденсатора. Соединение конденсаторов. |
16 | Энергия электростатического поля. |
17 | Решение задач. |
18 | Обобщение по теме «Электростатика». |
19 | Контрольная работа. |
20 | Электрический ток в проводнике. Закон Ома для участка цепи. |
21 | Сопротивление проводника. |
22 | Сверхпроводимость. |
23 | Последовательное и параллельное соединение проводников. |
24 | Решение задач. |
25 | Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. |
26 | Измерение силы тока и напряжения. |
27 | Работа и мощность. Закон Джоуля-Ленца. |
28 | Передача электрической энергии на расстоянии. |
29 | Решение задач. |
30 | Контрольная работа. |
31 | Ток в электролитах. |
32 | Решение задач. |
33 | Ток в газах. Плазма |
34 | Ток в вакууме. |
35 | Полупроводники. Типы проводимости. |
36 | Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. |
37 | Транзистор. |
38 | Решение задач. |
39 | Контрольная работа. |
40 | Обобщение и повторение по темам "Электростатика. Постоянный электрический ток" |
В настоящее время технологии профильного обучения стали уже традиционными, но в то же время они являются очень эффективными при формировании личности школьника.В результате изучения физики на профильном уровне ученик должен знать и понимать смысл таких понятий, как физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
-смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электрическая емкость, энергия электрического поля, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;
-смысл
физических законов,
принципов и постулатов
(формулировка, границы применимости):
законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции
и относительности, закон Паскаля, закон
Архимеда, закон Гука, закон всемирного
тяготения, законы сохранения энергии,
импульса и электрического заряда, основное
уравнение кинетической теории газов,
уравнение состояния идеального газа,
законы термодинамики, закон Кулона, закон
Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца,
закон электромагнитной индукции, законы
отражения и преломления света, постулаты
специальной теории относительности,
закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта,
постулаты Бора, закон радиоактивного
распада;
А главное, уметь применять полученные знания для:
2.1. Дидактическая система обучения Л.В.Занкова при рассмотрении данной проблемы.
Изучение опыта работы учителей города и области показало, что практика использования системы Л.В. Занкова стала хорошей школой в их подготовке к системным преобразованиям учебно-воспитательного процесса.Определенные технологические трудности испытывает учитель в построении иных по сравнению с традиционной программой отношений учитель - ученик, ученик - коллектив класса.Эти отношения строятся на взаимном доверии, уважении, создании атмосферы непринужденности, открытости, раскованности, сопричастного переживания радости, удовлетворения от напряженной умственной работы.Учителю важно выработать умение вслушиваться в суждения детей, находить оригинальное в их ответах, ориентироваться не только на свой запрограммированный вариант ответа. Это умение учителю следует вырабатывать настойчиво; оно приходит не сразу, на первых порах вызывает внутренний протест.Затруднения учителя вызывает постановка вопросов перед учащимися. При развивающем обучении особо важна постановка вопросов проблемного, обобщенного характера, стимулирующих вариативность ответов. Постановка обобщенных вопросов предполагает свободное оперирование материалом, выбор аспекта анализа более близкого ребенку.
И учителю, и учащимся не сразу удается овладеть навыками партнерских взаимоотношений в ходе обучения. Учителю приходится особо заботиться об обеспечении права ребенка на свободу выбора. Это позволяет каждому ученику достигать успеха в учебной деятельности, брать на себя ответственность за осуществление саморегуляции, самоконтроля в приобретении знаний и развитии своих возможностей.
Большой трудностью в работе учителя являются моделирование уроков и их проведение. Часто возникают сомнения - правильно ли строится педагогическая деятельность, обеспечивает ли она развитие детей, так ли строится урок, направлен ли он не только на усвоение учащимися знаний, но и на развитие у них ума и эмоциональной сферы. Все это требует большой и трудоемкой работы учителя по самообразованию.
В традиционной системе путь познания нового чаще идет "от учителя". Учитель диктует, дает задания, проверяет, предлагает аналогичные задания с другой группой слов или другими числами. Такой путь облегчает процесс познания, но недостаточно развивает детей.
Дидактическая система Л.В. Занкова была создана в 1960-70 гг. В то время у руководителей школ, учителей не сформировалась потребность в развитии образовательных учреждений, их субъектов, самоопределении и самоактуализации. Нужны были определенные условия в обществе, которые позволили накопить позитивный опыт выхода учителей за пределы установившихся норм педагогической деятельности, стереотипов мышления, отношения к содержанию, формам, методам и технологиям обучения, к построению взаимоотношения учитель - ученик, сочетанию учебной и исследовательской деятельности учителя.Когда появились учителя-новаторы В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков, директора-новаторы В.А. Караковский, Г.А. Ямбург и многие другие исследователи, известные своими новаторскими подходами к педагогической деятельности, сформировались такие учителя-новаторы и директора-новаторы в каждом регионе, появились определенные законодательные акты, открывающие возможности осуществления творческой педагогической деятельности, тогда и возникла потребность у работников школ в развитии личности учителя, ученика. А возникшая потребность стала стимулом поиска путей развития школы и ее субъектов, изменения отношения к организации, содержанию, формам, методам и технологиям обучения, воспитания и развития.
Действия учителей по поиску путей развития школ и привели их к невостребованной какое-то время школами дидактической системе Л.В. Занкова. Сейчас она получила как бы "второе дыхание", к ней потянулись руководители школ, учителя. Дидактическая система Л.В. Занкова привлекает учителей своей теоретической обоснованностью, экспериментальной доказательностью, возможностью удовлетворения общественного заказа формирования свободной личности, ее общего развития. Существенное влияние на выбор системы Л.В. Занкова оказывает и возможность ее реализации одним учителем в любой сельской или городской школе.
Деятельность учителя в дидактической системе Л.В. Занкова содержит в единстве существенное и несущественное для реализации данной системы. Существенным являете сама дидактическая система; ее руководящая идея, принципы, учебные программы, учебники, методика; менее существенны - индивидуальные особенности работы конкретной учителя.
Освоение новой дидактической системы не требует отказа от собственного опыта и опыта учителей-новаторов, который уже стал достоянием педагогической общественности и помогает осваивать новую систему обучения, а именно:
• постоянно направлять учебный процесс на общее развитие школьников;
• уделять
достаточно внимания
• сохранять
оптимальное соотношение
• осуществлять
пути познания мира "от конкретного
к абстрактному", вычленяя признаки
объектов или явлений,
Система Л.В. Занкова
Не так часто
в "обычных" классах ответы детей
начинаются фразой: "А я не согласна
с ответом...", или "Здесь несколько
вариантов решений...". В "занковских"
классах эти выражения
Богатство содержания, разнообразие методов работы учителя, базирующиеся на особых дидактических принципах и типических методических свойствах системы, дают возможность обеспечивать многообразие видов деятельности учащихся, позволяют учителю наблюдать успешность продвижения каждого ребенка в обучении, воспитании и развитии.
Современная школа призвана
не только сообщить учащимся систему научных
знаний, но и вооружить их целым рядом
умений и навыков практического и познавательного
характера. Ребёнок должен получить в
школе не только знание об окружающем
его мире, но и приобрести некоторый социальный
опыт, опыт взаимодействия с окружающими
его людьми. Проблема взаимодействия личностей
в коллективе, их общение являлось предметом
теоретических и экспериментальных исследований
таких психологов, как В.Н. Мясищев, Л.С.
Выготский, В.М. Бехтерев и другие. Разработкой
теоретических основ совместной учебной
деятельности занимались такие дидакты,
как Х.Й. Лийшете, И.Я. Ланина, В.В. Котов,
И.М. Чередов, А.В. Усова и дру-гие. Существенный
вклад в развитие теории и методики применения
коммуникативного подхода внесли такие
педагоги, как А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко,
М.А. Миртгян, И.С. Коребо.
Глава 2.Организация и методы исследования.
2.1.Логика исследования.
Цель нашего исследования направлена на выявление эффективности внедрения в учебный процесс развивающих психолого-педагогических технологий, в частности, систему совместной деятельности учителя и учащихся по Л.В.Занкову и определение роли психологического изучения темы «Электростатика» в школьном курсе физики.
Исходя из цели, задач и гипотезы наше исследование включало следующие этапы:
I этап - диагностика уровня усвоения изучаемого материалаи сформированности основных физических понятий в контрольной и экспериментальной группах.
II этап – разработка и внедрение развивающей программы обучения по системе Занкова, направленной на повышение уровня усвоения учащимися изучаемого материала и уровня сформированности основных физических величин..
III этап – повторная диагностика уровня усвоения изучаемого материала в контрольной и экспериментальной группах с целью выявления эффективности внедренной программы обучения.
База исследования: МОУСШ д.Большебадраково Бураевского района.
Информация о работе Применение технологий развивающего обучения на уроках физики