Применение дидактических игр на уроках в начальных классах общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

теоретические основы учения дидактических игр на уроках. реализация комплекса дидактических игр. исследования. Ход и результаты эксперимента.
Объект исследования: процесс организации дидактических игр.
Предметом исследования: применение дидактических игр в начальных классах общеобразовательной школы.
Цель курсовой работы: на основе анализа научной литературы и эмпирического исследования изучить проблему применения дидактических игр в начальной школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение дидактических игр в начальной школе будет способствовать повышению интереса младших школьников к процессу учения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2-4
Глава I. Теоретические основы учения применения дидактических игр на уроках в начальной школе.
I.1.Роль и значение дидактической игры в жизни младших школьников
I.2.Виды дидактических игр и их применение на различных уроках в начальной школ…………………………..
Глава II. Реализация комплекса дидактических игр при изучении темы « Нумерация чисел первого десятка»
I.1. Программа исследования………………………………..
I.2. Ход и результаты эксперимента ……………………………….
Заключение…………………………………………………………………........
Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

федеральное агенство - 2.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

 Например, можно дать самостоятельную работу  в виде игры “Кто первый добежит до финиша?”. А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и  с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с заданием - задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к ее решению для каждого ученика разная.         

 Например, хорошо подготовленным учащимся  предлагается решить задачу по  краткой записи, составив по ней  выражение. Слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой  записи и закончить ее решение.  Тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом.         

     На таких уроках ставиться  цель привить любовь к математике  учащимся с разными математическими  способностями. Все стараются  выполнить задания, все хотят  быть спортсменами. В завершении  задании на доске пишутся фамилии учащихся справившихся с задачей. А тем, кому не удалось решить задачу, дается индивидуальная помощь, чтобы в следующий раз смелее приступали к работе. 
         Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.[20.С 3] 
         Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований: правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей. 
Дидактический материал должен быть прост по изготовлению, и по использованию. 
         Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок. Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким. Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь.[29.С 11] Учебной задачей проведения игр в первом классе в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях: установление изучаемого звука в словах (“Чей голосок”), определение места звука (“Где спрятался звук?”). Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции. 
        Ра ма          По ра 
        Ра на Ко ра 
Составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего(твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

   Игра  “Живые буквы”. Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог (по опорной согласной или гласной). 
Составление слогам по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т), (О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).         

     Дети вспоминают слова с этим  слогом: ответ, отдых - в начале  слова, кот, пот - в конце.  Далее проводится работа со  словом. Детей знакомят с понятием “слово”. Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, И, К, В, С. Для уяснения лексического значения слова даются разные задания. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса). Обобщение понятия: какое слово лишние и почему? (лето, осень, неделя). Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...). Называние общего слова, (стол, стул, шкаф-...).         

     Деление слов на слоги, подсчет  количества слогов в слове  выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.         

     Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:

а    а        а        о       о       о       о       а 
рак       ра          ма         мо          ло           ко          о           са 
 
         Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную) . 
         Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница. 
         Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.         

 Замена  в слове одного звука (буквы)  для получения нового слова:  пора, кора, нора, гора.         

 Чтение  слов в обратном порядке: сон,  шалаш.         

 Игра  “Кто быстрее, кто больше?”. Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.         

 Игра  “Кто больше придумает слов  из данного слова, используя только эти буквы?”. Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).

        Подбор синонимов, антонимов, анонимов.

Труд, работа; День-ночь; высокий – низкий; далеко – близко; бежать - ходить. 
Лисичка гриб, лисичка животное.         

 Игра  “Сложи словечко”. Какие два  слова спрятались в  одном ? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет).         

 Таким  образом, использование в учебном  процессе игр и разных заданий,  создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.[30.С12] 
         Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей работы класса и отдельных учеников, учитель может выбрать необходимые для урока упражнение. Такие как: “На что похожа буква”, “Учимся играя”, “Занимательный материал(скороговорки, загадки,  пословицы и так далее)”, “Словарь(крылатые слова и выражения, происхождение слов)”.         

 Чтобы  дети лучше запоминали букву можно предложить им по- фантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, ж (жук) получается из к, ф - из р, т - из г),найти букву в кассе букв, а затем и среди других, разбросанных или перевернутых на фланелографе или написанных несколько иным шрифтом. Ученики дописывают недостающие элементы букв, играя в “Поставь буквы правильно”. “Полубуковка”. Можно напечатанные на доске буквы закрыть полоской бумаги. Для лучшего запоминания буквы полезно дать каждому ребенку карточку с наклейной буквой, вырезанной из наждачной бумаги (черной - обозначающей гласный звук, серый - согласный).

     Дети  водят по ней пальчиком в направлении  письма. Этот метод предложенный М. Монтессори, применялся уже много десятков лет тому назад.[18.С 5] Перед работой в “Прописи”, разобрав все элементы изучаемой буквы дети пишут ее “в полный рост” на  листе бумаги, потом складывают лист пополам пишут на половине, затем на четверти листа, на восьмой его части и так далее, пока размер ее не приблизиться к требуемому. Это дает возможность учителю увидеть все недочеты и ошибки в написании особо трудных букв. 
         “Звуковые” игры (“Кто внимательнее?”- на выделение и определение звука, “Кто больше?” - на составление слова с изученным звуком и так далее) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. В играх типа “Доскажите словечко” малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх “Том - Тим” (или “Камень-Вата”) дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного. Можно провести игру “Перекличка”, предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой.         

       Игры со словами, которые очень  важны для малышей, почти не включаются, к сожалению, в школьную программу, мало разработаны и зачастую просто игнорируются начальной школой.[1.С 7] Они должны стать, на мой взгляд, частью предметного обучения, помогая воспитывать у ребенка его природное звуковое чутье, подготавливая его к восприятию сложных поэтических форм, которые изучаются в - пятых - шестых классах. Любовь к языку можно воспитать только через интерес к нему.         

       Дети первые полгода в первом  классе выполняют механическую, порой бездумную работу в прописях по копированию слов и предложений, а в результате не всегда могут прочитать написанное, не говоря уже о том, что диктанты им просто не под силу. Введение же многими учителями тетрадей для печатания приводит к настоящей путанице печатных и  письменных букв. Наверное, писать нужно письменными буквами, а образ печатной буквы должен быть у ребенка только в голове.

   Каждый  учитель знает, что приходится иногда помногу, раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и все же он остается не усвоенным.[6.С10]  
         Дети как будто знают правила, умеют их формулировать, приводят примеры, но в диктантах - ошибки, не говоря уже о том, что в самостоятельной работе не умеют орфографически правильно и толково изложить свои мысли. 
               Таким образом, дидактические игры широко используются на различных уроках в начальной школе, так как, это на много повышает усвояемость материала.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Реализация комплекса дидактических игр при изучении темы «Нумерация чисел первого десятка»

      

     2.1. Программа исследования 

     Для изучения роли дидактической игры как  средства развития познавательной активности при изучении чисел первого десятка  был проведен эксперимент.

     В эксперименте приняли участие ученики 1 «А» класса МОУ СШ №5 города Нелидова в количестве 20 человек. Эксперимент состоял из трех этапов:

     1 этап – констатирующий - проведена  первичная диагностика уровня  сформированности познавательной  активности младших школьников  в экспериментальной и контрольной  группах.

     2 этап – формирующий – организация занятий с использованием дидактических игр. Дети, составлявшие контрольную группу, не включались в формирующий эксперимент.

     3 этап – контрольный - повторная  диагностика уровня сформированности  познавательной активности младших школьников в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.

     Для выявления уровня сформированности познавательной активности школьников были выделилены следующие критерии и показатели:

     - когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);

         - мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

     - эмоционально-волевой (проявление  положительных эмоций в процессе  деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);

     - действенно-практический (инициативность  в познании; проявление уровней  познавательной деятельности и  настойчивости, степень инициативности  ребенка).

     На  основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у школьника: низкий, средний и высокий.

     Низкий  уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

     Средний уровень – большая степень  самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении  задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к учителю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

     Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания  решать познавательные задачи. В случае затруднений школьники не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость  в достижении результата, которое  приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Информация о работе Применение дидактических игр на уроках в начальных классах общеобразовательной школы