Применение дидактических игр на уроках в начальных классах общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

теоретические основы учения дидактических игр на уроках. реализация комплекса дидактических игр. исследования. Ход и результаты эксперимента.
Объект исследования: процесс организации дидактических игр.
Предметом исследования: применение дидактических игр в начальных классах общеобразовательной школы.
Цель курсовой работы: на основе анализа научной литературы и эмпирического исследования изучить проблему применения дидактических игр в начальной школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение дидактических игр в начальной школе будет способствовать повышению интереса младших школьников к процессу учения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2-4
Глава I. Теоретические основы учения применения дидактических игр на уроках в начальной школе.
I.1.Роль и значение дидактической игры в жизни младших школьников
I.2.Виды дидактических игр и их применение на различных уроках в начальной школ…………………………..
Глава II. Реализация комплекса дидактических игр при изучении темы « Нумерация чисел первого десятка»
I.1. Программа исследования………………………………..
I.2. Ход и результаты эксперимента ……………………………….
Заключение…………………………………………………………………........
Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

федеральное агенство - 2.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

     Метод инсценизации может принимать различные формы, например, форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему, форму театрализованного воспроизведения событий, некогда действительно имевших место, или гипотетических. Структура данного метода может быть такой.

     Таблица 1

     Примерная структура метода инсценизации

Этапы Цели учителя Цели учащихся
1. Подготовка План и содержание Понимание
2. Начало Определение темы и цели Мотивация
3. Организация Распределение ролей  Принятие ролей
4. Инсценировка Наблюдение, руководство Участие
5. Анализ Подведение  итогов Понимание
 

     Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и специалистов. Он напоминает известную «мозговую атаку», в  процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи её решения.

     Дидактические игры – это разновидность игр  с правилами, специально создаваемых  педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Как уже было сказано выше, игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.[14.С 6] Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

  1. Игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения (об этом свидетельствует и тот  факт, что дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Львом Семеновичем Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде».[17.С 7] Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
  2. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
  3. Имеются возрастные особенности детей. Связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти. Преобладание наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз способствуют развитию у детей психических процессов.
  4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым  ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе. Существуют различные трудности адаптации при поступлении ребёнка в школу (освоение им новой роли – роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей

     А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической  игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения знаний и  умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».[9.С 13]

     А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.[6.С 12]

     Игры-путешествия  призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находиться радом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач и т. д.

     Игры-поручения  по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе данных игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

     Игры-предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая  требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать  друг друга.

     Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний. Находчивости, разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению формирует умение рассуждать, делать выводы.

     Игры-беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных мыслительных процессов, она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для этого вида игр должен даваться в оптимальном объёме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.

     Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму  обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные  составляющие дидактической игры:

     1) дидактическая задача;

     2) игровая задача;

     3) игровые действия;

     4) правила игры;

     5) результат (подведение итогов).[14.С 9]

     Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом  и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.

     Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая  задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).[23.С 9]

     Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее  игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые  задачи. В разных играх игровые  действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. они связаны с игровым замыслом средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

     Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием. Игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей. К выполнению ими норм поведения. В игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

     Подведение  итогов (результат) – проводится сразу  после окончания игры. Это может  быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое  задание определение команды-победительницы и т. д. необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

     При проведении игр необходимо сохранить  все структурные элементы, поскольку  именно с их помощью решаются дидактические  задачи.

     В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Самое главное – дидактическая задача в игре осуществляется через игровую задачу, она скрыта от детей. Дети непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Цель дидактических игр и игровых приёмов – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.[28.С 9] Выше сказанное позволяет определить следующие функции игровых приемов и дидактических игр:

  1. Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
  2. Функция формирования психических новообразований;
  3. Функция формирования собственно учебной деятельности;
  4. Функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
  5. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
  6. Функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

     Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических  играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы у детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе заметно облегчит его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции значительно облегчают процесс познания.

        Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе в начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

        В ходе игры учащиеся не заметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.[26.С15] 
         В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.[19.С5] 
         Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в  освоении учебного материала.[33.С 7] 
         Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.         

       Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.         

       Очень многие дидактические игры  заключают в себя вопрос, задание,  призыв к действию, например: “Кто  быстрее ?”, “Не зевать !”, “Отвечай сразу.”, “Кто вернее ?” и так далее.         

       Значительная часть игр дает  возможность сделать то или  иное обобщение, осознать правила,  которые только что изучили,  закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.         

       Например, при закреплении учащимися  знания таблицы сложения с  переходом через десяток часто  используют игру “Поймай рыбку”
         На доске висит таблица, на которой изображен аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан один из следующих примеров:

7+8   9+3 
9+6   14-6 
9+7   15-7 
16-8  18-9 
13-6  8+5

 
Двое учащихся выходят к доске  и по команде начинают решать выражения, остальные учащиеся выполняют задания  в тетради. По истечении времени  отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в данной игре.         

 Для  закрепления знаний таблиц сложения  и вычитания в пределах 10 можно использовать игру “Самый быстрый почтальон”. Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек, на обратной стороне которых записано выражение на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезанные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.         

 Эти  игры простые, но они позволяют  в игровой форме повторить  таблицу сложения и вычитания,  внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.         

 Многие  и упражнения можно строить  на материале различной трудности  это дает возможность осуществлять  индивидуальный подход, обеспечивать  участие в одной игре учащихся  с разным уровнем знаний. [7.С 10]         

Информация о работе Применение дидактических игр на уроках в начальных классах общеобразовательной школы