Применение дидактических игр на уроках в начальных классах общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

теоретические основы учения дидактических игр на уроках. реализация комплекса дидактических игр. исследования. Ход и результаты эксперимента.
Объект исследования: процесс организации дидактических игр.
Предметом исследования: применение дидактических игр в начальных классах общеобразовательной школы.
Цель курсовой работы: на основе анализа научной литературы и эмпирического исследования изучить проблему применения дидактических игр в начальной школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение дидактических игр в начальной школе будет способствовать повышению интереса младших школьников к процессу учения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2-4
Глава I. Теоретические основы учения применения дидактических игр на уроках в начальной школе.
I.1.Роль и значение дидактической игры в жизни младших школьников
I.2.Виды дидактических игр и их применение на различных уроках в начальной школ…………………………..
Глава II. Реализация комплекса дидактических игр при изучении темы « Нумерация чисел первого десятка»
I.1. Программа исследования………………………………..
I.2. Ход и результаты эксперимента ……………………………….
Заключение…………………………………………………………………........
Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

федеральное агенство - 2.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

   СОДЕРЖАНИЕ

 
 

Введение…………………………………………………………………………..2-4

Глава I. Теоретические основы учения применения дидактических игр на уроках в начальной школе.

      I.1.Роль и значение дидактической игры в жизни младших школьников 

         I.2.Виды дидактических игр и их применение на различных уроках в начальной школ…………………………..

Глава II. Реализация комплекса дидактических игр  при изучении темы « Нумерация  чисел первого десятка»

           I.1. Программа исследования………………………………..

          I.2. Ход и результаты эксперимента ……………………………….

Заключение…………………………………………………………………........

Список литературы……………………………………………………………… 

    Введение

    С древнейших времен педагоги ищут способы обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Все самое ценное прослеживается в арсенале научной дидактики, практическая задача которой – указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей.

    Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все  большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей  повышения качества и эффективности целенаправленного обучения в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества.

     В этом  и могут помочь дидактические игры, их систематическое использование на уроках в начальной школе. Здесь необходимо обратить внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, но и игра в это возрасте еще остается. Основываясь на этой особенности в развитии младших школьников можно сделать вывод о том, что именно через дидактические игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них интерес, заинтересованность в получении знаний, повышает качество самого обучения и прочность полученных знаний.

     Конечно, учение это не простой труд, но все же труд интересный и увлекательный, потому что приобщает школьников к новому, тайному, интересному; не случайно в последние годы возникло понятие «учение с увлечением». В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что ему кажется очень трудным и неинтересным. В.А. Сухомлинский сказал об этом, что ребенок – это пытливый исследователь, который познает мир, делает новые открытия через игру.

    Игра  является средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

    Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность  социальных статусов и положений.

    Данная проблема достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы требует должного внимания, поэтому тема курсовой работы «Применение дидактических игр в начальных классах общеобразовательной школы » является актуальной.

      Объект исследования: процесс организации дидактических игр.

      Предметом исследования: применение дидактических игр в начальных классах общеобразовательной школы.  

    Цель  курсовой работы: на основе анализа научной литературы и эмпирического исследования изучить проблему применения дидактических игр в начальной школе.

 Гипотеза  исследования: мы предполагаем, что применение дидактических игр в начальной школе будет способствовать повышению интереса младших школьников к процессу учения.

      Исходя из объекта и предмета  для достижения поставленной  цели, нами были определены следующие  задачи:

  1. Изучить и проанализировать научную литературу по теме курсовой работы.
  2. Раскрыть сущность основных понятий курсовой работы.
  3. Дать характеристику дидактических игр.
  4. Охарактеризовать возможности применения дидактических игр на уроках в начальной школе.
  5. Провести опытно – практическую работу.
  6. Составить рекомендации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I. Теоретические основы применения дидактических игр на уроках в начальной школе. 

    I.1. Роль и значение дидактической игры в воспитании личности младшего школьника 

    Дидактическая игра как самостоятельная игровая  деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная  игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.[13.С 48] Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы

    Дети  любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием  играют в них. Подтверждением этому  могут служить народные игры правила  которых детям известны: «Краски», «Где мы были мы не скажем, а что делали- покажем», «Наоборот» и др.

    В каждой такой игре заложен интерес  к игровым действиям. Например, в  игре «Краски» нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают любимые  и сказочные цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к  водящему и на ухо шепчет ему название краски. «Скачи по дорожке на одной ножке»,- говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих. Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому-то дети всегда играют в такие игры. Проблема процесса обучения заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли по мере своего развития организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.[9.С 22]

    Продвигаясь дальше в процессе обучения совершенно необходимо усложнять игры, дополняя их все большим количеством правил, которые бы содержали не только техническую направленность, но добавляли новую краску эстетики, открывали образные понятия нравственности, а в комплексе не дали угаснуть ребячьему интересу к игре.

    Тонкость  заключается еще в том, что  взрослый (будь то педагог или родитель) не должен перегружать своим присутствием эмоционального пространства, его управление игрой должно быть похоже на ветер, который раздувает паруса в нужном направлении, а сам почти незаметен, в его атмосфере, помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается доверие между ними и воспитателем, взаимопонимание, основанное на совместном переживании, которое они испытали в процессе игры.[17.С 7]

    Дидактические игры - одно из средств всестороннего  развития личности.

    Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка.

      Содержание дидактических игр  формирует у детей правильное  отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Знания об окружающей жизни даются детям по определенной системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определенного вида труда (строителей, хлеборобов, овощеводов и др.), затем - с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапами производства при создании необходимых предметов, продуктов (строительство дома, выращивание хлеба), после чего раскрывают перед детьми значение.

    С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.[9.С 15]

    Многие  дидактические игры ставят перед  детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего  мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.

    Дидактические игры развивают речь детей: пополняется  и активизируется словарь, формируется  правильное произношение звуков, развивается  связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составляются так, чтобы научить детей составлять самостоятельно несложные рассказы.[2.С 18]

    В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной  связи. При общении детей в  игре, решении спорных вопросов активизируется речь. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

      У младших школьников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам,  о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

    Особая  роль в воспитании нравственных качеств  личности ребенка принадлежит содержанию и правилам игры.

    Многие  дидактические игры формируют у  детей уважение к трудящемуся  человеку, вызывают интерес к труду  взрослых, желание самим трудиться. В процессе игры дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги и др.

    Некоторые навыки труда школьники приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Так, наряду с готовыми (фабричного производства) играми можно применять вместе с детьми полезные для работы материалы. Кроме того, это является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.

    Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим  и эстетическим требованиям: игрушки  должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в определенном месте, доступном детям для его использования.

    Таким образом, нелегко дать обоснованную оценку или хотя бы представить реальную роль игры в формировании личности, особенно в сравнении с другими средствами воспитания и обучения. Но использование дидактических игр в современном учебно-воспитательном процессе необходимо для развития ребенка, для его социализации.  

      Задолго до того, как игра стала  предметом научных исследований, она широко использовалась в  качестве одного из важных  средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялась тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка. 
   Главнейшим является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Л.С. Выготский на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения игры. [3.С 22]

    Ребенок в раннем детстве весь поглощен предметом и способами действий с ним, его функциональным значением. Когда он овладевает какими-то действиями и может производить их самостоятельно, происходит отрыв ребенка от взрослого и ребенок замечает, что он действует как взрослый. Ребенок еще не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально - действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенными переживаниями. 
    Обобщенность и сокращенность игровых действий являются симптомом того, что такое выделение человеческих отношений происходит, и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается. Благодаря этому и происходит сначала чисто эмоциональное понимание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей и, следовательно, вызывающую определенное отношение с их стороны, деятельность.[6.С 12] Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. П.Я.Гальперин выделял следующие этапы формирования умственных действий и понятий: 
• этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях- заместителях;

Информация о работе Применение дидактических игр на уроках в начальных классах общеобразовательной школы