Применение дидактических игр на уроках в начальных классах общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

теоретические основы учения дидактических игр на уроках. реализация комплекса дидактических игр. исследования. Ход и результаты эксперимента.
Объект исследования: процесс организации дидактических игр.
Предметом исследования: применение дидактических игр в начальных классах общеобразовательной школы.
Цель курсовой работы: на основе анализа научной литературы и эмпирического исследования изучить проблему применения дидактических игр в начальной школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение дидактических игр в начальной школе будет способствовать повышению интереса младших школьников к процессу учения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2-4
Глава I. Теоретические основы учения применения дидактических игр на уроках в начальной школе.
I.1.Роль и значение дидактической игры в жизни младших школьников
I.2.Виды дидактических игр и их применение на различных уроках в начальной школ…………………………..
Глава II. Реализация комплекса дидактических игр при изучении темы « Нумерация чисел первого десятка»
I.1. Программа исследования………………………………..
I.2. Ход и результаты эксперимента ……………………………….
Заключение…………………………………………………………………........
Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

федеральное агенство - 2.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

•этап формирования того же действия в плане громкой речи; 
•этап формирования собственно умственного действия.[22.С 19]   

 Эти  этапы могут быть названы этапами  функционального развития умственных  действий. Дж. Брунер высоко оценивает значение игры для интеллектуального развития, так как в ходе игры могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которая может приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. .[20.С.7] 
   Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.[4.С 22]   

 Мы  рассмотрели игру как средство  воспитания. Основными аспектами  развития личности ребенка в  этой связи можно назвать следующие:

  1. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера:

    • возникает  иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (соподчинение мотивов) 
    2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм:

    • ребенок, принимая роль какого- либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки. 
    3. Развивается произвольность поведения:

    • разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

    4. Развиваются  умственные действия:

    • формируется  план представлений, развиваются способности  и творческие возможности ребенка.   

       Игра нас интересует как принцип  поведения, а не как способ  развлечься. В игре, как и в  межличностном общении, интересы направлены не на заданную цель, а на сам процесс. Игра - это культурная норма, которая позволяет быть свободным, раскованным, иметь власть над реальностью, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость, стремление превзойти себя.  
Методики известных педагогов новаторов, которые при всем различии подразумевают обязательность увлекательности обучения. Ни активизация, ни оптимизация образовательной системы не привели к передовому преподаванию, не соединили в один процесс познание через интерес, интересное, воодушевляющее. Не вызывает сомнения, что образование должно быть подлинно развивающим, серьезным и увлекательным, но не отупляющим: оно обязательно должно ориентироваться на теоретический опыт, теоретические знания и эмоциональный мир ребенка. Плодотворность поиска педагогов-новаторов, лучших учителей страны доказывается значительностью раскрепощенных форм и методов занятий, использованием игры.[14.С 9]

     Игра  как дидактическое средство, как  «путь детей к познанию мира, в  котором они живут и который  призваны изменять», используется в школе, особенно в подростковых и старших классах, в мизерных дозах.

     Игра  как деятельность ребенка развивается  по своим законам, но она, несомненно, сильно вторгается в область дидактики.[7.С 10] В зависимости от того насколько изучены закономерности игровой деятельности, удается в большей или меньшей мере использовать ее для педагогических целей. Перед современной школой стоит конкретная педагогическая задача – научится педагогически управлять детской игрой, учитывая ее воспитательные потенциалы и психологические особенности развития ребенка в игре.

     Педагоги  всех времен понимали, что в игре ребенок накапливает знания, развивает  способности, формирует познавательные интересы. Очевидно, поэтому в истории  развития педагогических систем игра была в значительной мере связана с образовательными задачами.[18.С 8] Развивались и культивировались игры, приспособленные к тому, чтобы обучать детей речи, счету, письму. Если проследить тенденцию, можно заметить, что игры,  разрешая главным образом познавательные задачи, являлись постоянно то содержанием, то формой, то методом образовательной работы с дошкольниками.

     Например, в педагогике Фребеля игра давала детям представление о форме, величине, цвете предметов.  В  системе. О Декроли игры употреблялись как образовательное средство. В практике Потти и Хилл на первый взгляд выступают аксессуары игры, т.е. материалы для конструирования и моделирования.[22. С 16]

     Почему  именно в игре создаются благоприятные  условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов? Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставит играть нельзя, увлечь игрой можно.

     Исследования  Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина и других свидетельствуют, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются в игровой деятельности детей.[1. С 6] В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения, произвольного запоминания, припоминания и т.д. «Поэтапная обработка» умственных действий и понятий в игре обычно происходит случайно. Но при соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. На первых порах, т.е. в дошкольном возрасте, игровые действия ребят носят развернутых характер и требуют материальной опоры (игрушки, игровые предметы). В дальнейшем, к периоду обучения в школе, сокращаются и обобщаются, идет их вербализация. В последствии они могут совершаться частично или полностью в умственном плане, в плане воображения. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся  в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие сюжетно-ролевые игры). А. Эйнштейн утверждал, что воображение более важно, чем знания. Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать. В процессе игры школьник получает возможность совершать познавательные действия соответственно имеющемуся замыслу, игровым правилам и т.д.[16.С 8]

     Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способность  учиться, но бесспорно развивает познавательную активность школьников. Итак, игра – специфический детский путь получения знаний об окружающем мире.

     Дети  познают мир в играх легко  и непринужденно, без «нажима». На этом ключе основано создание игр. Дидактические  игры представляют собой игровое обучение. Обучающий характер дидактических игр основан на важнейшей закономерности игровой деятельности детей и подростков – стремлении действовать по мотивам воображаемой ситуации. Воображаемые условия, присутствующие в играх учащихся, служат лишь оболочкой для игр с дидактическими правилами. Детей к ним побуждает стремление проявить догадку, ловкость, смекалку в умственной деятельности. В основе любой дидактической игры лежит какая-то «тайна», неизвестность результата. Процесс игры – ведущее к разрядке приключение. Ее мотив с процесса деятельности перемещается на результат – выигрыш в соревновании, завоевание первенства, своей командой или личного первенства в умственном состязании.

    Основными целями, для достижения которых широко используется применение дидактических игр на практике в начальных классах, являются следующие:

    -интеллектуальное  развитие младших школьников;

    -создание  подходящих условий для формирования  развития каждого ребенка как  личности, развитие его творческих  способностей;

    -приобщение школьников к общечеловеческим ценностям;

    -индивидуальный  подход к каждому ребенку и  применение индивидуальных средств  обучения;

    -увеличение  объема понятий, представлений  и сведений, которыми овладевает  ученик; они составляют индивидуальный  опыт школьника;

    -углубление  уже усвоенных ранее знаний;

    -переход  движения от поверхностного отражения,  т. е. познания лишь самого  явления, к раскрытию законов  и закономерностей данного явления;

    -объединение  знаний в категории и системы;

    -их  связывание и превращение из  раздробленных рядов в системно построенные «роды»;

    -приобретение  знаниями подвижности и гибкости, превращение их в управляемые  самим субъектом.

    -превращение  знаний в более дифференцированные  и точные;

    -переход  ученика от слитных малорасчлененных  понятий и образов к оперированию более точными знаниями, к различению сходных знаний;

    -оперир-эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.[17.С 3]

    Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений.[10.С 8] С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности и применялась с целью усовершенствования и развития личности.

    Полученные  учащимися знания в результате дидактической  игры служат основой важнейших умений и навыков, которые должны освоить  младшие школьники.[2.С 19]

    Основными целями, для достижения которых широко используется применение дидактических игр на практике в начальных классах, являются следующие:

    -интеллектуальное  развитие младших школьников;

    -создание  подходящих условий для формирования  развития каждого ребенка как  личности, развитие его творческих способностей;

    -приобщение  школьников к общечеловеческим  ценностям;

    -индивидуальный  подход к каждому ребенку и  применение индивидуальных средств  обучения;

    -увеличение  объема понятий, представлений  и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника;

    -углубление  уже усвоенных ранее знаний;

    -переход  движения от поверхностного отражения,  т. е. познания лишь самого  явления, к раскрытию законов  и закономерностей данного явления;

    -объединение  знаний в категории и системы;

    -их  связывание и превращение из  раздробленных рядов в системно  построенные «роды»;

    -приобретение  знаниями подвижности и гибкости, превращение их в управляемые  самим субъектом.

    -превращение  знаний в более дифференцированные  и точные;

    -переход  ученика от слитных малорасчлененных  понятий и образов к ованию  более точными знаниями, к различению  сходных знаний;

    -эмоционально-психологическое  развитие младших школьников, которому  способствует участие в дидактических  играх.[4.С 12]

    Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности и применялась с целью усовершенствования и развития личности.

    Полученные  учащимися знания в результате дидактической  игры служат основой важнейших умений и навыков, которые должны освоить  младшие школьники.[22.С 17]

     Таким образом, ценным средством стимулирования интереса к учению можно назвать познавательные или дидактические, которые опираются на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     I.2. Виды дидактических игр и их применение на различных уроках.

     Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти  выход. Главное назначение этого метода – стимулировать процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

     Метод познавательных игр имеет длительную историю. Он уже применялся в древних  дидактических системах. Обучающие игровые программы в комплексе с техническими средствами эффективно решают проблемы возбуждения и поддержания интереса к учению, добывания знаний за счет собственных усилий, в процессе увлекательного соревнования с машиной, оперативного контроля и коррекции качества обучения.[11.С 6]

     Среди таких игр – разнообразные  математические, лингвистические игры, игры – путешествия, игры – викторины  и др. В последнее время всё большей популярность получили стимулирующие игры, то есть способствующие воспроизведению определенного качества, а также разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей.[6.С 9] С помощью стимулирующих игр учащиеся приобщаются к всестороннему анализу проблем, выступавших ранее в качестве действенных.

Информация о работе Применение дидактических игр на уроках в начальных классах общеобразовательной школы