Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:49, курсовая работа
теоретические основы учения дидактических игр на уроках. реализация комплекса дидактических игр. исследования. Ход и результаты эксперимента.
Объект исследования: процесс организации дидактических игр.
Предметом исследования: применение дидактических игр в начальных классах общеобразовательной школы.
Цель курсовой работы: на основе анализа научной литературы и эмпирического исследования изучить проблему применения дидактических игр в начальной школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение дидактических игр в начальной школе будет способствовать повышению интереса младших школьников к процессу учения.
Введение…………………………………………………………………………..2-4
Глава I. Теоретические основы учения применения дидактических игр на уроках в начальной школе.
I.1.Роль и значение дидактической игры в жизни младших школьников
I.2.Виды дидактических игр и их применение на различных уроках в начальной школ…………………………..
Глава II. Реализация комплекса дидактических игр при изучении темы « Нумерация чисел первого десятка»
I.1. Программа исследования………………………………..
I.2. Ход и результаты эксперимента ……………………………….
Заключение…………………………………………………………………........
Список литературы………………………………………………………………
•этап
формирования того же действия в плане
громкой речи;
•этап формирования собственно умственного
действия.[22.С 19]
Эти
этапы могут быть названы
Игра имеет значение и для формирования
дружного коллектива, и для формирования
самостоятельности, положительного отношения
к труду, для исправления некоторых отклонений
в поведении отдельных детей и для многого
другого. Все эти воспитывающие эффекты
опираются как на свое основание, на то
влияние, которое игра оказывает на психическое
развитие ребенка, на становление его
личности.[4.С 22]
Мы
рассмотрели игру как средство
воспитания. Основными аспектами
развития личности ребенка в
этой связи можно назвать
• возникает
иерархия мотивов, где социальные мотивы
приобретают более важное значение
для ребенка, чем личные (соподчинение
мотивов)
2. Преодолевается познавательный и эмоциональный
эгоцентризм:
• ребенок,
принимая роль какого- либо персонажа,
героя и т.п., учитывает особенности
его поведения, его позицию. Это помогает
в ориентировке во взаимоотношениях между
людьми, способствует развитию самосознания
и самооценки.
3. Развивается произвольность поведения:
• разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.
4. Развиваются умственные действия:
• формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.
Игра нас интересует как
Методики известных педагогов новаторов,
которые при всем различии подразумевают
обязательность увлекательности обучения.
Ни активизация, ни оптимизация образовательной
системы не привели к передовому преподаванию,
не соединили в один процесс познание
через интерес, интересное, воодушевляющее.
Не вызывает сомнения, что образование
должно быть подлинно развивающим, серьезным
и увлекательным, но не отупляющим: оно
обязательно должно ориентироваться на
теоретический опыт, теоретические знания
и эмоциональный мир ребенка. Плодотворность
поиска педагогов-новаторов, лучших учителей
страны доказывается значительностью
раскрепощенных форм и методов занятий,
использованием игры.[14.С 9]
Игра как дидактическое средство, как «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять», используется в школе, особенно в подростковых и старших классах, в мизерных дозах.
Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам, но она, несомненно, сильно вторгается в область дидактики.[7.С 10] В зависимости от того насколько изучены закономерности игровой деятельности, удается в большей или меньшей мере использовать ее для педагогических целей. Перед современной школой стоит конкретная педагогическая задача – научится педагогически управлять детской игрой, учитывая ее воспитательные потенциалы и психологические особенности развития ребенка в игре.
Педагоги всех времен понимали, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Очевидно, поэтому в истории развития педагогических систем игра была в значительной мере связана с образовательными задачами.[18.С 8] Развивались и культивировались игры, приспособленные к тому, чтобы обучать детей речи, счету, письму. Если проследить тенденцию, можно заметить, что игры, разрешая главным образом познавательные задачи, являлись постоянно то содержанием, то формой, то методом образовательной работы с дошкольниками.
Например, в педагогике Фребеля игра давала детям представление о форме, величине, цвете предметов. В системе. О Декроли игры употреблялись как образовательное средство. В практике Потти и Хилл на первый взгляд выступают аксессуары игры, т.е. материалы для конструирования и моделирования.[22. С 16]
Почему именно в игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов? Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставит играть нельзя, увлечь игрой можно.
Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина и других свидетельствуют, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются в игровой деятельности детей.[1. С 6] В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения, произвольного запоминания, припоминания и т.д. «Поэтапная обработка» умственных действий и понятий в игре обычно происходит случайно. Но при соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. На первых порах, т.е. в дошкольном возрасте, игровые действия ребят носят развернутых характер и требуют материальной опоры (игрушки, игровые предметы). В дальнейшем, к периоду обучения в школе, сокращаются и обобщаются, идет их вербализация. В последствии они могут совершаться частично или полностью в умственном плане, в плане воображения. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие сюжетно-ролевые игры). А. Эйнштейн утверждал, что воображение более важно, чем знания. Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать. В процессе игры школьник получает возможность совершать познавательные действия соответственно имеющемуся замыслу, игровым правилам и т.д.[16.С 8]
Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способность учиться, но бесспорно развивает познавательную активность школьников. Итак, игра – специфический детский путь получения знаний об окружающем мире.
Дети познают мир в играх легко и непринужденно, без «нажима». На этом ключе основано создание игр. Дидактические игры представляют собой игровое обучение. Обучающий характер дидактических игр основан на важнейшей закономерности игровой деятельности детей и подростков – стремлении действовать по мотивам воображаемой ситуации. Воображаемые условия, присутствующие в играх учащихся, служат лишь оболочкой для игр с дидактическими правилами. Детей к ним побуждает стремление проявить догадку, ловкость, смекалку в умственной деятельности. В основе любой дидактической игры лежит какая-то «тайна», неизвестность результата. Процесс игры – ведущее к разрядке приключение. Ее мотив с процесса деятельности перемещается на результат – выигрыш в соревновании, завоевание первенства, своей командой или личного первенства в умственном состязании.
Основными целями, для достижения которых широко используется применение дидактических игр на практике в начальных классах, являются следующие:
-интеллектуальное развитие младших школьников;
-создание
подходящих условий для
-приобщение школьников к общечеловеческим ценностям;
-индивидуальный
подход к каждому ребенку и
применение индивидуальных
-увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника;
-углубление уже усвоенных ранее знаний;
-переход
движения от поверхностного
-объединение знаний в категории и системы;
-их связывание и превращение из раздробленных рядов в системно построенные «роды»;
-приобретение
знаниями подвижности и
-превращение
знаний в более
-переход
ученика от слитных
-оперир-эмоционально-
Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений.[10.С 8] С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности и применялась с целью усовершенствования и развития личности.
Полученные учащимися знания в результате дидактической игры служат основой важнейших умений и навыков, которые должны освоить младшие школьники.[2.С 19]
Основными целями, для достижения которых широко используется применение дидактических игр на практике в начальных классах, являются следующие:
-интеллектуальное развитие младших школьников;
-создание
подходящих условий для
-приобщение школьников к общечеловеческим ценностям;
-индивидуальный
подход к каждому ребенку и
применение индивидуальных
-увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника;
-углубление уже усвоенных ранее знаний;
-переход
движения от поверхностного
-объединение знаний в категории и системы;
-их
связывание и превращение из
раздробленных рядов в
-приобретение
знаниями подвижности и
-превращение
знаний в более
-переход
ученика от слитных
-эмоционально-
Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности и применялась с целью усовершенствования и развития личности.
Полученные учащимися знания в результате дидактической игры служат основой важнейших умений и навыков, которые должны освоить младшие школьники.[22.С 17]
Таким
образом, ценным средством стимулирования
интереса к учению можно назвать познавательные
или дидактические, которые опираются
на создание в учебном процессе игровых
ситуаций. Игра давно уже используется
как средство возбуждения интереса к учению.
I.2. Виды дидактических игр и их применение на различных уроках.
Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение этого метода – стимулировать процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.
Метод познавательных игр имеет длительную историю. Он уже применялся в древних дидактических системах. Обучающие игровые программы в комплексе с техническими средствами эффективно решают проблемы возбуждения и поддержания интереса к учению, добывания знаний за счет собственных усилий, в процессе увлекательного соревнования с машиной, оперативного контроля и коррекции качества обучения.[11.С 6]
Среди таких игр – разнообразные математические, лингвистические игры, игры – путешествия, игры – викторины и др. В последнее время всё большей популярность получили стимулирующие игры, то есть способствующие воспроизведению определенного качества, а также разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей.[6.С 9] С помощью стимулирующих игр учащиеся приобщаются к всестороннему анализу проблем, выступавших ранее в качестве действенных.