Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:03, дипломная работа
В данной дипломной работе, выдвигая гипотезу, что приемы графического моделирования влияют на скорость формирования умения решать задачи, я постараюсь сделать следующее:
Ø Рассмотреть известные, но мало применяемые на практике графические модели, включить их в практическую работу с детьми;
Ø Овладеть приемами диагностики уровня сформированности умения у детей младшего школьного возраста решать задачи на движение;
Ø Систематизировать приемы схематического моделирования, учитывая опыт учителей начальной школы.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Развитие мышления младших школьников в процессе обучения…………………………………………………………………………6
1.1. Понятие «мышление» в психолого-педагогической литературе….……6
1.2.Особенности развития мышления младших школьников……………....17
1.3. Общая характеристика мышления………………………………………23
Глава 2. Моделирование как средство формирования умения решать задачи.............................................................................................................28
2.1.Роль решения задач и классификация решений задач……………….…28
2.2.Виды моделирования. Графическое моделирование как основное средство…………………………………………………………………………31
2.3.Методика составления задач, обучение решению задач с помощью схематического моделирования………………………………………………37
Заключение…………………………………………………………….………41
Список литературы………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
"Владимирский государственный
университет имени Александра
Григорьевича и Николая
Факультет: Дошкольного и начального образования.
Диплом
Тема: «Приём моделирования как средство развития учащихся при обучении решению задач»
Владимир 2012г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Развитие
мышления младших школьников в процессе
обучения…………………………………………………………
1.1. Понятие «мышление» в психолого-педагогической литературе….……6
1.2.Особенности развития мышления младших школьников……………....17
1.3. Общая характеристика мышления………………………………………23
Глава 2. Моделирование
как средство формирования
2.1.Роль решения задач и классификация решений задач……………….…28
2.2.Виды моделирования. Графическое
моделирование как основное средство…………………………………………………………
2.3.Методика составления задач,
обучение решению задач с помощью схематического
моделирования……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время в связи с дифференциацией процесса обучения, введением профильных образовательных систем актуальной становится проблема разработки соответствующих программ обучения.
Существующие традиционные
программы и учебники по математике
перестали удовлетворять
Для того чтобы ученик уже
в начальных классах мог
Ориентация процесса обучения на достижение высокого общего развития мышления учащихся ведет к коренному пересмотру как общей линии в обучении математике решения задач, так и конкретных приемов моделей, используемых в нем.
Предмет исследования - моделирование в процессе обучения математике. Объект исследования – Особенности приёмов моделирования как средства развития мышления у учащихся при обучении решению задач. Цель работы – изучить сущность моделирования как средства развития мышления учащихся и его особенности при обучении решения задач.
Велико значение математики в повседневной жизни человека. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа немыслимо развитие человеческого общества. Четыре арифметических действия, правила устных и письменных вычислений изучаются, начиная с начальных классов, а устный счет сейчас предлагается детям чуть ли не с пеленок. Арифметика возникла из повседневной практики, из жизненных нужд людей в их трудовой деятельности. Арифметика развивалась медленно и долго. В настоящее время в связи с дифференциацией процесса обучения, введением профильных образовательных систем актуальной становится проблема разработки соответствующих программ обучения. Существующие традиционные программы и учебники по математике для начальной школы перестали удовлетворять потребностям не только специализированной начальной школы, но и обычной системы начального образования. Содержание этих программ во многом устарело, оно не учитывает тех, безусловно, интересных эффективных наработок в области педагогики, психологии и частных методик, которые уже вошли в практику многих учителей. В связи с этим представляется необходимой разработка усовершенствованных вариантов традиционных программ по математике с учетом этих наработок.
В данной дипломной работе, выдвигая гипотезу, что приемы графического моделирования влияют на скорость формирования умения решать задачи, я постараюсь сделать следующее:
Ø Рассмотреть известные, но мало применяемые на практике графические модели, включить их в практическую работу с детьми;
Ø Овладеть приемами диагностики уровня сформированности умения у детей младшего школьного возраста решать задачи на движение;
Ø Систематизировать приемы схематического моделирования, учитывая опыт учителей начальной школы.
В работе планируется использовать различные учебные пособия для начальной школы, систему обучения, разработанную под руководством Л.В. Занкова, новые экспериментальные методики, хорошо зарекомендовавшие себя на практике (по публикациям в журнале «Начальная школа»), а также методику Эрдниева П. М. «Укрупненные дидактические единицы» и др.
Глава 1. Развитие мышления младших школьников в процессе обучения
1.1. Понятие «мышление»
в психолого-педагогической
Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку [20, с 112]. Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира. Сущность его в отражении:
1) общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно;
2) существенных
отношений и закономерных
Мышление расширяет границы
познания, даёт возможность выйти
за пределы непосредственного
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. В учебной деятельности школьника сравнение играет очень важную роль. Сравнивая, например, прилагательное и глагол, операции умножения и деления, треугольник и прямоугольник, школьник глубже познаёт особенности данных предметов или явлений.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нём отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Анализ и синтез неразрывно связанны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания: анализируем мы всегда то, что синтетически целое, а синтезируем то, что аналитически расчленено. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ даёт знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом [16, с 21].
Абстракция – это мысленное
выделение существенных свойств
и признаков предметов или
явлений при одновременном
Абстракция лежит в основе обобщения – мысленного объединения предметов и явлений в группы по тем общими существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. В учебной работе школьников обобщение обычно проявляется в выводах, определениях, правилах, классификации [20, с 275].
Различают два вида обобщения: формально-эмпирическое и содержательное.
· Формально-эмпирическое обобщение осуществляется путём сравнения ряда объектов и выявления внешне одинаковых и общих признаков.
· Содержательное обобщение основано на глубоком анализе объектов и выявлении скрытых общих и существенных признаков, отношений и зависимостей.
Конкретизация – это мысленный подход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебном процессе конкретизация имеет большое значение: она связывает наши теоретические знания с жизнью, с практикой и помогает правильно понять действительность. Отсутствие конкретизации приводит к формализму знаний, которые остаются голыми и бесполезными абстракциями, оторванными от жизни.
Различают три основные формы мышления:
- понятие;
- суждение;
- умозаключение.
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.
Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает. Понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, ненаглядным характером [4, с 65].
Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Суждения бывают:
- общими;
- частными;
- единичными.
В общих суждениях утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Все школьники изучают математику».
В частном суждении речь идет только о части предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Некоторые школьники умеют быстро находить решение задачи » [14, с 125].
Единичное суждение – это суждение, в котором речь идет о каком-то индивидуальном понятии.
Умозаключение – такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Пример – доказательство геометрических теорем. Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений – индуктивным и дедуктивным:
Индукция – это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.
Дедукция – это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.
Мышление человека, и в частности школьника, наиболее ярко проявляется при решении задач. Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди, но всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую надо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить. Человек может мыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей степени, опираться в процессе мышления на восприятие, представления или понятия [7, с 21].
В зависимости от этого различают три основных вида мышления:
- предметно-действенное;
- наглядно-образное;
- абстрактное.
Предметно-действенное мышление – вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. В элементарной форме предметно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста, для которых мыслить о предметах означает действовать, манипулировать с ними. В развитой форме оно свойственно людям определенной профессии, которая связана с практическим анализом, конструированием [7, с 25].
Наглядно-образное мышление – это вид мышления, который опирается на восприятие или представления. Этот вид мышления характерен для дошкольников и отчасти детей младшего школьного возраста, а в развитых формах свойственен людям тех профессий, которые связанны с ярким и живым представлением тех или иных предметов или явлений. Когда учитель рассказывает школьникам о прямой или кривой, проделывает с ними практическую работу с ниточкой или объясняет на картинке, то он имеет дело с наглядно-образным мышлением.
Информация о работе Приём моделирования как средство развития учащихся при обучении решению задач