Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:14, курсовая работа
Цель исследования - изучить и проанализировать методику преподавания сказки в 5-м классе.
Объект исследования - процесс изучения сказки в 5 классе средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - методика изучения литературной сказки на уроках литературы в 5 классе.
В процессе исследования предполагалось решить следующие задачи:
- провести анализ литературоведческой и методической литературы по изучению устного народного творчества школе;
- изучить современное состояние проблемы взаимосвязанного изучения сказки в 5 классе школы;а и истоки ее формирования
Введение 3
Глава 1. Понятие литературной сказки 6
1.1. Литературная сказка древнейший жанр устного народного творчества 6
1.2. Место сказки в программе по литературе 13
1.3. Работа над жанром сказки 21
Глава 2. Практическая часть. Разработки уроков для 5 класса средней школы 25
2.1. Урок 1 25
2.2. Урок 2 30
2.3. Игровая форма изучения сказки 34
Заключение 41
Список литературы 43
Оформление и оборудование: магнитофон, аудиозапись “Вальс-фантазия” М.И.Глинки, иллюстрации к сказкам, сочинения учащихся, названия станций.
Ход урока
Приветствие. Вступительное слово учителя (звучит “Вальс-фантазия М.И. Глинки):
Все мы, люди, родом из детства. Мы, взрослые, вспоминаем своё детство, как волшебный сон. И наверное, ребята, вам родители иногда говорят: “Как бы я хотела сейчас оказаться на твоём месте, стать такой же маленькой, как ты”. Счастливы те дети, у которых есть бабушки, особенно если они перед сном рассказывают сказки.
Мы любим сказки со счастливым концом, но не все сказки такие. Через сказки мы постигаем жизнь. Один маленький мальчик, которого звали Ганс Христиан Андерсен, задал вопрос своему отцу: “Что такое сказка? Настоящая сказка?” Тот ему ответил: “Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся”.
Сказки возникли в глубокой древности и передавались из уст в уста. Представьте себе деревенскую избу в Древней Руси. Зимний вечер тянется долго, тускло светит лучина, женщины сидят за прялками. И какая-нибудь из них неторопливо сказывает сказки. Как приятно слушать задушевное повествование о вымышленных невероятных событиях.
Вы, дети, я уверена, знакомы со сказками с первых лет жизни. Когда вы были совсем маленькими, вам рассказывали сказки “Колобок”, “Курочка Ряба”. Вам нравилась сказка о том, как хитрая Лиса обманула Волка. Потом заслушивались сказками про Ивана Царевича и Василису Премудрую. Вы уносились в тридевятое царство вместе с героями сказок А.С.Пушкина, Г.Х.Андерсена, В.А.Жуковского… Прекрасен мир сказки!
Что же общего у всех произведений, которые мы называем сказками? (Дети отвечают.)
Сегодняшний урок необычный. Это урок – интеллектуальное путешествие по сказкам. Путешествовать мы будем по станциям. Будьте активны и внимательны. За каждый правильный ответ на станции будут вручаться жетоны. В конце урока подведём итоги, определим лидера. Самого знающего ждёт сюрприз (маленький подарочек).
Первая станция интеллектуального путешествия Портретная (на доске вывешивается название станции). Здесь нужно определить героев сказок по портретам-описаниям. Назвать героя сказки, название, автора.
Вопросы:
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрудили шею.
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки!
На лазоревом платье – частые звёзды, на голове – месяц ясный, такая красавица – ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Та девица, говорят,
Ездит в красном полушубке,
В золотой, ребята, шлюпке,
И серебряным веслом
Самолично правит в нём;
Разны песни попевает
И на гуслицах играет.
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И была она бела, как снег, румяна, как кровь, и такая черноволосая, как чёрное дерево.
Это была красивая женщина, но гордая и надменная, она терпеть не могла, когда кто-нибудь превосходил её красотой.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит!
А сама-то величава,
Выступает будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Страшная смотрит со дна образина: два огромные глаза горят, как два изумруда; рот разинутый чудным смехом смеётся; два ряда крупных жемчужин светятся в нём, и язык, меж зубами выставясь, дразнит царя.
С бородою и с усами; рожа словно как у кошки, а глаза-то – что те плошки!
Следующая станция Искусствоведческая.
Готовясь к уроку, дети нарисовали много рисунков к русским народным сказкам. Оформили выставку. Желающие описывают своих любимых героев.
Станция Сума с потерянными вещами.
Появляется сумка (лучше необыкновенной формы, потёртая). В сумке спрятаны клубочек ниток, два пузырька (с живой и мёртвой водой), платочек, яблоко, колечко, гребень.
Определить сказку по предметам. Прошу помочь сказочным героям. Кто использовал предмет, в какой ситуации. Назовите сказку, где происходит действие.
Далее вас ждёт следующая остановка нашего интеллект-путешествия станция Юмористическая.
Задания написаны на билетиках, опущенных в барабан. Дети раскручивают его и выбирают задание:
Кто у героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?
Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом.
Кто из сказочных героев очень любил поговорку “Одна голова хорошо, а две лучше”?
В какой русской народной
сказке брат не послушался сестру, один
раз нарушил санитарно-
Какой вид энергии использовала Баба Яга, летая в ступе?
Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума?
Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежной дерево и останется только снимать урожай?
К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценного металла? Как её звали?
А нас ждёт станция “О, счастливчик”.
Выбрать правильный ответ.
Кем обернулась Василиса Премудрая, когда улетела в окно?
а) серой кукушкой
б) сизой голубкой
в) быстрокрылой ласточкой
Дворец Кощея Бессмертного был из:
а) золота
б) малахита
в) карбункула
Сколько было лет П.П.Ершову, когда он написал сказку “Конёк-Горбунок”?
а) 18
б) 19
в) 23
Кто подсказал В.А.Жуковскому сюжет “Сказки о царе Берендее”?
а) М.Ю.Лермонтов
б) А.С.Пушкин
в) няня
Как звали старшего сына в сказке “Конёк-Горбунок!?
а) Иван
б) Гаврила
в) Данила
Кто достал со дна моря-океана перстень царь-девицы?
а) карась
б) ёрш
в) дельфин
Сколько дочерей было у Кощея Бессмертного?
а) 33
б) 30
в) 12
Станция Театральная.
Чем литературная сказка отличается от народной?
Инсценирование русской народной сказки “Горшок”.
Обсуждение. Что высмеивается в этой сказке?
Станция Литературное ассорти.
Из каких сказок это выражение, и в каких случаях оно употребляется?
Разбитое корыто (из сказки А.С.Пушкина “О рыбаке и рыбке”, употребляется в значении “разбитые надежды”).
Сказка про белого бычка (из докучной сказки, употребляется в значении бесконечное повторение одного и того же).
При царе Горохе (из русской народной сказки о царе Горохе, употребляется в значении “очень давно”).
Гадкий утёнок (сказка
Г.Х.Андерсена “Гадкий утёнок”,
выражение применяется к
Я еду-еду, не свищу, а
как наеду – не спущу (из сказки
А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”
Язык сказок особенный, большинство из них начинается с зачина, а заканчивается концовкой. Сейчас проведём аукцион: кто больше знает зачинов? Концовок?
Станция Творческая.
Детьми дома были написаны сочинения на тему: “Почему мы любим сказку, хотя в ней сплошная выдумка?” Ориентируясь по времени, зачитываю несколько самых удачных работ.
Подведение итогов:
Оценки за рисунки, сочинения.
Оценки за ответы.
Призы (готовят родители).
Практически все дети получают отметки.
Заключительное слово учителя.
Некоторые сказки заканчиваются словами: “Стали жить-поживать и добра наживать”. “Добрый”, “добро” - слова одного корня. Доброе чувство – это то, в чем все нуждаются, но не все могут проявить. Добро – это богатство, имущество. А добро в душе? Это тоже богатство! Богатство души. У доброго человека – богатая душа, он всегда может одарить человека любовью, вниманием, добрым словом.
Каждый человек легко может проверить, злой он человек или добрый. Если вам кажется, что все люди злые, значит вы злой человек. Если вам кажется, что все люди добрые, значит, вы добрый человек, у вас есть в душе богатство, есть добрые чувства.
Присмотритесь к себе: не спят ли ваши чувства? К кому вы испытали сегодня доброе чувство? Как его проявили? Помните, когда отдают деньги, их становится меньше. Когда проявляют добрые чувства – их становится больше. Становитесь богаче душой, щедро проявляйте добрые чувства!
Я верю, что впереди вас ждут чудесные минуты, часы общения с героями любимых книг, которые помогут вам стать щедрыми и добрыми.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы. Сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение. Они формируют устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, являются наглядной школой изумительного искусства слова. Сказки способствуют развитию у детей воображения и литературно-творческих способностей. Изучение сказок повышает интерес и мотивацию школьников к изучению литературы. Сказка прививает любовь к своей земле и своему народу. Она формирует коммуникативные качества младших школьников.
При опоре на фольклорные традиции решается такая педагогическая задача, как формирование творчески развитой личности школьника. Различные компоненты народной художественной культуры обладают мощным творческим потенциалом. И, конечно же, очевидны возможности сказки в развитии творческих способностей детей. Содержательный мир сказки, ее поэтика и композиция близки и доступны детям. Поэтому применение сказки в разных видах творческой деятельности открывает широкие горизонты для формирования креативной личности.
В сложившихся условиях необходимы поиски новых путей изучения литературы в современной школе. Одним из эффективных путей, помогающих осознать общечеловеческие ценности цивилизации, качественно улучшить литературное образование школьников, на наш взгляд, является взаимосвязанное изучение русской, родной, зарубежной литератур, которая является сегодня актуальной проблемой методики преподавания литературы в школе.
Литература каждого народа возникает и развивается на национальной почве, на традициях своей художественной культуры. Но при этом, ни одна литература не существует изолированно, обособленно от других, поскольку в каждой национальной литературе есть общее, типологическое и особенное, национальное, присущее только ей. Исходя из этого, учащиеся должны иметь достаточно глубокое представление о таких литературных связях, как типологические схождения (уметь выявлять их при сравнительном изучении нескольких литератур), контактные связи (находить их при анализе художественных произведений). Перечисленные литературные связи чаще всего используются в школьной практике. Приобщаясь к шедеврам мировой литературы, учащиеся пятого класса осмысляют общее и национально специфическое понимают единство общечеловеческих ценностей.
Историко-литературный процесс
межнациональных
Народную и литературную сказку учащиеся национальных школ РФ изучают не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка. Проверка знаний, умений и навыков пятиклассников в аспекте проблемы исследования показала, что знания учащихся о народной и литературной сказках, об их художественных особенностях, общности и отличиях, национальных особенностях являются поверхностными или отсутствуют. Естественно, на качество знаний учащихся влияет и то, что в якутской школе нет методических пособий, рекомендаций по методике взаимосвязанного изучения сказок разных народов. Осмыслить специфику преподавания литературы в пятом классе средней школы помогает методическая литература для других школ.
Пятиклассники при умелой организации учителем учебно-воспитательного процесса могут получить навыки сравнительного изучения сказок разных стран. Об этом свидетельствуют данные экспериментальных классов. Действенность методики взаимосвязанного изучения русской, родной (якутской), зарубежной сказки на основе выявления тематической близости, черт общности и специфики проявилась в динамике знаний, умений и навыков учащихся.