Понятие литературной сказки

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить и проанализировать методику преподавания сказки в 5-м классе.
Объект исследования - процесс изучения сказки в 5 классе средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - методика изучения литературной сказки на уроках литературы в 5 классе.
В процессе исследования предполагалось решить следующие задачи:
- провести анализ литературоведческой и методической литературы по изучению устного народного творчества школе;
- изучить современное состояние проблемы взаимосвязанного изучения сказки в 5 классе школы;а и истоки ее формирования

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие литературной сказки 6
1.1. Литературная сказка древнейший жанр устного народного творчества 6
1.2. Место сказки в программе по литературе 13
1.3. Работа над жанром сказки 21
Глава 2. Практическая часть. Разработки уроков для 5 класса средней школы 25
2.1. Урок 1 25
2.2. Урок 2 30
2.3. Игровая форма изучения сказки 34
Заключение 41
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

Литературная сказка.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

 Учитель: - Назовите семью Андерсена. Кого из них вы знаете?

 Ученик: - Дюймовочка, голый король, ромашка, пастушка, трубочист и др.

 Учитель: - Он написал целый ряд стихотворений, романов, но известен он, конечно, своими прекрасными сказками, знакомыми вам с самого детства. Каждый из вас знает злую снежную королеву с ледяным сердцем, искреннюю, добрую, любящую и веряющую в силу Добра, Любви Герду и ее брата Кая из сказки “Снежная королева”; маленькую Дюймовочку из сказки “Дюймовочка”, сказку об обманчивых портных и о глупом короле – это сказка “Голый король”. Сказки Андерсена мы с вами можем перечислять бесконечно: “Ромашка”, “Дикие лебеди”, “Штопальная игла”, “Принцесса на горошине”, “Ганс-чурбан”, “Пастушка и трубочист”, “Огниво”, “Сундук-самолет” и многие-многие другие. А сегодня, ребята, мы познакомимся с еще одной, очень удивительной сказкой Андерсена – “Русалочкой”, статуя которой охраняет вход в порт столицы Дании – Копенгаген. Фотография этой статуи лежит у вас на партах.

 Учитель: - Дома вы должны были прочитать сказку Андерсена “Русалочка” и проиллюстрировать наиболее понравившийся вам эпизод. Чтобы настроиться на это произведение, давайте послушаем отрывок из произведения “У моря ночью” Черни.

 Учитель: - Что вы представляете себе, когда звучит эта музыка? Что слышите в ней?

 Ученик: - Шум моря, плеск прибоя, песчаный берег, медузы, ракушки, подводное царство.

 Учитель: - Понравилась ли вам сказка? Какой эпизод привлек большее внимание?

 Учитель: - Посмотрите на рисунки, которые вы нарисовали к сказке “Русалочка”. Подойдите все к доске, рассмотрите их внимательно, задайте друг другу вопросы, если что-то непонятно, или, наоборот, заинтересовало.

 Учитель: - Вспомните,  что же произошло в этой  сказке. Послушаем первый рассказ  “во дворце у русалочки”.

 Ученик: - “Во дворце  у русалочки”. На дне моря, в  самом глубоком месте стоит  коралловый дворец морского царя  с высокими окнами из янтаря и с крышей из раковин. В каждой раковине лежит по жемчужине необыкновенной красоты.

 Хозяйством в семье  занималась бабушка, гордая своим  родом, поэтому носила на хвосте  целую дюжину устриц. Она очень  любила своих внучек. Шестеро  принцесс играли во дворце, ухаживали за садиками, слушали рассказы своей бабушки о людях и о жизни на земле.

 Особенно хороша  была самая младшая русалочка.  Ее сад украшали круглая, как  солнце, грядка с цветами и  статуя прекрасного белого мраморного  мальчика, упавшая на дно моря с корабля. Бабушка говорила русалочкам, что когда им исполнится пятнадцать лет, они смогут всплывать на поверхность моря. Об этом больше других сестер мечтала младшая русалочка, которой приходилось ждать дольше всех.

 Аналогично составляются  рассказы “Первый раз на поверхности моря”, “Буря”, “Мечта о земном мире”, “Договор с ведьмой”, “Русалочка и принц”.

 Учитель: - Какое же  чувство возникает у русалочки,  когда она видит принца.

 Ученик: - Русалочке  нравится принц, она очарована  им и влюбляется в него.

 Учитель: - Как вы  думаете, почему, вопреки клятве  сестер рассказать все, что  она увидит на поверхности  моря, русалочка ничего никому  не говорила?

 Ученик: - Хранила свое  чувство, оберегала его. 

 Учитель: - Чем же  жертвует русалочка ради своей  любви к принцу?

 Ученик: - Жертвует  прекрасным голосом, своей семьей, своим счастьем, терпит невыносимую  боль, жертвует даже собственной  жизнью.

 Учитель: - Почему же  русалочка не убивает принца, ведь, убив его, она могла прожить  свои триста лет? 

 Ученик: - Русалочка любит, она хочет, чтобы принц был счастлив, и ради счастья любимого русалочка отдает свою жизнь.

 Учитель: - Казалось  бы, русалочка так долго шла  к своему счастью и так много  для этого сделала, почему же  Андерсен не написал всеми  ожидаемого хорошего конца? Наверно, все мы хотели бы, чтоб русалочка вышла замуж за принца, и они жили долго и счастливо. Но нет, принц женится на другой, а русалочка остается одна. Почему так?

 Ученик: - Учитель: - Может,  сказка Андерсена заканчивается  так, потому что любовь к жизни бывает разделенной, взаимной и неразделенной, невзаимной. Андерсен показывает в своей сказке реальную жизнь, реальный, хоть и особый, мир, в котором для человека счастье уже просто находиться рядом с любимым, видеть, что он счастлив. В жизни далеко не всегда любовь заканчивается браком, а очень часто любовь трагична.

 Учитель: - Да, сказка  заканчивается печально. Принц женится  на другой, а русалочка теряет  все. Но сбылась ли ее другая  мечта – иметь бессмертную  душу?

 Ученик: - Русалочку  взяли дочери воздуха в заоблачный мир.

 “У русалки нет  бессмертной души, и обрести ее  она может, только если ее  полюбит человек. У дочерей  воздуха тоже нет бессмертной  души, но они могут заслужить  ее добрыми делами… Пройдет  триста лет, во время которых  мы будем посильно творить добро, и мы получим в награду бессмертную душу. Ты же, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир. Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести ее через триста лет!”

 Учитель: - Так что  же такое любовь? В чем ее  сила?

 Учитель: - Ученик: - Любовь  – прежде всего это великая  сила, доступная каждому живому  существу. Любовь делает нас добрее, сострадательнее, мужественнее, сильнее. Без нее нет жизни на этой земле. Любовь – это источник нашего счастья и в то же время это награда за страдания, это дар свыше; любовь – это сама жизнь.

 Домашнее задание  к следующему уроку: просмотреть  статью “Русалка” в мифологическом  словаре.

2.2. Урок 2

 Тема урока. Русалка Андерсена и русалки в европейской мифологии.

  Цель урока. Показать, что Андерсен  заимствовал лишь некоторые черты  русалок из европейской мифологии. 

 Задачи  урока. 

 Познакомить учащихся  с мифологическим образом русалки.

 Учить умению анализировать  и сопоставлять предлагаемые  образы.

 Продолжать формировать  умения работы с текстом художественного  произведения.

Ход урока

 У.- На прошлом уроке мы говорили с вами об Х.-К. Андерсене и его сказке “Русалочка”. У каждого из вас сложился свой образ этого существа. Но, несомненно, русалочка Андерсена имеет человеческую душу, она любит, хотя и не любила, и жертвует ради счастья своего любимого собственной жизнью.

 А сегодня мы  поговорим о мифологическом образе  русалки и попытаемся сопоставить русалочку Андерсена и русалку в мифологии.

 Учитель: - Ребята, а кто из вас знает, как еще разные народы называют русалку?

 Ученик: - Водяная, шутовка, чертовка.

 Учитель: - Существует множество названий русалок. Также ее называют и купалкой, и лешачихой. А еще есть специальные названия особых названий русалок:

 Мавки – злые  духи, в них превращаются умершие  до крещения дети. Мавки спереди  имеют человеческое тело, а спины  у них нет, поэтому видны  все внутренности;

 Ундины – прекрасные девушки, выходящие из воды и расчесывающие волосы. Своим пением они завлекают путников вглубь, могут погубить или сделать возлюбленными в подводном царстве;

 Вилы – очаровательные  девушки с распущенными волосами, но, в отличие от ундин, они  имеют еще крылья и волшебные платья: кто отнимал у них платье, тому они подчинялись.

 Учитель: Ребята, давайте вспомните русалочку в сказке Андерсена. Она живет во дворце на морском дне, у нее своя собственная семья. Но люди признают русалками женщин, умерших неестественной смертью, т. е. утопленниц, удавленников. То есть мы видим разногласия в вопросе происхождения русалок у Андерсена и в фольклорных сказках.

 В конце занятия  детям предлагается заполнить  следующую таблицу. Первая графа  заполняется вместе, на уроке. 

 Черты  

 Русалка в мифологии   

 Русалочка Андерсена 

         1. Происхождение русалок  

2. Местонахождение русалок   

3. Внешний вид русалок   

4. Занятия русалок   

5. Отношение к человеку   

 Учитель: - Что же мы запишем в графу “происхождение русалок”?

 Ученик: - Русалка Андерсена – дочь морского царя, а мифологическая русалка – это женщина, умершая неестественной смертью.

 Учитель: - Правильно, давайте это запишем.

 Черты  

 Русалка в мифологии   

 Русалочка Андерсена 

1. Происхождение русалок  

 Женщина, умершая  неестественной смертью  

 Дочь морского царя, имеет свою семью 

2. Местонахождение русалок   

3. Внешний вид русалок   

4. Занятия русалок   

 5. Отношение к человеку  

 Учитель: - А где обитают русалки?

 Ученик: - Они живут в воде.

 Учитель: - Верно, издавна люди считают русалок речными девами, но они не живут в одном месте. Их можно встретить также в лесу, в поле. Ночью, они качаются на ветвях, днем резвятся, заманивают и завлекают путников. Иногда они заглядывают в дома, приходят мыться в бани. А зимой, говорят, русалки поднимаются вверх и живут на облаках.

 Учитель: - Где же живут наши русалки, и чем они занимаются?

 Ученик: - Мифологическая русалка живет в разных местах: и в поле, и в лесу, и в воде; она завлекает путников своим очаровательным пением и необыкновенной внешностью, а затем губит их. Русалка Андерсена живет в подводном царстве, затем в мире людей; она не причиняет людям зла, а ухаживает за своим садиком, играет с сестрами, слушает рассказы бабушки.

 Учитель: - Ребята, мы представляем русалку прекрасной женщиной (только с рыбьим хвостом), молодой, необыкновенной. Но бывает еще и старые, безобразные русалки. У русалок есть царица, без разрешения которой ни одна русалка не может не только погубить, но даже запугать человека. Люди всегда боялись русалок. Когда путник русалку, он ужасно пугался. Но и русалка боялась некоторых вещей, с помощью которых человек мог отогнать ее от себя. Например, русалка никогда не нападет на человека, если у него на груди крест. Так же она не любит полынь. Если увидишь русалку и на вопрос: “Что у тебя в руках?” скажешь “Петрушка”, то она ответит: “Ты ж моя душка” и защекочет до смерти. Если же скажешь: “Полынь”, то она ответит: “Чур тебя, сгинь!” и сама исчезнет.

 Учитель: - Итак, давайте посмотрим, как вы заполнили таблицу:

 Черты  

 Русалка в мифологии   

 Русалочка Андерсена 

1. Происхождение русалок   

 Женщина, умершая  неестественной смертью  

 Дочь морского царя, имеет свою семью 

2. Местонахождение русалок   

 Можно встретить  в поле, в лесу, в воде, у костра; нет определенного места жительства  

 Живет в подводном  царстве вместе с семьей, затем  в мире людей 

3. Внешний вид русалок   

 Роскошные длинные  волосы, рыбий хвост либо ноги   

 Роскошные длинные  волосы, рыбий хвост 

4. Занятия русалок  

 Заманивает людей  в свои ловушки, крадут еду  и белье, наносят вред полям,  защекачивают насмерть  

 Ухаживает за своим  садиком, играет, слушает рассказы  о людях, спасает человека 

5. Отношение к человеку   

 Запугивает, губит   

 Спасает жизнь,  любит, жертвует ради любимого своей жизнью

 Учитель: - Какой же можно сделать вывод? Чем похожи русалка Андерсена и русалка в мифологии? В чем их отличие?

 Вывод: русалка Андерсена и русалка в мифологии похожи только внешне. Мифологическая русалочка не имеет души, больше всего она любит причинять людям вред. Русалочка Андерсена, наоборот, приносит себя в жертву ради любви к человеку. Она гибнет во имя любви, не думая о мести. То есть Андерсен взял миф о русалочке только в основу сказки, но создал свой особый образ русалочки.

 Учитель: Изменилось ли ваше представление о русалках и отношении к ним после сегодняшнего урока?

 Ученик: Я узнала много нового, но мне ближе андерсеновская русалочка.

 Ученик: А для меня сказка Андерсена так и осталась сказкой.

2.3. Игровая форма изучения сказки

 

Проводится после прохождения  русских народных и литературных сказок по учебнику А.Г.Кутузова "В  мире литературы". Урок проводится в  игровой форме - интеллектуальное путешествие  по станциям: Портретная, Искусствоведческая, Театральная, Юмористическая, Творческая, Сума с потерянными вещами, О, счастливчик, Литературное ассорти.

Цель: в игровой форме показать учащимся удивительный мир сказок, их мудрость и красоту; закрепить уважение и любовь к сказкам; повторить жанры сказок, типы и их особенности; воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

Информация о работе Понятие литературной сказки