Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:14, курсовая работа
Цель исследования - изучить и проанализировать методику преподавания сказки в 5-м классе.
Объект исследования - процесс изучения сказки в 5 классе средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - методика изучения литературной сказки на уроках литературы в 5 классе.
В процессе исследования предполагалось решить следующие задачи:
- провести анализ литературоведческой и методической литературы по изучению устного народного творчества школе;
- изучить современное состояние проблемы взаимосвязанного изучения сказки в 5 классе школы;а и истоки ее формирования
Введение 3
Глава 1. Понятие литературной сказки 6
1.1. Литературная сказка древнейший жанр устного народного творчества 6
1.2. Место сказки в программе по литературе 13
1.3. Работа над жанром сказки 21
Глава 2. Практическая часть. Разработки уроков для 5 класса средней школы 25
2.1. Урок 1 25
2.2. Урок 2 30
2.3. Игровая форма изучения сказки 34
Заключение 41
Список литературы 43
Учитель: - Назовите семью Андерсена. Кого из них вы знаете?
Ученик: - Дюймовочка, голый король, ромашка, пастушка, трубочист и др.
Учитель: - Он написал целый ряд стихотворений, романов, но известен он, конечно, своими прекрасными сказками, знакомыми вам с самого детства. Каждый из вас знает злую снежную королеву с ледяным сердцем, искреннюю, добрую, любящую и веряющую в силу Добра, Любви Герду и ее брата Кая из сказки “Снежная королева”; маленькую Дюймовочку из сказки “Дюймовочка”, сказку об обманчивых портных и о глупом короле – это сказка “Голый король”. Сказки Андерсена мы с вами можем перечислять бесконечно: “Ромашка”, “Дикие лебеди”, “Штопальная игла”, “Принцесса на горошине”, “Ганс-чурбан”, “Пастушка и трубочист”, “Огниво”, “Сундук-самолет” и многие-многие другие. А сегодня, ребята, мы познакомимся с еще одной, очень удивительной сказкой Андерсена – “Русалочкой”, статуя которой охраняет вход в порт столицы Дании – Копенгаген. Фотография этой статуи лежит у вас на партах.
Учитель: - Дома вы должны были прочитать сказку Андерсена “Русалочка” и проиллюстрировать наиболее понравившийся вам эпизод. Чтобы настроиться на это произведение, давайте послушаем отрывок из произведения “У моря ночью” Черни.
Учитель: - Что вы представляете себе, когда звучит эта музыка? Что слышите в ней?
Ученик: - Шум моря, плеск прибоя, песчаный берег, медузы, ракушки, подводное царство.
Учитель: - Понравилась ли вам сказка? Какой эпизод привлек большее внимание?
Учитель: - Посмотрите на рисунки, которые вы нарисовали к сказке “Русалочка”. Подойдите все к доске, рассмотрите их внимательно, задайте друг другу вопросы, если что-то непонятно, или, наоборот, заинтересовало.
Учитель: - Вспомните, что же произошло в этой сказке. Послушаем первый рассказ “во дворце у русалочки”.
Ученик: - “Во дворце
у русалочки”. На дне моря, в
самом глубоком месте стоит
коралловый дворец морского
Хозяйством в семье
занималась бабушка, гордая
Особенно хороша
была самая младшая русалочка.
Ее сад украшали круглая, как
солнце, грядка с цветами и
статуя прекрасного белого
Аналогично составляются рассказы “Первый раз на поверхности моря”, “Буря”, “Мечта о земном мире”, “Договор с ведьмой”, “Русалочка и принц”.
Учитель: - Какое же
чувство возникает у русалочки,
Ученик: - Русалочке нравится принц, она очарована им и влюбляется в него.
Учитель: - Как вы думаете, почему, вопреки клятве сестер рассказать все, что она увидит на поверхности моря, русалочка ничего никому не говорила?
Ученик: - Хранила свое чувство, оберегала его.
Учитель: - Чем же жертвует русалочка ради своей любви к принцу?
Ученик: - Жертвует
прекрасным голосом, своей
Учитель: - Почему же русалочка не убивает принца, ведь, убив его, она могла прожить свои триста лет?
Ученик: - Русалочка любит, она хочет, чтобы принц был счастлив, и ради счастья любимого русалочка отдает свою жизнь.
Учитель: - Казалось бы, русалочка так долго шла к своему счастью и так много для этого сделала, почему же Андерсен не написал всеми ожидаемого хорошего конца? Наверно, все мы хотели бы, чтоб русалочка вышла замуж за принца, и они жили долго и счастливо. Но нет, принц женится на другой, а русалочка остается одна. Почему так?
Ученик: - Учитель: - Может,
сказка Андерсена
Учитель: - Да, сказка заканчивается печально. Принц женится на другой, а русалочка теряет все. Но сбылась ли ее другая мечта – иметь бессмертную душу?
Ученик: - Русалочку взяли дочери воздуха в заоблачный мир.
“У русалки нет бессмертной души, и обрести ее она может, только если ее полюбит человек. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они могут заслужить ее добрыми делами… Пройдет триста лет, во время которых мы будем посильно творить добро, и мы получим в награду бессмертную душу. Ты же, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир. Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести ее через триста лет!”
Учитель: - Так что же такое любовь? В чем ее сила?
Учитель: - Ученик: - Любовь – прежде всего это великая сила, доступная каждому живому существу. Любовь делает нас добрее, сострадательнее, мужественнее, сильнее. Без нее нет жизни на этой земле. Любовь – это источник нашего счастья и в то же время это награда за страдания, это дар свыше; любовь – это сама жизнь.
Домашнее задание
к следующему уроку:
Тема урока. Русалка Андерсена и русалки в европейской мифологии.
Цель урока. Показать, что Андерсен
заимствовал лишь некоторые
Задачи урока.
Познакомить учащихся
с мифологическим образом русал
Учить умению анализировать и сопоставлять предлагаемые образы.
Продолжать формировать
умения работы с текстом
Ход урока
У.- На прошлом уроке мы говорили с вами об Х.-К. Андерсене и его сказке “Русалочка”. У каждого из вас сложился свой образ этого существа. Но, несомненно, русалочка Андерсена имеет человеческую душу, она любит, хотя и не любила, и жертвует ради счастья своего любимого собственной жизнью.
А сегодня мы
поговорим о мифологическом
Учитель: - Ребята, а кто из вас знает, как еще разные народы называют русалку?
Ученик: - Водяная, шутовка, чертовка.
Учитель: - Существует множество названий русалок. Также ее называют и купалкой, и лешачихой. А еще есть специальные названия особых названий русалок:
Мавки – злые духи, в них превращаются умершие до крещения дети. Мавки спереди имеют человеческое тело, а спины у них нет, поэтому видны все внутренности;
Ундины – прекрасные девушки, выходящие из воды и расчесывающие волосы. Своим пением они завлекают путников вглубь, могут погубить или сделать возлюбленными в подводном царстве;
Вилы – очаровательные
девушки с распущенными
Учитель: Ребята, давайте вспомните русалочку в сказке Андерсена. Она живет во дворце на морском дне, у нее своя собственная семья. Но люди признают русалками женщин, умерших неестественной смертью, т. е. утопленниц, удавленников. То есть мы видим разногласия в вопросе происхождения русалок у Андерсена и в фольклорных сказках.
В конце занятия
детям предлагается заполнить
следующую таблицу. Первая
Черты
Русалка в мифологии
Русалочка Андерсена
1. Происхождение русалок
2. Местонахождение русалок
3. Внешний вид русалок
4. Занятия русалок
5. Отношение к человеку
Учитель: - Что же мы запишем в графу “происхождение русалок”?
Ученик: - Русалка Андерсена – дочь морского царя, а мифологическая русалка – это женщина, умершая неестественной смертью.
Учитель: - Правильно, давайте это запишем.
Черты
Русалка в мифологии
Русалочка Андерсена
1. Происхождение русалок
Женщина, умершая неестественной смертью
Дочь морского царя, имеет свою семью
2. Местонахождение русалок
3. Внешний вид русалок
4. Занятия русалок
5. Отношение к человеку
Учитель: - А где обитают русалки?
Ученик: - Они живут в воде.
Учитель: - Верно, издавна люди считают русалок речными девами, но они не живут в одном месте. Их можно встретить также в лесу, в поле. Ночью, они качаются на ветвях, днем резвятся, заманивают и завлекают путников. Иногда они заглядывают в дома, приходят мыться в бани. А зимой, говорят, русалки поднимаются вверх и живут на облаках.
Учитель: - Где же живут наши русалки, и чем они занимаются?
Ученик: - Мифологическая русалка живет в разных местах: и в поле, и в лесу, и в воде; она завлекает путников своим очаровательным пением и необыкновенной внешностью, а затем губит их. Русалка Андерсена живет в подводном царстве, затем в мире людей; она не причиняет людям зла, а ухаживает за своим садиком, играет с сестрами, слушает рассказы бабушки.
Учитель: - Ребята, мы представляем русалку прекрасной женщиной (только с рыбьим хвостом), молодой, необыкновенной. Но бывает еще и старые, безобразные русалки. У русалок есть царица, без разрешения которой ни одна русалка не может не только погубить, но даже запугать человека. Люди всегда боялись русалок. Когда путник русалку, он ужасно пугался. Но и русалка боялась некоторых вещей, с помощью которых человек мог отогнать ее от себя. Например, русалка никогда не нападет на человека, если у него на груди крест. Так же она не любит полынь. Если увидишь русалку и на вопрос: “Что у тебя в руках?” скажешь “Петрушка”, то она ответит: “Ты ж моя душка” и защекочет до смерти. Если же скажешь: “Полынь”, то она ответит: “Чур тебя, сгинь!” и сама исчезнет.
Учитель: - Итак, давайте посмотрим, как вы заполнили таблицу:
Черты
Русалка в мифологии
Русалочка Андерсена
1. Происхождение русалок
Женщина, умершая неестественной смертью
Дочь морского царя, имеет свою семью
2. Местонахождение русалок
Можно встретить в поле, в лесу, в воде, у костра; нет определенного места жительства
Живет в подводном царстве вместе с семьей, затем в мире людей
3. Внешний вид русалок
Роскошные длинные волосы, рыбий хвост либо ноги
Роскошные длинные волосы, рыбий хвост
4. Занятия русалок
Заманивает людей в свои ловушки, крадут еду и белье, наносят вред полям, защекачивают насмерть
Ухаживает за своим садиком, играет, слушает рассказы о людях, спасает человека
5. Отношение к человеку
Запугивает, губит
Спасает жизнь, любит, жертвует ради любимого своей жизнью
Учитель: - Какой же можно сделать вывод? Чем похожи русалка Андерсена и русалка в мифологии? В чем их отличие?
Вывод: русалка Андерсена и русалка в мифологии похожи только внешне. Мифологическая русалочка не имеет души, больше всего она любит причинять людям вред. Русалочка Андерсена, наоборот, приносит себя в жертву ради любви к человеку. Она гибнет во имя любви, не думая о мести. То есть Андерсен взял миф о русалочке только в основу сказки, но создал свой особый образ русалочки.
Учитель: Изменилось ли ваше представление о русалках и отношении к ним после сегодняшнего урока?
Ученик: Я узнала много нового, но мне ближе андерсеновская русалочка.
Ученик: А для меня сказка Андерсена так и осталась сказкой.
Проводится после прохождения русских народных и литературных сказок по учебнику А.Г.Кутузова "В мире литературы". Урок проводится в игровой форме - интеллектуальное путешествие по станциям: Портретная, Искусствоведческая, Театральная, Юмористическая, Творческая, Сума с потерянными вещами, О, счастливчик, Литературное ассорти.
Цель: в игровой форме показать учащимся удивительный мир сказок, их мудрость и красоту; закрепить уважение и любовь к сказкам; повторить жанры сказок, типы и их особенности; воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.