Понятие литературной сказки

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить и проанализировать методику преподавания сказки в 5-м классе.
Объект исследования - процесс изучения сказки в 5 классе средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - методика изучения литературной сказки на уроках литературы в 5 классе.
В процессе исследования предполагалось решить следующие задачи:
- провести анализ литературоведческой и методической литературы по изучению устного народного творчества школе;
- изучить современное состояние проблемы взаимосвязанного изучения сказки в 5 классе школы;а и истоки ее формирования

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие литературной сказки 6
1.1. Литературная сказка древнейший жанр устного народного творчества 6
1.2. Место сказки в программе по литературе 13
1.3. Работа над жанром сказки 21
Глава 2. Практическая часть. Разработки уроков для 5 класса средней школы 25
2.1. Урок 1 25
2.2. Урок 2 30
2.3. Игровая форма изучения сказки 34
Заключение 41
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

Литературная сказка.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Как и учебники А.Кутузова, учебники под редакцией М.Ладыгина (издательство «Дрофа») предназначены  для классов и школ с углубленным  изучением литературы, и тексты сгруппированы  в соответствии с изучаемыми литературоведческими понятиями, часто жанрами. Привлекает четко поставленная задача – научить школьника воспринимать художественный текст как произведение искусства.

Это и определяет достоинства  и недостатки пособия. В учебнике говорится о магии и волшебстве слова, сами главы называются «уроки волшебства». И действительно, в учебнике много статей посвящено тому, как устроен художественный текст и как он воздействует на читателя. Особенно ценно, что сложные понятия даются в несколько этапов. Кроме того, это один из немногих учебников, в которых не только предлагают ученику вопросы и задания, но и учат, как их выполнять: как сравнивать два текста, как читать теоретическую статью, как охарактеризовать персонаж художественного произведения и как пересказывать эпизод.

В качестве методической находки учебника можно отметить и то, что вопросы к тексту ставятся не только после прочтения, но и перед ним.

В то же время статьи порой  перенасыщены теорией, заданий для  ее отработки мало. Часто формулировка вопросов не соответствует возрасту учеников: вряд ли в 5-м классе даже ученик гуманитарной гимназии может ответить, в чем проявляется общенародный идеал в сказке, или определить систему ценностей новеллы, да и в 6-м нелегко ответить, «какова идейная роль персонажа» [15; 56].

Вопросы и задания  к лирике часто носят формальный характер. «Нарисуйте схему рифмовки» – и ни слова об авторском замысле совсем не простого Ф.Тютчева. «Объясните суть гражданской позиции лирического героя стихотворения “К Чаадаеву”» – а какие они вообще бывают, гражданские позиции, – непонятно.

Неочевиден и подбор текстов – сомневаюсь, чтобы шестикласснику были доступны и интересны «Житие Александра Невского» или «Наталья, боярская дочь» Н.Карамзина. А уж полагать, что в 8-м классе ученики  в состоянии самостоятельно прочитать  и понять «Фауста», чтобы потом сравнивать Мефистофеля с пушкинским «Демоном», просто наивно. Кроме того, в хрестоматию 6-го класса включена повесть «Тарас Бульба», где многократно прославляемый автором учебника главный герой участвует в еврейском погроме, и это оставлено без комментариев.

Что касается учебника 9-го класса, то он тоже построен в соответствии с концентрическим принципом, поэтому  там есть В.Шукшин, но нет «Евгения Онегина». В то же время пособие  содержит несколько редких и действительно  интересных для изучения в сильном гуманитарном классе (или в рамках факультатива) текстов: «Хождение Богородицы по мукам», «Смерть Артура» Т.Мэлори, «История из жизни пройдохи по имени дон Паблос» Ф. де Кеведо. Но если учитель решит работать по этому учебнику, он должен иметь в виду, что эти книги написаны с четкой православной позиции, хотя и менее навязчиво выраженной, чем в предыдущих пособиях.

Класс

Принцип организации  материала

 

Историко-литературный

Литуроведческий

5

Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа»)

В.Kоровина, В.Журавлев, В.Kоровин Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)

А.Kутузов и др. В мире литературы. 5 класс. Учебник («Дрофа»)

6

Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа»)

В.Полухина Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)

А.Kутузов и др. В мире литературы. 6 класс. Учебник («Дрофа»)

7

Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа»)

В.Kоровина Литература.7 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)

А.Kутузов и др. В мире литературы. 7 класс. Учебник («Дрофа»)

8

Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа»)

В.Kоровина, В.Журавлев, В.Kоровин Литература. 8 класс. Учебник- хрестоматия («Просвещение»)

А.Kутузов и др. В мире литературы. 8 класс. Учебник («Дрофа»)

9

Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа»)

В.Kоровина, И.Збарский, В.Kоровин Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)

А.Kутузов и др. В мире литературы. 9 класс. Учебник («Дрофа»)

10

А.Архангельский, Ю.Лебедев  Русская литература. 10 класс («Дрофа»)

В.Kоровин (ред.) Русская  литература XIX века. 10 класс. Учебник («Просвещение»)

А.Kутузов и др. В мире литературы. 10 класс. Учебник («Дрофа»)

11

В.Агеносов Русская литература XX века. 11 класс. Учебник («Дрофа»)

В.Журавлев (ред.) Русская  литература XX века. 11 класс. Учебник («Просвещение»)

А.Kутузов и др. В мире литературы. 11 класс. Учебник («Дрофа»)


 

1.3. Работа над жанром сказки

Пятый класс представляет особый этап в литературном образовании и развитии школьников. В 5 классе уроки чтения сменяются уроками литературного чтения, осуществляется переход на более высокий идейно-художественный уровень изучения произведений. Система литературных знаний, умений, навыков учащихся, прочность и глубина усвоения материала обусловливаются многообразием ассоциаций, содействующих освоению фактов и явлений путем сопоставления и сравнения, осмысления их сходств и различий. Среди многих жанров, в наибольшей степени способствующих духовному развитию школьников, видное место занимают сказки [24; 56].

Раздел " Литературные   сказки " начинается со знакомства со сказкой Г.Х. Андерсена «Соловей». Мы считаем это очень удачным, потому что она сразу даёт возможность  увидеть разницу между  сказкой  народной и  литературной , для этого  мы вспоминаем с пятиклассниками понятие "автор", "писатель", с которыми они познакомились на первом уроке, закрепляем его, наполняем содержанием; проследив содержание  сказки , отмечаем разное отношение автора к героям сказок и приёмы выражения (портрет героев), что даёт возможность говорить о лиризме, о лирическом герое - авторе. Также содержание сказки поможет понять её тему, идею (борьба добра со злом, победа добра над злом благодаря мужеству, смелости, силе любви), выделение в сказке  частей, последовательности событий закрепит понятия "сюжет" и композиция" [18; 37].

 Сказка  Андерсена  "Соловей" даёт возможность  продолжить разговор о нравственных  проблемах, нашедших отражение  как в народных так и   литературных   сказках, в частности,  об истинных и мнимых ценностях. Здесь поможет учащимся понятие "аллегория", или иносказание. И мы уже будем говорить об аллегорическом содержании в целом всей сказки, о морали сказок.

Знакомство со сказками, как и другие разделы, мы предлагаем завершить творческой работой школьников. Для этого необходимо отвести 2-3 урока и объединить их под общим названием «Творческий практикум», «Творческая мастерская».

Цель этих уроков - помочь учащимся полученные на уроках знания реализовать в собственном творчестве.

Работа эта должна проходить в несколько этапов. Причём первый этап в скрытом виде должен присутствовать на каждом уроке. Это выполнение каких-то небольших творческих заданий. Например, сделать словесный портрет Василисы Прекрасной, нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизодам сказок).

На II этапе необходимо систематизировать полученные знания о сказках (виды сказок, тема, идея сказки, приёмы создания волшебного, герои  сказки, построение и т.д.) и всё  это объединить под названием "Традиционные элементы сказок". Таким образом, мы как бы наблюдаем процесс рождения сказки. На дом школьники получают задание прочитать самостоятельно какую-нибудь сказку и проанализировать её.

Третий этап - создание учащимися сказки по пословицам или  самостоятельно сочинённая сказка.

Чтением, анализом лучших детских работ, выставкой рисунков, КВНом или праздником необходимо закончить этот этап обучения.

Знакомство со сказочной  повестью Н.В.Гоголя «Майская ночь, или  Утопленница» даст возможность познакомить  учащихся с жанром повести и её своеобразием (наличие нескольких героев, нескольких сюжетных линий на элементарном уровне, сказать о сочетании реальной действительности и фантастики).

Для анализа повести  необходимо вспомнить с учащимися  такие жанры фольклора, как легенды, предания. На уроке дополним представления о суеверии, предрассудках, суждениях, поговорим о их роли в повести Н.В.Гоголя (передают быт, обычаи, народный характер). Впервые введём понятие "диалектные слова", можно предложить учащимся составить словарик диалектных слов, используемых в повести.

Необходимо показать разницу между волшебным и фантастическим, между героями сказки и сказочной повести; развивать понятие "характер" и приёмы его раскрытия (через портрет, поступки, речь).

Повесть Н.В.Гоголя даёт возможность понаблюдать над  поэтичностью языка прозы при описании украинской ночи, над художественно-изобразительными средствами (эпитетами, олицетворениями, обращениями, восклицаниями). Сравнить с поэтической речью. Развить понятие "образ автора-рассказчика", показать отношение автора к природе, к героям повести[14; 38].

Показать значение и  роль юмора при создании характеров, дать понятие "народная речь".

С баснями пятиклассники  знакомятся в хрестоматии после  сказки Андерсена "Соловей". Удачным  переходным моментом к разговору  о своеобразии басни как  литературного жанра может служить сказка  Андерсена о басне, о том, какой "гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, всё же сказать ему правду в глаза. Они давали людям взглянуть в чудесное зеркало... которое... назвали басней" и т.д[17; 56].

Понятие "аллегория", с которым ребята познакомились, читая сказки, поможет им вспомнить  басни, прочитанные в начальной  школе, и понять их аллегорический смысл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть. Разработки уроков для 5 класса средней школы

2.1. Урок 1

 

 Тема урока.  Любовь и доброта в сказке  Андерсена “Русалочка” 

  Цель урока. Познакомить учащихся  с датским писателем Х.-К. Андерсеном  и его сказкой “Русалочка” 

 Задачи урока.

 Дать общее представление  об Андерсене как сказочнике.

 Создать особую  эмоциональную атмосферу при  изучении произведения.

 Формировать умения  работы с текстом художественного  произведения.

 Продолжать воспитывать  нравственные качества учащихся.

 Оборудование:

 Сказка Х.-К. Андерсена  “Русалочка” 

 Сборники сказок  Андерсена. 

 Портрет Андерсена 

 Фотография статуи  Русалки в Копенгагене 

 Музыкальное сопровождение 

 Детские рисунки. 

 До урока  детям дается домашнее задание: 

 Прочитать сказку  Андерсена “Русалочка”.

 Проиллюстрировать  наиболее понравившийся эпизод.

 Индивидуальные  задания: составить рассказ

 “Во дворце у  русалочки” 

 “Первый раз на  поверхности моря” 

 “Буря” 

 “Мечта о земном  мире” 

 “Договор с ведьмой” 

 “Русалочка и принц” 

Ход урока

 Учитель: - Ребята, сегодня на нашем уроке мы поговорим о великом датском писателе Хансе-Кристиане Андерсене и его сказке “Русалочка”

 Все мы читали  историю маленькой Дюймовочки, гадкого  утенка, смеялись над голым королем,  гордо выступающим по улицам в своем несуществующем наряде.

 Но не все знают  историю автора этих произведений, которую он сам называл “Сказка  моей жизни”.

 На севере Европы  есть маленькая скандинавская  страна – Дания, а в Дании  – городок Оденс, именно в  нем и родился замечательный писатель, сказочник Ханс-Кристиан Андерсен. В городе Оденсе очень многое напоминает о великом сказочнике: в Саду Х.-К. Андерсена, или в Саду сказки, стоит памятник писателю и скульптура “Дикие лебеди”, созданная по мотивам его одноименного произведения; неподалеку находится школа для бедных, куда ходил Андерсен. Есть в городе Оденсе и Дом-музей Андерсена. Картины, висящие там, запечатлели отдельные эпизоды жизни Андерсена. Повсюду расставлена мебель из его квартиры. Кажется, будто сам хозяин только что пришел и снял с себя этот старый сюртук и сапоги, будто его чемоданы и дорожная сумка, шляпная коробка, трость и зонтик вот-вот отправятся вместе с ним в очередное путешествие. Тут же хранятся разные издания его сказок на многих языках. В Оденсе находится домик, где прошло детство Андерсена.

 Ханс-Кристиан Андерсен  родился 2 апреля 1805 года. Семья была  очень бедной. Отец Ханса-Кристиана  был башмачником, а мать –  прачкой, стиравшей белье богатым  горожанам. Андерсен с невероятным  трудом пробивал себе дорогу, завоевывал признание, а став знаменитым писателем, никогда не забывал о жизни чердаков и подвалов, обитатели которых стали положительными героями его сказок. Жены и детей у Андерсена не было, он всю жизнь безответно любил певицу Йенни Линд, которая любила его сказки и истории, но не любила его самого. Семьей Андерсена были его произведения, герои его сказочных историй.

Информация о работе Понятие литературной сказки