Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 00:51, реферат

Описание работы

Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 114.93 Кб (Скачать)

Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так в подвижных играх  детям приходится непрерывно переключаться  от одних движений к другим, заранее  не обусловленными; быстро, без всякого  промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

(Хухлаева Д.В., 1984)

Развитие быстроты движений у детей старшего дошкольного  возраста

Быстрота – способность  человека совершать действия в минимальный  для данных условий отрезок времени. Данное определение дают многие исследователи: Е.Н. Вавилова, Э.Я. Степаненкова, Л.В. Волков, В.М. Зациорский, Э.С. Вильчковский.

Быстрота проявляется  в разных формах, основными из которых  являются:

- быстрота реакции на  сигнал к действиям или их  смене. Э.Я. Степоненкова, В.М. Зациорский характеризуют данную форму как латентное время двигательной реакции;

- скорость одиночного  движения;

- способность увеличивать  в короткое время темп движения  по сигналу или в игровой  обстановке;

- частота циклических  движений.

(Степаненкова Э.Я., Зациорский В.М.)

Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг то друга. Ребёнок может иметь быструю  реакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот. Комплексное сочетание  указанных форм определяет все случаи проявления быстроты, по единичному проявлению нельзя судить о развитии остальных  скоростных способностей.

Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бега, прыжков). Однако скорость в целостном сложнокоординированном движении зависит не только от уровня быстроты, но и от других причин. Например, в беге скорость передвижения зависит от длины шага, а длина шага, в свою очередь, от длины ног и силы отталкивания. Поэтому скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека, и при детальном изучении именно элементы формы проявления быстроты являются наиболее показательными.

Проявление и развитие быстроты движений является рядом морфологических, биохимических изменений, происходящих в организме человека.

С точки зрения биохимии быстрота зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах и скорость её расщепления под влиянием нервного импульса, а также от быстроты её ресинтеза.

Максимальная частота  движений зависит в основном от скорости перехода двигательных центров из состояния  возбуждения в состояние торможения и на оборот, т. е. скорость движения зависит от подвижности нервных  процессов.

С точки зрения морфологии, скорость одиночного сокращения мышцы  в значительной степени зависит  от структуры мышечного волокна, его иннервации.

Проявление быстроты движений зависит от их координационной сложности, от степени их автоматизации, величины волевых усилий интенсивности напряжения внимания.

Быстрота необходима для  формирования и совершенствования  бега, прыжков, метания, в подвижных  играх, для успешного овладения  многими видами спортивных игр. Также  быстрота способствует развитию умения ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.

Для дошкольников характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями  их организма; их нервной системой, которая характеризуется повышенной чувствительностью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения. Естественное стремление детей к  непродолжительным скоростным движениям  следует поддерживать и предлагать им разные упражнения для проявления быстроты, интересные игровые задания.

Е.Н. Вавилова выделяет две основные задачи, направленные на развитие быстроты:

  1. Упражнять в быстром начале движения, умение мгновенно реагировать действием на сигнал;
  2. Учить поддерживать высокий темп движения.

(Вавилова Е.Н. 1981)

В.М. Зациорский несколько иначе формулирует направления в методике развития быстроты:

  1. Целостное развитие быстроты в определённом движении;
  2. Аналитическое совершенствование фактов, определяющих определённую скорость движения, например, совершенствование в технике движения.

(Зациорский В.М. 1970)

При подборе упражнений для  развития быстроты учитываются следующие  требования:

  1. Движение должно быть в основных чертах освоено ребёнком в медленном темпе, иначе все усилия будут направлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение;
  2. Продолжительность упражнений должна быть не большой, чтобы исключить снижение скорости и наступление утомления;
  3. Упражнения недолжны носить однообразный характер. Следует повторять их в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнением. При этом исключается закрепление, стабилизация скорости, так называемого "скоростного барьера";
  4. Упражнения должны проводиться в начале занятия или прогулки, так как для успешного их выполнения необходимо оптимальное состояние нервной системы, в условиях, когда дети неутомленны предшествующей деятельностью.

В методике развития быстроты предлагаются следующие упражнения.

    • Для развития быстроты реакции используются:
      1. Старты из разных исходных положений: стоя, сидя, лёжа, спиной назад, из упора на коленях.
      2. Чередование основных движений: ходьба – прыжки, прыжки – приседания.
      3. Изменение направления движений при ходьбе и беге по сигналу.
      4. Изменение интенсивности движений: ходьба – бег интенсивный, бег медленный – бег с ускорением.
    • Для развития способности в короткое время увеличивать темп движения используется:
  1. Бег в максимальном темпе на дистанции 20-25-30м 5-6 раз;
  1. Бег с высоким подниманием бедра, отведением голени назад;
  2. Бег с ускорением.
    • Для развития умения приспосабливать и регулировать длину бегового шага применяют:
  3. Бег с перешагиванием через гимнастические палки, уложенные на разном расстоянии (одинаковом, увеличенном, уменьшенном);
  4. Бег скрестным шагом по обручам.

 

1.3 Клинико–психолого–педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями

 

Дети с речевыми нарушениями  обычно имеют функциональные или  органические отклонения в состоянии  центральной нервной системы.

Наличие органического поражения  головного мозга обуславливает  то, что эти дети плохо переносят  жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях. У многих из них  выявляются различные двигательные нарушения: нарушение равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

Такие дети быстро истощаются и пересыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко  возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у  них наблюдается заторможенность  и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причём это утомление  накапливается в течении дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребёнка, на его самочувствии. Это может проявляться в расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство. Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Эта характеристика даётся в книги "Специальная педагогика" под редакцией Назаровой Н. М. , так же нам хотелось бы представить  характеристику детей с общим  недоразвитием речи которую предлагают Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. в своей книге "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников". Авторы говорят о том, что специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений ОНР. Авторы, схематично, разделили детей на три группы.

У детей первой группы имеют  место лишь признаки общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений  нервно-психической деятельности. У  этих детей отсутствуют локальные  поражения центральной нервной  системы. В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты  общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

У детей второй группы ОНР  сочетается с рядом неврологических  и психопатологических синдромов. Среди них наиболее частыми являются следующие:

  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром – этот синдром проявляется, прежде всего, в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также в быстрой истощаемости и перенасыщенности любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности.

 

1.4 Значение и  характеристика подвижной игры

 

В развитии двигательной деятельности ребёнка дошкольного возраста подвижной  игре принадлежит ведущая роль.

Подвижные игры зародились в далёком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости.

(Новосёлова С.Л.)

Е.А. Аркин определяет подвижную  игру как мощное и незаменимое  средство воспитания ребёнка, основной рычаг дошкольного воспитания.

(Аркин Е.А.)

Кандидат психологических  наук Новосёлова С.Л. говорит об игре, как одном из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности его отношения с людьми.

(Новосёлова 1989)

Преимущество игры среди  различных физических упражнений Аркин  Е.А. видит в эмоциональной насыщенности, придающую ей особую привлекательность, мобилизующей силы детей, доставляющей радость и удовлетворение; в характере  двигательной деятельности, содействующей  работе значительной массы крупных  мускулов; в разнообразии движений, устраняющей опасность утомления; в возможности регулирования  самими детьми темпа и энергии  движений; в проявлении личной инициативы и развитии психических качеств  – смелости, дисциплины, находчивости и т. д.

(Аркин Е.А. 1948)

Подвижные игры создают благоприятные  условия для развёртывания активной двигательной деятельности. Хотя определённое содержание и правила чаще всего  обуславливают вид движений играющих, тем не менее, есть простор для  самостоятельного, творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменения характера  и интенсивности в зависимости  от неожиданно возникающих новых  игровых ситуаций. Это позволяет  каждому ребёнку действовать  в меру своих возможностей в соответствии с индивидуальными особенностями  физического и психического развития.

(Фомина А.И., 1984)

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка и потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С др. стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющейся жизненный опыт детей.

(Тимофеева Е.А., 1986)

Развитие ребёнка в  игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание, эстетическое, умственное и т.д.

(Новосёлова С.Л., 1989)

Подвижные игры оказывают  всестороннее влияние на физическое развитие и оздоровление организма  ребёнка. Двигательная активность детей  в процессе игры вызывает деятельное состояние организма: усиление всех жизненно важных функций, обменных реакций.

(Тимофеева Е.А.,1979)

Разнообразные иговые движения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливают кровообращение, активизируют работу лёгких, способствует насыщению организма кислородом, повышению общего жизненного тонуса. Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию. Игры способствуют развитию моторики ребёнка, уменьшению заторможенности, умению соизмерять движения в соответствии с задачей. Следовательно, игра целостно воздействует на организм ребёнка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе и нервной системы, что в свою очередь повышает функциональный уровень всей психической деятельности ребёнка.

(Кистяковская М.Ю., 1978)

Подвижная игра как двигательная деятельность обладает определённой спецификой: она требует от ребёнка быстрой  реакции на сигналы и неожиданные  изменения игровой обстановки.

Информация о работе Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста