Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 00:51, реферат

Описание работы

Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 114.93 Кб (Скачать)
-align:justify">4) Самостоятельная двигательная  деятельность проводится на прогулке.

5) Домашние задания по  физической культуре.

В многообразии средств физического  воспитания игре принадлежит совершенно особое место. Появление игры было оправдано  с биологических позиций необходимостью передачи опыта от одного поколения  к другому.

Игра по праву занимает одно из центральных мест в сфере  физического воспитания. Различают  три основные группы игр: творческие, подвижные и спортивные. (Новосёлова С.Л., 1989)

 

1.2 Развитие быстроты  и ловкости у детей старшего  дошкольного возраста

 

С ростом ребёнка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется  круг доступных движений. При этом время проявления и дальнейшего  совершенствования двигательного  умения обусловлено уровнем развития физических качеств, без которых  оно не может быть выполнено.

Физические качества ребёнка  включают в себя такие понятия, как  сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, равновесие и глазомер.

Изучением того, что представляют собой двигательные качества – занимались такие исследователи как Е. Н. Вавилова, Н. А. Ноткина, Л. В. Волков, В. М. Зациорский, Э. С. Вильчковский, М. Ю. Кистяковская и другие.

Характерным для данных работ  является наличие некоторой разницы  в используемой терминологии.

Так Е. Н. Вавилова, Е. С. Вильчковский, М. Ю. Кистяковская применяют термин "двигательные качества". Э. Я. Степаненкова употребляет термин "психофизические качества". Л. В. Волков пользуется термином "физические способности", а В. М. Зациорский термином "физические качества".

Но, несмотря на представленные различия исследователи сходятся в  вопросе формулировки понятия физических качеств как отдельных проявлений двигательных возможностей человека, обусловленных во много врождёнными  анатомо – физиологическими, биохимическими, психологическими особенностями, а также социальными факторами обучения и воспитания.

Именно на такую взаимообусловленность  социальных и биологических факторов в развитии физических качеств указывают  многие исследователи.

Физические качества –  это сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психических  свойств организма, которые определяют силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движения ребёнка.

Физиологической основой развития физических качеств являются морфологические и функциональные изменения в мышечной системе, а также в нервной регуляции двигательных и вегетативных функций организма.

Важное значение имеют  координационная деятельность нервных  центров по регуляции функций  мышечного аппарата и вегетативных органов; поступление в мышечные волокна импульсов в оптимальном  ритме и адаптационно – трофическое  влияние их на мышцы через симпатические  нервные волокна; координация работы мышц – синергистов и антагонистов и т. д.

(Е. Н. Вавилова, Е. С.  Вильчковский, М. Ю. Кистяковская, Э. Я. Степаненкова, Л. В. Волков, В. М. Зациорский)

Правильно организованное педагогическое воздействие по целенаправленному  формированию и совершенствованию  физических качеств оказывает положительное  влияние на здоровье ребёнка, на работоспособность  организма, умственное развитие. Определённый уровень развития физических качеств  их гармоничность позволяют детям  совершать разнообразные движения более целесообразно и экономно. При меняющихся условиях среды развитые физические качества способствуют появлению  активности, самостоятельности, уверенности, самообладания. Физические качества позволяют  легко осваивать технику движений, более свободно владеть телом, распоряжаться своим телом в пространстве, используя хорошо развитое мышечное чувство. Целесообразное формирование физических качеств позволяет значительно повысить уровень физической подготовленности детей, успешно решать вопросы подготовки к школе.

Наибольший прирост в  показателях скоростных способностей отмечается у детей 5 и 6 лет. На пятом  году он составляет от 43,2 до 63,6%, на шестом от 42,6 до 54,5%. Максимальные величины прироста в показателях скоростно-силового и силового характера приходятся на шестой год жизни. В показаниях, характеризующих быстроту и точность движений, значительный прирост отмечен на седьмом году жизни, а общей физической работоспособности в старшей группе.

Упражнения, направленные на развитие физических качеств, применяются  в строгой последовательности, с  постепенным увеличением объёма и интенсивности мышечной нагрузки, с равномерным распределением её на верхний плечевой пояс, туловище и ноги. Упражнения включаются в  разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную  двигательную деятельность ребёнка (Э.С. Вильчковский, Е.Н. Вавилова, Н.А. Ноткина).

Развитие ловкости у детей старшего дошкольного  возраста

Вопрос о том, что представляет собой ловкость, является дискуссионным.

Так Н.А. Ноткина считает, что ловкость представляет собой способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои движения в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

(Ноткина Н.А. 1993)

И.В. Волков характеризует  ловкость как способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно, как высшую ступень способности координировать свои движения.

(Волков И.В. 1981)

В.Л. Лях даёт такое определение: Ловкости – качество управления движениями, обеспечивающее правильное, быстрое, рациональное решение двигательной задачи.

(Лях В.Л. 1991)

Все перечисленные понятия  характеризуют комплексный характер ловкости, которая точнее определяется как координационные способности  многообразные и сложные.

Характерно, что среди  специалистов нет единого мнения в том, сколько вообще существует координационных способностей. Наиболее полный их перечень представляет В.Л. Лях, выделяя следующие составляющие:

      1. способность к сохранению статического и динамического равновесия, т. е. к сохранению устойчивой позы в различных положениях тела или при выполнении движений;
      2. способность к согласованности движений, т. е. умение, согласованно выполнять различные движения отдельными частями тела;
      3. способность к реакции;
      4. способность дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения;
      5. способность к ориентированию в пространстве, т. е. умение своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении.

(Лях В.Л. 1991)

Э.Я. Степаненкова включает в понятие ловкость такие компоненты:

- быстрота реакции на  сигнал;

- координация движений;

- быстрота усвоения нового;

- осознанность выполнения  движений и использования двигательного  опыта.

(Степаненкова Э.Я. 2001)

В.М. Зациорский выделяет несколько измерителей ловкости:

        1. координационная сложность задания, определяемая требованиями к согласованности одновременно или последовательно выполняемых движений;
        2. точность выполнения движений, т. е. степень его соответствия пространственным, временным и силовым характеристикам, требованиям двигательной задачи;
        3. время выполнения движения.

(Зациорский В.М. 1970)

Так как ловкость является сложным комплексным качеством, то в каждом отдельном случае в  зависимости от условий выбирают тот или иной из перечисленных  измерителей.

Проявление ловкости –  это формы управления движениями, но в высшей форме. Это связано  с тем, что координационные способности  в большей мере обусловлены центрально – нервными влияниями, зависят от пластичности корковых нервных процессов, от способности различать темп, амплитуду  и направление движения, степень  напряжения и расслабления мышц, особенности  окружающей обстановки, и в меньшей  мере зависят от морфологических  и биологических влияний.

Ловкость необходима при  выполнении всех основных движений, в  подвижных играх. Она соединяет  в себе многие качества. Сила мышц, скоростные качества, гибкость представляют собой своеобразный субстрат ловкости. Её уровень зависит от степени развития других физических качеств, с другой стороны определяет возможности их рационального использования.

В методической литературе указывается на то, что воспитание ловкости складывается :

  • во–первых, из воспитания способности осваивать координационно-сложные двигательные действия,
  • во-вторых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки,
  • в-третьих, в воспитании повышенной точности восприятия своих движений в пространстве и времени.

Пути развития ловкости:

    1. Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют.
    2. Необходимо давать усложнения, новые сочетания знакомых движений, изменять привычные условия выполнения движения.

При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает  точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в  начале двигательной деятельности.

В основе методики развития ловкости лежат следующие положения:

- применение необычных  исходных положений в знакомых  упражнениях: бег из исходного  положения – сидя, лёжа, стоя на  коленях и т. д.;

- изменение скорости и  темпа движения, использование разных  ритмических сочетаний, различной  последовательности элементов;

- смена способов выполнения  упражнений: метание сверху, снизу,  сбоку, прыжки на одной или  двух ногах, с поворотом;

- использование в упражнениях  предметов, что содействует умению  распределять движения в пространстве  и во времени, сочетать их  с движениями тела, требующими  разносторонней координации и  тонких мышечных ощущений;

- выполнение согласованных  движений несколькими участниками:  приседание, наклоны в парах, поднимать  и опускать обруч, верёвку,  держась за них по 3 – 4 человека;

- более сложные сочетания  основных движений: бег змейкой,  обегая кубики, доставая в прыжке  подвешенный предмет; ходьба по  гимнастической скамейке с пролезанием в обруч и т. д.;

- использовать упражнения, в которых необходимо сохранять  равновесие либо восстанавливать  его после потери: бег с остановками  по сигналу, вращения, прыжки, приседания, стояние на одной ноге.

  1. Для развития способности к реакции используют упражнения с быстро меняющимися заданиями, броски и ловля мяча в парах (с отскоком и без, с выполнением хлопка перед ловлей).
  2. Для развития дифференцировки пространственных, временных и силовых параметров движения применяют прыжки на заданную длину по зрительным ориентирам, бег и прыжки по разметкам, сделанным на разном расстоянии.
  3. Метание в цель, прокатывание мяча по коридору, челночный бег и т. д. необходимый для развития способности к ориентированию в пространстве.

Вавилова считала, что  ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных  играх, спортивных упражнениях. Она  соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, например при обегании кегель, в другом - с хорошим чувством равновесия при ходьбе с кирпичиками на кирпичик. В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик.

(Е.Н. Вавилова)

Тарасова Т.А. в свою очередь  считала, что ловкость развивается  при условии пластичности нервных  процессов, способности к ощущению восприятию собственных движений и  окружающей обстановки.

(Тарасова Т.А. 2005)

Хухлаева Д.В. писала о том, что к развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движении и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.

Информация о работе Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста