Подготовка женских баскетбольных команд

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:40, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
Изучение психологии личности спортсменов в командных видах спорта.
Исследование связей личностных особенностей спортсмена с игровым амплуа игрока в спортивной команде (на примере женского баскетбола).

Содержание

Введение
I. Психологическая подготовка в спорте
1.1 Основные понятия психологической подготовки
1.2 Основные направления психологической подготовки в спорте
1.3. Виды психологической подготовки спортсменов и команд
1.4. Психологический анализ спортивных соревнований
1.5. Психология личности коллектива в спорте
II. Психологическая подготовка в спортивных командах
2.1. Психологические основы тренировки
2.2. Психология тренерской работы
2.3. Баскетбольная команда
2.4. Психологическая подготовка к игре
2.5. Особенности психологической подготовки женских команд
III. Описание методов и методик, условий и процедуры психодиагностического исследования
2.1 Метод изучения литературы
2.2 Метод экспертной оценки
2.3 Метод тестирования методы статистической обработки результатов исследования
IV. Сравнительный анализ полученных результатов
4.1 Метод экспертной оценки
4.2 Агрессивность
4.3 Склонность к риску
4.4 Тревожность
4.5 Сила стремления к достижению успеха
4.6 Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16PF- версия А
4.7 Корреляционный анализ между перечисленными опросниками и факторами (16PF), версия А
4.8 Нецелесообразность и невозможность диагностики других качеств спортсмена-игровика
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Александра диплом 2.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

 

 

    2.5. Особенности психологической  подготовки женских  команд 

    Особенности женского организма должны учитываться  преподавателями, как при выборе задач, так и при проведении самих  занятий.

    Содержание  занятий для женщин, прежде всего, должны содействовать всесторонней физической подготовке. Частные задачи решаются с учетом особенностей женского организма, с учетом влияния на него применяемых упражнений. Так, например, применяя в занятиях общеразвивающие упражнения, следует особо выделить те из них, которые непосредственно оказывают положительное влияние на специфические функции организма женщины, специально укрепляют мышцы и связочный аппарат тазовой области, мышцы спины, живота, ног. Следует отдавать предпочтение  наклонам туловища вперед, а не назад, отводящим и приводящим движеням ног, шире использовать упоры стоя. Подбирая упражнения, тренер должен знать, что при получении любых физических нагрузок и особенно упражнений, в которых активно участвуют мышцы туловища (преимущественно брюшного пресса), оказывается влияние на мускулатуру и связочный аппарат внутренних половых органов женщины.

    При подборе упражнений следует учитывать  и большую склонность женщины  к мягким, плавным движениям, чем  к резким силовым.

    Хорошо  проходят занятия в женских группах  с применением скакалок, легких набивных мячей, подвижных игр. Особенно благоприятное всестороннее влияние на организм оказывают подвижные игры. С их помощью совершенствуются такие качества, как внимание, ориентировка в усложненной, меняющейся обстановке, активность, инициатива, быстрота и точность двигательных реакций, решительность, настойчивость, смелость. Подвижные игры помогают развивать силу, скорость, выносливость и другие необходимые баскетболистам качества.

    Работая с женщинами над изучением  или совершенствованием технических приемов, следует помнить, что, как правило, период образования двигательного стереотипа у них несколько больший, чем у мужчин. В практике ведется обучение девушек тем же элементам, что и юношей, отводя для этого несколько больше времени. [17]

    Работая с девушками, нельзя увлекаться ранней специализацией, даже если видно, что  в группе имеются будущие центровые  или разыгрывающие игроки. Выполнение определенных функций девушки начинают, попадая в группу более старшего возраста, куда подключают наиболее успевающих из младших групп. Такое постоянное пополнение ведущей группы в детской спортивной школе дает положительные результаты. Находясь в среде более опытных игроков, девушки быстрее совершенствуют свое мастерство. [15]

    Физиологические особенности организма женщин

    Успешное  спортивное совершенствование женщин возможно только лишь при учете особенностей, присущих женскому организму. Различия между мужским и женским организмом проявляются в строении тела, развитии двигательных качеств, работе отдельных органов и систем, приспособленным к мышечным нагрузкам.

    У женщин меньше рост, вес, ширина плеч, более  широкий таз, меньше длина рук  и ног, чем у мужчин, расположением  общего центра тяжести, что способствует выполнению упражнений в равновесии с опорой на нижние конечности.

    Различия  в строении тела проявляются уже  в детском возрасте. Так, если до 7-8 летнего возраста рост у мальчиков  и девочек увеличивается примерно одинаково, то в последующие годы рост девочек ускоряется, и к 12 годам  они перегоняют мальчиков, а к 15 годам мальчик становится выше девочек. [21]

 

     Развитие двигательных качеств

    У женщин сила мышц на 10-30% меньше, чем  у мужчин. Более слабыми являются сгибатели и разгибатели. За период от 8 до 18 лет сила мышц – сгибателей кисти у девочек увеличивается на 212%, а  мальчиков –  на 257%.

    Женщины отличаются высокоразвитой способностью согласовывать движения, хорошей  выразительностью, пластичностью движений, чувством ритма, обладают отличной гибкостью. Спортсменки успешно осваивают  технику движений, овладевают сложной координацией.

    В процессе физического воспитания и  спортивного совершенствования  следует принимать во внимание особенности, связанные с функцией материнства. Органы малого таза чувствительны к  различным резким движениям, толчкам, особенно когда женщина к ним не подготовлена. При этом может значительно повышаться внутриутробное давление и произойти смещение матки. [26]

    Работоспособность организма женщин в различные  периоды  
месячного цикла

    Следует учитывать физиологические процессы в организме женщины, которые возникают в результате изменений функций половых и других желез внутренней секреции в связи с менструальным циклом. Менструация – это результат созревания особых зародышевых клеток, поступления яйцеклетки  в матку и образования в яичнике женского тела. Если оплодотворение яйцеклетки не наступает, то желтое тело отмирает. Это сопровождается кровотечением – менструацией.

    Менструации повторяются периодически (как правило, через 28-30 дней) и продолжаются 3-6 дней. Возникают они с 11-14 лет. В настоящее время в связи с ускоренным биологическим развитием современной молодежи появление менструации у девочек отмечается в более раннем возрасте.

    В различные периоды менструального цикла наблюдаются изменения  работоспособности отдельных функций  организма. В предменструальный и менструальный период повышается возбудимость нервной системы, учащается пульс, увеличивается артериальное давление. Нередко это сопровождается ухудшением самочувствия, головной болью.

    На  отдельных этапах менструального цикла  спортсменки отличаются неодинаковой работоспособностью к мышечным нагрузкам.

    Уровень проявления спортсменками скоростных, силовых и скоростно-силовых возможностей на протяжении менструального цикла  неодинаков. Худшие результаты наблюдаются  в первые дни цикла, а также в 13-14 день.

    В предменструальный период (за один день) и непосредственно после  окончания менструации наблюдается  замедление восстановительных процессов  после физических нагрузок. Большие  тренировочные нагрузки, частые и  сильные эмоциональные переживания могут привести к задержке полового созревания (менструации отсутствуют в 15 лет). [21]

    По  вопросу о том, можно ли женщинам во время менструального периода  заниматься физическими упражнениями, имеются противоположные мнения. Если менструация проходит нормально, без болезненных явлений, занятия можно не прекращать. Иногда в этот период девушки показывают заметно лучшие результаты, как во время тренировочных занятий, так и во время соревнований. [17]

    Выводы:

    В процессе спортивного совершенствования  необходимо всегда учитывать особенности женского организма и физиологические изменения, происходящие в нем под воздействием спортивных тренировок. Упражнения общефизической подготовки подбирать для девочек так, чтобы в первую очередь они укрепляли мышцы живота и таза. 

 

     

     Литература 

  1. Бриль М.С. “Отбор в спортивных играх”,- М., ФиС., 1985.
  2. Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры. // Под ред. Ю.М. Портнова. –М., 1997.
  3. Батаршев А.В. Темперамент и характер. //Психологическая диагностика. -М., 2001.
  4. Вяткин Б.А. Темперамент и способности к спортивной деятельности// Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. – СПб.: Питер,2000.
  5. Гошек В., Калинин Е.А. Состояние и деятельность спортсменов в связи с особенностями мотивации достижения // Вопросы спортивной психогигиены. – М.: издательство ВНИИФК, 1977.
  6. Гомельский А.Я. Управление командой в баскетболе. – М.: Физкультура и спорт, 1976.
  7. Гогунов А.П. и др. Психология физического воспитания и спорта. – М., 2000.
  8. Ительсон Л.Б. Общая психология. - М.: Просвещение, 1982.
  9. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1982.
  10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1975.
  11. Леевик Г.Е. Черты характера спортсменов разного уровня мастерства. // в сб. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб.: Питер, 2002.
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.
  13. Мельников В.М. Психология: Учебник для институтов физкультуры. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
  14. Марищук В.Л. Назначение и применение психодиагностических методик // Методики психодиагностики в спорте. - М.:Просвещение, 1982.
  15. Онищенко И.М. Опыт психологического изучения основных качеств личности спортсмена. // В сб. Психология и современный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
  16. Пуни А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте. // В сб. Психология и современный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1983 г.
  17. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: Физкультура и спорт, 1984.
  18. Попов А.Л. Психология спорта. – Москва.: 1998.
  19. Практическая диагностика. Методики и тесты. // Под ред. В.Г. Райгородского. – Самара, 1999.
  20. Практикум по спортивной психологии // Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002.
  21. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. // Под ред. Г. Никифорова, М. Дмитриевой, В. Снеткова. – СПБ.: Питер, 2001.
  22. Попов А.Л. Психология: Учебное пособие для физкультурных вузов и факультетов физического воспитания. - М.: Наука, 2001.
  23. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие // Ред. А.А. Крылов, С.А. Маничев. – СПб.: Питер, 2000.
  24. Платонов К.К. О системе психологии. - М., 1972.
  25. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
  26. Рудик П.А. Личность и деятельность спортсмена // В сб. Психология и современный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
  27. Рудик П.А. Личность спорт // В сб. Психология и современный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
  28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.
  29. Родионов А.В., Воронова В.И. Психологические основы подготовки баскетболистов. – Киев, 1989.
  30. Спортивные игры: техника, тактика обучения: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений // Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001.
  31. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Питер, 2002.
  32. Уэйнберг Р.С., Гоуяд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев, 1998.
  33. Хуцински Тадеуш. Социально-психологические характеристики разыгрывающего игрока в баскетболе // Теория и практика физической культуры.: - 2002, № 7.
  34. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. – М., 1989.

Информация о работе Подготовка женских баскетбольных команд