Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:40, дипломная работа
Цель исследования:
Изучение психологии личности спортсменов в командных видах спорта.
Исследование связей личностных особенностей спортсмена с игровым амплуа игрока в спортивной команде (на примере женского баскетбола).
Введение
I. Психологическая подготовка в спорте
1.1 Основные понятия психологической подготовки
1.2 Основные направления психологической подготовки в спорте
1.3. Виды психологической подготовки спортсменов и команд
1.4. Психологический анализ спортивных соревнований
1.5. Психология личности коллектива в спорте
II. Психологическая подготовка в спортивных командах
2.1. Психологические основы тренировки
2.2. Психология тренерской работы
2.3. Баскетбольная команда
2.4. Психологическая подготовка к игре
2.5. Особенности психологической подготовки женских команд
III. Описание методов и методик, условий и процедуры психодиагностического исследования
2.1 Метод изучения литературы
2.2 Метод экспертной оценки
2.3 Метод тестирования методы статистической обработки результатов исследования
IV. Сравнительный анализ полученных результатов
4.1 Метод экспертной оценки
4.2 Агрессивность
4.3 Склонность к риску
4.4 Тревожность
4.5 Сила стремления к достижению успеха
4.6 Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16PF- версия А
4.7 Корреляционный анализ между перечисленными опросниками и факторами (16PF), версия А
4.8 Нецелесообразность и невозможность диагностики других качеств спортсмена-игровика
Заключение
Литература
К этому набору качеств спортивные психологи также добавляют: силу воли, волю к победе, смелость, активность, инициативность и мужество [11].
Достижение сколько-нибудь важных высот в спорте невозможно без осознанного регулирования своих действий и поступков, без борьбы и преодоления внутренних и внешних трудностей, без значительных усилий воли.
А.Ц. Пуни обнаружил, что каждое волевое проявление личности состоит из трех компонентов: интеллектуального, ибо воля деятельная сторона разума; эмоционального, ибо воля деятельная сторона моральных чувств; операционного (умение, навык), ибо проявление воли связаны с преодолением препятствий различной степени трудности. Эти три компонента с большей или меньшей степенью выраженности присутствуют в любом проявлении воли [16].
Конкретные проявления воли получили названия волевых качеств. В спорте особенно важны следующие волевые качества: целеустремленность, настойчивость и упорство, смелость и решительность, инициативность, самостоятельность, выдержка и самообладание.
Главное качество, объединяющее всю структуру воли, - целеустремленность. Она характеризуется ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных поступков, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на стремлении к достижению намеченной цели. Цель выступает как главный регулятор деятельности человека. Она создает и активизирует целеустремленность – важное волевое качество личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели [11].
Большая спортивная цель, подчиняющая помыслы и поступки спортсмена в течение многих лет, является мощной поддержкой на сложном спортивном поприще, где имеется немало взлетов и падений.
В заключение обзора по теме характер, нужно отметить, что спортсмен может иметь сильную волю, но в конкретном соревновании ее не проявить. Волевые качества наиболее полно проявляются лишь тогда, когда они опосредуются личностной направленностью спортсмена на результат своей деятельности.
Во введении уже говорилось, что спортивная деятельность в играх представляет собой решение оперативных задач и протекает в нестационарной среде. Очевидно, в такой деятельности более вероятно будут реализовываться определенные особенности личности спортсмена, оптимизирующие поведение в конфликтных ситуациях борьбы с соперником. Темперамент – одна из таких особенностей личности.
Темперамент непосредственным образом влияет на формирование индивидуального стиля деятельности спортсмена, и как было показано в ряде исследований, за счет именно индивидуального стиля деятельности с различными свойствами темперамента могут достигать высоких результатов [25].
Изучение влияния темперамента на деятельность спортсмена в данной работе не предполагалось, так как существует множество исследований по этой теме, поэтому можно отметить влияние темперамента на процесс спортивной деятельности, опираясь на уже известные результаты проводимых исследований.
В спортивных играх сочетание невротизма с экстраверсией, пожалуй, часто приводит к игровым ошибкам при организации взаимодействий, оно часто обуславливает срывы в виде аффективных реакций, ситуативных отказов от деятельности [25].
Сочетание невротизма с чрезмерной эктравертированностью особенно неблагоприятно для спортсменов, исполняющих в команде роль делового лидера. Аффективные срывы, удаление с поля за грубость, чрезмерно жесткая атака соперника у таких игроков чаще всего бывают в наиболее напряженных играх, со снижающейся мерой успеха. И при этом такие спортсмены склонны действовать активно, напористо, особенно если игра складывается удачно.
Остался еще один компонент структуры личности – это способности.
Развитие способностей зависит от направленности личности и от ее психодинамических свойств. Считается, что способности, и темперамент мало поддаются изменению.
Кроме общих способностей спортсмены должны отличаться и высоким уровнем развития специальных способностей, многие из которых не могут не зависеть от темперамента [4].
В
спортивной деятельности особенности
личности связаны с выбором стратегии
их реализации: стратегией индивидуализации
и стратегией избавления от недостатков.
Стратегия индивидуализации предполагает
широкий учет индивидуальных особенностей
личности, формирование индивидуального
стиля деятельности.
1.3.
Виды психологической
подготовки спортсменов
и команд
Психическая
подготовка – это система психолого-
Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.). [27]
Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от уровня высокой физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.
Действительно,
чтобы реализовать свои физические,
технические и тактические
Психика, сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Соревновательная деятельность – это особый вид деятельности человека, который может осуществляться только при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями.
Естественно, что лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте – важнейший элемент подготовки спортсмена. Но каждое соревнование – это и разрядка накопленного нервно-психологического потенциала и не редко причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях это получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа тренировок, и приобретение спортивного мастерства спортсмена. [8]
Психологическую
подготовку спортсменов делят на
две части: общая психологическая
подготовка и психологическая подготовка
непосредственно к
Общая
психологическая подготовка тесно
связана с воспитательной и идейной
работой со спортсменами. Особенно
это относится к формированию
идейной убежденности, воспитанию свойств
личности. В программу психологической
подготовки должны быть включены мероприятия,
направленные на формирование спортивного
характера. Спортивный характер – это
важный элемент успешного выступления
в соревнованиях, где он по настоящему
проявляется и закрепляется, но формируется
он в тренировочном процессе.
[12]
Психологическая
готовность спортсмена к соревнованиям
определяется:
Единство этих черт спортивного характера осуществляет состояние спокойной боевой уверенности.
Психологическая подготовленность юных баскетболистов особенно ярко проявляется в соревнованиях. Официальный матч – это пробный камень достижений тренера в психологической подготовке команды. В календарной игре спортсмены испытывают предельные напряжения и полностью раскрывают как свои волевые достоинства, так и недостатки. В напряженном матче довольно быстро формируются ценные психологические качества баскетболиста. Учитывая эти особенности соревновательных игр, нужно воспитывать сильных духом игроков в учебных, контрольных, календарных играх.
О психологической готовности игроков к матчу особенно необходимо заботиться во время сообщения им установки на игру. Никогда не заострять внимание баскетболистов на сильных сторонах игры противника. Только рассказать об особенностях игры соперников и предложить план нейтрализации их действий. [12]
Самой
важной и трудной борьбой спортсмена
является его борьба с самим собой,
за преодоление своих психологических
недостатков. Один из лозунгов, стимулирующий
психологическую подготовку глоссит:
«Единственная схватка первостепенного
значения – это схватка с самим собой!».
Победив собственную слабость, баскетболист
больше выиграет в соревновании, чем, если
даже одержит победу над несильным противником.
И проигрыши сильнейшему может обернуться
психологической победой. [5]
1.4. Психологический анализ спортивных соревнований
С
позиции физиологии предстартовое
изменения функционального
Предстартовое
и стартовое состояние
Различают ранее предстартовое
состояние, возникающее за
Психологи выделяют 3 основных состояния
это - «состояние боевой готовности»,
Предстартовое состояние обычно сопровождается
повышением возбудимости нервной системы
(повышением эмоционального тонуса), усилением
деятельности системы кровообращения,
дыхания, пищеварения и выделения, обмена
веществ. Если эти изменения умеренные,
не превышают оптимальных границ, они
благоприятны, так как обеспечивают подготовку
двигательного аппарата, внутренних органов
и систем к предстоящей мышечной деятельности,
такое состояние называется «Состоянием
боевой готовности». Оно положительно
влияет на деятельность спортсмена в соревнованиях
и помогает показать высокий результат.
Иногда обстановка учебного занятия
(особенно если предстоят контрольные
испытания, зачеты) или соревнования могут
оказаться очень сильным раздражителем,
что может вместо оптимального возбуждения
нервной системы вызвать у обучающихся
(если они физически и морально недостаточно
подготовлены) чрезмерное повышение возбудимости
— «Стартовую лихорадку». «Стартовая
лихорадка» возникает на границе возможностей
человека. При стартовой лихорадке снижается
вероятность достижения высокого результата.
Это состояние длится долго не может
и приводит в конечном итоге к развитию
тормозных процессов в центральной нервной
системе, к угнетению функции органов
и систем, к снижению спортивно-технических
результатов.