Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:40, дипломная работа
Цель исследования:
Изучение психологии личности спортсменов в командных видах спорта.
Исследование связей личностных особенностей спортсмена с игровым амплуа игрока в спортивной команде (на примере женского баскетбола).
Введение
I. Психологическая подготовка в спорте
1.1 Основные понятия психологической подготовки
1.2 Основные направления психологической подготовки в спорте
1.3. Виды психологической подготовки спортсменов и команд
1.4. Психологический анализ спортивных соревнований
1.5. Психология личности коллектива в спорте
II. Психологическая подготовка в спортивных командах
2.1. Психологические основы тренировки
2.2. Психология тренерской работы
2.3. Баскетбольная команда
2.4. Психологическая подготовка к игре
2.5. Особенности психологической подготовки женских команд
III. Описание методов и методик, условий и процедуры психодиагностического исследования
2.1 Метод изучения литературы
2.2 Метод экспертной оценки
2.3 Метод тестирования методы статистической обработки результатов исследования
IV. Сравнительный анализ полученных результатов
4.1 Метод экспертной оценки
4.2 Агрессивность
4.3 Склонность к риску
4.4 Тревожность
4.5 Сила стремления к достижению успеха
4.6 Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16PF- версия А
4.7 Корреляционный анализ между перечисленными опросниками и факторами (16PF), версия А
4.8 Нецелесообразность и невозможность диагностики других качеств спортсмена-игровика
Заключение
Литература
Содержание
Введение
I. Психологическая подготовка в спорте
1.1 Основные понятия психологической подготовки
1.2 Основные
направления психологической
1.3. Виды
психологической подготовки
1.4. Психологический анализ спортивных соревнований
1.5. Психология личности коллектива в спорте
II. Психологическая подготовка в спортивных командах
2.1. Психологические основы тренировки
2.2. Психология тренерской работы
2.3. Баскетбольная команда
2.4. Психологическая подготовка к игре
2.5. Особенности
психологической подготовки
III. Описание методов и методик, условий и процедуры психодиагностического исследования
2.1 Метод изучения литературы
2.2 Метод экспертной оценки
2.3 Метод
тестирования методы
IV. Сравнительный анализ полученных результатов
4.1 Метод экспертной оценки
4.2 Агрессивность
4.3 Склонность к риску
4.4 Тревожность
4.5 Сила стремления к достижению успеха
4.6 Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16PF- версия А
4.7 Корреляционный анализ между перечисленными опросниками и факторами (16PF), версия А
4.8 Нецелесообразность и невозможность диагностики других качеств спортсмена-игровика
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. Она тесно связана с другими разделами психологии – общей, педагогической, медицинской и социальной, с успехом используя их данные для повышения эффективности спортивной деятельности.
Однако этих данных недостаточно для решения основных задач, стоящих перед спортивной психологией. Спортивная деятельность весьма специфична, она существенно отличается от других видов деятельности как целями, так и способами их достижения.
Область спортивной деятельности – это подготовка к соревнованиям и участие в них, требующие от спортсменов специальных качеств, навыков, знаний и умений, предельного напряжения физических и духовных сил. Поэтому психология спорта строится в основном на результатах собственных исследований. В ней выделяются разделы, важнейшими из которых являются: психология обучения и воспитания в спорте, психология физической, технической и тактической подготовки спортсменов, психология спортивного коллектива, спортивная психодиагностика и наконец психология личности спортсмена.
Психологи спорта по праву считают центральной проблему изучения личности спортсмена и ее психологической структуры.
Изучение личности спортсмена актуально для практической работы тренера.
Мельников В.М. и Ямпольский Л.Т. [13] отмечают две причины актуальности изучения личности спортсмена: во-первых, особенности личности существенно влияют на успешность спортивной деятельности, а также являются эффективным средством воспитания и формирования личности.
Наличие такой обратной связи предъявляет высокие требования к знаниям тренера по психологии личности спортсмена.
Известный теоретик психологии физического воспитания и спорта, доктор психологических наук Рудик П.А. писал: “В изучении психологических особенностей деятельности отечественная психология исходит из принципа единства, органической связи деятельности (любого вида) и личности человека: деятельность неотделима от личности; в то же время личность немыслима вне деятельности” [27].
Исследуя проблему личности, отечественная психология имеет в виду психологические особенности и свойства человека, развивающиеся и проявляющиеся у него, как члена общества[29].
Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения личности и коллектива в значительной степени определяют собой формирование индивидуальных черт личности.
Большое
теоретическое и научно-
Личность человека представляет сложное явление. Многие психологи высказывали различные соображения о структуре личности. Однако в том, что касается психологических особенностей личности, эти соображения, не изменили традиционных положений о психологическом строении личности человека.
П.А. Рудик [27] рекомендует при анализе психологической структуры личности спортсмена учитывать следующие аспекты:
П.А.
Рудик считает, что указанные
черты психологической
Современный спорт характеризуется резким повышением уровня спортивных достижений, которые значительно превосходят границы, до недавнего времени считавшиеся недоступными. Если еще каких-то тридцать лет назад научный подход к спорту склонялся больше к физиологическим исследованиям, то в данный момент достоверно известно, что спортивные достижения зависят не только от физических, но и от психических особенностей личности спортсмена. Поэтому сейчас при решении вопросов организации и методики спортивных тренировок и соревнований большое значение предается изучению психологии личности спортсмена, особенно когда идет речь о спортсменах высокой квалификации.
С.А. Рубинштейн в своей работе “О личностном подходе” очень точно определил: “Понимание и учет индивидуальных особенностей имеет огромное значение в любых сферах деятельности человека, без них невозможна правильная расстановка людей и рациональное их использование. Лишь при знании и учете индивидуальных особенностей каждого человека можно обеспечить людям наиболее полное развитие и применение их творческих возможностей и сил” [28].
Спортивная деятельность в играх специфична. Она представляет собой решение оперативных задач и протекает в нестационарной среде. Один из ведущих специалистов по проблемам психологии спорта высших достижений доктор психологических наук, профессор Родионов А.В. [29] считает, что в такой деятельности более вероятно будут реализовываться определенные особенности личности спортсмена, оптимизирующие поведение в конфликтных ситуациях борьбы с соперником.
В спортивных играх особенности личности связаны с выбором стратегии их реализации. Следовательно, нарабатываются приемы деятельности, в которых наиболее выгодным способом реализованы конкретные особенности. В результате появляется возможность более удачно найти для спортсмена вид спорта, амплуа, выработать индивидуальный стиль деятельности. А.Л. Попов [18] в дополнении к вышесказанному считает, что это позволяет пойти по пути искоренения недостатков, воспитания желательных для спорта особенностей личности.
Чтобы было понятно, о чем идет речь, выделим такие понятия, как спортивное амплуа и индивидуальный стиль деятельности. Термин спортивное амплуа по А.А. Попову [18], отражает специфику функций отдельных спортсменов в командных видах спорта (нападающие, защитники, центровые и т.д.). Понятие индивидуального стиля деятельности больше связано с особенностями способов достижения тактических и стратегических целей, стиль является выражением всего комплекса особенностей личности и организма спортсмен. [1].
Наблюдения и эксперименты показали, что квалифицированному тренеру необходимо не менее двух лет чтобы, не используя научных методов, поставить более или менее верный “диагноз” пригодности к спортивному совершенствованию.
Тренер команды мастеров ищет не просто сильного игрока, но и нужного по амплуа [1].
Так, как уже было сказано выше, что какое-то время назад у тренеров больше вызывали интерес весо-ростовые показатели, в результате, когда, например, использовали в баскетбольной команде высокорослого игрока в амплуа центрового, но не имеющего предпосылок к этому амплуа, нанося вред и ему самому и эффективности игры данной команды [1].
Учитывая нынешнее социально-экономическое положение в стране, нужно отметить, что у тренера команды, выступающей на уровне страны и мира, нет возможности выявлять особенности, присущие игроку определенного амплуа в течение двух лет, как было отмечено ранее. Тренер имеет возможность лишь слегка шлифовать определенные качества спортсменов и сразу же активно использовать в качестве игрока определенного амплуа. Связано это с определенными трудностями в области материально-технического обеспечения, даже в большом спорте. Проблема психологической специфики спортивного амплуа становится все более актуальной, поскольку резервы человеческой психики – одна из надежд на дальнейшее повышение спортивных достижений и снижение продолжительности сроков подготовки высококвалифицированных игроков [24].
Подбирая новичков, тренер всегда, пусть интуитивно, ориентируется на известный ему идеал. Однако, этот идеал будет выглядеть неопределенно, если он не наполнен четкими качественными и количественными характеристиками. Такие характеристики получают с помощью опроса специалистов, тестирования и т.д. В результате формируются отдельные модели, которые в комплексе составляют эталонную модель спортсмена [1].
Любая эталонная модель основана на оценках особенностей личности и организма, специальной подготовленности, игровой эффективности [24].
Эталонная модель спортсмена в игровых видах спорта для разных амплуа – различна. Далее, применительно к каждому амплуа, будем называть ее “психологической характеристикой”. Например: “психологическая характеристика нападающего” или “психологическая характеристика защитника” и т.д. или выражаясь иначе, М.С. Бриль [1] предположил существование преимущественных тенденций личности спортсмена к атакующим или защитным действиям. Он имел в виду такие комплексы особенностей человека, которые обеспечивают успешное решение оперативных и стратегических задач и реализацию этих решений в условиях собственной инициативы или инициативы соперника.
Доктор психологических наук, профессор Марищук В.Л. утверждает, что определение психологических характеристик – своего рода спортограмма вида спорта со своими требованиями к психологической структуре личности спортсмена [14].
В командных игровых видах спорта общей спортограммы недостаточно, необходимы спортограммы для каждого амплуа отдельно. Для ориентации по амплуа необходима информация о ранжировании качеств и свойств отдельно нападающего и защитника. Предполагается существование преимущественных тенденций личности спортсмена к атакующим и защитным действиям.