Подготовка женских баскетбольных команд

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:40, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
Изучение психологии личности спортсменов в командных видах спорта.
Исследование связей личностных особенностей спортсмена с игровым амплуа игрока в спортивной команде (на примере женского баскетбола).

Содержание

Введение
I. Психологическая подготовка в спорте
1.1 Основные понятия психологической подготовки
1.2 Основные направления психологической подготовки в спорте
1.3. Виды психологической подготовки спортсменов и команд
1.4. Психологический анализ спортивных соревнований
1.5. Психология личности коллектива в спорте
II. Психологическая подготовка в спортивных командах
2.1. Психологические основы тренировки
2.2. Психология тренерской работы
2.3. Баскетбольная команда
2.4. Психологическая подготовка к игре
2.5. Особенности психологической подготовки женских команд
III. Описание методов и методик, условий и процедуры психодиагностического исследования
2.1 Метод изучения литературы
2.2 Метод экспертной оценки
2.3 Метод тестирования методы статистической обработки результатов исследования
IV. Сравнительный анализ полученных результатов
4.1 Метод экспертной оценки
4.2 Агрессивность
4.3 Склонность к риску
4.4 Тревожность
4.5 Сила стремления к достижению успеха
4.6 Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16PF- версия А
4.7 Корреляционный анализ между перечисленными опросниками и факторами (16PF), версия А
4.8 Нецелесообразность и невозможность диагностики других качеств спортсмена-игровика
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Александра диплом 2.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

     Развитие  спортивных игр идет по линии двух на первый взгляд взаимоисключающих  процессов – универсализации  и специализации игроков. Универсализация  предусматривает расширение диапазона  действий, однако универсализация ни в коей мере не исключает совершенствование в выполнении отдельных игровых функций.

     М.С. Бриль считает: “Природа не так щедра, чтобы одновременно и в одинаковой степени одарить и быстротой  и выносливостью, и интеллектом  и боевитостью и определенным набором свойств личности... Поэтому одному спортсмену всегда более удаются созидательные действия, другому – разрушительные, один больше организатор, другой – планировщик, третий – реализатор, т. е. каждый игрок, видимо, предрасположен к отдельным амплуа. [1]. Существует огромное количество исследований зависимостей успешности спортивной деятельности от индивидуально-типологических качеств спортсмена (М.С. Бриль, Р.А.Пилоян, А.В.Родионов, В.Л.Марищук, А.Л.Попов и др.). И одновременно отмечено, что существует некоторая нехватка знаний о том, как личностные особенности влияют на то же самое.

     Отсюда  на первый план выступают личностные особенности спортсменов, в данном случае, командных видов спорта, которые возможно могут влиять на результативность игроков в определенном амплуа.

     Итак, объектом исследования становится женская баскетбольная команда (г. Томск).

     В составе 14 человек, возраст игроков 18-35 лет, опыт игровой деятельности (баскетбольной) не менее 5 лет.

     В основном составе 1 мастер спорта международного класса, 10 мастеров спорта, 3 кандидата в мастера спорта. В амплуа нападающего выступают 7 человек, в амплуа защитника – 7 человек.

     Предметом исследования стали:

  1. Особенности структуры личности спортсмена в командных видах спорта (на примере баскетбола).
  2. Психологические характеристики амплуа игрока в спортивной команде (на примере женского баскетбола).

     Цель  исследования:

  1. Изучение психологии личности спортсменов в командных видах спорта.
  2. Исследование связей личностных особенностей спортсмена с игровым амплуа игрока в спортивной команде (на примере женского баскетбола).

     В соответствии с целью  определяются следующие  задачи:

  1. Описание структуры личности спортсмена в командных видах спорта.
  2. Описание функциональной организационной структуры баскетбольной команды и экспертная оценка психологических характеристик амплуа спортсмена в командных видах спорта.
  3. Изучение личностных особенностей спортсменов в определенных амплуа (на примере данной выборки).

     Для решения поставленных задач выдвинута  следующая гипотеза:

     Существует  связь между личностными особенностями и психологическими характеристиками амплуа игрока.

     Методы  исследования:

     1. Метод изучения специальной литературы

     2. Метод экспертной оценки.

     3. Психодиагностическое обследование, направленное на определение  личностных особенностей игроков женской баскетбольной команды.

     4. Методы математической обработки  в психологии. 

 

      I. Психологическая подготовка в спорте 

     1.1 Основные понятия психологической подготовки 

     Термин  психологическая подготовка чаше всего  используется для обозначения обширного круга действий тренеров, спортсменов и менеджеров, которые направлены на формирование и развитие психических процессов и качеств личности спортсменов, необходимых для успешной тренировочной деятельности и выступления в соревнованиях.

     Под психическое готовностью спортсмена подразумевается состояние спортсмена, приобретенное в результате подготовки (в том числе и психологической) и позволяющее достигнуть определенных результатов в соревновательной деятельности.

     Психологическая подготовка - один из аспектов использования научных достижений психологии, реализации ее средств и методов для повышения эффективности спортивной деятельности. В связи с этим психологическая подготовка теснейшим образом связана с повышением психологической культуры спорта, с междисциплинарным взаимодействием наук о спорте.

     Весьма  существенным понятийным компонентом  психологической подготовки в спорте является взаимодействие видов подготовки (психологической, физической, специальной. технической, теоретической). Чаше всего психологическая подготовка рассматривается как один из видов подготовки. В этом случае ей, наряду с другими видами, отводится определенная роль в планировании тренировочного и соревновательного процессов, назначаются соответствующие цели, формы и методы. Такой подход упрощает решение организационных задач и структуирование подготовки, однако является проблематичным для решения задач системного взаимодействия различных ее видов.

     Например, спортсмен выполнил большой объем  силовых нагрузок, но не занимался  психотренингом. В логике рассмотрения психологической подготовки как одного из видов подготовки он носил свою физическую подготовленность, но не продвинулся в психологической. Однако выполнение силовой нагрузки потребовало от него значительных волевых усилий, сосредоточение внимания, вестибулярной устойчивости и проявление других психических качеств. В результате произошли изменения и в его психологической готовности, но они не были учтены. Та же самая силовая нагрузка вполне могла быть использована для развитии волевых качеств или сосредоточения внимания. Тогда ( в той же логике разделения видов подготовки) не были бы учтены изменения физических кондиций, что тоже неверно.

     Психологическая подготовка может быть рассмотрена  не только как особый вид подготовки, наряду с физической, специальной, тактической, теоретической, технической, но и как особая функция каждого из этих видов подготовки - функция формирования субъективного отношения, оценки значимости всех видов проделанной работы (в том числе и вне тренировки) для успеха в спортивной деятельности. Только в этом случае достигается более высокий системный уровень подготовки, когда все действия спортсмена организуются в соответствии с логикой высоких спортивных достижений, имеют четкую мотивационную структуру. И именно эта субъективизация способствует включению целенаправленных действий спортсмена в состав деятельности.

     Субъективизация - условие и процесс возникновения  и развития активности человека, в котором его психика обогащается знаниями и средствами преобразования действительности, заключенными в осваиваемой деятельности. Последующее использование этого обогащенного психического образа самим субъектом при решении практических задач создает предпосылки для оценки соответствия этого образа реальной действительности. Практическая проверка реального значения психического образа для данного субъекта делает его сторонником, приверженцем или, напротив, противником осваиваемой деятельности.

     Итак, психологическая подготовка - это  формирование, развитие и совершенствование свойств психики, необходимых для успешной деятельности спортсменов и команд. 

     1.2. Основные направления  психологической  подготовки в спорте 
 

     Личность  – понятие многогранное и глобальное. Чаще всего личность определяют как  человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств.

     О структуре личности подробно говорилось во введении.

     А личность в спорте – что же это  такое?

     Как любая частная ветвь науки  опирается в своих изысканиях и решениях на фундаментальные положения  общих основ научной мысли, теории и практики, так и в решении психологических задач, касающихся личности спортсмена, невозможно обойтись без знания психологических основ личности человека в целом.

     В спорте, как и в других видах  деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность.

     Лишь  зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно  развить и эффективно использовать его возможности.

     В начале этой работы была представлена структура личности. В большинстве  учебников по психологии, личность характеризуется именно так как на странице 5: направленность, темперамент, характер и способности.

     В спорте направленностью личности во многом предопределяется мотивация высших достижений [25].

     Спортсмен испытывает потребность в предельных физических усилиях, в переживании состояния сильной психической напряженности, в преодолении соперника, а самое главное – потребность показать высокий спортивный результат.

     Характерно, что в мотивации достижения цели у спортсменов преобладают мотивы надежды на успех. Другими словами, спортсмены реже, чем другие люди, также мотивированные на достижения, думают перед началом деятельности: “Как бы чего не вышло! Как бы не проиграть!”

     Считается, что в содержание мотива человека входят: 1) стремление к победе; 2) эмоциональный  фактор; 3) способности “бороться до конца” [5].

     В играх мотивация достижений менее  выражена, чем у представителей других видов спорта, но она более сложна и связана с различными чертами  личности.

     Если  большинство игроков в команде  мотивированы на достижение успеха, то команда чаще предпочитает атакующий стиль игры, и наоборот, если в команде преобладают потребности в избежании неуспеха, то команда чаще защищается и действует на контратаках, несмотря на ранее разученные атакующие варианты [25].

     В ходе исследований была установлена связь между мотивацией достижений и таким свойством личности спортсмена, как тревожность.

     Под тревожностью понимается относительно устойчивая предрасположенность личности отвечать на угрожающие ситуации эмоциональными состояниями тревоги или страха.

     Различают социальную тревожность (свойство личности) и психодинамическую (свойство темперамента). Интенсивность стремления к эффективному завершению деятельности (сила мотива) определяет состояние тревоги. Чем сильней сила мотива, тем тревожней спортсмен. В то же время преобладание в мотивации достижений стремления добиться успеха в большей мере свойственно спортсменам со слабо выраженной тревожностью, а преобладание страха перед неудачей – спортсменам с сильно выраженной тревожностью [5].

     Следующий компонент структуры личности – черты характера. Относительно спортсменов, наиболее типичными являются: эмоциональная устойчивость, стремление к лидерству, склонность к риску, расчетливость, самоконтроль, общительность [15].

     Термин  “характер” часто встречается в обыденной и научной речи в самых разных значениях.

     Г.Е. Леевик в своей работе “Личность  и деятельность спортсмена-парашютиста” приводит несколько точек зрения на тему характера. К примеру П.Ф. Лесгафт считал, что характером можно  назвать проявление воли человека, основанные на истинах, которые твердо усвоены разумом [11].

     Известные отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов основным качеством  характера считают направленность человека [11].

     К.К. Платов считал, что характер, как бы каркас личности [11].

     Характер – это всегда индивидуальное сочетание черт. Нет двух людей с одинаковым характером. Свойства характера человека устойчиво проявляются в его поведении при определенных типических обстоятельствах. Поэтому, зная характер, можно предугадать поведение человека в определенной ситуации. В одной и той же ситуации, например, столкнувшись с опасностью, трус промолчит, увернется, убежит, а мужественный человек будет с ней бороться [11].

     Занятия любым видом спорта требуют развития у спортсмена вполне определенных черт характера.

     А.Ц. Пуни считает, что целеустремленность, увлеченность, трудолюбие, добросовестность, самостоятельность и творчество, настойчивость и упорство являются типичными чертами характера  спортсменов [16].

Информация о работе Подготовка женских баскетбольных команд