Подготовка женских баскетбольных команд

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:40, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
Изучение психологии личности спортсменов в командных видах спорта.
Исследование связей личностных особенностей спортсмена с игровым амплуа игрока в спортивной команде (на примере женского баскетбола).

Содержание

Введение
I. Психологическая подготовка в спорте
1.1 Основные понятия психологической подготовки
1.2 Основные направления психологической подготовки в спорте
1.3. Виды психологической подготовки спортсменов и команд
1.4. Психологический анализ спортивных соревнований
1.5. Психология личности коллектива в спорте
II. Психологическая подготовка в спортивных командах
2.1. Психологические основы тренировки
2.2. Психология тренерской работы
2.3. Баскетбольная команда
2.4. Психологическая подготовка к игре
2.5. Особенности психологической подготовки женских команд
III. Описание методов и методик, условий и процедуры психодиагностического исследования
2.1 Метод изучения литературы
2.2 Метод экспертной оценки
2.3 Метод тестирования методы статистической обработки результатов исследования
IV. Сравнительный анализ полученных результатов
4.1 Метод экспертной оценки
4.2 Агрессивность
4.3 Склонность к риску
4.4 Тревожность
4.5 Сила стремления к достижению успеха
4.6 Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16PF- версия А
4.7 Корреляционный анализ между перечисленными опросниками и факторами (16PF), версия А
4.8 Нецелесообразность и невозможность диагностики других качеств спортсмена-игровика
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Александра диплом 2.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

     Бесконечные переезды с места на место, проживание в непривычных, подчас некомфортных условиях тоже не способствуют установлению нормального ритма жизни тренеров, что усиливает их нервно-эмоциональное напряжение.

     Пятая особенность: в процессе своей деятельности тренер должен вступать в контакт  с широким кругом людей, которые  причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса, —  с родителями юных спортсменов, представителями администрации, судьями, журналистами. Для успешного общении с ними тренер должен обладать коммуникабельностью, а нередко и выдержкой, так как он находится под постоянным прессом со стороны руководства и спонсоров, требующих высоких спортивных результатов.

     Шестая  особенность тренерской деятельности, а скорее карьеры, - это неизбежные падения после взлетов (даже триумфальных). Отсюда нестабильность социального  статуса тренера, неуверенность  в будущем.

     Седьмая особенность – публичность (особенно в спортивных играх), успешная или неудачная деятельность тренера со спортсменами высокого класса обсуждается средствами массовой информации, его показывают во время телетрансляций матчей, пресс-конференций. Все это вызывает необходимость постоянно держать под контролем свои эмоции, следить за грамотностью речи, соблюдать этику в общении с журналистами. 

     2.3. Организационная структура в баскетболе (в игровых видах спорта) 

     Так как объектом нашего исследования стала  женская баскетбольная команда, необходимо подробно ознакомиться с данным видом спортивной деятельности.

     Баскетбол относится к спортивным играм  или к игровым видам спорта.

     Особенности спортивных игр определяются спецификой соревновательной деятельности, которая  и отличает их от других видов спорта. Соревновательное противоборство в игре происходит по установленным правилам с использованием присущих только конкретной игре соревновательных действий – приемов игры. При этом обязательно имеется наличие соперника.

     В командно-игровых видах цель каждого  фрагмента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (в данном случае – мяч) в определенное место площадки соперников и не допустить такового в отношении себя. Это определяет единицу состязания – блок действий типа “защита - нападение”.

     В командных играх выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. Такая специфика командных игр определяет ряд требований к спортсменам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. В идеале основной психологической установкой спортсмена на игру должно быть стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды. Основным критерием эффективности соревновательной деятельности в спортивных играх служит победа над соперником. Взаимоотношения игроков одной команды определяются спецификой спортивной игры, структурой соревновательной игровой деятельности с учетом действий своей команды и игроков соперника. В этой сложной обстановке можно выделить для каждой команды ряд “состязательных структур” на основе “совместной состязательной структуры”, образованной соревновательной деятельностью обеих соперничающих команд. Ролевые структуры основаны на отношениях “играть роль”, “занимать должность”, “выполнять обязанности” и отношениях между такими ролями.

     Каждому члену команды определена его “игровая функция”(“игровое амплуа”). Каждая роль определяется совокупностью функциональных обязанностей, задаваемых сюжетом игры.

     Функциональные  структуры играющих команд образованы функциональными отношениями между  ролевыми обязанностями спортсменов. Эти отношения формируют определенные роли в группе для совместного решения тактических задач. Группы являются своего рода звеньями, из которых формируются защитные и нападающие линии. На этой основе формируются коллективные действия – групповые и командные тактические действия в нападении и защите. В реальной работе с командами по их подготовке, по воспитанию спортсменов, по развитию тех или иных спортивных и общих способностей необходимо выделить предпосылки игроков к определенному амплуа, а затем путем их совмещения со структурой команды определить их место в совместных действиях. Результат подобной работы составляет надежную основу для руководства и управления командой, для разработки стратегии и тактики игры и совершенствования мастерства спортсменов [33].

     Проблема  психологической специфики спортивного амплуа становится все более актуальной, поскольку резервы человеческой психики – одна из надежд на дальнейшее повышение спортивных достижений и снижение продолжительности сроков подготовки высококвалифицированных игроков [18].

     Термин  спортивное амплуа отражает специфику функций отдельных спортсменов в командных видах спорта. В нашем исследовании рассматривается конкретный вид – баскетбол.

     Ранее уже говорилось, что в баскетболе есть три вида спортивного амплуа: нападающий, центровой, защитник.

     Рассмотрим  их характеристики более подробно.

     Нападающий в баскетболе, это высокорослый, нацеленный на бросок игрок. Интеллектуальные проявления весьма значимы и ценятся выше многих важнейших факторов, таких как чувство мяча, координационные способности, быстрота. Нападающему постоянно, практически без пауз, приходится решать оперативные задачи, относящиеся к сфере индивидуальных или групповых тактических действий. Бросок, дриблинг, передача – все это в ультрабыстром темпе, присущем современному баскетболу, требуют высокоразвитых интеллектуальных способностей.

     Нападающие  чаще защитников и центровых атакуют  корзину. Выбор позиции и момента  атаки связан, конечно, с предвидением ситуаций и оперативным мышлением.

     Способность к взаимодействию, по мнению многих специалистов, тренеров команд, получила среднее место в ранговом ряду [1]. Относиться к этому можно по разному. Может нападающий совершает  больше индивидуальных действий, чем  коллективных? По крайней мере такое впечатление есть, когда наблюдаешь за играми наших баскетболисток. Но, с другой стороны, зритель следит в основном за действиями игрока с мячом. Но ведь к взаимодействиям относятся и игра без мяча: заслоны, подстрахующие действия, выход на свободное место для приема мяча и т.п. Если учитывать все это, то ранг способности к взаимодействию мог быть и выше среднего.

     Также специалисты и тренеры определили одно из последних мест фактору стабильности игры [1].

     Разве плохо, когда нападающий стабилен как снайпер.

     По  иному выглядит модель защитника.

     Защитник в баскетболе это еще и разыгрывающий игрок, лидер, организующий игру. Но его роль не ограничена только организацией игры в атаке или в защите. Но, несомненно одно: от принятых им решений зависит и успех игры и то, какое впечатление оставляет игра всей команды. На площадке именно он воплощает в жизнь тактический план тренера. Являясь лидером, он должен пользоваться авторитетом у остальных игроков, обладать совершенной техникой, координацией, владеть дриблингом и точно делать скрытые передачи. Все это требует высокой работоспособности и выносливости [33].

     Центровой – особая фигура в баскетболе.

     Хороший центровой, как вратарь в хоккее, - полкоманды.

     Давно прошли времена, когда чуть ли не единственным достоинством центрового был гигантский рост. Сейчас центровой – это волевой, боевитый, быстрый и результативный игрок и столп обороны. Особо важна роль центрового в борьбе под щитом.

     Агрессивность, предвидение ситуаций, трудолюбие, уверенность в своих силах, быстрота, эмоциональность – все эти факторы, размещенные в значимых зонах модели, как раз формирует способность к такой борьбе. Многие факторы нападающего присущи и центровому. Поэтому существует мнение, что нет четких границ между нападающим и центровым, и есть игроки, которые справляются с обеими ролями, но все равно их функции во многом различны, по крайней мере это мнение многих специалистов баскетболиста [1].

     Психологические характеристики дают возможность оценить  значимость качеств и свойств  личности спортсменов в различных амплуа и игровой деятельности в целом. Это позволяет проводить ролевую ориентацию более целеустремленно и надежно. Но нельзя и переоценивать информационные модели, как бы не была высока квалификация анкетируемых экспертов, все же здесь обобщаются субъективные мнения. Поэтому единственно верным путем может быть применение комплекса информационных моделей, количественных эталонных моделей. В результате такого комплексного подхода появляется “модельная характеристика” игрока в том или другом амплуа.

     Модельные характеристики, как правило, состоят  из нескольких блоков, об этом уже говорилось в самом начале работы. Так как  в своей работе мы не ставили перед  собой задачи по разработке полной “модельной характеристики” игрока, а лишь выделили блок “личностные особенности” спортсмена-баскетболиста, то дальнейшая наша работа будет связана с изучением и выявление этих особенностей у игроков в амплуа нападающего и защитника. 

     2.4. Психологическая  подготовка  к  игре 

     Внутренняя  психологическая готовность к соревновательным действиям - это результат индивидуальной интеллектуально-психологической деятельности спортсмена-личности. На этот результат, правда, влияют также и внешние воздействия, носящие, как правило, временный или разовый характер.

     Внутренняя  психологическая неготовность - это  неверие в свои силы, боязнь соперников (конечно, своих соперников, так как  у каждого спортсмена они свои - соответствующие уровню его мастерства и результатов). Спортсмен понимает, что при соперничестве относительно равных все могут решить одна - две ошибки. Постоянное ощущение своих текущих возможностей должно способствовать формированию психологической уверенности в способности реализовать именно эти свои возможности. Творческая эмоциональность плюс холодная рассудительность могут дать максимально возможный надежный результат.

     Правильное  ощущение текущего уровня мастерства, то есть настоящих возможностей, а  так же грани между эмоциональными и рассудительными действиями обеспечит  нужный психологический настрой  и соответственно сформирует оптимальное внутреннее психологическое состояние для надежного выступления. Правильная постановка реально достижимых целей - решающий момент психологической подготовки. При неправильном ощущении своего состояния спортсмен, завышая либо занижая его, неумолимо создает основания для дальнейших дерганий в сторону то обесценивания своих возможностей, то выражении излишнего самомнения, в результате чего перед стартом у спортсмена может возникнуть либо стартовая лихорадка либо апатия.

     Спортсмену необходимо регулировать свои эмоции, так как от этого зависит результат на соревнованиях. Чем более психологически устойчив спортсмен тем меньше он сделает ошибок на дистанции.

     Благотворное  влияние на эмоции оказывает выполнение привычных технико-тактических упражнений перед соревнованиями. Эти упражнения должны быть достаточно сложными, требовать много внимания и тем самым отвлекать от неблагоприятных мыслей.

     Большое значение имеет иногда специальная  психологическая “настройка” на предстоящее действие - соревнование, тренировку или отдельное упражнение. Четкая постановка целей, достаточная информация и разработанный план действий снижают тревожность.

     В разминку перед соревнованиями полезно  включать так называемые идеомоторные упражнения - мысленное представление своих действий во время соревнований. Нужно стремиться к возможно более подробному представлению. Чтобы предстартовое возбуждение не “смазало” мысленной картины, стоит тренироваться в выполнении идеомоторных упражнениях на тренировках. 

     Морально-волевая подготовка спортсмена 

     Задача  морально-волевой подготовки состоит в целенаправленном формировании моральных и волевых качеств, черт характера спортсмена, которые позволили бы ему с одной стороны гармонично сочетать занятия спортом с другими занятиями, а с другой - успешно реализовать свои специальные навыки и умения во время соревнований.

     В условиях занятий спортом постоянно  возникают трудности и проблемы, преодоление и решение которых  закаляет характер, укрепляет волю. Сама суть спортивного совершенствования требует не обхода, а сознательного преодоления большим трудом и усилием воли возникающих трудностей. В числе основных волевых качеств можно выделить целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, стойкость, настойчивость и смелость. Как уже отмечалось, занятия спортом предоставляют неограниченные возможности воспитания воли. Например, целеустремленность и решительность развиваются в процессе освоения новых упражнений. Стойкость и настойчивость - результат регулярного преодоления утомления при выполнении тренировочных занятий и в соревнованиях, особенно в неблагоприятных условиях. Самообладание воспитывается в обстановке жестокого соперничества на ответственных соревнованиях, при необходимости срочно исправить сделанные ошибки.

Информация о работе Подготовка женских баскетбольных команд