Подготовка женских баскетбольных команд

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:40, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
Изучение психологии личности спортсменов в командных видах спорта.
Исследование связей личностных особенностей спортсмена с игровым амплуа игрока в спортивной команде (на примере женского баскетбола).

Содержание

Введение
I. Психологическая подготовка в спорте
1.1 Основные понятия психологической подготовки
1.2 Основные направления психологической подготовки в спорте
1.3. Виды психологической подготовки спортсменов и команд
1.4. Психологический анализ спортивных соревнований
1.5. Психология личности коллектива в спорте
II. Психологическая подготовка в спортивных командах
2.1. Психологические основы тренировки
2.2. Психология тренерской работы
2.3. Баскетбольная команда
2.4. Психологическая подготовка к игре
2.5. Особенности психологической подготовки женских команд
III. Описание методов и методик, условий и процедуры психодиагностического исследования
2.1 Метод изучения литературы
2.2 Метод экспертной оценки
2.3 Метод тестирования методы статистической обработки результатов исследования
IV. Сравнительный анализ полученных результатов
4.1 Метод экспертной оценки
4.2 Агрессивность
4.3 Склонность к риску
4.4 Тревожность
4.5 Сила стремления к достижению успеха
4.6 Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16PF- версия А
4.7 Корреляционный анализ между перечисленными опросниками и факторами (16PF), версия А
4.8 Нецелесообразность и невозможность диагностики других качеств спортсмена-игровика
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Александра диплом 2.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

       Такое предстартовое и стартовое состояние, так же как и состояние пониженной возбудимости нервной системы (стартовая апатия, безразличие), следует рассматривать как неблагоприятное явление, оно называется «Стартовой апатией».

     

СБ –  стартовое безразличие 

БГ –  боевая готовность 

СЛ –  стартовая лихорадка 

СА –  стартовая апатия

     Рисунок 1. Динамика изменения предстартового состояния 

     На  рис.1 схематически показана динамика изменений предстартового состояния  в период, предшествующий старту и  в момент старта.

     «Ординар»- уровень психического напряжения колеблющийся в пределах нормы в обыденной  жизни при отсутствии экстремальных  условий. Его колебания соответствуют  состояниям от дремотных до активных рабочих (при выполнении обычных  обязанностей). За несколько дней до старта  уровень напряжения сохраняется близким к норме. Если он остается таким вплоть до  старта, психологами считается, что спортсмен находится в состоянии стартового безразличия.

     В этом случае на соревнованиях спортсмен  покажет достигнутый уровень  подготовленности, но его резервные возможности не реализуются.

     Основными причинами,  влияющими на изменение  предстартового состояния являются следующие:

     а) Значимость соревнований, определяется соотношением цели и уровня подготовленности спортсмена;

     б) Состав участников соревнований, определяется наличием или отсутствием сильных соперников;

     в) Организация соревнований, торжественное открытие, пред-соревновательные ритуалы, регламент соревнований ит.д.;

     г) Поведение окружающих людей;

     д) Индивидуальные психологические особенности спортсмена (свойства нервной системы, характер);

     е) Особенности вида спорта и соревновательного  упражнения;

     ж) Степень владения способами саморегуляции, самооценка;

     з) Психологический климат в коллективе (классе, группе): особенности взаимоотношений в коллективе, взаимная поддержка и другое.

     Организация психологической подготовки к соревнованиям  должна быть направлена на формирование средств и качеств личности и  психологических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и  стабильность соревновательной деятельности.

     В условиях равной спортивной борьбы лучшая психологическая подготовленность игроков является решающим фактором, так как дает возможность наиболее эффективно показать физическую, техническую, тактическую и теоретическую подготовленность игроков.

     Психическая подготовка осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных  занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях. 

     1.5. Психология личности  и коллектива в  спорте 

      Ученые, занимающиеся изучением и измерением параметров личности, придерживаются нескольких теоретических подходов. Краткое рассмотрение этих подходов представляется целесообразным по следующим соображениям:

      Тренер  сможет лучше понять смысл различных  способов изучения личности, если он будет хотя бы немного знаком с теоретическими основами, лежащими в основе этих методик.

      Знание  того, как изучается личность, может  быть полезным тренеру при наблюдении за поведением своих подопечных.

      Знание  различных точек зрения на человеческую личность позволит тренеру классифицировать поведение своих спортсменов.

      В общей сложности можно выделить несколько черт, наиболее часто встречающихся  у спортсменов. К ним относятся  высокий уровень агрессивности (который  почти все время находится  под контролем у спортсмена высокого класса), высокий уровень мотивации достижения, экстраверсия и твердость характера. Ниже мы попытаемся определить, в каких ситуациях и спортивных группах эти черты находят наиболее яркое выражение.

      Агрессивность. Во многих видах спорта, особенно в тех, где допускается непосредственный физический контакт, различные формы контролируемой физической агрессивности просто необходимы. Можно предположить, что отвечая на вопросы личностных тестов, спортсмены, занимающиеся этими видами спорта, проявят различную степень агрессивности. Данные исследований свидетельствуют о том, что спортсмены высокого класса не только более агрессивны, но и склонны более свободно выражать свои агрессивные тенденции, чем представители так называемой нормальной выборки.

      Уолтер Кролл (1968) выделил группу сходных личностных черт у спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта, в которых предполагаются проявления физической агрессивности. Им было установлено, что у спортсменов этих двух групп были сходные профили личности по 16-факторному тесту Кэттелла, хотя собственно агрессивность или агрессивные тенденции специально не исследовались. Более того, Кролл установил, что виды спорта, которые явно агрессивны по своей природе, могут привлекать индивидов с различной личностной структурой. Он обнаружил, например, что личностные профили спортсменов, занимающихся карате, отличались от профилей борцов и футболистов. Следует отметить, что в каратэ физический контакт скорее угроза, чем реальность. Основная цель заключается в том, чтобы выполнить удар вблизи от противника, не коснувшись его [3].

      Джонсон, Хаттон и Джонсон провели обследование 12 спортсменов, которых они классифицировали как «выдающихся» (тест Роршаха и  пиктограммный тест «дом - дерево - человек»*), и среди выделенных ими черт личности обнаружили чрезвычайно высокую агрессивность. Флетчер и Доуэлл с помощью шкалы Эдвардса также обнаружили, что школьники-спортсмены обладают более выраженными агрессивными тенденциями, чем неспортсмены. В этих исследованиях в качестве испытуемых принимали участие 50 студентов первого курса колледжа. Разница в величине выборки в этих двух исследованиях очевидна [3].

      Уровень агрессивности, скрытой или явной, существенно изменяется в периоды  до, во время и после спортивной деятельности. Вероятно, что существующие сейчас методы оценки уровня агрессивности могут дать лишь общее и поверхностное представление о возможных реакциях спортсмена в ситуациях, провоцирующих различный уровень выраженной или контролируемой агрессивности. Более того, полагают, что происхождение агрессивных тенденций и соответствующего поведения, наблюдаемых у иных спортсменов и подростков, можно проследить в их ранних детских впечатлениях и опыте. Затем под влиянием своевременных санкций и наказания за непосредственное проявление агрессивности поведение индивида модифицируется.

      Поэтому для того, чтобы адекватно оценить  агрессивные тенденции спортсмена, его потребность и стремление непосредственно выразить свою агрессивность, необходимо проводить как беседы, так и тщательный анализ его поведения в соревновательной обстановке. Бланковые тесты, предназначенные для оценки агрессивности, служат только для определения большей или меньшей вероятности проявлений различных уровней агрессивности в условиях спортивной деятельности.

      Интеллектуальный  уровень. Строго говоря, различные стороны  интеллекта, с точки зрения многих исследователей, не являются чертой личности. Однако ряд личностных тестов (тест Кэттелла, например) содержит шкалы  для оценки интеллектуального фактора, и время от времени эти методики используются при работе со спортсменами.

      В результате наблюдения за представителями  различных видов спорта (гонщиками, футболистами, пловцами) с помощью  методики Кэттелла Огилви установил, что  спортсменов высокого класса отличает более высокая «способность к абстрактному мышлению». Кейн, изучая личностные особенности английских футболистов, также установил, что более выраженную способность к абстрактному мышлению чаще можно найти в профилях личности хороших игроков. В уже упоминавшихся исследованиях Джонсона было также показано, что уровень «интеллектуальных притязаний» у хороших спортсменов выше.

      В некоторых видах спорта, особенно где требуется детальный анализ действий, лучшие результаты, естественно, покажут те спортсмены, у которых способность анализировать выше. По наблюдению большинства психологов в Восточной Европе, спортсмены высокого класса постоянно стремятся лучше разобраться в физических, психологических и социальных аспектах своего вида спорта. И только спортсмены с более высоким интеллектуальным уровнем могут достичь глубокого понимания этих аспектов.

      Дальнейшие  исследования, возможно, помогут определить, какие именно компоненты интеллектуального  труда обладают наибольшей ценностью  для разных видов спортивной деятельности и на различных уровнях мастерства. В настоящее время существует мало объективных данных по этой интересной проблеме, хотя разработка «теста игровой стратегии» является шагом к пониманию взаимосвязей между интеллектуальной и спортивной деятельностью.

      Твердость характера. Эта черта является одной  из наиболее часто упоминаемых личностных характеристик спортсмена высокого класса. Кэттелл считает, что для  индивида, наделенного этой чертой, свойственны эмоциональная зрелость, независимость в мыслях и действиях, твердость и критичность в оценке себя и окружающего мира, способность владеть своими чувствами и не показывать тревоги в различных ситуациях. На другом конце шкалы находится индивид с «мягким характером», не вполне созревший эмоционально, нетерпеливый, сентиментальный, чувствительный, часто выказывающий свою тревогу.

      На  основе этих характеристик легко  догадаться, кто с большим успехом  способен переносить напряженную физическую работу и еще более тяжелые  психические нагрузки спортивного  соревнования. Так, например, Кейн установил, что у лучших английских футболистов были высокие показатели твердости характера. Подводя итог исследованиям со спортсменами высокого класса, Огилви также указывает на важность этого качества. Эта черта личности, определяемая с помощью 16-факторного теста Кэттелла, является наиболее тонким критерием оценки спортивного потенциала, особенно у спортсменов, склонных работать с полной отдачей. Этот показатель позволяет также выявить спортсменов, которые не столь сильно реагируют на стрессовые соревновательные ситуации.

      Спортсмены  с высокими показателями «мягкости  характера» и в то же время обладающие незаурядными физическими качествами, тем не менее также могут добиться высоких спортивных результатов, если при работе с ними учитывать их особенности. Однако их успех в спорте в очень большой степени зависит от своевременного обнаружения (при помощи тестирования и наблюдений) их эмоциональной незрелости, гиперсенситивности и, возможно, высокой тревожности, а затем от правильно построенных тренером и товарищами по команде отношений с такими спортсменами. К сожалению, подобный тип спортсмена нередко получает прозвище «размазня» (а то и какую-нибудь более обидную кличку) от тренера, обладающего твердым характером и которому, по-видимому, трудно понять того, кто не похож на него самого и не соответствует его представлениям об «идеальном» спортсмене [2].

      Тревожность. Склонность испытывать неадекватное чувство  страха в стрессовых ситуациях, очевидно, мешает спортсменам в различные  периоды их спортивной деятельности. Индивиды с высоким уровнем общей тревожности обычно не добиваются хороших спортивных результатов, если им не уделяют особого внимания. В 1958 г. Бут установил, что у спортсменов-школьников уровень тревоги ниже, чем у неспортсменов. Поскольку тревожность является одним из центральных понятий спортивной психологии и одной из существенных черт личности спортсмена. Как чрезмерный уровень тревожности, так и полное ее отсутствие мешают спортсмену показывать высокие спортивные результаты. Джонсон с соавторами при помощи проективных тестов обследовал борцов и установил по результатам выполнения уже упоминавшегося теста «дом - дерево - человек», что испытуемые обладают высоким уровнем «генерализованной тревожности». Другие исследователи обнаружили, что достаточно высокий уровень тревожности наблюдался и у спортсменов, которые в то же самое время имели высокие показатели самоконтроля и твердости характера.

      В работе со спортсменом, у которого по показателям личностных тестов был  обнаружен высокий уровень тревожности, следует применять ряд специальных методов. Например, сложные двигательные реакции должны быть тщательно отработаны, чтобы стрессовые условия соревнования не помешали спортсмену показать высокие результаты. В некоторых случаях можно прибегнуть к психотерапии, особенно когда соревновательный период достигает своей наивысшей точки (в конце сезона, перед ответственными соревнованиями).

      Уверенность в себе в ситуациях межличностного общения. Вполне логично считать, что  в целом спортсменам свойственна уверенность в себе. Социальный статус, приобретаемый спортсменами высокого класса на всех уровнях (начальная и средняя школа, университет), позволяет предположить, что эти индивиды будут чувствовать себя достаточно уверенно и свободно в различных социальных ситуациях. Так, например, Джонсон с соавторами отмечает у борцов высокого класса «исключительное чувство уверенности в себе». Огилви также считает, что спортсмены высокого класса, как правило, самоуверенны и независимы.

Информация о работе Подготовка женских баскетбольных команд