Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:03, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность основных понятий связной повествовательной речи.
2. Раскрыть особенности развития связной и повествовательной речи в старшем дошкольном возрасте.
3. Теоретически обосновать и апробировать методику, а также условия, методы и приемы формирования связной и повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста………….4
1.1. Сущность основных понятий связной повествовательной речи…….4
1.2. Особенности развития связной речи в старшем дошкольном
возрасте………………………………………………………………………..15
1.3. Методы и приемы формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………...19
Выводы по первой главе………………………………………………………..31
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста………….32
2.1. Методика формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………..32
2.2. Пути формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..41
2.3. Результаты эксперимента……………………………………………….49
Выводы по второй главе……………………………………………………….53
Заключение..........................................................................................................54
Список литературы…………………………………………………………….55
Таблица 2 - В качестве примера приведем высказывания Кати К. и Руслана Л.
До обучения | После обучения |
Рассказывание по сюжетной картинке | |
"На картинке девочка и ежик. Она пришла грибы искать. Ежик ей показал грибок. Девочка набрала грибов и домой пошла." | "Однажды девочка увидела в лесу ежика. Он ей сказал: "Зачем ты пришла?" Она ему ответила: "За грибами". Тогда ежик решил ей помочь. Ежик показал девочке полянку, на которой было много грибов. Девочка набрала грибов целую корзинку. Она сказала: "Спасибо тебе, ежик. Мне уже пора домой". Ежик проводил девочку и машет ей лапкой, а она ему рукой. Они стали друзьями." |
Руслан Л. | |
"Однажды девочка гуляла в лесу. Грибы искала. Встретила ежика. Ежик ей грибы стал показывать. Набрала она целую корзинку. И пошла домой. Ежик ей помахал. И она ему. Все." | "Однажды девочка шла-шла по лесу и встретила ежика. |
Рассказывание по игровой ситуации | |
"Пошла девочка в лес и заблудилась. Идет, идет и встретила мишку. Она испугалась. А мишка ей говорит: | "Маша и медведь. Жили-были Маша и медведь. Пошла Машенька в лес, собирать грибы, а навстречу ей медведь. Машенька сказала: "Здравствуй, Миша", а медведь сказал: "Здравствуй, Маша". Медведь пригласил ее домой к чаю, и она пошла. А потом пришел зайчик и спросил: "Можно к вам?" А медведь и Машенька сказали: "Можно". А тут и лисичка-сестричка, хитрая. Пришла и сказала: "Можно к вам?". Маша и медведь сказали: "Можно". Все они стали друзьями. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец." |
6. Плавность. Высказывания детей стали более цельными. Они уже не прерывались так часто паузами, как было в начале года. Чаще за паузой следовало более точное, яркое слово, т.е. дети стремились к последовательному изложению текста, подбирали слова и фразы, которые больше подходили по содержанию и замыслу текста. Длина текста между паузами в среднем составила 9 слов. Индекс разнообразия словаря -0,63.
7. Самостоятельность высказывания. Увеличилось количество детей самостоятельно справившихся с заданием. Так, на этапе констатации самостоятельно справились с заданием 8 человек. В конце обучения данный показатель составил 19 человек.
Таким образом, в ходе экспериментальной работы, выдвинутое нами предположение подтвердилось. Дети были более самостоятельны в высказываниях, так как их не связывал сюжет готового литературного произведения, придуманного взрослым. Используя свой личный опыт, знание литературы, они придумывали разные варианты продолжения рассказов.
Вывод по 2 главе.
Целью нашего эксперимента было выявить динамику овладения связной речью повествовательного типа у детей старшего дошкольного возраста в результате обучения.
В ходе экспериментальной работы, выдвинутое нами предположение подтвердилось. Дети были более самостоятельны в высказываниях, так как их не связывал сюжет готового литературного произведения, придуманного взрослым. Используя свой личный опыт, знание литературы, они придумывали разные варианты продолжения рассказов.
Заключение.
Таким образом, работа показала, что дети старшего дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования игрушек, серии сюжетных картинок в ситуациях общения детей друг с другом, педагогом. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. И именно тогда, когда педагог обращается за помощью к детям, предлагает рассказать для сверстников, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний. Их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребёнка и более результативным.
Данная работа не является исчерпывающей. Нам представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов о последовательности обучения детей дошкольного возраста различным функционально-смысловым типам высказываний, о взаимосвязи речевых занятий с другими видами деятельности, преемственности и перспективности в работе по развитию связной речи в разных возрастных группах.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987.
17. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. - М. - 1982.
18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество // Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное. - М., Академия. 2000. - 456с.
20. Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников // -М: Педагогика, 1987.
23. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей // - М., 1976.
56