Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:03, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность основных понятий связной повествовательной речи.
2. Раскрыть особенности развития связной и повествовательной речи в старшем дошкольном возрасте.
3. Теоретически обосновать и апробировать методику, а также условия, методы и приемы формирования связной и повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста………….4
1.1. Сущность основных понятий связной повествовательной речи…….4
1.2. Особенности развития связной речи в старшем дошкольном
возрасте………………………………………………………………………..15
1.3. Методы и приемы формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………...19
Выводы по первой главе………………………………………………………..31
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста………….32
2.1. Методика формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………..32
2.2. Пути формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..41
2.3. Результаты эксперимента……………………………………………….49
Выводы по второй главе……………………………………………………….53
Заключение..........................................................................................................54
Список литературы…………………………………………………………….55
В трудах А.Р. Лурия представлен подробный анализ некоторых этапов порождения речи (мотив, замысел, внутренняя предактивная схема высказывания, семантическая запись); показана роль внутренней речи как необходимая операция, определяющая порождение развернутого речевого высказывания. Автор выделяет операции контроля за его построением и сознательного выбора нужных речевых компонентов.
А.Р. Лурия выделяет три этапа порождения речевого высказывания:
1. Этап первичной «семантической записи» или исходной схемы, имеющей «характер свернутого речевого высказывания, которое в дальнейшем должно быть превращено в систему последовательно связанных друг с другом слов.
2. Этап внутренней речи. На этом этапе формирования речевого высказывания происходит перевод внутреннего смысла «в систему развернутых синтаксически организованных речевых значений, симультанная схема «семантической записи» перекодируется в организованную структуру будущего синтаксического высказывания».
3. Этап формирования развернутого речевого высказывания. Исследователь отмечает, что процесс порождения речевого высказывания «не есть воплощение готовой мысли в столь же готовую систему речевых формулировок и далее в схему развернутого речевого высказывания. Речевое высказывание - это определенный вид деятельности (со своим мотивом, исходной задачей или замыслом и контролем)».
Исследование Т.Н. Ушаковой раскрывает психофизиологическую модель порождения синтаксически оформленного речевого высказывания, предполагающей механизм выбора формы слова для построения фразы. Автор отмечает, что в исходе каждой фразы лежит предварительное возбуждение ограниченного числа словесных структур, связанных с обозначением объектов мысли. В то же время сам процесс членения слов и выделение словесных элементов является результатом одновременной активизации и взаимодействия сходных по структуре слов. Взаимодействие словесных структур, то есть их обобщение, приводит к преобразованию структуры слова, тем самым образуя новое по сочетанию элементов слово. Образование нового грамматического значения основывается на исходной форме как носителя некоторого обобщенного значения, а столкновение форм приводит к появлению новой формы и преобразованию всей речи. Происходит согласование форм в синтаксическом оформлении и грамматическом структуировании.
Таким образом, любая деятельность, в том числе речевая, включает в себя систему действий. Подобно тому, как понятие деятельности соотносится с понятием мотива, понятие действия соотносится с понятием цели. Речевое действие имеет собственную промежуточную цель, подчиненную мотиву той коммуникативной деятельности, в рамках которой речь рассматривается. Способ осуществления речевого действия весьма подвижен и зависит от условий общения. Структура же у всех действий одна и та же. Она включает в себя четыре фазы: ориентировку, планирование, реализацию и контроль. Именно такая структура характерна для любого речевого высказывания. Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений.
Для анализа состояния связной речи детей и разработки системы ее целенаправленного формирования особое значение приобретает учет таких звеньев механизма ее порождения, как наличие внутреннего замысла, общей смысловой схемы высказывания, выбор слов, размещение их в линейной схеме, отбор словоформ в соответствии с замыслом и выбранной синтаксической конструкцией, контроль за использованием языковых средств.
Выделенные исследователями особенности монологической речи показывают, что она требует специального речевого воспитания.
Анализ функциональных характеристик устной речи требует рассмотрения понятия «текст». В психологических исследованиях проблема текста изучалась многими исследователями (ММ. Бахтин, И.Р. Гальперин, Н.И. Жинкин, Г.В. Колшанский, А.А. Леонтьев, О.С. Ушакова, Т.Н. Ушакова, А.М. Шахнарович и др.).
По определению А.А. Леонтьева: «Текст есть функционально завершенное речевое целое».
Исследователи лингвистики текста дают разнообразные характеристики понятия «текст».
Текст - это «выраженное в письменной форме сочинение или высказывание, продукт единого по своей сути речетворческого процесса, словесно выраженный результат речемыслительной деятельности человека»".
С.Л. Рубинштейн, Л.В. Щерба определяют текст как некое образование, упорядоченную форму коммуникации, лишенную спонтанности. Это уже организованная система облеченных в словесную форму знаний, мыслей, с преднамеренным воздействием на окружающих. К.Н. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, А.М. Шахнарович придерживаются точки зрения, что текст - целенаправленная и мотивированная речевая активность человека.
И.В. Жинкин, Г.В. Колшанский, утверждают, что текст представляет собой набор семантических организаций, и определяют его как соединение, объединенное смысловой связью, последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность.
Из большинства определений следует, что текст развивается по нескольким направлениям и состоит из предложений, объединенных различными типами лексической, логической и грамматической связи в более крупные единицы, - сверхфразовое единство (СФЕ), служащее для передачи определенного содержания и мышления.
С одной стороны, «текст» приравнивается к понятию «речь», то есть обозначает цепочку связных предложений. В этом значении термин «текст» часто уточняется как «связный текст». С другой стороны, оно используется для обозначения определенным образом ограниченной системы элементов знаков, представляющих собой структурно-синтаксические и логико-синтаксические единицы. Текст является высшей знаковой единицей, поскольку ему присуща высшая функция языка - коммуникативная.
О.С. Ушакова в своих исследованиях подчеркивает, что в речевой форме (тексте) человек выражает все или почти все, что он находит в окружающей действительности и в самом себе. Переработанная человеком информация об окружающем мире выражена и обобщена в речевой форме на подсознательном уровне.
Г.В. Колшанский определяет текст, как языковую единицу, которая выступает в коммуникации как относительно завершенный отрезок общения, как единица, структурированная и организованная по определенным правилам, несущая когнитивную, информационную, психологическую и социальную нагрузку общения.
В основе конкретных речевых произведений – текстов лежат общие принципы построения текстов, они относятся не к области речи, а к языковой компетенции. Поэтому раскрытие механизмов построения текстов, изучение и анализ структуры текста открывает широкие возможности для совершенствования связной речи учащихся, развивает у них навыки и способности целостного стилистического анализа художественного произведения (Л.П. Доблаев, А.И. Новиков, Е.А. Смирнова).
В современной трактовке текста на первый план выдвигаются «...вопросы коммуникативного плана, задачи исследования особенностей отбора и построения «правильной», удачной коммуникации, обеспечивающей создание разных типов текста» (Т.М. Николаева).
Б.А. Абрамов подчеркивает: «Это продукт речемыслительной деятельности людей, возникающий в процессе познания окружающей действительности». Он представляет собой сложную структуру многообразно соотносящихся, отличающихся по своим качествам и свойствам элементов, сцепление мыслей, каждая из которых выражается в группах, тесно связанных между собой суждений - логических единств (Г.Я. Солганник).
Условием успешного воспроизведения речевых действий, то есть условием стабильной речевой коммуникации, являются навыки осуществления речевых действий, которыми должен овладеть ребенок для передачи знаний, умений, навыков об окружающем мире другим людям (коммуникантам).
В процессе построения текста для более полного выражения своих мыслей необходимо использовать разнообразные приемы, а среди приемов текстовой формы можно назвать композиционные особенности текста, выстроенность речи, то есть способы организации текстового материала, служащие удобству его восприятия и понимания слушающими.
Текст является конечным результатом сложнейшей умственной, речевой деятельности человека. В речевых произведениях фиксируются итоги человеческого познания и достижения.
Характер построения текста и понимание его зависит от некоторых особенностей, отмечает А.А. Заневская.
Во-первых, он имеет ломинантный характер, то есть осмысливается текст под определенным углом зрения.
Во-вторых, развитие текста (понимания) происходит по двум спиралям, одна из которых раскручивается в предшествующий опыт читателя и характеризует знания, привлекаемые для построения данного текста, а другая спираль раскручивается в перспективу. Она характеризует разные уровни построения текста, формирование новых схем знания, которые образуются в процессе осмысления текста.
В-третьих, каждый данный момент может быть рассмотрен как результат мыслительного процесса, который соответствует определенному уровню понимания или соответствующему «витку» спирали. Этот результат понимания находит выражение в формировании «читательной проекции».
Текст как объективированный продукт языкотворческого процесса должен подчиняться определенным правилам построения. Как сам текст, так и его части обладают рядом признаков - категорий, которые во взаимообусловленности и создают текст. Но в разных стилях и жанрах эти категории по-разному между собой взаимодействуют. И.Р. Гальперин выделяет две группы категорий: семантическую и структурную. К первой, семантической, относит информативность, глубину, пресуппозицию, прагматику. Ко второй, структурной, - интеграцию, сцепление, ретроспекцию, проспекцию, партитурность, континуум. Все эти категории исследователи называют грамматическими категориями текста, поскольку каждая из них представляет собой класс форм, и по существу они являются «ступеньками познания» природы текста, его организационного построения и функционирования. Определение текста, задаваемое И.Р. Гальпериным, содержит наиболее весомые и определяющие характеристики этого понятия.
А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, Г.В. Колшанский, О.С. Ушакова, Н.Ю. Шведова за основу категориальных признаков текста принимают наличие заголовка, завершенность, тематическое единство, целенаправленность, интеграцию, подчинение каждого компонента текста его общей мысли; структурную организацию текста (наличие логической схемы построения, схемы расположения компонентов, определенная композиция высказывания); сцепление (связь) между частями текста и между предложениями; отработанность текста с точки зрения стилистических норм данного типа языка. Важными категориями текста являются связность и цельность.
Целостность текста, подчеркивает Т.М. Дридзе, обусловлено подчинением всех включенных в него элементов (слов, словосочетаний, отдельных высказываний) целям сообщения. Смысловая цельность текста заключается в единстве его темы. Под темой понимается смысловое ядро текста, его обобщенное содержание.
Е.В. Сидоров обозначил функции, которые выполняет текст в речевой коммуникации: социальную (организация взаимодействия людей), системную (организация акта речевой коммуникации в виде социально-закономерной системы), результативную (восприятие получателем сообщения: текст определенным образом управляет его коммуникативной деятельностью), когнитивную (реализация мысли) и эмоциональную.
Н.В. Бессмертная, Э.Г. Ризель, Н.М. Трошина, отмечают, что средства связи определяются типом текста. По выполнению функции в речи тексты подразделяются на три типа или три функционально-смысловые группы речи: описание, повествование, рассуждение.
Единого понимания и определения понятия «тип» текста не существует. В. Бессмертная понимает под типом текста «тип целостного высказывания, традиционно используемый для достижения определенных коммуникативных целей в типовых условиях общения».
Весьма важной представляется точка зрения таких лингвистов, как А.С. Андреева, Л.С. Бурхударов, Л.М Лосева, О.И. Москальская, Э.Г. Ризель и др.), которые рассматривают понятие тип текста как некую матрицу, схему, модель, иными словами, как единицу языковой и речевой компетенции.
Н.В. Бессмертной была дана следующая классификация текстов:
а) с точки зрения композиции (описание, повествование, рассуждение);
б) в зависимости от вида коммуникации и другого канала связи
(письменная, устная);
в) с точки зрения формы коммуникации (монолог, диалог, полилог);
г) с учетом количества участников (интерперсональной и массовой
коммуникации).
В концепциях Г.И. Золотовой, О.А. Нечаевой выделяются описание, повествование, рассуждение как функционально-смысловые типы речи, которые определяются с учетом основного смыслового содержания и функции в речи. По их мнению описание - есть тип текста, представляющий собой модель монологического сообщения в виде перечисленных одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании и имеющий для этого определенную языковую структуру. Описание в функционально-смысловом и структурном отношении противопоставлено повествованию и отличается статичностью, выражающейся в соответствующей соотнесенности видовременных значений, в прямой модальности, перечислительной структуре однородных компонентов и перечислительной интонации. Повествование определяется авторами и как сообщение о развивающихся действиях или состояниях предметов. Рассуждение рассматривается как тип текста с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на полное или сокращенное умозаключение. Большую роль в выделении типов текстов они отводят характеру связей между предложениями в этих типах. Так в повествовании имеется диахроническая связь между предложениями, в описании - синхроническая связь, а в рассуждении - причинно-следственная связь.