Педагогические условия формирования связной повествовательной речи у детей дошкольного возраста.

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность основных понятий связной повествовательной речи.
2. Раскрыть особенности развития связной и повествовательной речи в старшем дошкольном возрасте.
3. Теоретически обосновать и апробировать методику, а также условия, методы и приемы формирования связной и повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста………….4
1.1. Сущность основных понятий связной повествовательной речи…….4
1.2. Особенности развития связной речи в старшем дошкольном
возрасте………………………………………………………………………..15
1.3. Методы и приемы формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………...19
Выводы по первой главе………………………………………………………..31
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста………….32
2.1. Методика формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………..32
2.2. Пути формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..41
2.3. Результаты эксперимента……………………………………………….49
Выводы по второй главе……………………………………………………….53
Заключение..........................................................................................................54
Список литературы…………………………………………………………….55

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа .doc

— 345.50 Кб (Скачать)

Однако полноценное овладение детьми навыков монологической речи возможно только в условиях специального обучения.

Таким образом, развитие связной речи у детей происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В следствии чего, на протяжении дошкольного детства появляются и сменяются 4 генетические формы общения: ситуативно-личностное общение, ситуативно-деловое общение, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное общение.

Исследователями установлено, что уже на первом - втором году жизни, в процессе непосредственно - эмоционального, практического общения со взрослыми закладываются основы будущей связной речи. Постепенно речь приобретает развернутый, связный характер, и к 4-5 годам устная речь ребенка становится достаточно богатой и полной.

 

 

1.3.           Методы и приемы формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.

 

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др. Изучались особенности связной речи детей, методика обучения разным типам текстов с опорой на разные источники высказываний. Авторами определены цели и задачи развития связной речи, методические принципы, созданы системы обучающих занятий различным видам связных высказываний, рассмотрены специфические условия овладения детьми связной речью.

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Пятый год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина, А.М. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

Связная речь – результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Связное высказывание отражает уровень развития ребенка: умственного, речевого, эмоционального. Оно показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи; умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами, то есть умеет употреблять слово, словосочетание, которое бы точно, полно, выразительно, грамотно отражало замысел говорящего.

В психологических исследованиях дана детальная характеристика особенностей двух форм связной речи (А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.). Исследования Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.М. Леушиной, С.Л. Рубинштейна и других доказывают, что у маленьких детей диалог предшествует монологу. Они отличаются по своей психологической природе и лингвистическим средствам.

Диалогическая речь в очень большой степени ситуативна, т.е. связана с обстановкой, в которой происходит разговор, и контекстуальна, т.е. каждое очередное высказывание в очень значительной мере обусловлено предыдущим.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.

Можно выделить несколько групп диалогичес­ких умений:

1.              Собственно речевые умения:

—  вступать в общение (уметь и знать, когда и как мож­но начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

—  поддерживать и завершать общение (учитывать усло­вия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; дока­зывать свою точку зрения; выражать отношение к предме­ту разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приво­дить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

—  говорить выразительно в нормальном темпе, пользо­ваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включают­ся: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, изви­нение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных дей­ствий, достижения результатов и их обсуждения, участво­вать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.

Монолог развивается на основе диалогической речи. Само содержание монологической речи по большей части заключает в себе мысленную обращенность к реальному или к предполагаемому слушателю или собеседнику, как это имеет место и во внутренней речи. Монологическая речь является относительно развернутым видом речи, она в большей степени произвольна. Монологическая речь – это весьма организованный вид речи, который требует специального речевого воспитания. Произвольность монологической речи предполагает, в частности, умение избирательно пользоваться наиболее уместными для данного высказывания языковыми средствами, т.е. умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передавали бы замысел говорящего.

В исследованиях по проблеме развития связной монологической речи рассматриваются вопросы о содержании, функциях, формах связной речи, о взаимосвязи умственного развития детей и развития связности речи (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.М. Леушина, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Задачи и содержание обучения монологической речи оп­ределяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.

Всякое связное монологическое высказывание характе­ризуется рядом признаков. Выделяются такие основ­ные признаки: целостность (единство темы, соответ­ствие всех микротем главной мысли); структурное оформ­ление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями монолога); объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в про­цессе рассказывания).

Для достижения связности речи необходим ряд умений, а именно: умений понимать и осмысливать тему, определять ее границы; отбирать необходимый материал; располагать мате­риал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь преднамеренно и произвольно.

В современной методике программа развития связной монологической речи значительно уточнена и дополнена. В ней предусматривается формирование таких умений, как умения отбирать содержание для своих рассказов, распо­лагать его в определенной последовательности. Кроме того, важно сообщать детям элементарные знания о построении текста и способах связи предложений.

В зависимости от функции (назначения) выделяют четы­ре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возра­сте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Вос­питатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов: их назначение, структуру, характерные для них язы­ковые средства, а также типичные межфразовые связи.

    Описание — это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий.

Повествование — это связный рассказ о каких-ни­будь событиях. Его основой является сюжет, развертываю­щийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о пережива­ниях). Материал в нем излагается на основе тех смысловых связей, Которые подсказаны жизненной ситуацией. После­довательность событий определяется их фактическим хо­дом. Поэтому структура повествования жесткая, т. е. она требует определенной последовательности, не допускает пе­рестановки (начало события, его развитие и конец). В пове­ствовательных монологах используются средства, переда­ющие развитие действия: видовременные глагольные фор­мы; лексика, обозначающая время, место, образ действия; слова для связи предложений.   Дети дошкольного возраста составляют рассказы на на­глядной основе и без опоры на наглядность.

Пересказ литературных произведений

Пересказ — осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это — сложная деятельность, в кото­рой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд уме­ний, которым детей обучают специально: прослушивать про­изведение, понять его основное содержание, запоминать пос­ледовательность изложения, речевые обороты авторского тек­ста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности дру­гих видов работы по развитию речи.

Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). Вопросы обуче­ния пересказыванию детей дошкольного возраста раскры­ты в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевс-кой, Р. И. Габовой, А. М. Бородач и других. Все авторы под­черкивают значение пересказа для умственного, нравствен­ного, эстетического воспитания детей, для развития речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат об­разные описания, которые вызывают интерес детей, фор­мируют умение описывать предметы и явления, совершен­ствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Рассказывание по игрушкам

В основе высказываний детей об игрушках лежит непос­редственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает воз­можность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает поло­жительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она ис­пользуется как средство обучения описанию и повествова­нию.

Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Система обучения рассказыванию по игрушкам оставалась долгое время в неизменном виде. Более поздние исследова­ния и методические разработки (А. М. Бородич, Э. П. Ко-роткова, О. И. Соловьева, Н. А. Орланова) внесли уточне­ния в методику обучения, сохранив суть прежней системы

Исследователи последних лет (О. С. Ушакова, А. А. Зрожев-ская) в формировании связной речи на материале игруш­ки исходили из того, что детей надо учить не видам рас­сказывания, а умению строить монолог-описание и моно­лог-повествование, опираясь на категориальные признаки текста.

Для обучения монологической речи используются сле­дующие виды игрушек:

       дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бо­чонки);

       сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;

       готовые наборы игрушек, объединенные одним со­держанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

       наборы, составленные воспитателем или детьми, — мальчик, девочка, сани собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для за­нятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, ша­почке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, ре­чевую реакцию.

Рассказывание по картине

В основе рассказывания по картине лежит опосредован­ное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об обществен­ных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает го­ворить даже молчаливых и застенчивых.

Информация о работе Педагогические условия формирования связной повествовательной речи у детей дошкольного возраста.