Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:03, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность основных понятий связной повествовательной речи.
2. Раскрыть особенности развития связной и повествовательной речи в старшем дошкольном возрасте.
3. Теоретически обосновать и апробировать методику, а также условия, методы и приемы формирования связной и повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста………….4
1.1. Сущность основных понятий связной повествовательной речи…….4
1.2. Особенности развития связной речи в старшем дошкольном
возрасте………………………………………………………………………..15
1.3. Методы и приемы формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………...19
Выводы по первой главе………………………………………………………..31
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста………….32
2.1. Методика формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………..32
2.2. Пути формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..41
2.3. Результаты эксперимента……………………………………………….49
Выводы по второй главе……………………………………………………….53
Заключение..........................................................................................................54
Список литературы…………………………………………………………….55
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста………….
1.1. Сущность основных понятий связной повествовательной речи…….
1.2. Особенности развития связной речи в старшем дошкольном
возрасте…………………………………………………………
1.3. Методы и приемы формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………...19
Выводы по первой главе………………………………………………………..31
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста………….32
2.1. Методика формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………..32
2.2. Пути формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
2.3. Результаты эксперимента………………………………………………
Выводы по второй главе……………………………………………………….53
Заключение....................
Список литературы……………………………………………………
Введение
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.
Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи в старшей группе с учетом возрастных и индивидуальных различий детей старшего дошкольного возраста. Пятый год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина, А.М. Люблинская и др.)
Исходя из этого, цель нашего исследования в определении педагогических условий формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: связные высказывания монологического типа у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования связной и повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность основных понятий связной повествовательной речи.
2. Раскрыть особенности развития связной и повествовательной речи в старшем дошкольном возрасте.
3. Теоретически обосновать и апробировать методику, а также условия, методы и приемы формирования связной и повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования являются положения философии и психологии о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности; теории речевой деятельности, сформулированные в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева; концепции речевого развития дошкольников, разработанной Ф.А. Сохиным и О.С. Ушаковой, опирающейся на формирование у детей языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Сущность основных понятий связной повествовательной речи.
Проблема развития связной речи была и остается в центре внимания психологов, лингвистов, психолингвистов и педагогов (Л.С.Выготский, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое (Е.А. Баринова, Т.А. Ладыженская, А.В. Текучев).
По мнению А.В. Текучева, «под связной речью, в широком смысле слова, следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.
В соответствии с этим «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи».
Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Обе эти языковые формы изложения тесно связаны благодаря единой природе происхождения (из потребности людей общаться друг с другом), но имеют присущую каждой из них специфику.
Диалогическая (диалог) - первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственно живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик, цепи речевых реакций, он осуществляется или в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации и знание того, о чем идет речь. В диалоге наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты: жест, мимика, а также средства интонационной выразительности. Указанные особенности определяют характер речевого высказывания. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипических конструкций разговорного стиля (речевые штампы). Простейшие формы диалога не требуют построения программы высказывания (Т.Г. Винокур, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.), но, как считает А.А. Леонтьев, связность присуща и диалогу, только связи устанавливаются несколькими собеседниками.
Смысловая законченность и структурное единство, определяемые адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации речевого общения, - критерии связности развернутой диалогической речи.
Монолог как форма речи представляет новый этап речевого развития. Он отличается от диалога большей полнотой, четкостью и развернутостью высказывания (мимика и жесты играют в нем меньшую роль). Монолог зарождается и совершенствуется в недрах диалога, остающегося в дошкольном возрасте ведущей формой речи (Л.С. Выготский, А.И. Леушина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.) и включает следующие характеристики.
Монологическая речь «от греческого monos - один и logos - слово, речь, понимается в психологическом словаре как форма (тип) речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие». Для монологической речи типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющих индивидуальную композиционную построенность и относительную смысловую завершенность.
Степень проявления характеристик монологической речи зависит от жанровой (художественный монолог, ораторская речь, бытовой рассказ и т.д.) и от функционально-коммуникативной принадлежности (повествование, описание, рассуждение и пр.). Монологическая речь обусловлена стилистическими особенностями: строение предложений, их соединения (А.А. Холодович).
Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах действительности (Т.А. Ладыженская, В.К. Лотарев, А.П. Николаечева, Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева). Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащей для целенаправленной передачи информации.
Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней употребляются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо- и слово образующие средства. Вместе с тем, в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, преднамеренно спланированном изложении. По сравнению с диалогом монологическая речь более контекстна и излагается в более полной форме с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных синтаксических конструкций (В.П. Глухов).
Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основополагающие положения теории порождения речевого высказывания, разработанные в трудах отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.).
Впервые научно обоснованная теория порождения речи была выдвинута Л,С. Выготским в конце 20-х - начале 30-х годов. В ее основу были положены концепции о единстве процессов мышления и речи, соотношение понятий «смысл» и «значение», учение о структуре внутренней речи. По его мнению, процесс порождения речевого высказывания осуществляется от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли опосредствованно ее во внутреннем смысле, затем - в значениях внешних слов и, наконец, в словах.
Л.С. Выготский выделяет три плана речевого мышления: слово, мысль и внутреннюю речь. Мысль - это твердый план речевого мышления. То, что в мысли содержится симультанно, в речи развертывается сукцессивно.
Внутренняя речь возникает в процессе постепенного свертывания и интериоризации внешней речи, в ходе которой развернутая грамматическая речь становится сокращенной. Внутренняя речь, как указывает Л.С. Выготский, играет роль промежуточного звена между мыслью и развернутым речевым высказыванием. На самых ранних этапах онтогенеза детерминирует формирование его интеллекта, определенный уровень развития которого (овладение символической функцией предметов для нужд мышления) создает базу для овладения языком как более удобной и универсальной системой знаковых средств. Предметная деятельность и овладение языком происходит у ребенка в постоянном сотрудничестве со взрослым.
Теория порождения речи, созданная Л.С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах отечественных исследователей (Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.).
А.А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание. Такое программирование может быть двух типов: программирование отдельного конкретного высказывания и речевого целого. Им также предложена принципиальная схема порождения речи, включающая этапы мотивации, замысла (программы, планы), осуществления замысла и, наконец, сопоставление реализации с самим замыслом. Исходным для речевого высказывания, считает А.А. Леонтьев, является система мотивов, именно с них и начинается путь от мысли к речи. Затем, процесс проходит через стадию внутренней речи, которая опирается на схемы, образные представления.
И.А. Зимняя выделяет 3 основных уровня процесса порождения высказывания: побуждающий, формирующий, реализующий (этап замысла).
Предпосылкой порождения модели речевого высказывания Г.В. Колшанский считает абстрактное мышление человека как высшую форму познания, неразрывно связанную со словесным знаком, присущую только человеку, осуществляемую и реализуемую в вербальной форме, по правилам непрерывно дискретного движения речемыслительных единиц (понятий - слов, мыслей - высказываний, рассуждений - текстов).
Исходным моментом порождения высказывания является потребность в общении, рассматриваемое как элемент предметной деятельности, а структура коммуникации строится, по его представлениям, как логически обоснованное рассуждение об определенном предмете.