Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:13, реферат
Диагностика – способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования. Анализ общей и педагогической литературы показывает, что диагностика получила широкое применение в различных областях человеческой деятельности. Наиболее известными сегодня являются такие ее разновидности, как «медицинская диагностика», «психодиагностика», «диагностика управления», «техническая диагностика» и др.
Как и все другие методы педагогического контроля, тест имеет определенные достоинства и недостатки. При правильном и умелом использовании он может дать педагогу много важной информации, которую не получить никаким другим способом. Достоинством теста является то, что все сформулированные в нем задания, будучи предварительно глубоко обдуманы и экспериментально проверены, раскрывают в своей совокупности в максимально короткие сроки интересующие исследователя признаки ученика. Другим, еще более важным достоинством теста является его объективность. Известно, что учитель невольно вносит некоторую долю субъективизма в оценки качеств учащихся – в данном случае в оценки и самих учащихся. Этот оттенок субъективизма нередко оправдывается тем, что учитель, накопивший большой запас наблюдений о каждом ученике, не может отделаться от того, что некоторые особенности поведения, по его глубокому убеждению, возникли незакономерно, оказались плодом неблагоприятного сочетания случайностей.
Исследователь, впервые приступающий к использованию тестов в своей работе, должен решить такие наиболее существенные задачи, как: 1) разработка самого теста; 2) достижение его удовлетворительной надежности; 3) получение удовлетворительной валидности теста.
Научно обоснованный тест – это метод, соответствующий установленным стандартам надежности и валидности. В требованиях проверки теста на надежность и валидность реализуется важная идея методологического характера, что к истинному знанию ведет лишь истинный метод. Таким образом, качество педагогической информации оказывается зависимым от качества используемого для этого инструментария.
Тест не может считаться завершенным, если он не получил удовлетворительной оценки по надежности. Понятие надежности в тестологии имеет два смысла. С одной стороны, имеется в виду надежность теста как определенного инструмента. С другой стороны, говоря о надежности, мы имеем в виду относительную неизменность того предмета, который мы измеряем. При оценке надежности теста исходят из того, что тест тем надежнее, чем он более однороден.
Валидность – степень соответствия теста своему назначению. При установлении надежности все необходимое и достаточное исследователь находит в самом тесте: он сопоставляет одну часть заданий (с четными номерами) с другой (с нечетными номерами). Но для установления валидности этого мало. Валидность может быть выведена только при сопоставлении результатов по тесту с каким-то критерием, с какой-то оценкой, находящейся вне теста; ее обычно называют внешним критерием.
Применение тестов в исследовании проблем воспитания
В исследованиях проблем воспитания находят применение личностные тесты. Наиболее важным отличительным свойством личностных тестов принято считать их направленность на выявление поведения, типичного для данного индивида.
Как известно, и тесты успеваемости, и тесты способностей требуют от испытуемого продемонстрировать «максимальное выполнение», найти «лучшее решение», как можно быстрее выполнить задание и т.п., причем тестовые оценки находятся в прямой зависимости от этих показателей. В личностных же тестах такого рода требования обычно не выдвигаются, и внимание испытуемого обращается на то обстоятельство, что в данном тесте нет «правильных» и «неправильных» ответов и что главным здесь является искреннее, правдивое изложение фактов, точное выполнение инструкций и т.п. Другой существенной особенностью личностных тестов является то, что их подлинное назначение, как правило, скрывается от испытуемых. Таковы, в частности, некоторые тесты отношений, методики для измерения правдивости, доброты, склонности к сотрудничеству и т.д.
Одним из специфических показателей
является частота обнаружения данного
свойства. Каждое отдельное задание
теста предоставляет
Еще один показатель, используемый в личностных тестах, – интенсивность проявления данного свойства. Во многих личностных тестах одновременно используются два или даже три различных показателя, что, конечно, в принципе повышает валидность и надежность измерительного инструмента.
Подавляющее большинство
применяемых в настоящее время
личностных тестов предназначается
для измерения отдельных
Рассмотрим применение тестов
для оценки моральных знаний. В
исследованиях проблем
Педагог должен иметь в
виду возможность расхождений между
моральными знаниями ребенка и его
подлинными отношениями. Осознание
этой возможности подводит к необходимости
точного определения задачи исследования;
что именно должно явиться его
объектом – субъективные отношения
испытуемых или же их моральные знания.
В соответствии с поставленной задачей
используются тесты отношений или
моральных знаний, реализуемые в
форме вопросников. Однако в зависимости
от того, что именно составляет объект
исследования – отношения или
моральные знания, структура вопросов
должна иметь определенную специфику.
В первом случае вопросы необходимо ставить
таким образом, чтобы испытуемый отдавал
себе отчет в том, что его просят выразить
лишь свое отношение к данному объекту.
Во втором случае формулировки вопросов,
предлагаемых испытуемым, наоборот, должны
подчеркивать, что исследователя интересует
не то, как испытуемый относится к данному
объекту, а то, в какой мере ему известны
соответствующие морально-этические нормы.
В качестве примера современных
тестов моральных знаний можно привести
методику, которая была разработана
для исследования морального состояния
мальчиков-подростков сотрудниками Института
психологии Варшавского университета
А. Голомб и А. Шеминской. Тест был применен,
с одной стороны, к группе трудновоспитуемых
подростков и, с другой стороны, к группе
учащихся V класса средней школы. Задача
изучения различий в моральном сознании
этих двух групп подростков решалась на
материале усвоения ими моральной нормы
честности.
В отличие от X. Хэртсхорна и М. Мэя, А. Голомб
и А. Шеминска более глубоко и точно определили
предмет своего исследования. В результате
понятие «моральные знания», казавшееся
ранее простым и одномерным, предстало
в их методике как довольно сложное и многомерное
явление — «сведения о норме», имеющее
по крайней мере три взаимосвязанных между
собой аспекта:
1) знание нормы, т.е. знание того, какие формы поведения поощряются обществом, а какие – осуждаются;
2) сведения о соблюдении
нормы обществом, т.е. о том,
насколько и почему люди
3) понимание целесообразности нормы.
С помощью специального теста оценивались лишь знания нормы. Для оценки сведений о соблюдении нормы применяются методики множественного выбора.
Ценностные ориентации – непосредственный продукт личности, следствие ее мировоззрения, системы взглядов и отношений. Вместе с тем существенной чертой этого понятия, отличающей его, в частности, от понятия отношений, можно считать признаки избирательности и предпочтительности. Ценностные ориентации выражают те общие сферы человеческой деятельности, в которых концентрируются основные жизненные интересы личности, ее .стремления, мечты и внутренние притязания. Они органически связаны с самооценкой человека, отражая не то, что он вообще считает наиболее важным в жизни с точки зрения морально-этических норм, а то, что представляется наиболее ценным именно для данного человека, учитывая его потребности и возможности.
В изучении ценностных ориентаций находят применение личностные инвентарии(отношений к внешним объектам, предпочитаемых занятий и типичных форм поведения, отношений к собственным переживаниям), а также методики проективного характера.
Среди инвентариев отношений к внешним объектам пользуется известностью тест личных ценностей Ф. Вернона и Г. Оллпорта, разработанный еще в конце 20-х гг. Каждая из описанных ценностных ориентаций обнаруживает себя, прежде всего, в оценочных суждениях представителей соответствующих типов. Тест построен на использовании оценочных ситуаций. Испытуемым предлагается перечень объектов с набором готовых оценочных альтернатив. Выполняя первую часть теста, они выражают свое оценочное суждение подчеркиванием слова «да» или слота «нет». Тест, содержит 120 альтернативных суждений (по 20 суждений на каждую из шести основных ценностных ориентаций). При обработке результатов теста подсчитывается количество баллов, избранных испытуемым по каждой ценностной ориентации, после чего строится график, наглядно показывающий его ориентационный «профиль».
Предпочитаемые занятия и типичные формы поведения являются наиболее прямыми и надежными индикаторами ценностных ориентаций. Среди тестов, в которых применяются эти индиканты, один из наиболее известных — «исследование экстраверсии — интроверсии». Подобные тесты строятся с учетом представлений о делении людей по признаку предпочитаемых занятий на так называемых экстравертов и интровертов.
Экстраверт — человек, внимание и интересы которого фокусируются на окружающей социальной среде. Интраверт – человек, который избегает людей, предпочитает находиться в длительном уединении и выбирает профессии, не требующие общения. Хотя в основе экстраверсии и интроверсии лежат определенные индивидуально-типологические особенности нервной системы, тем не менее эти свойства нельзя считать врожденными и неизменными — они в значительной мере воспитываются, прижизненно формируются. Методика Айзенка включает вопросы, касающиеся типичных форм поведения в тех ситуациях, которые являются наиболее провоцирующими в отношении проявления свойств экстраверсии — интроверсии.
Тест личной ориентации И.Р. Эттнига
и Г.С. Торнтона охватывает увлечение играми,
спортом, ориентацию на эстетические ценности
и общественные мероприятия, постоянное
стремление находиться в обществе друзей
и другие привычки, вкусы и предпочтения.
Основным признаком той или иной ориентации
служит предпочтение, отдаваемое соответствующим
занятиям в условиях, когда имеется возможность
выбирать из нескольких альтернатив. Тест
содержит 45 суждений относительно различных
привычек, вкусов, предпочтений и т.п.
(по 9 суждений на каждую из выбранных авторами
ценностных ориентаций). Подчеркивая либо
слово «да», либо слово «нет», испытуемый
указывает тем самым, соответствует или
не соответствует данное высказывание
особенностям его поведения или образа
жизни.
Инвентарий отношений к собственным
эмоциональным переживаниям психолога
Б.И. Додонова посвящен изучению проблем
эмоциональной направленности, находящей
свое проявление в стремлении индивида
к определенным видам эмоциональных переживаний.
Соответствующий инвентарий был разработан
следующим образом. Большой группе студентов
пединститута было предложено анонимно
описать наиболее типичные для них приятные
и неприятные эмоции. На основании анализа
и обобщения полученных данных была составлена
анкета, содержащая 76 обобщенных «формул»
различных эмоциональных переживаний.
Они были разделены на экстравертивные,
т.е. связанные с отношениями к внешним
объектам
(48 «формул»), и интровертивные, т.е. вызываемые
оценкой собственных качеств или поступков
(28 «формул»). Внутри были выделены подклассы
приятных и неприятных переживаний.
Тест интерпретации картинок
предназначен для выявления ценностных
ориентаций у старшеклассников общеобразовательной
школы и студентов. Исследование
проводится по тем же пяти видам
ценностных ориентаций, которые применяются
и в описанном выше тесте личной
ориентации. Различие заключается в
том, что реакции по тесту интерпретации
картинок носят более объективный
характер, поскольку его подлинное
назначение остается неизвестным испытуемому.
Стимульный материал теста состоит
из трех черно-белых картинок с изображениями
жилого интерьера. На двух картинках
мы видим также людей, занятых
какими-то делами. Испытуемому предлагают
внимательно рассмотреть в
Информация о работе Педагогическая диагностика в воспитательном процессе