Педагогическая диагностика в воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:13, реферат

Описание работы

Диагностика – способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования. Анализ общей и педагогической литературы показывает, что диагностика получила широкое применение в различных областях человеческой деятельности. Наиболее известными сегодня являются такие ее разновидности, как «медицинская диагностика», «психодиагностика», «диагностика управления», «техническая диагностика» и др.

Работа содержит 1 файл

Педагогическая диагностика в воспитательном процессе.docx

— 171.30 Кб (Скачать)

Методики диагностики учащихся

Диагностика — это  способы изучения личности человека путем использования стандартных  процедур тестирования. В качестве схемы педагогического исследования можно взять следующую последовательность процедур изучения школьника.

1. Общие сведения: возраст ученика; класс; школа;  состояние здоровья; внешность.

2. Изучение социальной ситуации развития учащегося и его окружения: состав семьи; профессии; возраст; краткая характеристика родителей и других членов семьи; взаимоотношения в семье.

3. Особенности школьника:

а) диагностика познавательной сферы (характеристики познавательных процессов):

— восприятие (целостность, осмысленность, восприятие времени  и пространства);

— память (уровень  развития видов памяти, индивидуальные и возрастные особенности);

— воображение (воссоздающее и творческое, склонность к фантазированию, проявление в творческой деятельности, оригинальность, гибкость, беглость, самостоятельность, уровень развития творческого потенциала личности);

— внимание (виды, влияние  на успеваемость и дисциплину, соответствие возрасту);

— мышление (уровень  развития видов и операций, самостоятельность, скорость протекания мыслительных процессов, логичность; влияние на успеваемость);

б) диагностика развития способностей (общие, специальные, одаренность;

в) диагностика темперамента (тип нервной системы, психологическая характеристика, проявления в поведении и общении);

г) диагностика эмоционально-волевой  сферы:

— самооценка как  компонент самосознания;

— воля и волевые нарушения, уровень развития, целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, наличие волевых привычек;

— наличие тревожности, страхов;

— депрессивность, эмоциональная расположенность  или замкнутость;

д) диагностика способности  к общению и межличностных  отношений (потребность в общении, общительность, характер общения (доминирование, подчинение, лидерство, конформизм, эмпатия, конфликтность); общение со взрослыми, сверстниками и младшими; общение с детьми своего и противоположного пола);

е) диагностика уровня развития учебной деятельности (готовность к школьному обучению (для первоклассников); мотивация учения и учебные интересы; отношение к школе, учению и отметкам; учебные достижения (успеваемость, знания, умения, навыки); активность, любознательность, прилежание; наличие «школьной тревожности»);

ж) направленность личности младшего школьника (доминирующие мотивы и цели деятельности), тип направленности (общественная, личная, деловая); интересы (преобладающие интересы, их глубина, широта, устойчивость, степень активности; профессиональные и личностные интересы); мечты и идеалы (степень их обобщенности и действенности);

и) самосознание (Я-концепция, самооценка: уровень, адекватность, устойчивость, ориентация, дифференцированность).

4. Общие выводы:

— уровень психического развития учащегося;

— соответствие возрастным особенностям;

— необходимость  психолого-педагогической коррекции и ее пути.

Одной из важнейших  педагогических проблем является проблема нравственного взросления личности. Для выявления уровня нравственного  развития младшего школьника может  быть применена следующая методическая процедура. Детям рассказывается история.

«В одном из небольших  городов тяжело заболела женщина. Доктор сказал, что  
одно-единственное лекарство может помочь ей. Его изготовляет один человек, живший в этом городе. Затраты на изготовление почти в десять раз меньше, чем продажная цена лекарства. Муж заболевшей женщины не имел достаточных средств для того, чтобы его купить. Обратившись к своим родственникам и знакомым с просьбой о помощи, он собрал только половину требуемой суммы и с ней пошел к продавцу. Тот отказался продать лекарство за полцены или в долг,  
хотя знал, что женщина умирает. Тогда ее муж ночью пробрался в дом владельца лекарства и украл его».

После этого детям  задаются вопросы:

1) имеет ли поступок  мужа этой женщины моральное  оправдание? Почему?

2) что в поведении  людей в данной ситуации было  правильным и неправильным?

На основе ответов  каждого ребенка можно охарактеризовать уровень и стадию его морального развития (табл. 1). 

 

Таблица 1

Уровни и стадии морального развития детей (по Л. Кольбергу)  

 

Уровень и стадия морального развития

Типичный пример поведения

1

2

Уровень I. Доконвенциональная мораль

Стадия 1.

Ориентация на наказания

Следование установленным  правилам поведения только для того, чтобы избежать наказания

Стадия 2.

Ориентация на поощрения

Конформное, согласное  с нормами поведения, направленное на то, чтобы в результате получить поощрение; ожидание ребенком того, что  в ответ на его положительные  поступки к нему относились бы так  же хорошо, как и он поступил

Уровень II. Конвенциональная мораль

Стадия 3.

Ориентация на образец  «хорошего мальчика» или «хорошей девочки»

Согласное с установленными нормами и правилами поведения, рассчитанное на то, чтобы избежать неодобрения со стороны других людей, задающих соответствующие образцы

Стадия 4.

Ориентация на авторитет

Защита правил и  социальных норм, установленных авторитетными  организациями или лицами, чтобы  избежать осуждения с их стороны  и возникновения чувства вины за невыполнение своих обязанностей


 

 

Уровень III. Постконвенциональная мораль

Стадия 5.

Ориентация на общественный договор, на добровольно принятые на себя обязательства

Моральные действия, руководимые общепринятыми принципами общественного благополучия, основанными  на уважении других людей и самоуважении  

Стадия 6.

Ориентация на общечеловеческие этические принципы и нравственные (моральные) нормы

Нравственные действия, управляемые самостоятельно выбираемыми  человеком общечеловеческими этическими принципами, например нормами равенства, достоинства, справедливости. Дети руководствуются  соответствующими нормами и принципами для того, чтобы избежать самоотчуждения, потери человеческого достоинства, угрызений совести


 

 

История, которая  поможет в выявлении уровня и  стадии морального развития ребенка, может  быть придумана самим учителем или  заимствована из произведений художественной литературы. Должна быть обеспечена возможность  постановки аналогичных вопросов.

Карта личности

1. Состояние здоровья  и развития учащегося (заполняется  школьным врачом или с его  слов).

1.1. Общая оценка  здоровья учащегося (по данным  медицинской карты).

1.2. Признаки повышенной нервозности (повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизм, другие признаки).

1.3. Патологические  влечения:

— курит (не курит, курит эпизодически, систематически);

— употребляет спиртные напитки (не употребляет, эпизодически, систематически);

— употребляет нарковещества (не употребляет, однократно, эпизодически, систематически).

1.4. Состоит на  диспансерном учете, по поводу  чего ________________.

2. Психологическая  атмосфера в семье.

2.1. Данные о родителях  (отец, мать, лица, их заменяющие):

образование ______________________________________;

профессия, место  работы ___________________________.

2.2. Другие члены  семьи ________________________________.

2.3. Тип семьи:

— благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная);

— неблагополучная, в том числе педагогически  некомпетентная (родители не владеют  культурой воспитания: отсутствует  единство требований, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются, систематически наказывают, плохо осведомлены о  его интересах, поведении вне  школы);

— нравственно-неблагополучная (родители ведут аморальный образ  жизни, пьянствуют, тунеядствуют, имеют  судимость, воспитанием детей не занимаются);

— конфликтная (в  семье неблагополучная эмоциональная  атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители раздражительны, жестоки, нетерпимы).

2.4. Характер взаимоотношений  родителей с ребенком:

— семейный диктат (подавление инициативы и чувства  собственного достоинства);

— чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей, ограждение от трудностей);

— попустительство (уклонение от активного участия  в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка);

— сотрудничество (взаимное уважение, совместное переживание  радостей, горя и т.п.).

2.5. Организация  режима труда и отдыха:

— какие обязанности  выполняет в семье _______________;

— соблюдает ли режим дня ___________________;

— кто и в какой  степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания ___;

— как организовано общение учащегося в семье  во время досуга, отпуска родителей _____.

3. Особенности учебной  деятельности.

3.1. Успеваемость  учащегося ___________________________.

3.2. Отношение к  учению: положительное, нейтральное,  равнодушное, отрицательное.

3.3. Интеллектуальные  возможности учащегося: высокие,  средние, низкие.

3.4. Мотивы учения: познавательный интерес к предметам,  осознание необходимости учиться,  стремление получить оценку, заслужить  одобрение взрослых, стремление  избежать наказания, стремление  к самоутверждению в группе  сверстников.

4. Положение в  классном коллективе, отношение  к коллективу.

4.1. Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемый, принятый, отвергаемый (изолированный).

4.2. С кем из  класса наиболее близок; характер  взаимного влияния.

4.3. Взаимоотношения  с другими одноклассниками: деловые,  ровные, дружеские, теплые, конфликтные,  ни с кем не общается.

4.4. Манера, стиль  общения с окружающими:

— доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);

— недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);

— экстраверт (постоянно  направлен на общение, легко входит в контакт);

— интроверт (не склонен  к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность).

4.5. Отношение к  общественному мнению:

— активно-положительное (согласен с критикой, недостатки стремится исправлять);

— пассивно-положительное (согласен с критикой, но недостатки не исправляет);

— безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);

— негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).

5. Отношение к  общественной деятельности и  общественно полезному труду.

5.1. Отношение к  поручениям: с готовностью, без  интереса, отказывается.

5.2. Выполнение общественных поручений: добросовестное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с инициативой.

5.3. Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается.

5.4. Отношение к  физическому труду:

— положительное (трудолюбие, часто предпочитает физический труд умственному);

— равнодушное (не выделяет физический труд как интересную деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы);

— отрицательное (ленив, трудится недобросовестно, под нажимом, к физическому труду относится свысока, пренебрежительно).

5.5. Отношение к  общественному имуществу: относится  бережливо, по-хозяйски, относится  равнодушно, относится демонстративно, пренебрежительно.

6. Направленность  интересов.

6.1. К какой деятельности проявляет интерес (физический труд, умственный труд, техническая, общественно-политическая, организаторская, художественная (артистическая, литературная, музыкальная и т.п.), спортивная деятельность).

6.2. В каких кружках  (секциях) состоит (состоял) __________.

6.3. Культурный кругозор: посещает ли и насколько часто  театры, музеи, выставки ____; каковы  читательские интересы, какую литературу  предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, читает систематически).

7. Особенности сферы  свободного общения учащегося.

7.1. Сколько времени  уделяется уличному общению в  течение недели?

7.2. С кем имеет  дружеские связи вне класса, какое  влияние оказывают на учащегося?

Информация о работе Педагогическая диагностика в воспитательном процессе