Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:13, реферат
Диагностика – способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования. Анализ общей и педагогической литературы показывает, что диагностика получила широкое применение в различных областях человеческой деятельности. Наиболее известными сегодня являются такие ее разновидности, как «медицинская диагностика», «психодиагностика», «диагностика управления», «техническая диагностика» и др.
7.4. Содержание уличного общения (работа с техникой, авто-мототехникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное времяпрепровождение, выпивка, курение, азартные игры и др.).
8. Уровень самооценки личности:
— адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);
— завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
— заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества).
9. Особенности поведения.
9.1. Положительные поступки учащегося; как часто они совершаются.
Возможные мотивы их совершения __________________.
9.2. Отрицательные поступки (проступки), их появление (эпизодически, систематически), характер (грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках).
9.3. Правонарушения
учащегося (воровство,
9.4. Отношение к своим проступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает.
9.5. Как относится
к педагогическим воздействиям:
с ожесточением, равнодушно, понимает
и старается выполнить
9.6. Состоит на учете: внутри школы ____; в ПДН______; в КДНиЗП ____.
Диагностический лист
для выявления признаков
1. Положительные особенности личности.
Интеллектуальные: наблюдательность, любознательность, развитие мышления, память, внимательность, восприимчивость в обучении, интеллектуальная готовность к обучению.
Нравственные: правдивость, трудолюбие, справедливость, прямота, щедрость, вежливость, скромность, послушание, нравственная подготовленность к обучению в школе.
Поведенческие: воспитанность, вежливость, послушание, дисциплинированность.
Волевые: инициативность, организованность, самостоятельность, смелость.
Эмоциональное состояние:
бодрость, веселость, невозмутимость,
жизнерадостность, оживленность/эмоционально-
Динамичность: выносливость, подвижность, энергичность, активность, легко переключается с одного вида деятельности на другой, физически подготовлен к школе.
Отношение к деятельности, результаты: добросовестность, работоспособность, интерес к игре, труду, учению, творчеству, успехи в игре.
Отношения с окружающими: доброта, отзывчивость, сострадание, способность прощать, общительный, коллективист.
Самооценка адекватная.
Положение среди сверстников: популярен, предпочитаемый, принят в группу.
Интересы и склонности: коллекционирование, спорт, техника, компьютерные игры, кино, телевидение, конструирование, поделки, труд, музыка, рисование, чтение, животные.
2. Отрицательные проявления личности.
Интеллектуальные: ненаблюдательность, нелюбознательность, неразвитое мышление, неразвитая память, плохое внимание, непрактичность ума, невосприимчивость к учению, интеллектуальная неподготовленность к учебе.
Нравственные: лживость, леность, несправедливость, нескромность, жадность, лицемерие, грубость, непослушание.
Поведенческие: невоспитанность, грубость, непослушание, недисциплинированность.
Волевые: неуверенность, недисциплинированность, безынициативность, неорганизованность, несамостоятельность, слабоволие, упрямство, трусость.
Эмоциональное состояние: угнетенность, вялость, подавленность, угрюмость, раздра-жительность, плаксивость, боязливость, страхи, неуравновешенность, гиперактивность, расторможенность, неуправляемость, агрессивность.
Отношение к деятельности, результаты: недобросовестность, неработоспособность, отсутствие интереса к учебе, к игре, к труду, к творчеству, неуспешность в учебе, в труде, в игре, слабое овладение программой.
Отношение с окружающими: озлобленность, черствость, жестокость, злопамятность, замкнутость, индивидуализм.
Занижена или завышена самооценка.
Положение в группе: непризнан, отвержен большинством, находится в изоляции.
Отрицательные интересы: воровство, бродяжничество, курение, сквернословие.
Степень запущенности: легкая, средняя, высокая.
3. Причины и проявление запущенности ребенка.
1 группа: отставание
в общем развитии, болезненность,
нравственная невоспитанность,
2 группа: низкий
педагогический и культурный
уровень родителей,
3 группа: слабое
знание ребенка,
Анкета «Кругозор»
1. Назови в порядке предпочтения школьные предметы, которые кажутся тебе самыми интересными: 1._______, 2._______, 3._______.
Школьные предметы самые полезные, самые трудные для тебя.
2. Назови самые трудные школьные уроки, если такие у тебя есть: 1_; 2_; 3_.
3. Допиши незаконченные предложения:
— Охотнее всего я встречаюсь в школе...
— Меньше всего в школе мне хотелось бы встречаться...
— После школьных уроков я охотнее всего занимаюсь...
— В свободное время я больше всего интересуюсь...
— Мое любимое занятие дома...
— Со сверстниками мне интереснее всего...
— Мне нравятся такие люди...
— Мне нравятся телепередачи…
— Главным событием моей жизни в этом году было...
— Свое свободное время я предпочитаю тратить...
— В моей жизни меня огорчает...
— В будущем я хотел бы...
Для беседы с родителями можно использовать следующую анкету (в ней предлагается подчеркнуть соответствующий ответ).
I. Сведения об
особенностях ребенка, его
1. Общительный со взрослыми, необщительный, замкнутый.
2. Общительный с детьми, предпочитает играть один, с детьми.
3. Умеет ли организовать детей в игре, других занятиях, лидер или подчиняется другим.
4. Умеет ли дружно играть с другими, конфликтует ли.
5. Охотно ли делится
с другими игрушками,
6. Сочувствует ли другому, если он огорчен, пытается ли утешить.
7. Обижает ли детей, как часто, спокоен или дерется.
8. Обидчивый, не очень, совсем не обидчивый.
9. Жалуется ли взрослым: часто, редко, совсем не жалуется.
10. Справедлив ли в отношениях со сверстниками: разбирает конфликты, мирит, справедлив, несправедлив.
11. Говорит ли правду: всегда, иногда, часто обманывает.
12. Старается ли быть вежливым: иногда, бывает грубым, забывает «волшебные слова».
13. Послушен ли, не послушен, упрям.
14. Любит ли делать самостоятельно, предпочитает, чтобы за него делали другие.
15. Доводит ли начатое дело до конца, не доводит.
16. Как выполняет поручения: охотно, не любит трудиться.
17. Уверенный, решительный,
неуверенный, не очень
18. Придумывает ли интересные игры, умение играть не развито.
19. Выделяется ли сообразительностью, чем отличается, отстает ли от сверстников.
20. Хорошо рисует,
лепит, эти навыки
21. Хорошо танцует,
поет, музыкальные способности:
22. Хорошо рассказывает истории, сказки, плохо, речь не развита.
23. Любит ли строить,
не любит заниматься
24. Ловкий, любит подвижные игры, физзанятия.
25. Хорошо ест, быстро с аппетитом, плохо без аппетита.
26. Как засыпает, быстро, долго без сна в постели.
27. Умеет ли одеваться, раздеваться, кладет ли вещи на место.
28. Преобладающее настроение: веселое, жизнерадостное, часто плачет, плаксив.
29. Обладает хорошим здоровьем, здоров средне, слабый, болезненный.
II. Какие качества
следует воспитывать (
1. Моральные: отзывчивость, доброта, справедливость, дружелюбие, честность.
2. Эмоционально-волевые: дисциплинированность, послушание, инициативность, само-стоятельность, трудолюбие.
3. Интеллектуальные: любознательность, творческая активность, качества, обеспечивающие успешность в учебе, труде, игре.
Наблюдение как основной метод педагогической диагностики
Наблюдение – целеустремленный и планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов.
Изучение естественного поведения – одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для его последующего углубленного изучения.
Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у педагога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания о педагогических особенностях детей. Для опытного специалиста метод наблюдения очень важен в процессе диагностики, но начинающий педагог должен проверять полученную при наблюдении информацию в ходе педагогического изучения ребенка.
Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения следующие.
Педагогическая
т.е. «анализирующее наблюдение», которое
поощрял и культивировал в своей педагогической
деятельности А.С. Макаренко.
Информация о работе Педагогическая диагностика в воспитательном процессе