Педагогическая диагностика в воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:13, реферат

Описание работы

Диагностика – способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования. Анализ общей и педагогической литературы показывает, что диагностика получила широкое применение в различных областях человеческой деятельности. Наиболее известными сегодня являются такие ее разновидности, как «медицинская диагностика», «психодиагностика», «диагностика управления», «техническая диагностика» и др.

Работа содержит 1 файл

Педагогическая диагностика в воспитательном процессе.docx

— 171.30 Кб (Скачать)
xt-align:justify">7.3. Постоянное или  предпочитаемое место уличного  общения (двор, подъезд и т.п.).

7.4. Содержание уличного  общения (работа с техникой, авто-мототехникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное времяпрепровождение, выпивка, курение, азартные игры и др.).

8. Уровень самооценки  личности:

— адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);

— завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);

— заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества).

9. Особенности поведения.

9.1. Положительные  поступки учащегося; как часто  они совершаются.

Возможные мотивы их совершения __________________.

9.2. Отрицательные поступки (проступки), их появление (эпизодически, систематически), характер (грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках).

9.3. Правонарушения  учащегося (воровство, вымогательство  у младших и слабых, избиение  младших и слабых, попытки к  насилию, жестокое обращение с  животными, проявление садистских  наклонностей, грубые нарушения  общественного порядка и т.п.).

9.4. Отношение к  своим проступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает.

9.5. Как относится  к педагогическим воздействиям: с ожесточением, равнодушно, понимает  и старается выполнить требования.

9.6. Состоит на  учете: внутри школы ____; в ПДН______; в КДНиЗП ____.

Диагностический лист для выявления признаков педагогической запущенности личности

1. Положительные  особенности личности.

Интеллектуальные: наблюдательность, любознательность, развитие мышления, память, внимательность, восприимчивость в обучении, интеллектуальная готовность к обучению.

Нравственные: правдивость, трудолюбие, справедливость, прямота, щедрость, вежливость, скромность, послушание, нравственная подготовленность к обучению в школе.

Поведенческие: воспитанность, вежливость, послушание, дисциплинированность.

Волевые: инициативность, организованность, самостоятельность, смелость.

Эмоциональное состояние: бодрость, веселость, невозмутимость, жизнерадостность, оживленность/эмоционально-волевая  готовность учиться в школе.

Динамичность: выносливость, подвижность, энергичность, активность, легко переключается с одного вида деятельности на другой, физически  подготовлен к школе.

Отношение к деятельности, результаты: добросовестность, работоспособность, интерес к игре, труду, учению, творчеству, успехи в игре.

Отношения с окружающими: доброта, отзывчивость, сострадание, способность  прощать, общительный, коллективист.

Самооценка адекватная.

Положение среди  сверстников: популярен, предпочитаемый, принят в группу.

Интересы и склонности: коллекционирование, спорт, техника, компьютерные игры, кино, телевидение, конструирование, поделки, труд, музыка, рисование, чтение, животные.

2. Отрицательные  проявления личности.

Интеллектуальные: ненаблюдательность, нелюбознательность, неразвитое мышление, неразвитая память, плохое внимание, непрактичность ума, невосприимчивость к учению, интеллектуальная неподготовленность к учебе.

Нравственные: лживость, леность, несправедливость, нескромность, жадность, лицемерие, грубость, непослушание.

Поведенческие: невоспитанность, грубость, непослушание, недисциплинированность.

Волевые: неуверенность, недисциплинированность, безынициативность, неорганизованность, несамостоятельность, слабоволие, упрямство, трусость.

Эмоциональное состояние: угнетенность, вялость, подавленность, угрюмость, раздра-жительность, плаксивость, боязливость, страхи, неуравновешенность, гиперактивность, расторможенность, неуправляемость, агрессивность.

Отношение к деятельности, результаты: недобросовестность, неработоспособность, отсутствие интереса к учебе, к игре, к труду, к творчеству, неуспешность в учебе, в труде, в игре, слабое овладение программой.

Отношение с окружающими: озлобленность, черствость, жестокость, злопамятность, замкнутость, индивидуализм.

Занижена или  завышена самооценка.

Положение в группе: непризнан, отвержен большинством, находится в изоляции.

Отрицательные интересы: воровство, бродяжничество, курение, сквернословие.

Степень запущенности: легкая, средняя, высокая.

3. Причины и проявление  запущенности ребенка.

1 группа: отставание  в общем развитии, болезненность,  нравственная невоспитанность, неподготовленность  к обучению в школе, пробелы  в знаниях.

2 группа: низкий  педагогический и культурный  уровень родителей, неблагополучно  в семье, безнадзорность, неправильное  отношение в семье: подавление  личности, побои, опека, неподготовленность  к школе.

3 группа: слабое  знание ребенка, неподготовленность  родителей, непосещение ребенком  дошкольных учреждений, слабая индивидуальная  работа с ребенком, неправильное  отношение педагогов к ребенку.

Анкета «Кругозор»

1. Назови в порядке предпочтения школьные предметы, которые кажутся тебе самыми интересными: 1._______, 2._______, 3._______.

Школьные предметы самые полезные, самые трудные  для тебя.

2. Назови самые  трудные школьные уроки, если  такие у тебя есть: 1_; 2_; 3_.

3. Допиши незаконченные  предложения:

— Охотнее всего  я встречаюсь в школе...

— Меньше всего  в школе мне хотелось бы встречаться...

— После школьных уроков я охотнее всего занимаюсь...

— В свободное  время я больше всего интересуюсь...

— Мое любимое  занятие дома...

— Со сверстниками мне интереснее всего...

— Мне нравятся такие люди...

— Мне нравятся телепередачи…

— Главным событием моей жизни в этом году было...

— Свое свободное  время я предпочитаю тратить...

— В моей жизни  меня огорчает...

— В будущем я  хотел бы...

Для беседы с родителями можно использовать следующую анкету (в ней предлагается подчеркнуть  соответствующий ответ).

I. Сведения об  особенностях ребенка, его отношения  с окружающими.

1. Общительный со взрослыми, необщительный, замкнутый.

2. Общительный с  детьми, предпочитает играть один, с детьми.

3. Умеет ли организовать  детей в игре, других занятиях, лидер или подчиняется другим.

4. Умеет ли дружно  играть с другими, конфликтует  ли.

5. Охотно ли делится  с другими игрушками, сладостями  и т.д.

6. Сочувствует ли  другому, если он огорчен, пытается ли утешить.

7. Обижает ли  детей, как часто, спокоен или дерется.

8. Обидчивый, не  очень, совсем не обидчивый.

9. Жалуется ли  взрослым: часто, редко, совсем  не жалуется.

10. Справедлив ли в отношениях со сверстниками: разбирает конфликты, мирит, справедлив, несправедлив.

11. Говорит ли  правду: всегда, иногда, часто обманывает.

12. Старается ли  быть вежливым: иногда, бывает грубым, забывает «волшебные слова».

13. Послушен ли, не  послушен, упрям.

14. Любит ли делать  самостоятельно, предпочитает, чтобы  за него делали другие.

15. Доводит ли  начатое дело до конца, не  доводит.

16. Как выполняет  поручения: охотно, не любит трудиться.

17. Уверенный, решительный,  неуверенный, не очень уверенный.

18. Придумывает ли  интересные игры, умение играть  не развито.

19. Выделяется ли  сообразительностью, чем отличается, отстает ли от сверстников.

20. Хорошо рисует, лепит, эти навыки недостаточно  развиты.

21. Хорошо танцует,  поет, музыкальные способности: средние,  слабо развиты.

22. Хорошо рассказывает  истории, сказки, плохо, речь не  развита.

23. Любит ли строить,  не любит заниматься строительством  из кубиков.

24. Ловкий, любит подвижные игры, физзанятия.

25. Хорошо ест,  быстро с аппетитом, плохо без  аппетита.

26. Как засыпает, быстро, долго без сна в постели.

27. Умеет ли одеваться,  раздеваться, кладет ли вещи  на место.

28. Преобладающее  настроение: веселое, жизнерадостное, часто плачет, плаксив.

29. Обладает хорошим  здоровьем, здоров средне, слабый, болезненный.

II. Какие качества  следует воспитывать (пронумеруйте  по степени важности).

1. Моральные: отзывчивость, доброта, справедливость, дружелюбие, честность.

2. Эмоционально-волевые: дисциплинированность, послушание, инициативность, само-стоятельность, трудолюбие.

3. Интеллектуальные: любознательность, творческая активность, качества, обеспечивающие успешность в учебе, труде, игре.

Наблюдение как  основной метод педагогической диагностики

Наблюдение – целеустремленный и планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов.

Изучение естественного  поведения – одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное  наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной  деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью  метода наблюдения можно выявить  и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные  реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты  у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится  к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности  его двигательного развития. Такая  информация становится основанием для  его последующего углубленного изучения.

Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка. Вместе с тем использование  этого метода предполагает наличие  у педагога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания о педагогических особенностях детей. Для опытного специалиста  метод наблюдения очень важен  в процессе диагностики, но начинающий педагог должен проверять полученную при наблюдении информацию в ходе педагогического изучения ребенка.

Основные требования к  методу психолого-педагогического  наблюдения следующие.

  1. Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем уже и точнее его цели, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.
  2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то надо заранее составить вопросник. Результаты подробно фиксируются записями, фотографиями, звукозаписями и т.д.
  3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.
  4. Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях. Если, например, объект исследования – учебная работа учащихся на уроке, то рекомендуется выбирать второй, третий и четвертый уроки, так как на последних дает о себе знать усталость, а во время первого урока – некоторая сонливость. Нежелательно наблюдать эффективность учебной деятельности в конце учебной четверти, так как у школьников возможны признаки переутомления.
  5. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сопоставимыми: с применением одинаковых критериев, данных, полученных через равные промежутки времени, в одних и тех же оценках и др.
  6. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.

Педагогическая наблюдательность учителя включает два взаимосвязанных  компонента: перцептивный и эмпатийный. Целенаправленное восприятие учителя, составляющее основу перцептивного компонента наблюдательности, требует известной тренировки и предполагает тонкую дифференцировку выразительных движений лица, пантомимики школьников,  
т.е. «анализирующее наблюдение», которое поощрял и культивировал в своей педагогической деятельности А.С. Макаренко.

Информация о работе Педагогическая диагностика в воспитательном процессе