Ознакомление с родным городом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Поэтому задачей педагогов является:
 воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
 формирование бережного отношения к природе и всему живому;
 воспитание уважения к труду;
 развитие интереса к русским традициям и промыслам;
 формирование элементарных знаний о правах человека;
 расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок);
 знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
 развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
 формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Любовь детей к Родине носит ярко выраженный эмоциональный характер; их захватывает, прежде всего, то, что воздействует на их чувства.
Любовь к Родине формируется у детей под влиянием окружающей жизни, но решающим является целенаправленное воздействие родителей и воспитателей. Основываясь на требованиях «Программы воспитания в детском саду», воспитатель решает в этой связи, следующие важные задачи:
 воспитывает у детей любовь к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе, воспитывает уважение к советским людям, их труду, чувство гордости за всенародные достижения;
 формирует у детей интерес и положительное отношение к доступным их пониманию явлениям общественной жизни, советским традициям, чувство интернационализма;
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке

Содержание

Введение

1.1 Ознакомление с родным городом, как одна из задач патриотического воспитания

1.2 Содержание работы в разных возрастных группах

1.3 Методы, приемы, формы работы по ознакомлению дошкольников с родным городом

Заключение

Список использованных источников

Практическая часть

Работа содержит 1 файл

ознакомление с родным городом Житковичи.docx

— 827.26 Кб (Скачать)

     Лето  – период отпусков и поездок. Дети с родителями ездят на экскурсии, посещают родственников в разных городах. Педагогу необходимо заранее побеседовать с родителями о предстоящей в следующем году теме занятий с детьми, разъяснить ее развивающее и воспитательное значение.

     Воспитатель может:

  • предложить родителям во время поездок в другие города обращать внимание ребенка на их своеобразие, на то, чем они отличаются от их родного города, на природу, архитектуру, основную профессию города (если такая есть);
  • по возможности посетить местный краеведческий музей и узнать историю города (если музея нет, то, может быть, родственники или знакомые смогут рассказать о городе что-нибудь интересное);
  • предложить обратить внимание детей на герб города, не вдаваясь в его расшифровку (если есть возможность, приобрести сувениры с изображением городской символики и сделать 1–2 фотографии ребенка на фоне самых примечательных мест).

     Все эти заготовки пригодятся в следующем  году при организации мини-музея  в группе и составлении коллективного  альбома с детскими рассказами о  городе Житковичи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конспект  занятия «Широка страна моя Родная»

     Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление с городом Житковичи. Но понятие «символ», а также такие термины, как «символизирует», «олицетворяет», для дошкольников весьма сложны. Сложны, на наш взгляд, для понимания малышей и сами символы города Житковичи. Дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников зачастую остается абстрактной.

     Как же помочь ребенку глубже понять смысл  такого сложного государственного символа, как герб? Как научить прочувствовать его, а не только запомнить и повторить?

     Разработанная в детском саду города Житковичи система работы по ознакомлению дошкольников с государственной символикой призвана помочь педагогам решить столь сложную задачу с учетом специфики восприятия детей 6–7 лет.

     Старший дошкольник уже многое может понять, поэтому первые занятия посвящаются  объяснению происхождения таких  символов, как флаг и герб. В доступной  для старших дошкольников форме  происходит погружение их в далекий  и интересный мир древних воинов и рыцарей. Беседы и занятия с  детьми изобилуют иллюстративным материалом. Используются книги о рыцарях, где  есть изображения разнообразных  флагов и щитов. Подвижные игры, раскраски, занятия аппликацией, дидактические  игры, игры с легонаборами (замки, рыцари, боевые кони), чтение адаптированной литературы (средневековые легенды) помогают на эмоциональном уровне закрепить  полученный материал.

     Таким образом, дети узнают, что такое герб и для чего он нужен. Также они  получают представление о том, что  каждый город имеет свой собственный  герб в форме щита как символа  готовности к обороне.

     Следующий этап работы – объяснение изображения  на гербе. Опыт нашей работы показывает, что эта тема лучше всего раскрывается на примере герба города Житковичи. Город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что-то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические или трагические страницы истории; профессия, ремесло, которыми он исстари кормился, славился; уникальный природный объект или «живность», в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем город гордится.

     Исходя  из этого, можно выделить три основных типа городского герба: исторический, природный или экологический, профессиональный. Работу на этом этапе можно организовать в двух вариантах:

  • первый вариант – традиционный – занятия;
  • второй вариант – освоение материала в разнообразных видах деятельности детей.

     Для занятий педагог подготавливает конспекты по разработанному плану, например:

  • «История в гербе».
  • «Руки трудовые» (отражение в гербе профессий);
  • «То березка, то рябинка» (экология в гербе).
  • «На страже Родины» (военная тематика в гербе).
  • Занятие по ознакомлению с родным городом, районом с опорой на символику герба.
  • Викторина (заключительное занятие).

     Такой подход дает возможность педагогу достаточно быстро ознакомить детей с темой  и дать им готовые принципы построения и «расшифровки» герба города Житковичи.

     Второй  способ более трудоемкий и требует  от педагога отличного знания материала, ориентации в нем и быстрой  реакции, а также наличия большого числа наглядных и дидактических  пособий. Ознакомление с темой происходит не на отдельно организованных занятиях, а в процессе всех видов деятельности в течение всего учебного года. Основой является предварительная работа с родителями, выполнение ими заданий на лето – сбора информации о знакомых детям города Житковичи.

     Способы организации работы при этом могут  быть следующие. Информация дается детям  в краткой беседе, например, утром, пока накрываются столы к завтраку. Несколько минут этому можно  уделить перед обедом, после дневного сна. Варианты начала беседы могут быть самыми разнообразными.

     Так, осенью, во время бесед о летнем отдыхе воспитатель может рассказать и о своем путешествии в  какой-то город. При этом он излагает какую-нибудь очень яркую историю  и показывает герб. Если воспитатель  провел детство в другом городе, он может рассказать о нем. Детям  всегда очень интересны факты  из личной жизни воспитателя, его  воспоминания о своем детстве. Любой  город станет им гораздо ближе, если это «ваш» город.

     Поводом для бесед может послужить сбор экспонатов в «Минимузее государственной символики». Еще раз отметим: педагог должен достаточно хорошо ориентироваться в материале. Любой значок – тема для рассказа.  Если педагог не имеет информации, не следует стыдиться. В этом случае он может:

  • выразить свой неподдельный интерес к объекту;
  • призвать детей к размышлениям – как они думают, что может обозначать этот герб;
  • признаться, что для него этот герб – новинка, и пообещать дома обязательно почитать об этом городе в книгах;
  • обязательно найти информацию и донести ее до детей в ближайшее время.

     Поводом к беседам могут служить выполненные  вместе с родителями работы детей  – мини-отчеты о поездках в другие города (размер альбомного листа). Воспитатель  может предложить детям послушать  рассказ ребенка, помочь ему вопросами. Сами работы, сшивающиеся в альбом и находящиеся в постоянном доступе, способствуют возникновению самостоятельных  детских разговоров, что порой более ценно, чем беседы воспитателя. Все, связанное с друзьями, близкими людьми, запоминается лучше.

     Работа  с гербом города Житковичи, может стать фрагментом многих занятий по ознакомлению с окружающим и природой. Например, разговаривая об образе жизни насекомых (птиц, животных) и их значении в жизни природы и человека, можно в заключение рассмотреть, какие города внесли подобное изображение в свои гербы. А разговор о роли воды можно начать с рассматривания герба с изображением рек, волн, синих полос (их в геральдике великое множество). По гербу можно узнать, что город находится на реке или что в этом городе очень ценится какая-нибудь птица.

     К таким памятным датам, как День защитника  Отечества, День Победы, можно приурочить беседы о героическом прошлом нашей Родины. В гербе оно отражается через изображение крепостных стен, оружия, воинов, ядер и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конспект  занятия для детей старшей группы «Герб»

     Цель: Познакомить детей с историей происхождения герба, его значением, как в прошлом, так и в современной жизни.

     Материал: Иллюстрации с изображением старинных щитов, разнообразных гербов; дидактическое пособие «Сложи свой герб».

     Часть 1.

     На  прошлом занятии мы с вами узнали, что такое флаг и для чего он нужен. А кто знает, что это  такое? (Воспитатель выставляет изображения  гербов, которые могут быть знакомы  детям.) Видели ли вы такие изображения  и где? (Дети делятся своими знаниями.)

     Вы  совершенно правы – это гербы. Что же такое герб, откуда он появился и для чего нужен?

     История герба, так же как и флага, начинается в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую  часть времени проводили в  боях. Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете? (Ответы детей.) А что защищало воина? (Доспехи, щиты.) Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где  вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время боя  воины, закованные в доспехи, были очень  похожи, и было очень трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия – и разноцветные плащи, и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносился на щит. Щит большой, и рисунок на нем хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Такое изображение на щите стали называть гербом. Чаще всего рыцарь изображал на щите­гербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловкий и быстрый. Рыцари очень дорожили своими гербами. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались не опозорить его дурными поступками.

     Простые люди всегда старались селиться поближе  к рыцарскому замку в надежде, что хозяин и его войско защитят  их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. Герб рыцаря-хозяина становился не только его личным, но и гербом всего города. Над воротами города вывешивался щит-герб.

     Теперь  любой гость, путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у  города есть надежная защита и хозяин этого города, например, мудр, как  сова, или бесстрашен, как волк, или  хитер, как лиса.

     Часть 2.

     Динамическая пауза. Проводится игра «Поменяйтесь местами».

     Цель: Развитие внимания, наблюдательности и быстроты реакции.

     Материал: Маленькие карточки с изображениями  гербов для каждого ребенка.

     Ход игры:

     1 вариант. Дети сидят на стульчиках  по кругу. В руках у каждого  своя карточка с изображением  герба какого-нибудь города. Роль  ведущего выполняет воспитатель,  который предлагает детям внимательно  рассмотреть свои гербы, а затем  говорит:

  • Поменяйтесь местами те, у кого на гербе есть изображение какого-нибудь зверя. (Дети, на чьих гербах есть изображение зверя, встают и меняются местами.)

     Предложения могут быть разными:

  • Поменяйтесь местами те, у кого есть изображение… дерева (воды, фигуры человека, здания, рабочих инструментов, гор, солнца, снега, птицы, рыбы, нефти или газа, оружия).

     Игра  требует внимания, так как на некоторых  гербах загаданное изображение не является основным и не сразу бросается  в глаза.

     2 вариант. Когда предыдущий вариант  хорошо усвоен детьми, можно предложить  им соревновательный вариант.  Стульев выставляется на один  меньше, чем детей. Ребенок, у  которого нет стула, является  временным ведущим. Он называет признак, по которому дети должны поменяться местами, и сам тоже стремится занять свободный стул. Ребенок, который остался без места, становится ведущим и сам придумывает детям задание.

     Часть 3.

     Прошло  много лет, уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты. Но герб остался. Свой герб есть у  каждой страны, города, района. Если вы внимательно рассмотрите герб какого-нибудь города, то вы можете узнать много интересного. Чаще всего герб по-прежнему изображают в виде старинного щита. Это означает, что в случае необходимости жители, все как один, встанут на защиту города, страны. На щите изображается то, чем город славится, гордится, дорожит.

     Часть 4.

     Нам с вами предстоит еще много  интересного узнать о гербах. А  пока я предлагаю вам попробовать  придумать свой собственный герб. Итак, представьте, что вы рыцарь. Что  о вас может рассказать ваш  герб?

Информация о работе Ознакомление с родным городом