Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:52, курсовая работа
Актуальность. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Поэтому задачей педагогов является:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок);
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Любовь детей к Родине носит ярко выраженный эмоциональный характер; их захватывает, прежде всего, то, что воздействует на их чувства.
Любовь к Родине формируется у детей под влиянием окружающей жизни, но решающим является целенаправленное воздействие родителей и воспитателей. Основываясь на требованиях «Программы воспитания в детском саду», воспитатель решает в этой связи, следующие важные задачи:
воспитывает у детей любовь к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе, воспитывает уважение к советским людям, их труду, чувство гордости за всенародные достижения;
формирует у детей интерес и положительное отношение к доступным их пониманию явлениям общественной жизни, советским традициям, чувство интернационализма;
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке
Введение
1.1 Ознакомление с родным городом, как одна из задач патриотического воспитания
1.2 Содержание работы в разных возрастных группах
1.3 Методы, приемы, формы работы по ознакомлению дошкольников с родным городом
Заключение
Список использованных источников
Практическая часть
Игра - наиболее естественный и радост
Немалая роль уделена строительной игре. Предоставляла детям возможность «строить» города, деревни по плану, по определенным условиям (окна на набережную, кинотеатр в городе и т.д.). Для того чтобы все это решалось успешно, мы запаслись альбомами иллюстраций о Житковичах.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. В ходе своей работы я столкнулась с тем, что есть родители, особенно молодые, которые не знают того, что они должны знать и передавать своим детям, например символику города, страны и т. п. Анкетирование лишь подтвердило мое предположение о том, что родителей тоже необходимо просвещать. Все это объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило радость.
Кроме этого я провела для родителей консультации на тему: «Семейный маршрут выходного дня», «Воспитываем элементы гражданственности». Родительское собрание в форме устного журнала на тему «Учим детей знать, любить и беречь свой город». Изготовила фотовыставки: «Наш город родной», «Человек славен трудом», тематическую выставку на тему: «Увлекательные путешествия по родному городу». [8, с. 54]
В
результате, совместная работа с родителями
помогла уточнить и закрепить знания детей
о родном городе, папы и мамы стали моими
главными помощниками в организации экскурсий,
в решении проблем по благоустройству
детского сада и двора. Родители старались
стать для своих детей примером отношения
к своему городу, к месту, где живешь. Это
была одна из главных задач, которую я
ставила перед собой, работая с родителями
моих воспитанников.
1.3
Методы, приемы, формы
работы по ознакомлению
дошкольников с родным
городом
Руководя
познанием природы и
Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, — рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений. [9, с. 52]
Методы
и приемы, используемые педагогом
в работе, соединяются, например наблюдение
с беседой, рассказ воспитателя
с чтением художественного
Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.
Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др.
Разнообразие
и эффективность методов и
приемов характеризует
В группах раннего и младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение. [10, с. 87]
Во время наблюдения ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
Преимущества
наблюдений-занятий и в том, что
здесь ребята имеют возможность
видеть растения и животных в среде
их обитания. Наблюдение помогает формировать
у ребят первичные
Наблюдения
в лес, в поле, на берега рек и
озер привлекают внимание ребят, предоставляют
возможность под руководством педагога
собирать разнообразный материал для
последующих наблюдений и работы
в группе, в уголке природы. На наблюдения
у ребят развиваются
Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.
По содержанию наблюдения условно делят на два вида:
Организация наблюдений. [11, с. 14]
Наблюдение как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой наблюдения определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.
Природоведческие
наблюдения проводят в определенной
системе. Организовывать их целесообразно
на одни и те же объекты в разные
времена года, с тем, чтобы показать
детям сезонные изменения, которые
происходят в природе. Например, в
весенний сезон с детьми старшего
дошкольного возраста следует провести
3 наблюдения в парк с постепенным
усложнением задач. Цель этих наблюдений
— знакомить с весенними
Сельскохозяйственные наблюдения проводят
для ознакомления с отдельными видами
труда взрослых. Организовать наблюдение
значительно труднее, чем занятие в группе,
и успешной она будет только при условии
тщательной подготовки.
Дидактическая игра.
Игра
— не только развлечение, но и метод,
при помощи которого маленькие дети
знакомятся с окружающим их миром. Чем
меньше дети, тем чаще игра применяется
как метод образовательно-
Дидактические игры. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.
Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.
Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.
Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.
Во время дидактической игры с растениями нужно воспитывать бережное отношение к ним. [13, с. 69]
Игры с естественным материалом природы. На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом.
В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из мокрого, можно лепить и т. д.
В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, например: «Коля взял сухой песок, он рассыпается» или «Тоня положила в формочку мокрый песок, у нее вышел хороший пирожок».
Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение в воздухе и др.).
Гуляя с детьми в лесу, полезно обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.
В младших группах игра обычно занимает все занятие, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут. [14, с. 64]
В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель поручает детям принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель и т. д.
В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке?», «Узнай, что в руках?».
Для первой из этих игр воспитатель заранее приготовляет мешочек и кладет в него овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди опускают в мешочек руку, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают всей группе. [15, с. 74]
После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т.д.), в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Проводя игру, например «Узнай, чей лист?», дети сравнивают лист, полученный для отгадывания, с листьями, имеющимися у растений.