Ознакомление с родным городом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Поэтому задачей педагогов является:
 воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
 формирование бережного отношения к природе и всему живому;
 воспитание уважения к труду;
 развитие интереса к русским традициям и промыслам;
 формирование элементарных знаний о правах человека;
 расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок);
 знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
 развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
 формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Любовь детей к Родине носит ярко выраженный эмоциональный характер; их захватывает, прежде всего, то, что воздействует на их чувства.
Любовь к Родине формируется у детей под влиянием окружающей жизни, но решающим является целенаправленное воздействие родителей и воспитателей. Основываясь на требованиях «Программы воспитания в детском саду», воспитатель решает в этой связи, следующие важные задачи:
 воспитывает у детей любовь к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе, воспитывает уважение к советским людям, их труду, чувство гордости за всенародные достижения;
 формирует у детей интерес и положительное отношение к доступным их пониманию явлениям общественной жизни, советским традициям, чувство интернационализма;
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке

Содержание

Введение

1.1 Ознакомление с родным городом, как одна из задач патриотического воспитания

1.2 Содержание работы в разных возрастных группах

1.3 Методы, приемы, формы работы по ознакомлению дошкольников с родным городом

Заключение

Список использованных источников

Практическая часть

Работа содержит 1 файл

ознакомление с родным городом Житковичи.docx

— 827.26 Кб (Скачать)

     Игра - наиболее естественный и радостный вид деятельности и, именно играя, дети могут лучше усвоить материал, закрепить его. Но так как игр по ознакомлению с городом нет, я приобрела открытки, иллюстрации, подобрала фотографии и придумала ряд игр: «Узнай по фотографии», «Найди по описанию», «Разбитая картина», «Подбери пару» и ранее мной названные в докладе. Элементами игровой среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем на основе исторического и краеведческого материала. Соблюдаю требования к культуре показа и к оформлению наглядности.   

     Немалая роль уделена строительной игре. Предоставляла  детям возможность «строить»  города, деревни по плану, по определенным условиям (окна на набережную, кинотеатр в городе и т.д.). Для того чтобы все это решалось успешно, мы запаслись альбомами иллюстраций о Житковичах.

     Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. В ходе своей работы я столкнулась с тем, что есть родители, особенно молодые, которые не знают того, что они должны знать и передавать своим детям, например символику города, страны и т. п. Анкетирование лишь подтвердило мое предположение о том, что родителей тоже необходимо просвещать. Все это объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило радость.

     Кроме этого я провела для родителей консультации на тему: «Семейный маршрут выходного дня», «Воспитываем элементы гражданственности». Родительское собрание в форме устного журнала на тему «Учим детей знать, любить и беречь свой город». Изготовила фотовыставки: «Наш город родной», «Человек славен трудом», тематическую выставку на тему: «Увлекательные путешествия по родному городу». [8, с. 54]

     В результате, совместная работа с родителями помогла уточнить и закрепить знания детей о родном городе, папы и мамы стали моими главными помощниками в организации экскурсий, в решении проблем по благоустройству детского сада и двора. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живешь. Это была одна из главных задач, которую я ставила перед собой, работая с родителями моих воспитанников. 

1.3 Методы, приемы, формы работы по ознакомлению дошкольников с родным городом 

     Руководя  познанием природы и приобретением  детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные  методы и приемы.

     Предпочтение  следует отдавать тем методам  и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы  и активное овладение навыками. К  таким методам относятся и  наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, —  рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией  натуральных объектов, или их изображений. [9, с. 52]

     Методы  и приемы, используемые педагогом  в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя  с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.

     Применяя  тот или иной метод, воспитатель  использует множество различных  приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением  воспитатель «приближает» объект к  детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.

     Одни  и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение  применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др.

     Разнообразие  и эффективность методов и  приемов характеризует мастерство воспитателя. Выбор методов и  приемов определяется содержанием  программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а  также от возраста детей и накопленного ими опыта.

     В группах раннего и младшего дошкольного  возраста особое значение имеют чувственные  восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение. [10, с. 87]

     Во  время наблюдения ребенок может  в естественной обстановке наблюдать  явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу  в соответствии с требованиями жизни  и как природа служит им.

     Преимущества  наблюдений-занятий и в том, что  здесь ребята имеют возможность  видеть растения и животных в среде  их обитания. Наблюдение помогает формировать  у ребят первичные мировоззренческие  представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

     Наблюдения  в лес, в поле, на берега рек и  озер привлекают внимание ребят, предоставляют  возможность под руководством педагога собирать разнообразный материал для  последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На наблюдения у ребят развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.

     Они приучаются всматриваться в предмет  и подмечать его характерные  особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется  любовь к родной природе, бережное отношение  к ней, любовь к Родине.

     По  содержанию наблюдения условно делят  на два вида:

  • природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны);
  • наблюдения на сельскохозяйственные объекты — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых.

     Организация наблюдений. [11, с. 14]

     Наблюдение  как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой наблюдения определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.

     Природоведческие  наблюдения проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно  на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые  происходят в природе. Например, в  весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести 3 наблюдения в парк с постепенным  усложнением задач. Цель этих наблюдений — знакомить с весенними изменениями, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе. 
Сельскохозяйственные наблюдения проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать наблюдение значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки.

     Дидактическая игра.

     Игра  — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем  меньше дети, тем чаще игра применяется  как метод образовательно-воспитательной работы с ними. [12, с. 87]

     Дидактические игры. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие  плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.

     Дидактические игры с естественным материалом природы  или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.

     Игры  проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках  в специально отведенное для них  время. Дидактические игры, применяемые  на занятиях, помогают детям усвоить  качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в  природе.

     Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует  давать сначала по внешнему виду, потом  на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы  к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам  и отгадывание предметов по ответам  на вопросы.

     Во  время дидактической игры с растениями нужно воспитывать бережное отношение  к ним. [13, с. 69]

     Игры  с естественным материалом природы. На прогулках широко применяются  игры детей с естественным материалом.

     В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных  материалов, накапливают чувственный  опыт. Так, например, дети узнают, что  вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают  щепки и легкие игрушки, что сухой  снег рассыпается, а из мокрого, можно лепить и т. д.

     В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя  с детьми, помогает им усвоить некоторые  свойства материала, например: «Коля  взял сухой песок, он рассыпается» или  «Тоня положила в формочку мокрый песок, у нее вышел хороший  пирожок».

     Забавляясь  такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием  ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут  им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение в воздухе и др.).

     Гуляя с детьми в лесу, полезно обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу  и отыскивать в нем сходное  со знакомыми предметами. Это очень  радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.

     В младших группах игра обычно занимает все занятие, в средней, старшей  и подготовительной к школе группах  она чаще всего является частью занятия  и продолжается от 5 до 20 минут. [14, с. 64]

     В младших группах проводят игры, в  которых ребенок должен научиться  различать предметы по внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель  поручает детям принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель и т. д.

     В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К  таким играм относятся «Угадай, что в мешочке?», «Узнай, что в  руках?».

     Для первой из этих игр воспитатель заранее  приготовляет мешочек и кладет в  него овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди опускают в мешочек руку, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем  вынимают и показывают всей группе. [15, с. 74]

     После того как у детей накопятся  конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т.д.), в старшей группе можно дать дидактические  игры на сравнение предметов и  узнавание их по частям (цветкам, листьям). Проводя игру, например «Узнай, чей  лист?», дети сравнивают лист, полученный для отгадывания, с листьями, имеющимися у растений.

Информация о работе Ознакомление с родным городом