Ознакомление с родным городом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Поэтому задачей педагогов является:
 воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
 формирование бережного отношения к природе и всему живому;
 воспитание уважения к труду;
 развитие интереса к русским традициям и промыслам;
 формирование элементарных знаний о правах человека;
 расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок);
 знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
 развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
 формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Любовь детей к Родине носит ярко выраженный эмоциональный характер; их захватывает, прежде всего, то, что воздействует на их чувства.
Любовь к Родине формируется у детей под влиянием окружающей жизни, но решающим является целенаправленное воздействие родителей и воспитателей. Основываясь на требованиях «Программы воспитания в детском саду», воспитатель решает в этой связи, следующие важные задачи:
 воспитывает у детей любовь к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе, воспитывает уважение к советским людям, их труду, чувство гордости за всенародные достижения;
 формирует у детей интерес и положительное отношение к доступным их пониманию явлениям общественной жизни, советским традициям, чувство интернационализма;
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке

Содержание

Введение

1.1 Ознакомление с родным городом, как одна из задач патриотического воспитания

1.2 Содержание работы в разных возрастных группах

1.3 Методы, приемы, формы работы по ознакомлению дошкольников с родным городом

Заключение

Список использованных источников

Практическая часть

Работа содержит 1 файл

ознакомление с родным городом Житковичи.docx

— 827.26 Кб (Скачать)

     В центре города Житковичи расположена музыкальная школа.

     

     В самом центре города находится баня, сейчас она ремонтируется, да и говорят, что внутри она  выглядит неплохо.

     По  дороге от авто- к железнодорожному вокзалу можно увидеть мемориал в честь погибших во время великой  отечественной войны:

     

     

     Единственный  кинотеатр, в отличие от крупных  городов люди сюда ходят редко, наиболее массовые просмотры случаются, когда  в кино добровольно-принудительно  приходят школьники.

     

     Кто побывал хотя бы раз на Житковшине - его снова и снова будет  тянуть сюда, чтобы увидеть этот чудесный уголок земли в самой  глубинке Полесья, опоясанный реками, заколыханный волнами озер. Спокойные  цвета этой земли - зеленый и голубой  -  излечивают и успокаивают... Голубизна  тихой и широкой Припяти плавно сливается с голубизной неба. Жители города Житковичи надеются, что все таки  этот уникальный уголок природы будет сохранен, для их потомков. Для этого всем нам необходимо приложить усилия. Все мы должны понять, что именно эта земля, земля наших предков и есть самое большое и дорогое наше богатство и достояние.

1.2 Содержание работы  в разных возрастных  группах 

     Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим  в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться  к богатствам национальной и мировой  культуры. [2, с. 77]

     В основу  работы легли следующие  принципы:

  1. Принцип историзма, был реализован путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
  2. Принцип гуманизации, ориентирован на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. Вставая на позиции ребенка, не игнорируя его чувства и эмоции, видно в ребенке полноправного партнера.
  3. Принцип дифференциации.  Основан, на создании оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
  4. Принцип интегративности.  Реализован этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, историко-краеведческим музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями сочетаю разные виды деятельности.
  5. Принцип наглядности.
  6. Принцип развивающего обучения.

     Работу  по проектированию культурно – образовательной  среды дошкольного  учреждения осуществляла исходя из естественной социокультурной  ситуации, сложившейся в настоящее  время в регионе. Отсюда и основное требование – максимальная представленность всех основных элементов, включая как  природные, так и культуросообразные компоненты, отражающие современную  социокультурную ситуацию. В соответствии с данными подходами была организована развивающая среда, состоящая из двух блоков – макро- и микро -,  каждый из которых  включал несколько компонентов. [3, с. 63]

     В группе был оформлен мини – центр краеведения  (микросреда). При этом соблюдались определенные условия.

  1. Приоритетность регионального культурного наследия. В соответствии с этим подобран материал о городе Житковичи, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике родного края. Содержание  отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной, справочно-информационной, детской). Также дети познакомились с городами области (Витебск, Полоцк, Орша и др., самым малым городом Беларуси, находящимся в нашем районе г. Дисна). В виде дидактических игр представлена история этих городов. Помимо этого имеются карты, буклеты, и аудиовизуальные средства, видеофильмы.
  2. Интегративность знаний – установление взаимосвязей о природном и социальном окружении. Реализация этого условия обеспечивает формирование у детей целостной картины мира. В соответствии с этим был подобран материал о заповедных местах города Житковичи: гидрологические заказники «Ельня» и «Болото – Мох», о взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека.
  3. Опора на эмоционально – чувственную сферу ребенка. Развитие ребенка в деятельности. В группе созданы условия для проявления  детской фантазии и инициативы, в том числе с применением различных технических средств:
  • раскраски «Мой дом»;
  • слушание и чтение белорусских народных сказок;
  • прослушивание аудиокассет со стихами о городе Житковичи;
  • просмотр видеофильмов.

     Впечатления о родном крае дети могут отражать в своих рисунках и в совместных с родителями и воспитателями  работах (выставки рисунков и макетов  из пластилина).

     За  основу взят  блочно – тематический подход, который выражается в том, что содержание знаний концентрируется  в темах: «Знаменитые люди города», «Наш детский сад», «Достопримечательности родного города», «Улицы нашего города», «Червоное озеро».  [4, с. 87]

     С учетом возрастных особенностей отобран  наиболее актуальный для каждого  возрастного периода объем материала. Так, если в младшей и средней  группах были представлены альбомы  из ближайшего окружения, то в старшей, тематика уже расширена: «Промышленность города Житковичи».

     Изучали с детьми книгу «Память города Житковичи». На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) считаю  необходимо прививать такие важные понятия, как «долг перед Родиной» «любовь к Отечеству»,   «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили, потому что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

     Это создает условия для обогащения детских представлений, позитивно  отражается на перспективах развития ребенка.

     Работа была проведена по 2 направлениям: работа с детьми и работа с родителями. Работа с детьми включает в себя:

  • экскурсии, путешествия по родному городу на занятиях;
  • игры для закрепления знаний и впечатлений.

     Центральное звено в макросреде по знакомству с родным краем являются экскурсии. На экскурсии дети получают знания о родном городе, крае, обогащаются знаниями о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и с взрослыми. 

     Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», была построена работа с дошкольниками в форме путешествий по родному городу. Путешествуя по неизвестным ранее и уже знакомым детям местам, мы любовались красотой города, узнавали много нового о нем, учились беречь и любить свою малую родину. [5, с. 88]

     Все прогулки и путешествия я организовывала в определенной последовательности, действуя по принципу от простого к сложному, от знакомого к неизвестному. Путешествия наши начались с территории детского сада. Мы рассматривали здание детского сада, его особенности строения, оборудование детских площадок, этнографический уголок под открытым небом.

     Затем мы рассматривали двор жилого дома, по возможности наблюдали за работой дворника и машин - помощников: мусоровоза, трактора. Решали, как можно сделать двор красивее, чище, кого попросить помочь в этом. Такие беседы помогали мне воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию.

     Очень понравилась детям целевая прогулка в парк, расположенный в центре города. Мои воспитанники с восторгом рассматривали в парке красиво и с фантазией оформленные цветущие клумбы, которые приготовлены  жителям ко Дню города. Мы беседовали о правилах поведения в парке настоящих горожан, выясняли, сколько труда вложено в строительство этого места отдыха, учились уважать и ценить труд людей и, конечно же, любовались этой красотой, от которой город стал еще краше.

     Впоследствии мы с детьми создали альбом «Дети о родном городе», в котором я собирала детские работы и их высказывания о родных местах.

     Свои путешествия по городу мы продолжали и на занятиях, которые были взаимосвязаны с экскурсиями, дополняли и обогащали их. Чтобы правильно дозировать познавательный материал, предлагаемый детям, устанавливать логическую связь между различного рода сведениями я проводила все занятия в определенной последовательности: настоящее города; город в прошлом; из чего состоит наш город; город в котором мы живем. Для активизации познавательной активности, для развития мышления и воображения, на каждом занятии я использовала элементы ТРИЗ.

     На первом занятии мы путешествовали по знакомым детям родным местам, выяснили значение слов «родной», «Родина». Игра «Выбери меня» закрепляла представления детей о зданиях города, учила детей анализировать отношения между знакомыми понятиями. [6, с. 52]

     Следующим было путешествие в историческое прошлое города Житковичи. Занятия по этой теме представляли наибольшую трудность, так как наглядного материала практически не было, чтобы преподнести знания доступно, интересно.

     Путешествие в прошлое я начала с игры «Что в круге?», а затем всю историю показала по «волшебному телевизору», с помощью которого дети могли наглядно и в игровой форме познакомиться с историческим происхождением нашего города.

     С символикой города я познакомила детей на занятии «Герб нашего города» (Занятие я начала с рассказа о том, что такое герб, а затем с помощью наводящих вопросов дошкольники смогли разобраться в значении символов, изображенных на гербе). Закрепить знания наилучшим образом помогли следующие игры, сделанные мной: «Найди герб нашего города среди других», «Сложи герб по памяти». Путешествие в прошлое завершилось итоговым занятием «Наш город - древний», которое я провела в форме викторин, заданий и игр.

     Чтобы занятие «Части города» было интересным, чтобы дети были активными участниками, а не пассивными слушателями, я построила его полностью на приемах ТРИЗ. Так, с помощью приема «дробления и объединения» дошкольники смогли понять, из каких частей состоит наш город… Игра «Часть - целое» помогла понять детям, что все является частичкой чего-то, что все взаимосвязано. Например, дом - это частица микрорайона, а микрорайон - частица города, а город - часть страны и так далее. Использование на занятии лже-загадки помогло мне развить у детей аналитическое мышление, умение находить выход в сложных ситуациях, аргументировать свои ответы, тем самым я смогла проверить знания детей.

     На занятии «Дерево славится плодами, а человек трудом» моей одной из главных задач была следующая - вызвать чувство гордости за наш город, заложить ростки уважения к людям труда, работающих на благо города и страны, вызвать желание самим трудиться и прославлять свой город. На этом занятии дети закрепили знания о профессиях людей, живущих в нашем городе, их важности, а помогли в этом игра: «Кто без чего не может жить» и пантомима «Покажи кто ты, а мы отгадаем».

     Интересным было путешествие на занятии «Транспорт на улицах нашего города». Дети классифицировали транспорт по функциям, находили сходство и отличие. С помощью игрового упражнения «Что было раньше» по генетическому принципу выстроили линию развития транспорта от телеги до современной ракеты. Игра «Взаимный обмен» дала простор фантазии и мышления, сравнивая человека с транспортом, а затем производя взаимный обмен свойствами между этими классами. [7, с. 89]

     В конце учебного года мною было проведено итоговое занятие на тему «Город, в котором мы живем» в форме соревнований команд. Занятия, проведенные в нетрадиционной форме, позволили мне обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, повысить активность, уверенность. Я убедилась в том, что мои воспитанники в действительности становятся настоящими маленькими горожанами, которые знают и любят свой город, стараются решить его проблемы.

Информация о работе Ознакомление с родным городом