Ознакомление с родным городом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Поэтому задачей педагогов является:
 воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
 формирование бережного отношения к природе и всему живому;
 воспитание уважения к труду;
 развитие интереса к русским традициям и промыслам;
 формирование элементарных знаний о правах человека;
 расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок);
 знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
 развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
 формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Любовь детей к Родине носит ярко выраженный эмоциональный характер; их захватывает, прежде всего, то, что воздействует на их чувства.
Любовь к Родине формируется у детей под влиянием окружающей жизни, но решающим является целенаправленное воздействие родителей и воспитателей. Основываясь на требованиях «Программы воспитания в детском саду», воспитатель решает в этой связи, следующие важные задачи:
 воспитывает у детей любовь к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе, воспитывает уважение к советским людям, их труду, чувство гордости за всенародные достижения;
 формирует у детей интерес и положительное отношение к доступным их пониманию явлениям общественной жизни, советским традициям, чувство интернационализма;
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке

Содержание

Введение

1.1 Ознакомление с родным городом, как одна из задач патриотического воспитания

1.2 Содержание работы в разных возрастных группах

1.3 Методы, приемы, формы работы по ознакомлению дошкольников с родным городом

Заключение

Список использованных источников

Практическая часть

Работа содержит 1 файл

ознакомление с родным городом Житковичи.docx

— 827.26 Кб (Скачать)

     Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и 
формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

     Любовь  к родной природе воспитывается  с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

     В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней  в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются  такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему  живому. Любовь к природе, навыки бережного  отношения к ней, забота о живых  существах рождают не только интерес  к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

     Воспитать патриота своей Родины – ответственная  и сложная задача, решение которой  в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств  воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут  дать положительные результаты и  стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

     Однако, не следует ждать от детей «взрослых  форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать  знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил  нашу родину, если он будет проявлять  интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

     Использование патриотического воспитания у детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом, использование патриотического развития в социализации детей вполне оправдывает себя.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Аникин  В.П. Патриотическое воспитание. / В.П. Аникин. М.: 2000. - 240с.
  2. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. / Н.А. Аполлонова. М.: 2003. – 415с.
  3. Боголюбская М.К. Патриотическое воспитание в детском саду. / М.К. Боголюбская. М.: 2003. – 215с.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры. / А.К. Бондаренко. М.: 2003. – 203с.
  5. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. / А.И. Васильева. М.: 2005. - 126 с.
  6. Венгер Л.А. Дидактические игры в детском саду. / Л.А. Венгер. М.: 2003. – 145с.
  7. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. / С.А. Веретенникова. М.: 2005. – 256с.
  8. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. / Ф.Виноградова. М.: 2003. - 154с.
  9. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. / О.А. Воронкевич. М.: 2005. - 170с.
  10. Венгер Л.А. Развитие. Программа нового поколения. / Л.А. Венгер. М.: 2005. – 412с.
  11. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. / А.И. Иванова. М.: 2004. – 326с.
  12. Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. / Л.А. Каменева. М.: 2003. – 451с.
  13. Каменева Н. Г. Методика патриотического воспитания. / Н.Г. Каменева. М.: 2003. – 451с.
  14. Лучинин М.В. Детям о природе. / М.В. Лучинин. М.: 2003. - 215с.
  15. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. / М.М. Марковская. М.: 2003. – 512с.
  16. Максимова Л.И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. / Л.И. Максимова. М.: 2002. – 118с.
  17. Николаева Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. / Н. Николаева. М.: 2003. – 451с.
  18. Николаева Н. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. / Н. Николаева. М.: 1995. - 106 с.
  19. Николаева Н. Как приобщать ребенка к природе. / Н. Николаева. М.: 1999. – 251с.
  20. Осипов Г.Н. Руководство работой воспитателя по ознакомлению детей с природой. / Г.Н. Осипов. М.: 2003. – 181с.
  21. Романенко Л. Ознакомление детей с родным городом. / Л. Романенко. М.: 1990. – 95с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ 

Базисная  программа «Пролеска.

Воспитание  и обучение детей  в дошкольном учреждении»

     Для группы «Малыши» (младшая группа) работа по патриотическому воспитанию состоит в следующем.

     Задачи  раздела «Человек и общество»:

  • знакомить с народными праздниками, обычаями своего народа (в пределах возрастных возможностей).

     Группа «Почемучки» (средняя группа).

     Задачи  раздела «Человек и общество»:

  • формировать представления о Беларуси, знакомство с белорусскими народными праздниками, героями, государственными символами (флаг, герб, гимн);
  • обогащать знаниями о своем городе (поселке);

     Раздел  «Как работаем с детьми».

     «Ребенок как член общества».

     Формируем у воспитанников первые представления  о Житковичи и о их жителей. Знакомим с национальным флагом, гербом, гимном (старших «почемучек»). Посещаем ближайшие культурные учреждения. Знакомим детей с народными героями, белорусскими праздниками, организовываем встречи со старожилами.

     Группа «Фантазеры» (старшая группа).

     Раздел  «Человек и общество».

     Задачи:

  • расширять знания о Беларуси, ее национальных героях, государственной символике, народных и государственных праздниках, приобщать к истории своей страны (города, поселка), к духовным ценностям его народа.
  • формировать интерес к прошлому и настоящему в жизни своей Родины, чувство уважения к ее народу, гордость за успехи.
  • развивать национальное самосознание.

     Как работаем с детьми.

     «Ребенок  как член общества».

     Расширяем представления детей об обществе, помогаем осознать свою принадлежность к нему. В системе предлагаемых детям знаний большое место отводим знаниям о родном народе, своей стране, городе. Родное — это свое, близкое, связанное с матерью, родом. Люди, живущие в нашем городе Житковичи, — это белорусы, русские, поляки, украинцы, евреи и другие. Больше всего у нас белорусов. Поэтому наша страна называется Республика Беларусь. Белорусский народ — один из многих народов, живущих на нашей планете.

     Формируем чувство национального самосознания дошкольников. Его становление начинается с познания родного языка. Расширяем знания детей об этнических признаках жителей нашей республики.

     Педагог стремится, чтобы его воспитанники знали не только название города (деревни), где они живут, но и объяснение этого названия.

     Дошкольники знакомятся с достопримечательностями  нашей земли, с экологическими проблемами.

     Педагог расширяет знания детей об особенностях городской и сельской жизни.

     Развиваем представления детей о Беларуси как о стране, где развита промышленность (машиностроительная, деревообрабатывающая, химическая, текстильная и др.).

     В доступной форме знакомим старших  дошкольников с важными вехами в истории страны.

                           
 

Конспект  занятия на тему: «Мой дом».

     Программное содержание. Домашний адрес. Из какого материала построен дом, какого он цвета, количество этажей в доме. Зелёные насаждения возле дома, игровое оборудование. Этаж, на котором находится квартира. Количество комнат в квартире, их назначение. Обстановка в детской комнате.

     Триединая дидактическая цель.

  1. Обучающий аспект (знания, умения). Знать свой домашний адрес, особенности внешнего вида дома и двора. Знать, как нужно соблюдать в доме и квартире чистоту, беречь имущество. Уметь рассказать о своём доме, своей квартире. Уметь бережно относиться к личным вещам, соблюдать чистоту в доме и во дворе.
  2. Воспитательный аспект. Воспитывать любовь к родному дому, 6ережное отношение к личному и общественному имуществу, аккуратность.
  3. Развивающий аспект. Развитие образной памяти. Подготовительная работа. Посоветовать родителям закрепить с ребёнком знание домашнего адреса, объяснить название улицы, рассмотреть свой дом и лю6имую комнату ребёнка. Выявляющая беседа о том, что дети знают о своём доме: какие игрушки, книги у них есть, как они их берегут. Целевая прогулка к одному из жилых домов. Выставка рисунков на тему «Дом, в котором я живу».

     Формы, методы, приёмы. Занятие. Беседа по закреплению  знаний, рассказы детей из личного  опыта, игровой приём, рисование  своей комнаты.

     Связь с другими занятиями. Развитие речи. Дидактическая игра «Устроим квартиру Незнайке». Рисование «Мой дом», «Моя лю6имая комната».  
 
 
 

План  игры «Дом».

     Оборудование. Кукла, набор кукольной мебели, карандаши, бумага.

     Практическая  деятельность. Устройство квартиры для  Незнайки. Помощь родителям в уборке квартиры, поддержании чистоты в  доме. Помощь няне в уборке групповой  комнаты.

     Ход занятия.

     Сегодня на занятии будем беседовать о  домах, в которых вы живёте. Но прежде вспомним, как называется наш город. Город Любань большой, в нём много  улиц и  домов.

     Для чего в городе много домов?

     Как называется улица и какой номер  дома, в котором вы живёте? Почему так называется улица?

     Дома  в городе бывают разные: 4-х, 5-ти, 9-этажные; с магазинами или другими учреждениями внизу и без них; кирпичные  и панельные. (Рассматривание картины).

     Вспомните, сколько этажей в вашем доме? На каком этаже вы живёте?

     Какого  цвета ваш дом?

     Из  чего он построен?

     Что красивого вашем доме?

     Что находится во дворе дома? (Игровое  оборудование, зеленые насаждения).

     Как вы бережёте свой дом? Двор? Любите ли вы свой дом? За что?

     Для того чтобы выстроить дом, потрудилось  много людей.

     Они старались выстроить такой дом, который бы нравился людям. Чтобы  в доме было чисто, трудятся уборщицы, жильцы. Вы - хозяева своего дома и  двора - должны заботиться об их чистоте, красоте. Каждый человек любит свой дом, тоскует, если долго не бывает дома.

     Физкультминутка.

     В каждом доме много квартир, и все  они разные. Сколько комнат в вашей  квартире?

     Какие это комнаты. (Для чего нужна каждая из них?) Кто следит за чистотой в  квартире?

     Кто помогает взрослым в этом?

     Как бережёте вещи в квартире?

     Ребята, у меня на столе комната куклы  Наташи. Она хочет рассказать вам  о своей комнате: «Я люблю детскую  комнату. Там чисто и красиво. Слева возле стены в этой комнате  стоит шкаф, справа - кровать, посреди  комнаты - стол. Здесь я играю, рисую, рассматриваю книжки. Я всегда все  игрушки убираю сама».

     А теперь закройте глаза и вспомните  свою любимую комнату в квартире. Расскажите:

  • какая она;
  • за что вам нравится ваша комната;
  • как вы следите за её чистотой.

     А теперь каждый из вас нарисует, какой  бы он хотел видеть свою комнату. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конспект  занятия  «Моя малая Родина»

     В старшей группе начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем (блок «Моя малая родина» (город, микрорайон)), предусмотренная во всех воспитательно-образовательных программах.

     Основной  целью проводимой работы является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором  он живет. На этом этапе наши педагоги собирают, анализируют и доводят  до детей всю интересную информацию о том населенном пункте, где они  живут (город, поселок, микрорайон). Это  могут быть:

  • какие-то исторические факты, пусть не масштабного, а местного значения;
  • окружающая природа с потребительской позиции (роль в промышленности) и с точки зрения признания самоценности природы;
  • основная профессия, которая присуща жителям населенного пункта (если она не выражена явно, то можно обратить внимание детей на самые важные и известные детям профессии.

     Объяснить: то, что производится в их городе (районе), очень нужно в других местностях. Здесь очень важен  авторитет воспитателя и его  убедительность).

     Знакомство  с гербом города или района на этом этапе еще не проводится. Между  тем в беседах воспитатель  непременно акцентирует внимание детей  на тех моментах, которые впоследствии дети увидят на гербе. Если занятия  по этой теме проходят в населенных пунктах, которые не имеют своего герба, воспитатель может взять за основу герб «столицы» района, округа, области.

     В старшей группе начинается подготовительный этап к основной работе следующего года по ознакомлению с основными  государственными символами и городской  геральдикой.

Информация о работе Ознакомление с родным городом