Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:46, отчет по практике
ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ - приобретение будущими учителями опыта решения профессионально-педагогических задач, выполняя функции учителя-предметника и классного руководителя.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ:
1. Применить знания психолого-педагогических дисциплин в процессе решения профессионально-педагогических задач.
2. Развить профессиональные умения организации учебно-воспитательного процесса.
Во времена Кирилла и Мефодия в христианской церкви господствовал закон о «триязычии» церковных служб. О чем гласил этот закон? (Богослужение в церкви должно было вестись только на трех языках: еврейском, греческом и латинском. На этих языках было написано имя Христа на его кресте.)
Какие события предшествовали появлению славянской азбуки? Для чего святые Кирилл и Мефодий создали ее? (В 863 году моравский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой помочь ему организовать богослужение на славянском языке. Но так как письменности у славянских народов не было, нужно было создать азбуку, чтобы потом перевести на славянский язык богослужебные книги. Это и было поручено солунским братьям Кириллу и Мефодию, возглавившим так называемую Моравскую миссию.)
Назовите дату создания первой славянской азбуки. (24 мая 863 года Кирилл и Мефодий, славянские просветители, составили первую славянскую азбуку. К нам письменность пришла в 10 веке после крещения Руси Князем Владимиром в 988 году.
Какими были самые первые слова, которые перевел с греческого святой Кирилл? (Слова из Евангелия от Иоанна: «Въ начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Богъ».)
Мы говорим о том, что Кирилл и его помощник брат Мефодий создали славянскую азбуку. Но если быть точнее, то речь идет не об одной, а о двух азбуках. Что вам о них известно? (Первая азбука, созданная Кириллом еще в Византии, называлась «глаголица» (от «глагол» - «слово»). Эта азбука составлена по фонетическому принципу, т. е. каждая буква соответствовала звуку славянской речи. В ней 40 букв, которые в основном не скопированы с другого алфавита, а изобретены Кириллом. Глаголица использовалась в отдельных районах Болгарии и Хорватии до конца XVIII века. Кириллица была создана позже глаголицы, ученые до сих пор спорят, кто ее автор - сам Кирилл или кто-то из учеников солунских братьев. В этой азбуке 43 буквы, в основном из греческого алфавита (24), с добавлением букв для обозначения особых славянских звуков (19).
Когда славянская азбука пришла на Русь? С каким важнейшим событием это связано? (В 988 году на Русь благодаря князю Владимиру пришло христианство, а вместе с ним и славянская письменность.)
Богослужебные книги, переведенные Кириллом и Мефодием, - это первые образцы письменного литературного языка славян. Какое название получил древний язык в современной науке? (Старославянский, или церковнославянский язык.)
Какие муки принял Мефодий после смерти брата за просветительскую деятельность и создание славянских книг? (Немецкие священники требовали от Мефодия отречься от славянских книг. За отказ его посадили в тюрьму на два с половиной года. Мефодия били палками, морили голодом, водили босиком по морозу, но святой был тверд в своих убеждениях.)
Где покоится прах святого Мефодия? (В столице Моравского княжества городе Велеграде. Местоположение древнего города не установлено.)
После канонизации Кирилла и Мефодия в 1380 году они получили чин святых равноапостольных. Что означает этот чин? (Это значит, что они равны апостолам - ученикам Христа, потому что они распространяли христианство.)
Известно много икон с изображением Кирилла и Мефодия болгарского, русского письма. Что держат в руках святые почти на всех иконах? (Свитки со славянской азбукой и Евангелие).
Учитель: А теперь внимание! Задание болельщикам, которые могут добавить баллы своим командам за правильный ответ.
Задание болельщикам. Внимательно рассмотрите надписи. Какая из них лежит в основе русского языка: кириллица или глаголица?
Задание болельщикам. Рассмотри название букв. Почему старославянский алфавит называется азбукой?
Чтение стихотворений учащимися.
Вот азбука - начало всех начал.
Открыл букварь, и - детством так и дунуло!
А Константин-философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки - основа
Грядущего неписаного слова,
Великого, как Тихий океан.
В обители горние переходил
Славян просветитель философ Кирилл.
Кирилл умирал. И вставали вдали
Прекрасные храмы далекой земли.
И звон колокольный сквозь трепетный сон
К нему доходил из грядущих времен;
Где, книжною сладостью ум напитав,
Народ отходил от жестоких забав.
И в памяти вновь проходил перед ним
Не гордый Царьград, не властительный Рим,
А юный народ на Дунае-реке,
Что славил Христа на своем языке.
Смиренный Мефодий скорбит, недвижим.
Славянские книги приветствует Рим.
И с верой Христовой навеки сплелась
Славянского слова узорная вязь.
М. Махонина
Учитель: Обучение азбуке было очень непростым занятием, намного сложнее, чем у современного школьника. Сначала буквы произносил учитель, а ученики вслед за ним хором повторяли каждую букву, пока не запоминали. Но это был не беспорядочный крик, а повторение нараспев. Ученик начинал читать, только заучивая слоговые сочетания (точнее, «склады»): «буки-аз» - «ба», «веди-аз» - «ва»…
Что вы знаете о буквах древнерусской азбуки?
Второй блок вопросов командам о буквах славянской азбуки. Он состоит из одной части по четыре вопроса каждой команде. (Раздаточный материал на столах).
1. Одна из причин того, что некоторые буквы уходили из кириллицы, заключается в большом количестве дублетных букв в первой славянской азбуке. Что это за явление -дублетные буквы? Приведите примеры. (Дублетные буквы - те, которые использовались для записи одного и того же звука: [о] - «он»,о, и «омега»,ш , [з] - «зело» и «земля», [и]- «иже», и, «ижица», v; [ф] - «ферт», ф, и «фита», в, и др. Слово «дублетный» от фр. «дублет» -«удвоенный».)
Почему буквы кириллицы «иже» (и) и «и» (i) получили еще название «и восьмеричное» и «и десятеричное»? (Эти буквы обозначали также цифры: «иже» - 8, «и» - 10.)
С помощью букв славянской азбуки на Руси до начала XVIII века записывали еще и числа. Что нужно было сделать, чтобы буква превратилась в цифру? (Поставить над буквой знак ~: «титло».)
Какую букву кириллицы назвали, «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и считали самой дорогой буквой мира? (Букву «ер», нынешний ъ. До реформы 1918 года ъ писался на конце слов после твердых согласных. Эта буква «пожирала» более 8 процентов времени на написание и столько же забирала бумаги, не обозначая при этом никакого звука.)
Задание. Объясните старинную русскую пословицу: Мнится, писание – лёгкое дело – пишут два перста, а болит всё тело.
Была в кириллице буква-страшилище, буква-пугало. Чтобы запомнить слова, в которых она писалась, дореволюционные гимназисты даже сочинили специальные стихи:
Бълый, блъдный, бедный
бъсъ Убьжалъ, бьдняга,
въ лъ съ, Лъшимъ по лъсу онъ
бъгалъ, Родькой съ хрьномъ
пообъдалъ...
Какая это буква?
7. Об избавлении от этой буквы мечтали едва ли не так же, как об отмене крепостного права. Что же это за страшная буква? («Ять», ь. От нее и поговорка: «Знать на ять», т. е. очень хорошо знать.)
Многие буквы ушли из азбуки, но их архаические следы остались в современном русском языке. О каких следах идет речь? (Названия некоторых букв кириллицы сохранились во фразеологизмах: ставить точки над i («доводить дело до конца»), прописать ижицу («наказать»), стоять фертом («упершись в бока; подбоченясь»), от аза до ижицы («от начала до конца; во всем объеме»), от фиты подвело животы (за плохие отметки могли лишить обеда) и др.)
Со временем в кириллице произошли многочисленные изменения: исчезали ненужные буквы, появилялись новые. В современном русском алфавите по сравнению с кириллицей добавились три буквы – Й, Е и Э, - а исчезло намного больше. Пётр I лично участвовал в разработке нового гражданского шрифта. Этот шрифт уборист, линии его тонкие, расстояние между строками сокращено. Из азбуки были изъяты некоторые лишние буквы – «от», «омега», «пси».
Задания болельщикам:
Прочитайте старославянские слова, переведите их на современный русский язык: шеломъ (шлем), вьдати (знать), длань (ладонь), мьшъкъ (мешок).
Отгадай старинные русские загадки:
Пять волов одним плугом пашут.
Малый конь с чёрного озерца воду берёт, белое полотно поливает.
Расстилается по двору белое сукно: конь его топчет, другой водит, чёрные птицы на него садятся.
Соедини начало русских пословиц и их окончания из правой колонки:
Грамоте учиться,
Книги не говорят,
С книгами знаться -
Сперва аз да буки,
Говори не о том, что прочёл, а там и науки.
4. Попробуйте объяснить происхождение старинных русских пословиц и поговорок:
Азбука – наука, а ребятам – бука (мука).
Аз, буки, веди страшат, как медведи.
Азбуку учат, на всю и кричат.
Юс да ижица – конец делу ближитца.
Разгадай кроссворд.
Последняя буква славянской азбуки. (Ижица)
Одна из азбук, созданная братьями-просветителями. (Глаголица)
Знак для обозначения звуков на письме. (Буква)
Буквы, расположенные в определённом порядке. (Алфавит)
Имя одного из братьев – создателя славянской азбуки. (Кирилл)
Вторая буква древнерусского алфавита. (Буки)
Название буквы «с» в славянской азбуке. (Слово)
Имя другого брата - создателя славянской азбуки. (Мефодий)
Подведение итогов. Награждение победившей команды, активных болельщиков.
Учитель. Мы вспомнили с вами двух великих людей, двух славянских просветителей - Кирилла и Мефодия, поговорили о главном детище их жизни - славянской азбуке. Благодаря кириллице мы можем читать и писать, общаться с великими писателями прошлого и настоящего. Очень хочется, чтобы вы осознали, с каким поразительным явлением мы сталкиваемся каждый день - удивительна, поистине чудесна наша азбука, удивителен и чудесен русский язык. А это понимание пришло к нам с солунскими братьями Кириллом и Мефодием, которые зажгли славянским народам свет просвещения, истины, добра и красоты.
И будет славить Русь родная
Святых апостолов славян...
И, сладким звуком их имен
Свои молитвы оглашая,
Из века в век, из рода в род
Она их память соблюдает!
Мы благодарны Просвещенью.
Наука - солнце, душу грей!
Рукой отцов благословленный,
Иди в историю смелей!
К апостолам высокославным.
Любовь святая глубока.
Дела Кирилла и Мефодия
В славянстве будут жить века!
Творческое задание: Ребята, попробуйте сочинить гимн великим просветителям Кириллу и Мефодию, создателям славянской азбуки.
Задание. Вам необходимо, в предложенной ниже таблице фиксировать различные достижения и затруднения, которые у Вас были в процессе педагогической практики.
Достижения
Достижение | Что помогло мне его достичь? | Кто помог мне его достичь? | Как оно отразилось на моей дальнейшей деятельности? |
|
|
|
|
Затруднения
Затруднение | Почему возникло затруднение? | Каков способ его преодоления? | Кто помог его преодолеть? | Как я понял, что затруднение преодолено? |
|
|
|
|
|
Информация о работе Отчет о прохождении педагогической практики в МОУ СОШ №32