Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:46, отчет по практике
ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ - приобретение будущими учителями опыта решения профессионально-педагогических задач, выполняя функции учителя-предметника и классного руководителя.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ:
1. Применить знания психолого-педагогических дисциплин в процессе решения профессионально-педагогических задач.
2. Развить профессиональные умения организации учебно-воспитательного процесса.
работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотреблений;
достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4»
содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.
Отметка «3»
в работе допущены существенные отклонения от темы;
работа достоверна в главном, но в ней имеются фактические неточности;
допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2»
работа не соответствует теме;
допущено много фактических неточностей;
нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.
Отметка «1» ставится, если в работе допущено более 6 недочетов в содержании более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
П р и м е ч а н и е.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше принятого ( в 5 классе – 0.5-1, в шестом классе – 1.0-1.5, в седьмом классе – 1.5-2.0, в восьмом классе – 2.0-3.0, в старших классах – 3.0-5.0), то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».
В период практики мою была разработана и применена система оценивания «+ и -», в соответствии с которой за каждый правильный ответ ученик получает «+», за каждое замечание – «-». В конце урока путем несложных вычислений выводится среднеарифметическое количество плюсов и минусов для каждого ученика. От количества плюсов и минусов зависит оценка ученика:
Четыре «+» - 5;
Три «+» - 4.
Четыре «-» - замечание в дневник.
Если плюсов набирается меньше, чем необходимо для оценки, то ученику предоставляется возможность «добрать» плюсы или «перекрыть» минусы на следующем уроке.
Данная система стимулирует деятельность учащихся, дисциплинирует их.
После введения системы « + и - » успеваемость в классе повысилась, дисциплина вышла на новый уровень.
Задача 5.
Обобщенная формулировка задачи. Современный учитель — это педагог, способный вариативно использовать формы и технологии взаимодействия с коллективом учащихся для решения определенной профессиональной задачи. Одной из функций классного руководителя является организация воспитательной деятельности с учащимися. Сегодня учителю при проведении воспитательных дел с учащимися важно включить в активную деятельность каждого ребенка.
Контекст решения задачи. Я провела воспитательное дело, в котором были задействованы все учащиеся – викторину, посвященную истории славянской письменности.
Ключевые задания, которые приведут к решению:
Я собрала информацию, необходимую для решения задачи. Проанализировала источники, содержащие информацию об организации воспитательной деятельности.
На основе найденной информации оценила возможности использования различных форм организации воспитательного дела в классе, к которому я была прикреплены.
Выявила основные интересы и потребности учащихся.
Определила форму воспитательного дела и его тематику.
Узнала ожидания учащихся от предстоящего воспитательного дела.
Составила общий план (план-конспект) проведения выбранной формы организации воспитательного дела.
Провела воспитательное дело и проанализировала его.
Продукты решения задачи:
Анализ воспитательного дела.
Воспитательное дело выбиралось мной на основании пожеланий учеников. Перед тем, как приступить к подготовке воспитательного дела, я предложила своему классу несколько тем на выбор (история славянской письменности, толерантность, день именинника). Учащиеся, посовещавшись выбрали тему – «История славянской письменности». Их выбор меня очень порадовал, так как эта тема мне очень близка.
В процессе подготовки к викторине, я просмотрела литературу, соответствующую выбранной теме, составила вопросы и задания для ребят, изготовила раздаточные материалы, подобрала необходимое оформление, раздала учащимся стихотворения для заучивания.
Дети с большой радостью восприняли известие о предстоящей викторине, выдвигали множество предположений о ее содержании. Те, кому я поручила выучить стихотворения, замечательно справились со своим заданием. За несколько дней до викторины были сформированы две команды знатоков, которые самостоятельно готовились к ответам на предполагаемые вопросы, искали необходимую информацию. Те ученики, которые не вошли в число знатоков, составили команду болельщиков.
Все учащиеся активно принимали участи в проведении викторины. Несколько ребят вызвались мне помочь в подготовке раздаточного материала (Киселев С., Умнов О., Рещиков В., Маркова Е.), их помощь была очень своевременна, плюс дети почувствовали собственную значимость, причастность к предстоящему мероприятию. Участники команд после уроков отправлялись в библиотеку и готовились к возможным вопросам викторины. Болельщики проявили инициативу и нарисовали плакаты в поддержку команд. Для всех это оказалось приятным сюрпризом.
Положительным итогом мероприятия можно назвать то, что дети получили новые, интересные для них знания, каждый проявил себя, никто не остался в стороне, все поставленные цели были успешно достигнуты.
К негативным итогам можно отнести излишнюю «соревновательность» команд. Во время викторины возникали моменты, когда учащиеся в пылу соревнования переходили на личные оскорбления участников других команд. Но подобные инциденты сразу же мною пресекались.
Проведение викторины помогло мне лучше узнать личностные особенности учащихся, их творческий и учебный потенциал, помогло мне сблизиться с классом. Для самих ребят это было интересное и полезное мероприятие, они стали более доверительно ко мне относиться. Каждый проявил себя в той области, которая была наиболее ему близка.
Воспитательное дело по русскому языку.
Тема: «История славянской письменности».
Цель занятия:
обучающая: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности;
развивающая: развивать речь учащихся, творческие способности, активизировать познавательную активность школьников;
воспитывающая: воспитывать интерес и любовь к родному языку, бережное отношение к его истории.
Задачи занятия:
- познакомить учащихся с деятельностью Кирилла и Мефодия, с изменениями, происходившими в азбуке с течением времени;
- найти следы букв древнерусского алфавита в современном языке;
- расширять кругозор учащихся.
Оформление:
Выставка книг, посвященных истории славянской письменности и деятельности Кирилла и Мефодия.
Репродукция иконы «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий».
Таблицы алфавитов: глаголица, кириллица, современная русская азбука.
Ход мероприятия
История славянской письменности
Эпиграф
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
Учитель. Сегодня мы поговорим о славянской культуре и письменности. Мы вспомним о наших истоках, о том, что русская культура наследует древние и великие традиции. Мы чтим память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку и способствовавших просвещению славян.
То время, когда еще не было письменности, называлось доисторическим, так как люди еще не умели фиксировать свою историю.
Если нужно было отправить послание, то делали это с помощью предметов, которые нужно было расшифровать, или рисовали
Согласитесь, такие методы передачи информации не очень удобны. Как вы понимаете, эволюция письма прошла долгий и тернистый путь, меняясь и совершенствуясь.
Многие народы, живущие на уровне первобытно-общинного строя, используют язык рисунков, т.е. пиктографию.
Задание. Напиши предложение при помощи пиктограммы:
Светит солнце.
Мальчик идёт в школу.
Покажи своему соседу по парте. Правильно ли он тебя понял? Сделай вывод.
Вывод: с помощью пиктограммы не так просто выразить всё, что ты думаешь.
Учитель: Затем картинки, меняясь в течение тысячелетий, превратились сначала в иероглифы, а потом в буквы. И вот славяне стали узнавать, что в других странах пользуются знаками для обозначения каждого звука.
Знаки эти придумали самиты - древний народ, живший на берегах Средиземного моря. А древние греки их усовершенствовали.
В далёкие времена, более тысячи лет назад, у русского народа тоже не было своей письменности. В IX веке два учёных монаха родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Моравию и стали работать над созданием славянской письменности, взяв за основу греческий алфавит. Официальной датой рождения славянской письменности принято считать 24 мая 863 года. В этот день братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита в городе Плиске, бывшей столице Болгарии.
Учитель задает вопросы командам:
А теперь я хочу узнать, что вы знаете о Кирилле и Мефодии. Здесь у нас присутствуют две команды знатоков, которые готовы ответить на любой вопрос.
Первый блок вопросов о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия. Он состоит из двух частей, в каждом по четыре вопроса командам. (Раздаточный материал на столах).
Святых Кирилла и Мефодия часто называют солунскими братьями. Почему? (Кирилл и Мефодий родились в Византии в городе Фессалоники, который назывался также Солунь. Ныне родина Кирилла и Мефодия называется Салоники.)
2. Что вы знаете о семье святых Кирилла и Мефодия? (Отца звали Лев, он служил сотником в провинции; мать - Мария, славянка; в семье было семеро детей, Константин - младший.)
О своем высоком духовном предназначении Константин знал с детских лет. Предание гласит, что в семилетнем возрасте ему приснился пророческий сон. О чем он? (Константину приснилось, как он шел по полю и увидел красивых девушек. Вдруг откуда-то раздался голос: «Выбирай себе жену!» Мальчик смутился, потому что он был еще совсем ребенок, но произнес: «Я выбираю Софию». «София» означает «премудрость, образованность».)
4. С детства владея греческим и славянскими языками - они были для него родными, - Константин самостоятельно изучил латинский язык. Как ему это удалось? (Константин читал книгу Григория Богослова на родном греческом языке и одновременно сравнивал с таким же текстом на латыни. Сопоставляя греческие и латинские слова, он запоминал их и очень быстро выучил латинский язык.)
Младший из солунских братьев известен нам и под именем Константина, и под именем Кирилла. Почему? Сколько имен было у Мефодия? (Константин - мирское имя просветителя. Когда перед смертью Константин принял монашество, он получил новое имя - Кирилл. Мефодий - это имя старшего из солунских братьев в монашестве. Его мирское имя точно неизвестно, ученые предполагают - Михаил.)
Информация о работе Отчет о прохождении педагогической практики в МОУ СОШ №32