Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:46, отчет по практике
ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ - приобретение будущими учителями опыта решения профессионально-педагогических задач, выполняя функции учителя-предметника и классного руководителя.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ:
1. Применить знания психолого-педагогических дисциплин в процессе решения профессионально-педагогических задач.
2. Развить профессиональные умения организации учебно-воспитательного процесса.
13. Осуществите рефлексию процесса решения Вами конкретной профессиональной задачи.
Задача 1.
Обобщенная формулировка задачи. Современный учитель в условиях модернизации образования должен уметь отбирать в соответствии с заданными целями диагностический инструментарий изучения индивидуальных особенностей как коллектива в целом, так и отдельного учащегося в частности.
Контекст решения задачи. Вы проходите педагогическую практику. Прежде чем начать строить образовательный процесс, вам необходимо изучить особенности коллектива учащихся, к которому Вы прикреплены.
Ключевые задания, которые приведут к решению.
Я ознакомилась с теоретическими вопросами: понятие коллектив, его структура, особенности формирования. Воспользовалась для этого различными источниками, в том числе и Интернет-ресурсами.
На основе беседы с классным руководителем и наблюдения определила особенности данного коллектива.
Для изучения особенностей коллектива учащихся я использовала такие методы психодиагностики как беседа, тестирование и наблюдение
Определила, на каком этапе развития находится класс, к которому меня прикрепили.
Коллектив - это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода. Очень важно руководителю ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.
Структура детского коллектива
Если начинать изучение этого вопроса с детского садика, то в нем детского коллектива как такового в общем нет. Иерархия в детсадовской группе выражена слабо, а отдельные детишки если и выделяются, то только в негативном плане - кто самый неуправляемый или кто чаще всех стоит в углу. А в школе примерно ко 2-3 классу начинается появление того, что называют "неформальными группировками" в классе - объединения отдельных детей и формирование в группах взаимоотношений "лидеров и подчиняемых".
В первую очередь, конечно, это разделение "по половому признаку" - мальчики к этому возрасту общаются, как правило, отдельно, девочки отдельно. Но внутри этих однополых групп в свою очередь идут свои разделения - как правило, на наиболее удобное для взаимоотношений количество, так называемый "психологический оптимум" - 5-7 человек. И уже в этих группках, формируется своя структура взаимоотношений. Разумеется, группки эти не постоянные - то там, то тут появляются свои "перебежчики". Кстати, в начальной школе пока это не катастрофа: вот где-то к 7-8 классу такая "неопределенность" отдельных детей будет восприниматься чуть ли не как измена. Но для подростков вообще характерна оценка с позиции только двух крайностей...
Разумеется, в любой группе (и в результате в классе в целом) выделяется свой лидер. По какому принципу? Вообще-то существует (грубо) два типа лидеров. Первый - выделяемый взрослыми и поощряемый ими - то, что в психологии принято называть "формальным лидером".
Тип второй - лидер-антагонист, возникающий в классе именно по принципу "бунтарского духа", тот, которого принято называть неформальным. Ребята с такой легкостью идут за ним именно потому, что он ведет их за собой против взрослых - такие лидеры появляются в детском коллективе как раз к концу начальной школы и к началу средней, когда зарождается противостояние "дети - взрослые".
В средней же школе появляется разновозрастная дружба: дети уже к 9-10 годам начинают нуждаться в старшем друге. Часто они сходятся с более старшими детьми из своего же двора. Иногда это друзья по общим увлечениям (из кружка или секции), а иногда таким другом становится и руководитель кружка, особенно если у него есть задатки талантливого педагога.
Особенности формирования детского коллектива
Главная задача воспитания состоит не только в передаче существующего опыта отношений в форме, адекватной для различных уровней развития детей, но и в направленной подготовке подрастающего поколения к новым более высоким уровням общественных отношений. Важнейшее условие и средство формирования целостной личности человека, инструмент идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического и других сторон воспитания представляет детский коллектив. Его характеризует совокупность признаков, как общих так и специфических.
С психологической точи зрения важно, что коллектив представляет собой общественный организм, в котором формируются общественные связи ребенка, происходит его психическое развитие
Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и межличностных отношений, строящихся на высокой нравственной основе.Таким образом, обязательными признаками коллектива являются:
• Объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может называться сплоченная, но антисоциальная группа, например, группа правонарушителей).
• Наличие добровольного характера объединения, причем под добровольностью здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто задана внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности.
• Целостность, которая выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления.
• Особая форма взаимоотношений между членами коллектива, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.
Отличительная особенность детского коллектива - направленность целей, предусмотренных взрослыми при объединении детей, при построении их отношений. Детский коллектив, объединяя растущих людей, составляет в этом плане условие и инструмент осуществления воспитательной функции. Будучи условием наиболее активного и целенаправленного воздействия общества, детский коллектив сам выполняет воспитательные функции по отношению своим членам.
В организации детского коллектива особенно важно соотношение потребности самих детей в общении и задач, поставленных взрослыми. Активно включая детей в решение общественно значимых задач, коллектив обеспечивает развертывание многообразных форм общения, которые раскрывают широкие возможности для развития личности. Психологически существенно при этом, чтобы дети воспринимали коллектив не как внешнюю целесообразность. В глазах самих детей воспитательная функция коллектива должна отступать на второй план перед его общественно полезной функцией. Иначе его воспитательное воздействие нивелируется.
Психодиагностика понимается двояко:
1. В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением
вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся
психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его
свойств;
2. В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально –
психодиагностических свойств личности.
В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:
1. Сбор данных.
2. Переработка и интерпретация данных.
3. Вынесение решения – психологический диагноз и прогноз.
Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы:
1) формализованные методики;
2) малоформализованные методики.
К формализованным методикам относятся:
тесты;
опросники;
методики проективной техники;
психофизиологические методики.
К малоформализованным методикам следует отнести:
наблюдение;
беседу:
анализ продуктов деятельности.
анализ документации.
На практике я использовала такие разновидности методик, как тесты, наблюдение, беседу, анализ продуктов деятельности, анализ документации
Особенности детского коллектива (характеристики)
| Примеры педагогических ситуаций | Диагностические методики, выявляющие эти характеристики | Рекомендации по использованию диагностических методик |
1. Информативность
2.Дисциплинированность
3. Активность
4. организованность
5. сплоченность | Детям было дано домашнее задание – продолжить рассказ, озаглавить его. Также в соответствии с методическим планом я проводила свободный диктант, суть которого состояла в том, чтобы прослушанный текст записать в свободной форме. Помимо этого на протяжении всей практики мною были использованы различные упражнения, направленные на то, чтобы развить у учащихся как устную, так и письменную речь.
В начале практики дисциплина класса оставляла желать лучшего. Дети могли себе позволить ходить по классу без разрешения учителя, выкрикивать ответы, вертеться, разговаривать. После наблюдения за классом, беседы с учителем и с самими ребятами я поняла, что таким образом они меня «проверяли». Дисциплину удалось восстановить опять же путем беседы с учениками. Во внеучебной деятельности (дежурство по школе и столовой, проведение внеклассного мероприятия по истории славянской письменности) дисциплинированность ребят проявлялась на более высоком уровне. Они с удовольствием выполняли задания викторины, добросовестно относились к дежурству.
Все учащиеся моего класса проявляли активность в разной степени. В зависимости от рода заданий те или иные ученики были более или менее активными. При устном опросе более активными были Киселев С., Серебренников Д., Сорокина В., Драбинко И., Умнов О., при таком виде работ как письменный разбор предложений и словосочетаний у доски более активными были Ганощенко И., Васильев Е., План К. Все учащиеся принимали активное участие во внеклассных мероприятиях – в проведенной мной викторине по истории славянской письменности, в спортивных соревнованиях по баскетболу (были либо в команде игроков, либо в качестве болельщиков). Также активно и добросовестно исполняли обязанности дежурных по школе.
На самом первом уроке было тяжело организовать ребят для продуктивной работы, так как перед моим уроком в школе был проведен спектакль. После спектакля класс с большим опозданием пришел на мой урок, дети были под впечатлением от увиденного и с трудом концентрировались на учебных заданиях. Но на последующих уроках организовать их было намного проще, процент выполненных работ также возрос. Во время дежурства по школе организованность ребят также была на должном уровне, они своевременно выполняли свои обязанности. Большое значение в выявлении уровня организованности класса имела беседа с классным руководителем.
Меня приятно удивила сплоченность класса во время соревнований по баскетболу. Команда болельщиков искренне поддерживала своих одноклассников, на лицах учеников не было равнодушия к происходящему. Во время дежурства по школе дети также показали высокий уровень сплоченности. Те, кто успевал выполнить свои обязанности раньше других, помогали отстающим. Если при ответе на вопрос кто-то из учеников терялся и не мог вспомнить правильный ответ, то весь класс пытался ему помочь.
| Анализ продуктов деятельности.
Беседа
Наблюдение
Анализ продуктов деятельности
Наблюдение
Беседа
Анализ продуктов деятельности
Наблюдение
Беседа
Анализ продуктов деятельности
Наблюдение
| Исследователь, используя данный метод, имеет дело не с самим человеком, а с материальными продуктами его деятельности: учебной (сочинение, решенная задача), игровой (сюжет придуманной ребенком игры, построенный из кубиков дом), творческой (стихи, рассказы, сказки). При осуществлении этого метода важно попытаться воспроизвести процесс изготовления продукта и тем самым обнаружить особенности личности. требования к методу: 1) анализируя продукты деятельности, следует установить, являются ли они результатом типичной, характерной для данного человека деятельности или созданы случайно; 2) необходимо знать, в каких условиях протекала деятельность; 3) анализировать не единичные, а многие продукты деятельности.
Использование метода беседы состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. В этом методе очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка.
С помощью этого метода можно получить обширную информацию о человеке, важное значение наблюдение имеет для изучения психологических особенностей детей. Наблюдение может иметь поисковый и конкретный, строго определенный характер
|
Задача 2.
Обобщенная формулировка задачи. Для того чтобы профессиональная деятельность учителя была успешной, он должен строить образовательный процесс исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
Контекст решения задачи. Класс, к которому Вы прикреплены на период педагогической практики, состоит из учащихся определенного возраста. Прежде чем начать строить образовательный процесс, вам необходимо изучить индивидуальные особенности учащихся.
Ключевые задания, которые приведут к решению:
Я ознакомилась с теоретическими вопросами: понятие возраст, возрастные особенности детей. Воспользовалась для этого различными источниками, в том числе и Интернет.
На основе беседы с классным руководителем и наблюдения определила индивидуальные особенности учащихся.
Составила рекомендации по учету индивидуальных особенностей учащихся в их учебной деятельности.
Продукты решения задачи:
1). Карта индивидуальных особенностей учащегося определенного возраста;
2.) Рекомендации по взаимодействию с учащимися определенного возраста;
3). «Копилка» методик по изучению индивидуальных особенностей учащихся.
Например, продукты могут быть представлены в следующей форме:
Индивидуальные особенности учащихся | Методики для выявления | Характер проявления особенностей в учебной деятельности | Примеры педагогических ситуаций | Рекомендации по учету этих особенностей в учебной деятельности учащихся |
1. Переход от образного к словесно – логическому мышлению.
| Анализ продуктов деятельности (сочинение)
| Картинки, наглядность вызывают интерес, но ученики хотят знать именно научную сторону изучаемых понятий. | Особенно ярко эта особенность выражается на уроках литературы. Дети анализируют произведение, образы в нем. И при этом стараются использовать логику, логическое мышление. На уроках литературы особо тесно переплетаются образное и словесно – логическое мышление. | Необходимо поощрять развитие этих типов мышления. |
2. Формирование научных понятий. Развитие теоретического мышления. | наблюдение, анализ продуктов деятельности. | Ученики легко запоминают новые термины, понятия. Это вызывает интерес. | Дети пытались сами объяснить значение слова «пароним». Многие были близки к верному ответу. Учитель не подсказывал, но в итоге дал верный ответ. | Необходимо давать понятие терминов, но в доступной для них форме. Главное не перегрузить детей. |
3.Преобладание непроизвольного внимания. | Наблюдение. «Кого не хватает?» | Иногда нарушается дисциплина, подвижность, активность. | Первые 20 минут урока хорошая дисциплина, но после объяснения нового материала дети начинают шуметь. | В связи с этим необходимо именно в этот момент давать устные задания типа «Третий лишний». Это помогает сохранить внимание учащихся. |
4. Различие в способах познания действительности (кинестетики, аудиалы, визуалы). | Проведение специального теста во вне учебное время | из-за таких различий необходим индивидуальный подход. | Один из учеников -кинестетик. При объяснении нового материала ему необходима наглядность и контакт с учителем. | При объяснении материала я старалась стоять ближе к нему, клала руку на плечо. Он читал правило в учебнике (тактильный контакт) |
5. Если ребенок неуспешен в учебе, то он чувствует себя неполноценным, несмотря на достижения в других областях. | Анализ продуктов деятельности (сочинения, диктанты), наблюдение. | неуверенность в своих возможностях, такие ученики выбиваются из коллектива, считают себя «лузерами» | Один из учеников допускает очень много ошибок, но при этом занимается моделированием и даже имеет награды. Он успешен по истории. У него сложился стереотип, что он не знает русского языка, и поэтому нет смысла его учить. | Необходимо создать ситуацию успеха, настроить ученик а на положительное. Необходимы дополнительные занятия и доброжелательное отношение педагога. |
Информация о работе Отчет о прохождении педагогической практики в МОУ СОШ №32