Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:46, отчет по практике
ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ - приобретение будущими учителями опыта решения профессионально-педагогических задач, выполняя функции учителя-предметника и классного руководителя.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ:
1. Применить знания психолого-педагогических дисциплин в процессе решения профессионально-педагогических задач.
2. Развить профессиональные умения организации учебно-воспитательного процесса.
Задача 3.
Обобщенная формулировка задачи. Современному учителю за короткое время, отведенное для проведения урока, приходиться достигать целей и задач урока. При этом важно отследить обратную связь о достижении учащимися целей урока.
Контекст решения задачи. В процессе педагогической практики мне было необходимо осуществить планирование и прогнозирование совместных действий с учащимися на уроке.
Ключевые задания, которые привели к решению:
Я прописала основные виды деятельности учащихся на уроке.
Спрогнозировала результат каждого действия.
Постаралась предвидеть результаты действий учащихся на мои действия.
Провела урок и проанализировала приемы в своей деятельности на уроке.
Продукты решения задачи:
На примере урока изучения нового материала по теме «БУКВЫ О, Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ».
Этап урока | Действие учителя | Показатели результативности действий учителя |
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
| Приветствие учеников. Проверка упражнения, заданного на дом, выяснение непонятных ученикам моментов, разъяснение. | Дети концентрируют свое внимание на учителе, по цепочке отвечают предложения из домашнего упражнения, проверяют правильность выполнения ими упражнения, задают вопросы. |
2. Повторение и систематизация изученного | Проведение языковой разминки в виде мини-диктанта. Повторение правописания гласных о, е после шипящих в разных частях речи на основе стихотворения. | Дети записывают диктуемые предложения.
Из предложенного стихотворения выписывают слова с необходимыми орфограммами, с помощью учителя составляют схему правильного написания того или иного вида орфограмм, изученных ранее. |
3. Организация целеполагания | Учитель предлагает детям самостоятельно сформулировать тему и цели урока. | Ученики формулируют тему и цели урока, записывают тему урока в тетради. |
4. Объяснение нового материала | Создание проблемной ситуации, подведение учащихся к самостоятельной формулировке правила.
Корректировка выводов учеников с помощью материала учебника. | В рамках проблемной ситуации дети сравнивают предложенные словосочетания, самостоятельно формулируют правило написания букв О-Е после шипящих на конце наречий. Сравнивают свои выводы с материалами учебника. |
5. Формирование знаний и умений | Запись на доске слов с пропущенными буквами, разъяснение ученикам задания. Проведение распределительного диктанта.
Учитель предлагает детям «собрать» словосочетания по формулам, используя для этого специальную таблицу. | Учащиеся по очереди вставляют пропущенные буквы, объясняют условия своего выбора. Учащиеся записывают слова в колонки в соответствии с изученным на уроке правилом. Учащиеся по предложенным формулам «собирают» словосочетания, по очереди озвучивают свои результаты. |
6. Подведение итогов урока | Беседа по содержанию урока, разъяснение непонятных моментов. | Учащиеся еще раз формулируют правило, делают вывод о том, достигнуты ли поставленные цели. Задают вопросы. |
7. Домашнее задание | Запись домашнего задания на доске, его комментирование. | Дети записывают домашнее задание в дневники, слушают комментарии учителя, задают вопросы. |
Задача 4.
Обобщенная формулировка задачи. Современный учитель в условиях модернизации образования должен владеть различными способами оценивания достижений учащихся. Общепринятая пятибалльная система оценок является не достаточным способом оценивания продвижения учащегося в учебном предмете.
Контекст решения задачи. В процессе педагогической практики Вам необходимо оценивать достижения учащимися целей освоения учебного материала.
Ключевые задания, которые приведут к решению:
Я определила теоретические источники решения задачи, выделила в них теоретическое знание об оценивании достижений учащихся, позволяющем формировать у них адекватную самооценку.
Познакомилась с существующей практикой оценивания достижений учащихся в данном классе.
Проконсультировалась со своими сокурсниками о целесообразности выбора конкретного варианта и критериев оценивания учащихся, позволяющего формировать у них адекватную самооценку.
Продукты решения задачи:
Большое воспитательное значение для учащихся имеет объективная, правильная и своевременная оценка их знаний, умений и навыков. Она способствует повышению ответственности школьников за качество учебы, соблюдению учебной дисциплины, вырабатывает требовательность учащихся к себе, правильную самооценку, честность, правдивость, в то время как завышение и занижение оценки знаний учащихся вызывает у них неудовлетворенность, способствует воспитанию самомнения, зазнайства, ведут к переоценке своих возможностей, формированию у отдельных школьников иждивенческой психологии, а в дальнейшем потребительского отношения к жизни.
В целях преодоления и процентомании необходимо при оценке знаний анализировать их глубину и прочность, проверять умение школьников свободно и вполне сознательно применять изучаемый материал при решении конкретных учебных и практических задач, строго следовать установленным нормативам.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
Глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
Осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
Полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа. Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа. К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Отметка «5»
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась особая работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова.
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни;
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических и фонетических особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое слово или его форму.
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка «5»
работа выполнена безошибочно, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4»
наличие в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок;
1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибок;
4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок;;
3 орфографических ошибки, если среди них есть однотипные.
Отметка «3»
допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки;
3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок;
7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок;
может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Отметка «2»
допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок;
6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок;
5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок;
8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большом количестве ошибок диктант оценивается оценкой «1».
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5»
все задания выполнены верно.
Отметка «4»
ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Отметка «3»
правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2»
не выполнено более половины заданий.
Отметка «1»
ученик не выполнил ни одного задания.
П р и м е ч а н и е. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5»
нет ошибок.
Отметка «4»
ученик допустил 1-2 ошибки.
Отметка «3»
допущено 3-4 ошибки.
Отметка «2»
допущено до 7 ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается «1».
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ.
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащегося.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление вторая – за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5»
содержание работы полностью соответствует теме;
фактические ошибки отсутствуют;
содержание излагается последовательно;
Информация о работе Отчет о прохождении педагогической практики в МОУ СОШ №32