Особенности звукослоговой структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Известно, что процесс усвоения звуко-слоговой структуры слова и ее отдельных компонентов происходит постепенно. Дети с нормальным речевым онтогенезом, как правило, испытывают определенные затруднения при ее овладении. Однако нарушения звуко-слоговой структуры слова в норме являются временным этапом и преодолеваются к концу преддошкольного периода (Бельтюков В.И. [3], Гвоздев А.Н. [8], Маркова А.К. [20-21], Цейтлин С.Н.[28]).

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава I. Научно – теоретические основы проблемы исследования звуко-слоговой структуры у дошкольников .………………………..……………..… 5
1.1. Современные научные подходы к теории слога и слогоделения ……… 5
1.2. Обоснование использования термина «звуко-слоговая структура слова» в исследованиях ………………………………………………………………... 10
1.3. Онтогенез звуко-слоговой структуры слова в норме .….…………….… 12
Выводы по главе ………………………………………………………………. 18
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей звуко-слоговой структуры у детей 3-4 лет …………………………………………………… 20
2.1. Цель, задачи и методы исследования ………………………….……......... 20
2.2. Научно - теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента .………………………………………………………….……….. 21
2.3. Организация исследования ……………………………………………….. 21
2.4. Содержание методики исследования …………………………………...... 21
2.5. Состояние звуко-слоговой структуры дошкольников ………………….. 23
Выводы по главе ……………………………………………………………… 27
Заключение ….……………………………………………….…………………. 28
Список литературы …………………………………….………….………........ 30
Приложение ……………… …………..………………………………………... 33

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

8. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - М. - Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – 156 с.

9. Глухов В.П. Основы психолингвистики: Учеб. пособие для студ. Педвузов. -М.: ACT; Астрель, 2005. – 89 с.

10. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод, рекомендаций. СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001. – 265 с.

11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников //Дети с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 1981. – 68 с.

12. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 98 с.

13. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи: Учеб. пособие для студ. деф. фак. высш. пед. учеб. заведений и логопедов. — М.: УНПУ

«Энергомаш», 1994. – 320 с.

14. Лалаева Р.И., Логинова Е.А., Титова Т.А. Теория речевой деятельности: Хрестоматия. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 546 с.

15. Левина P.E. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды /Ред,-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. -М.: АРКТИ, 2005.

16. Леонтьев A.A. Исследования детской речи //Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. – 232 с.

17. Лепская Н.И. Язык ребёнка (онтогенез речевой коммуникации). М.: Изд-во МГУ, 1997. – 167 с.

18. Лурия А.Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 289 с.

19. Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте: Пособие для студ.-заоч. дошк. фак-тов пед. институтов. -М.: Просвещение, 1964. – 140 с.

20. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1963. – 34 с.

21. Маркова А.К. Периодизация речевого развития //Вопросы психологии. -1973. № 6. – с. 13-17.

22. Носиков С.М. Опыт фонетического описания лепета (организация слога и ритмической структуры) // Становление речи и усвоение языка ребенком. -М.: Изд. Московского университета, 1985. – 235 с.

23. Панфилов Е.Д. Правила слогоделения и корпус слогов. //Проблемы комплексного анализа языка и речи. — Л., 1982. – 79 с.

24. Салахова А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка /Под ред. В.И. Бельтюкова. - М., Педагогика, 1973. – 99 с.

25. Сикорский И.А. Развитие речи у детей // Сб. научно - литературных статей. - Киев, 1899.

26. Спирова Л.Ф. Обследование состояния письма и чтения у детей //Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. науч. трудов. М., 1982. – 98 с.

27. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Монография. М.: МГОПУ, 2000. – 68 с.

28. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 223 с.

29. Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. М.: ИКП РАО, 1992. – 87 с.

30. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника //Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева и A.B. Запорожца. М.; Л., 1948. – 65 с.

31. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971. № 4. - с. 10-14.

32. Якобсон P.O. Звуковые законы детского языка и их место в общей фонологии //Принципы типологического анализа языков различного строя. -М., 1972. – 112 с.

33. http://www.logoburg.com

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Протокол  № ____

обследования  звуко-слоговой структуры слова у детей 3-4 лет

Имя ребенка ____________________________________________________

МДОУ  № ___________        Возраст _________________ 

Задание Исполнение  Оценка и ошибки
1. Обращаясь  к ребенку, исследователь говорит: 

«повторяй за мной слова:

скакалка,

кинотеатр,

танкист,

космонавт,

милиционер,

сковорода,

баскетбол,

перепорхнуть, аквалангист, термометр».

  Оценки  слоговой структуры слова:

- четкое и  правильное произношение (5 баллов);

- замедленное,  напряженное или послоговое произношение (4 балла);

- изменение структуры  слогов в слове, например, замена  закрытого слога открытым, при  сохранении количества слогов (3 балла);

- нарушение слоговой  структуры (замены, вставки, пропуски) или невыполнение (2 балла).

Оценки  звуковой структуры  слова:

- правильное  произношение (5 баллов);

- повторение  с искажением, пропуском или вставкой одного звука (4 б.);

- повторение  с искажением, пропуском или вставкой двух звуков (3 б.);

- повторение  с искажением, пропуском или вставкой  трех и более звуков (2 балла).

2. Повторение  цепочки слогов. Инструкция ребенку:  повторяй за мной слоги.

а-и-у-у-а-и   ча-тя-тя-ча  

1. жа-ща   

жа-ша-ша-ша-жа-ша;

2. би-ба-бо-бо-ба-би  

ба-па-па-ба  

3. ма-на  

ма-на-ма-на-на-ма

4. са-ша-ша-са  

ца-са-ца

5. ла-ра  

ла-ра-ра-ра-ра-ла

  - точное и  правильное воспроизведение в  темпе предъявления (5 балл.);

- напряженное  или замедленное воспроизведение (4 балла);

- уподобление  слогов с самокоррекцией (3 балла);

- уподобление,  искажение, сокращение количества  слогов или отказ (2 балла).

Это комплексное задание  – оно позволяет  оценить как серийную организацию рече-вых движений, так и особенности фоне-тического восприятия. Вначале предъявля-ется 1-ый член пары (а-и-у), который вос-производится ребенком. Следом в таком же режиме предъявляется2-й член (у-а-и).

     ИТОГО:    

     Вывод: уровень развития звуко-слоговой структуры слова

высокий – 4,5-5,0 баллов.

выше-среднего – 3,5-4,4 балла.

средний – 2,5-3,4 балла.

низкий – > 2,4 баллов. 

 Рекомендовано: ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Информация о работе Особенности звукослоговой структуры