Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:52, курсовая работа
Известно, что процесс усвоения звуко-слоговой структуры слова и ее отдельных компонентов происходит постепенно. Дети с нормальным речевым онтогенезом, как правило, испытывают определенные затруднения при ее овладении. Однако нарушения звуко-слоговой структуры слова в норме являются временным этапом и преодолеваются к концу преддошкольного периода (Бельтюков В.И. [3], Гвоздев А.Н. [8], Маркова А.К. [20-21], Цейтлин С.Н.[28]).
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава I. Научно – теоретические основы проблемы исследования звуко-слоговой структуры у дошкольников .………………………..……………..… 5
1.1. Современные научные подходы к теории слога и слогоделения ……… 5
1.2. Обоснование использования термина «звуко-слоговая структура слова» в исследованиях ………………………………………………………………... 10
1.3. Онтогенез звуко-слоговой структуры слова в норме .….…………….… 12
Выводы по главе ………………………………………………………………. 18
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей звуко-слоговой структуры у детей 3-4 лет …………………………………………………… 20
2.1. Цель, задачи и методы исследования ………………………….……......... 20
2.2. Научно - теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента .………………………………………………………….……….. 21
2.3. Организация исследования ……………………………………………….. 21
2.4. Содержание методики исследования …………………………………...... 21
2.5. Состояние звуко-слоговой структуры дошкольников ………………….. 23
Выводы по главе ……………………………………………………………… 27
Заключение ….……………………………………………….…………………. 28
Список литературы …………………………………….………….………........ 30
Приложение ……………… …………..………………………………………... 33
8. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - М. - Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – 156 с.
9. Глухов В.П. Основы психолингвистики: Учеб. пособие для студ. Педвузов. -М.: ACT; Астрель, 2005. – 89 с.
10. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод, рекомендаций. СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001. – 265 с.
11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников //Дети с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 1981. – 68 с.
12. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 98 с.
13. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи: Учеб. пособие для студ. деф. фак. высш. пед. учеб. заведений и логопедов. — М.: УНПУ
«Энергомаш», 1994. – 320 с.
14. Лалаева Р.И., Логинова Е.А., Титова Т.А. Теория речевой деятельности: Хрестоматия. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 546 с.
15. Левина P.E. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды /Ред,-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. -М.: АРКТИ, 2005.
16. Леонтьев A.A. Исследования детской речи //Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. – 232 с.
17. Лепская Н.И. Язык ребёнка (онтогенез речевой коммуникации). М.: Изд-во МГУ, 1997. – 167 с.
18. Лурия А.Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 289 с.
19. Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте: Пособие для студ.-заоч. дошк. фак-тов пед. институтов. -М.: Просвещение, 1964. – 140 с.
20. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1963. – 34 с.
21. Маркова А.К. Периодизация речевого развития //Вопросы психологии. -1973. № 6. – с. 13-17.
22. Носиков С.М. Опыт фонетического описания лепета (организация слога и ритмической структуры) // Становление речи и усвоение языка ребенком. -М.: Изд. Московского университета, 1985. – 235 с.
23. Панфилов Е.Д. Правила слогоделения и корпус слогов. //Проблемы комплексного анализа языка и речи. — Л., 1982. – 79 с.
24. Салахова А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка /Под ред. В.И. Бельтюкова. - М., Педагогика, 1973. – 99 с.
25. Сикорский И.А. Развитие речи у детей // Сб. научно - литературных статей. - Киев, 1899.
26. Спирова Л.Ф. Обследование состояния письма и чтения у детей //Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. науч. трудов. М., 1982. – 98 с.
27. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Монография. М.: МГОПУ, 2000. – 68 с.
28. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 223 с.
29. Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. М.: ИКП РАО, 1992. – 87 с.
30. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника //Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева и A.B. Запорожца. М.; Л., 1948. – 65 с.
31. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971. № 4. - с. 10-14.
32. Якобсон P.O. Звуковые законы детского языка и их место в общей фонологии //Принципы типологического анализа языков различного строя. -М., 1972. – 112 с.
33. http://www.logoburg.com
ПРИЛОЖЕНИЕ
Протокол № ____
обследования звуко-слоговой структуры слова у детей 3-4 лет
Имя ребенка
______________________________
МДОУ
№ ___________ Возраст
_________________
Задание | Исполнение | Оценка и ошибки |
1. Обращаясь
к ребенку, исследователь «повторяй за мной слова: скакалка, кинотеатр, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, баскетбол, перепорхнуть, аквалангист, термометр». |
Оценки
слоговой структуры
слова:
- четкое и правильное произношение (5 баллов); - замедленное, напряженное или послоговое произношение (4 балла); - изменение структуры слогов в слове, например, замена закрытого слога открытым, при сохранении количества слогов (3 балла); - нарушение слоговой структуры (замены, вставки, пропуски) или невыполнение (2 балла). Оценки звуковой структуры слова: - правильное произношение (5 баллов); - повторение с искажением, пропуском или вставкой одного звука (4 б.); - повторение с искажением, пропуском или вставкой двух звуков (3 б.); - повторение с искажением, пропуском или вставкой трех и более звуков (2 балла). | |
2. Повторение
цепочки слогов. Инструкция ребенку:
повторяй за мной слоги.
а-и-у-у-а-и ча-тя-тя-ча 1. жа-ща жа-ша-ша-ша-жа-ша; 2. би-ба-бо-бо-ба-би ба-па-па-ба 3. ма-на ма-на-ма-на-на-ма 4. са-ша-ша-са ца-са-ца 5. ла-ра ла-ра-ра-ра-ра-ла |
- точное и
правильное воспроизведение в
темпе предъявления (5 балл.);
- напряженное
или замедленное - уподобление слогов с самокоррекцией (3 балла); - уподобление,
искажение, сокращение Это комплексное задание – оно позволяет оценить как серийную организацию рече-вых движений, так и особенности фоне-тического восприятия. Вначале предъявля-ется 1-ый член пары (а-и-у), который вос-производится ребенком. Следом в таком же режиме предъявляется2-й член (у-а-и). | |
ИТОГО: |
Вывод: уровень развития звуко-слоговой структуры слова
высокий – 4,5-5,0 баллов.
выше-среднего – 3,5-4,4 балла.
средний – 2,5-3,4 балла.
низкий
– > 2,4 баллов.
Рекомендовано:
______________________________
______________________________