Особенности звукослоговой структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Известно, что процесс усвоения звуко-слоговой структуры слова и ее отдельных компонентов происходит постепенно. Дети с нормальным речевым онтогенезом, как правило, испытывают определенные затруднения при ее овладении. Однако нарушения звуко-слоговой структуры слова в норме являются временным этапом и преодолеваются к концу преддошкольного периода (Бельтюков В.И. [3], Гвоздев А.Н. [8], Маркова А.К. [20-21], Цейтлин С.Н.[28]).

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава I. Научно – теоретические основы проблемы исследования звуко-слоговой структуры у дошкольников .………………………..……………..… 5
1.1. Современные научные подходы к теории слога и слогоделения ……… 5
1.2. Обоснование использования термина «звуко-слоговая структура слова» в исследованиях ………………………………………………………………... 10
1.3. Онтогенез звуко-слоговой структуры слова в норме .….…………….… 12
Выводы по главе ………………………………………………………………. 18
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей звуко-слоговой структуры у детей 3-4 лет …………………………………………………… 20
2.1. Цель, задачи и методы исследования ………………………….……......... 20
2.2. Научно - теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента .………………………………………………………….……….. 21
2.3. Организация исследования ……………………………………………….. 21
2.4. Содержание методики исследования …………………………………...... 21
2.5. Состояние звуко-слоговой структуры дошкольников ………………….. 23
Выводы по главе ……………………………………………………………… 27
Заключение ….……………………………………………….…………………. 28
Список литературы …………………………………….………….………........ 30
Приложение ……………… …………..………………………………………... 33

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

   Общая оценка уровня развития звуко-слоговой структуры складывается из среднеарифметического значения и выражается в следующих значениях:

Высокий уровень – 4,5-5,0 баллов.

Уровень выше-среднего – 3,5-4,4 балла.

Средний уровень – 2,5-3,4 балла.

Низкий  уровень – ниже 2,4 баллов. 

2.5. СОСТОЯНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ  СТРУКТУРЫ У ДЕТЕЙ  3-4 ЛЕТ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ ОНТОГЕНЕЗОМ 

   По выбранному комплексу заданий нами было обследовано 20 детей и получены следующие результаты (результаты оцениваются по пятибалльной шкале), отраженные в таблице 1.

   Таблица 1.

Состояние звуко-слоговой структуры у детей 3-4 лет.

№ п/п Ф.И. ребенка Оцениваемый критерий Среднее
Повторение  слов Повторение  цепочки слогов
Оценки  слоговой структуры слова Оценки звуковой структуры слова
1 Иван С.  4 4 4 4,0
2 Аня П. 3 4 4 3,7
3 Дима К. 4 5 4 4,3
4 Ира К. 4 4 4 4,0
5 Александр В. 4 5 4 4,3
6 Толя Г. 4 3 3 3,3
7 Раъно Ш. 3 3 3 3,0
8 Арина Ш. 4 4 4 4,0
9 Маша Ш. 5 5 5 5,0
10 Ильдар К. 4 3 4 3,7
11 Настя Г. 4 5 5 4,7
12 Кирилл Д. 4 4 4 4,0
13 Оля Ш. 5 5 5 5,0
14 Никита М. 4 5 4 4,3
15 Ира С. 5 4 5 4,7
16 Сергей С. 4 4 3 3,7
17 Аделя К. 4 5 5 4,7
18 Олег Б. 4 5 5 4,7
19 Радик Т. 4 5 4 4,3
20 Артем К. 5 5 5 5,0
Среднее значение по группе 4,1 4,35 4,2 4,2

     По  полученным результатам мы можем  сделать следующие выводы: навыки фонематического анализа и синтеза имеют уровень развития выше-среднего, такой же уровень развития показали обследуемые нами дети и по обследованию фонематического слуха.

      Итак, анализ количественных значений по диагностике  звуко-слоговой структуры у детей 3-4 лет показал, что уровень развития у испытуемых  выше-среднего (4,2 балла).

     Из  представленных количественных значений таблицы мы видим, что дети справились со всеми предложенными заданиями. Лучше всего испытуемые справились с заданием при повторении слов на оценку звуковой структуры слова (4,35 балла). Дети старательно повторяли слова, но допускали искажения, пропуски или вставку одного звука. Также необходимо отметить, что выполняя задание, почти все дошкольники не отвлекались и выполнили задание до конца.

     На  основании анализа полученных данных мы определили уровень развития звуко-слоговой структуры и распределили детей 3-4 лет по подгруппам (смотри рисунок 1).

     

   Рисунок 1. Состояние звуко-слоговой структуры слова у детей 3-4 лет с нормальным речевым онтогенезом.  

   С высокой степенью развития звуко-слоговой структуры выявлено семь детей. Эти дети успешно справились со всеми предложенными заданиями. Они практически безошибочно повторяли за педагогом предлагаемые слова и слоги: произносили их четко и правильно, а также точно и правильно воспроизводили их в темпе предъявления, – что говорит о сформированности звуко-слоговой структуры у испытуемых на должном уровне и в полном объеме.

   Со  степенью развития выше-среднего выявлено 11 детей. Эти дети тоже справились со всеми предложенными заданиями, но допустили некоторые искажения, пропуски или вставку одного звука, произносили слова и слоги замедленно, напряженно или послогово, а также напряженно или замедленно воспроизводили слоги.

   Со  средней степенью развития произвольного внимания выявлено два ребенка. Они также справились с заданием, но задания выполняли не всегда точно: допускали изменение структуры слогов в слове (замена закрытого слога открытым, при сохранении количества слогов), повторяли слова с искажением, пропуском или вставкой двух звуков; уподобляли слоги, но поправляли себя сами.

   С низкой степенью развития произвольного внимания детей не выявлено.

   Таким образом, мы можем отметить, что, в целом, у детей 3-4 лет звуко-слоговая структура слова сформирована, что подтверждается полученными в исследовании результатами.

   Экспериментальное исследование, проведенное нами, позволило  выявить хороший уровень выполнения заданий, направленных на определение уровня развития звуко-слоговой структуры у детей 3-4 лет. Предложенные задания для детей проводились в игровой форме, выполнялись детьми с интересом, но иногда детьми допускались ошибки. Ошибки, допущенные детьми, следующие:

  • в 1 задании:  изменение структуры слогов в слове (замена закрытого слога открытым, при сохранении количества слогов), повторение слов с искажением, пропуском или вставкой одного-двух звуков, произнесение слов и слогов замедленно, напряженно или послогово;
  • во 2 задании: напряженное или замедленное воспроизведение слогов или уподобление слогов с самокоррекцией.

  Также следует отметить уверенность в своих силах, активность, повышенный интерес к предложенным заданиям при выполнении заданий.

     На  основании анализа полученных нами данных можно сделать вывод о  том, что уровень развития звуко-слоговой структуры у детей 3-4 лет соответствует возрастной норме.

     Итак, все вышесказанное позволяет  нам сделать следующие выводы:

1. У  детей 3-4 лет с нормальным речевым онтогенезом выявлен уровень развития звуко-слоговой структуры слова выше-среднего.

2. Лучше всего испытуемые справились с заданием при повторении слов на оценку звуковой структуры слова (4,35 балла). Дети старательно повторяли слова, но допускали искажения, пропуски или вставку одного звука.

3. Ошибки, допущенные детьми, следующие:

  • в 1 задании:  изменение структуры слогов в слове (замена закрытого слога открытым, при сохранении количества слогов), повторение слов с искажением, пропуском или вставкой одного-двух звуков, произнесение слов и слогов замедленно, напряженно или послогово;
  • во 2 задании:  напряженное или замедленное воспроизведение слогов или уподобление слогов с самокоррекцией.

4. Следует отметить уверенность в своих силах, активность, повышенный интерес к предложенным заданиям при выполнении заданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Развитие  речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

     Правильная  речь, по мнению Филичивой Т.Б. [27], – залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

     В нашем экспериментальном исследовании была поставлена следующая цель – изучение особенностей звуко-слоговой структуры слова у дошкольников 3-4 лет.

     В теоретической части исследования мы изучили работы по выявлению закономерности становления процессов восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слова у детей разного возраста (Бабина Г.В. [2], Винарская E.H. [6], Гвоздев А.Н. [8], Леонтьев A.A. [16], Лурия А.Р. [18], Лямина Г.М. [19], Салахова А.Д. [24] и др.); по выявлению трудности детей с так называемым «нерезко выраженным недоразвитием речи» в овладении всеми компонентами устной и, как следствие, письменной речи (Ефименкова Л.Н. [11], Левина Р.Е. [15], Спирова Л.Ф. [26], Якобсон Р.О. [32] и др.); о временных нарушениях речи и преодолении их к концу преддошкольного периода (Бельтюков В.И. [3], Гвоздев А.Н. [8], Маркова А.К. [20-21], Цейтлин С.Н.[28]; о препятствии нормального развития устной речи: овладении правильным произношением отдельных звуков, накоплении словаря, формировании грамматического строя речи, а в дальнейшем и обучении письменной речи детей с алалией, дизартрией, афазией (Левиной Р.Е. [15], Марковой А.К. [20] и их последователей).

     Для оценки состояния фонематического  восприятия мы подобрали комплекс заданий, направленных на узнавание, различение и сравнение: отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2) [29].

      На  основании количественного анализа результатов выполнения комплекса заданий  были сделаны следующие выводы:

1. У  детей 3-4 лет с нормальным речевым онтогенезом выявлен уровень развития звуко-слоговой структуры слова выше-среднего.

2. Лучше всего испытуемые справились с заданием при повторении слов на оценку звуковой структуры слова (4,35 балла). Дети старательно повторяли слова, но допускали искажения, пропуски или вставку одного звука.

3. Ошибки, допущенные детьми, следующие:

  • в 1 задании:  изменение структуры слогов в слове (замена закрытого слога открытым, при сохранении количества слогов), повторение слов с искажением, пропуском или вставкой одного-двух звуков, произнесение слов и слогов замедленно, напряженно или послогово;
  • во 2 задании:  напряженное или замедленное воспроизведение слогов или уподобление слогов с самокоррекцией.

4. Следует отметить уверенность в своих силах, активность, повышенный интерес к предложенным заданиям при выполнении заданий.

     Таким образом, на основании анализа полученных нами данных можно сделать вывод о том, что уровень развития звуко-слоговой структуры слова у детей 3-4 лет соответствует возрастной норме.

     Следовательно, наша гипотеза экспериментально подтвердилась. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

      
1. Аванесов Р.А. О слогоразделе и строении слога в русском языке. - Вопросы языкознания, 1954, кн. 6, с. 8-15.

2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: Учеб.-методич. пособие. — М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». – 230 с.

3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1977. – 169 с.

4. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие. СПб.: Филологический факультет СПб. ун-та, 2000. – 330 с.

5. Брунер Д.Ж. Онтогенез речевых актов //Психолингвистика. М.: Просвещение, 1984. – 135 с.

6. Винарская E.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития: эмоциональные предпосылки освоения языка: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 1987. – 123 с.

7. Выготский Л.C. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; Авт. коммент. М.А. Степанова. -М.: Просвещение, 1995. – 343 с.

Информация о работе Особенности звукослоговой структуры