Особенности звукослоговой структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Известно, что процесс усвоения звуко-слоговой структуры слова и ее отдельных компонентов происходит постепенно. Дети с нормальным речевым онтогенезом, как правило, испытывают определенные затруднения при ее овладении. Однако нарушения звуко-слоговой структуры слова в норме являются временным этапом и преодолеваются к концу преддошкольного периода (Бельтюков В.И. [3], Гвоздев А.Н. [8], Маркова А.К. [20-21], Цейтлин С.Н.[28]).

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава I. Научно – теоретические основы проблемы исследования звуко-слоговой структуры у дошкольников .………………………..……………..… 5
1.1. Современные научные подходы к теории слога и слогоделения ……… 5
1.2. Обоснование использования термина «звуко-слоговая структура слова» в исследованиях ………………………………………………………………... 10
1.3. Онтогенез звуко-слоговой структуры слова в норме .….…………….… 12
Выводы по главе ………………………………………………………………. 18
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей звуко-слоговой структуры у детей 3-4 лет …………………………………………………… 20
2.1. Цель, задачи и методы исследования ………………………….……......... 20
2.2. Научно - теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента .………………………………………………………….……….. 21
2.3. Организация исследования ……………………………………………….. 21
2.4. Содержание методики исследования …………………………………...... 21
2.5. Состояние звуко-слоговой структуры дошкольников ………………….. 23
Выводы по главе ……………………………………………………………… 27
Заключение ….……………………………………………….…………………. 28
Список литературы …………………………………….………….………........ 30
Приложение ……………… …………..………………………………………... 33

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 283.50 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  …………………………………………………………………………. 3

Глава I. Научно – теоретические основы проблемы исследования звуко-слоговой структуры у дошкольников .………………………..……………..… 5

1.1. Современные научные подходы к теории слога и слогоделения ……… 5

1.2. Обоснование использования термина «звуко-слоговая структура слова» в исследованиях ………………………………………………………………... 10

1.3. Онтогенез звуко-слоговой структуры слова в норме .….…………….… 12

Выводы  по главе ………………………………………………………………. 18

Глава II. Экспериментальное исследование особенностей звуко-слоговой структуры у детей 3-4 лет …………………………………………………… 20

2.1. Цель, задачи и методы исследования  ………………………….……......... 20

2.2. Научно - теоретическое обоснование методики  констатирующего эксперимента .………………………………………………………….……….. 21

2.3. Организация  исследования ……………………………………………….. 21

2.4. Содержание  методики исследования …………………………………...... 21

2.5. Состояние звуко-слоговой структуры дошкольников ………………….. 23

Выводы  по главе ……………………………………………………………… 27

Заключение  ….……………………………………………….…………………. 28

Список  литературы …………………………………….………….………........ 30

Приложение  ……………… …………..………………………………………... 33 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Развитие  речи детей в условиях онтогенеза и, в частности, звуко-слоговой структуры  речи, является предметом исследований в таких областях науки как: психология, лингвистика, психолингвистика, логопедия  и др.

     Отечественные исследователи разрабатывают различные  аспекты данной проблемы. Изучение онтогенетических основ позволило  выявить закономерности становления  процессов восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слова у детей разного возраста (Бабина Г.В. [2], Винарская E.H. [6], Гвоздев А.Н. [8], Леонтьев A.A. [16], Лурия А.Р. [18], Лямина Г.М. [19], Салахова А.Д. [24] и др.).

     В работах ряда исследователей констатируются и анализируются трудности детей с так называемым «нерезко выраженным недоразвитием речи» в овладении всеми компонентами устной и, как следствие, письменной речи (Ефименкова Н.И. [11], Левина Р.Е. [15], Спирова Л.Ф. [26], Якобсон Р.О. [32] и др.).

     Известно, что процесс усвоения звуко-слоговой структуры слова и ее отдельных  компонентов происходит постепенно. Дети с нормальным речевым онтогенезом, как правило, испытывают определенные затруднения при ее овладении. Однако нарушения звуко-слоговой структуры слова в норме являются временным этапом и преодолеваются к концу преддошкольного периода (Бельтюков В.И. [3], Гвоздев А.Н. [8], Маркова А.К. [20-21], Цейтлин С.Н.[28]).

     В работах Левиной Р.Е. [15], Марковой А.К. [20] и их последователей отмечается, что нарушения формирования звуко-слоговой структуры слов препятствуют нормальному развитию устной речи: овладению правильным произношением отдельных звуков, накоплению словаря, формированию грамматического строя речи, а в дальнейшем и обучению письменной речи. Однако следует отметить, что детальное изучение этого вопроса касалось детей с алалией, дизартрией, афазией.

     Исходя  из вышеизложенного, представляются актуальными  подбор приёмов обследования, позволяющих проводить объективную оценку нарушения звуко-слоговой структуры слова у дошкольников 3-4 лет.

     Объектом  исследования является произносительная сторона речи детей 3-4 лет.

     Предметом исследования – формирование звуко-слоговой структуры слова у изучаемого контингента детей.

     Целью исследования является изучение особенностей звуко-слоговой структуры слова у дошкольников 3-4 лет.

     Гипотеза – уровень развития звуко-слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым онтогенезом соответствует возрастной норме.

     Исходя  из цели и выдвинутой гипотезы исследования, были определены следующие задачи:

  1. Изучить и обобщить специальную литературу по проблеме формирования звуко-слоговой структуры слова у нормально развивающихся детей; охарактеризовать показатели развития звуко-слоговой структуры слова у детей в условиях нормального онтогенеза.
  2. Обосновать диагностическую методику изучения состояния звуко-слоговой структуры слова.
  3. Изучить состояние звуко-слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым онтогенезом; определить специфические факторы, влияющие на ее формирование.
 
 
 
 
 

Глава I. НАУЧНО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

У ДОШКОЛЬНИКОВ 

    1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ТЕОРИИ

    СЛОГА И СЛОГОДЕЛЕНИЯ 

      В  фонетике  существует  много  теорий,  с   различных   точек   зрения определяющих природу слога. Господствующими, по мнению Гордина М.В. [4],  можно считать две из  них – эспираторную и сонорную.

    Эспираторная теория определяет слог как сочетание звуков,  произносимое одним выдыхательным толчком, причем каждый выдыхательный толчок  приводит  к образованию слога. Действительно, выдыхаемая струя воздуха является основой возникновения слога, поскольку она приводит в  колебание  голосовые  связки.

      Однако, совпадение границ слога и выдыхательных  толчков  происходит  далеко не всегда. За один фонационный период произносится  обычно  ряд  слогов, причем слогообразование достигается пульсирующим  сужением  и  расширением протока для струи воздуха. Эспираторная теория основывается лишь на одном факторе словообразования и поэтому не   может истолковать явление слогообразования во всей его сложности. Эта  теория  подвергалась с разных сторон критике, считалась почти отвергнутой, но снова  получила  в  недавнее время  широкое  распространение  благодаря  трудам американского фонетика Статсона. По его определению, слог является единицей в том смысле, что он всегда состоит из одного выдыхательного толчка,  который  обычно  становится слышимым благодаря гласному и начинается и заканчивается согласным.

     В основе сонорной теории лежит акустический критерий  словообразования. Сонорность - это степень звучности. Слог понимается  сторонниками сонорной теории как сочетание более сонорного элемента с менее  сонорным – языковед Есперсен, разрабатывавший  сонорную  теорию,   доказывал, что в языке существует относительная cонорность всех звуков.  наименьшей  сонорностью обладают глухие шумные согласные, наибольшей сонорностью – гласные звуки. Следовательно, слогообразующим мог бы выступить любой звук.

     В действительности сонорность свойственна только  гласным и сонантам. Звонким шумным свойственна не сонорность, а "вокальность", т.е. преобладание голоса, тогда  как  при  сонорности  речь  идет  уже  только  о

наличии голоса. Примесь шума в звонких  шумных  столь  велика,  что  они  не обладают способностью слогообразования. Сонорная теория,  основываясь  на антропофонических исследованиях всех звуков,  подходила  к  выделению  слога только акустически.

     Сонорная теория слога имела в науке прошлого большой  успех.  Некоторые языковеды считали, что можно соединять существующие теории слога, взять кое-что из эспираторной теории и,  основываясь  на  сонорной  теории,  объяснить природу слога в большинстве языков. Такого взгляда придерживался Э. Сиверс: указанные две теории он считал не исключающими одна другую. По  его  мнению, возможны оба вида слогов,  которые  он  назвал  сонорными  и  эспираторными; однако слог любого вида представляет собой соединение звуков разной  степени звучности, только  в  одном  случае  речь  идет  о  различии  в  собственной интенсивности,  а  в  другом – о градации  интенсивности, обусловленной выдыхательным толчком. Такой же точки  зрения  придерживался  и  Томсон.  Он полагал, что  в  одних  языках  господствуют  эспираторные,  а  в  других – сонорные слоги, хотя и указывал, что в большинстве языков тип слога смешанный.

     Если, пользуясь сонорной теорией, подсчитывать число слогов  в  словах, то в очень многих случаях она даст возможность получить  правильные  ответы. Такое соответствие будет далеко не всегда.  Слабой стороной сонорной теории является то, что степень звучности того или иного звука не есть величина неизменная. Один и тот же звук может быть произнесен с различной степенью звучности [4].

     Применительно к русскому языку упрощенный вариант сонорной теории дает Р.И. Аванесов [1], стремящийся раскрыть механизм  слогоделения.   Различая  для русского  языка  три  градации  звучности,   он   пишет, что основной   закон слогораздела в  русском языке  заключается в том, что неначальный слог в русском языке всегда строится по принципу   восходящей  звучности, начинаясь с наименьшей звучности.

     Позже была выдвинута третья теория объяснения природы слога  –  теория мускульного напряжения (Щерба, Фуше и др. [33]). Слог, говорили  сторонники  этой теории, произносится с единым мускульным напряжением, и вся наша  речь представляет собой цепь напряжений, цепь импульсов. Каждый импульс характеризуется тремя фазами (усиления, вершина и  ослабление), которые связывают с усилением и ослаблением звучности. Характер слога может быть изображен схематически как "дуга мышечного напряжения". При  этом, казалось бы можно легко находить границы слогов, легко объяснять   структурные особенности слогов, характерные для того или иного языка. Однако, анализируя исследования мускульного напряжения гортани, можно заметить, что мышцы гортани, достигнув тонуса,  необходимого  для  вибрации, тотчас теряют напряженность. Вершина  слога,  следовательно,  сопровождается ослаблением напряженности мышц гортани. Теория мускульного напряжения объясняет сложные явления слогообразования   только с точки зрения физиологии, т.е. исключительно артикуляционно.

     Итак, слоговая структура речи основана на  своего  рода  пульсации,  на сменяющих друг друга моментах нарастания и спада мускульного  напряжения, причем чаще всего параллельного  также  нарастание  и  спад  звучности. Тем самым слог несет очень важную функцию, связанную с  организацией  звуковой материи языка. Подчеркнем, что каждый язык имеет свои типичные модели слога и характерные ограничения на употребление  тех или иных звуков в определенных позициях в слоге.

     Членение речевого потока на слоги наблюдается во всех языках мира. Слог везде выступает как минимальная произносимая единица речи (Аванесов Р.А. [1]). Он может состоять либо из одного звука, либо из нескольких звуков, соседствующих в речевой цепи и  определенным  образом  объединенных  в  некое неделимое (с произносительной точки зрения) целое. Практическое членение речевого потока на слоги не вызывает споров, однако определение слога и его природы представляет трудности. Слог  состоит  из  фонем, часть которых выступает как носитель смыслоразличительных  признаков, как ядро, как слогообразующий элемент слога, или является слогоносителем. Слогоносителем в  зависимости  от  языка могут быть: 1) гласный; 2) дифтонг, трифтонг; 3) согласный; 4) многофонемная группа "гласный + согласный".

     Психологически, как считает Глухов В.П. [9], легче членить речевой поток не на звуки, а на слоги. Слог – это наименьшая произносимая единица. Отрезок речи между  паузами представляет собой, с произносительной точки зрения, цепочку следующих  один за другим и связанных между собой слогов. Единственного  членения  на  слоги внутри такого отрезка не происходит. В этом отношении  слог, следовательно, не отличается от отдельного звука речи. Такие  выдающиеся представители физиологически ориентированной экспериментальной фонетики, как Э.  Скрипчур и Г. Панкончелли-Кальциа, считали слог фикцией, созданной лингвистами и психологами. Звук речи вычленяется из речевой цепи только как языковая единица,  как форма выражения фонемы. То же самое происходит в языках слогового  строя, в которых граница слога всегда совпадает с границей  морфемы,  поэтому слог может рассматриваться как форма выражения силлабонемы (Брунер Д.Ж. [5]).

      В языках же не слогового строя, к которым  относится большинство  языков мира, слог может представлять две морфемы, а одна морфема может состоять  из двух слогов. В таких языках слог и слогоделение не  связаны  со  смыслом. И слог не является поэтому фонологической единицей.  Применительно  к  таким языкам слогоделения, ввиду того, что оно  не  обусловлено  в  них  языковыми факторами, наталкивается  на  большие  теоретические трудности и остается неясной и спорной в самих своих основаниях (Аванесов Р.А. [1]).

Информация о работе Особенности звукослоговой структуры