Особенности звукослоговой структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Известно, что процесс усвоения звуко-слоговой структуры слова и ее отдельных компонентов происходит постепенно. Дети с нормальным речевым онтогенезом, как правило, испытывают определенные затруднения при ее овладении. Однако нарушения звуко-слоговой структуры слова в норме являются временным этапом и преодолеваются к концу преддошкольного периода (Бельтюков В.И. [3], Гвоздев А.Н. [8], Маркова А.К. [20-21], Цейтлин С.Н.[28]).

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава I. Научно – теоретические основы проблемы исследования звуко-слоговой структуры у дошкольников .………………………..……………..… 5
1.1. Современные научные подходы к теории слога и слогоделения ……… 5
1.2. Обоснование использования термина «звуко-слоговая структура слова» в исследованиях ………………………………………………………………... 10
1.3. Онтогенез звуко-слоговой структуры слова в норме .….…………….… 12
Выводы по главе ………………………………………………………………. 18
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей звуко-слоговой структуры у детей 3-4 лет …………………………………………………… 20
2.1. Цель, задачи и методы исследования ………………………….……......... 20
2.2. Научно - теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента .………………………………………………………….……….. 21
2.3. Организация исследования ……………………………………………….. 21
2.4. Содержание методики исследования …………………………………...... 21
2.5. Состояние звуко-слоговой структуры дошкольников ………………….. 23
Выводы по главе ……………………………………………………………… 27
Заключение ….……………………………………………….…………………. 28
Список литературы …………………………………….………….………........ 30
Приложение ……………… …………..………………………………………... 33

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

     Однако, по наблюдениям Марковой А.К. [20], не все многосложные слова проходят через стадию сокращенного произношения. Целый ряд слов, появляющийся на определенном этапе речевого развития, ребенок сразу произносит в полном слоговом составе. Эти данные говорят о высокой степени обобщения двигательных и слуховых умений и навыков ребенка с нормальным речевым развитием и быстром переносе приобретаемых навыков с одних слов на другие. Появление такого рода обобщений свидетельствует о том, что звуковая сторона собственной речи становится предметом сознания ребенка, что активная познавательная деятельность является характерной чертой для формирования слоговой структуры слова.

     Наблюдения  и специальные исследования показывают, что прежде чем ребенок научится безошибочно произносить слова, он проходит длительный путь усовершенствования своего произношения. Маркова А.К. [21] отмечает, что после появления слова в течение некоторого времени (до нескольких месяцев) ребенок многократно возвращается к нему, проговаривает, то удаляясь, то приближаясь к правильному произношению. Первое произнесение слова является началом активных поисков на пути к правильному, более или менее стабильному варианту, который войдет в словарь ребенка. Поэтому закономерно, что у ребенка в процессе овладения слоговой структурой слова встречаются различные ошибки, без которых невозможно полноценное развитие речи. Эти ошибки специально изучали исследователи детской речи с целью выявления закономерностей овладения слоговой структурой, механизма и причин их нарушений.

     Большинство авторов (Гвоздев А.Н. [8], Левина Р.Е. [15], Маркова А.К. [20], Швачкин Н.Х. [30] и мн. др.) выделяют следующие временные нарушения слоговой структуры слова у нормально развивающихся детей: пропуски слогов и звуков в слове, ошибки добавления числа слогов, ошибки сокращения групп согласных, уподобление звуков и слогов, перестановки звуков и слогов в слове.

     Наиболее  распространенным нарушением слоговой структуры слова являются пропуски звуков и слогов в слове (элизии). Гвоздев А.Н. [8] объяснял причины элизии сравнительной силой слогов. При произнесении слов, как правило, сохраняется ударный слог. Швачкин Н.Х. [30] видел причину элизии в особенности ребенка воспринимать речь взрослого в определенной ритмической структуре. Жинкин Н.И. [12] находил объяснение этого нарушения в том, что глотка не успевает проделать слоговые модуляции или производит их ослаблено. Лямина Г.М. [19] объясняла причину элизии в неумении приспосабливать движения органов речедвигательного аппарата к слышимым образцам. Авторы считают, что это нарушение в норме является временным фактом и преодолевается к концу преддошкольного возраста.

     В литературе встречаются описания ошибок добавления числа слогов. Исследуя этот вид нарушения, Швачкин Н.Х. [30] пришел к выводу, что «чрезмерное увеличение энергии взрыва при сцеплении согласных» приводит к образованию «рудиментарного слога», продлевая смычку гласным звуком. Маркова А.К. [20], анализируя ошибки удлинения слоговой структуры, выявила, что данный вид нарушения связан с сосредоточением внимания ребенка к звуковой стороне слова. «Позвуковое» произнесение стечения согласных приводит к его «раскладыванию»: деники (деньги), дядили (дятлы) и подготавливает слитное произнесение стечения согласных.

     Очень распространенными, устойчивыми искажениями  структуры слога являются ошибки сокращения групп согласных. Цейтлин  С.Н. [28] определила порядок сокращения групп согласных, происходящий по следующей схеме: в сочетании сонорный + шумный сокращается сонорный: кука (кукла), пате (платье); в сочетании шумный щелевой + шумный смычный остается смычный и устраняется щелевой: десь (здесь), пать (спать).

     Сокращения  групп согласных зависит и  от места в слове. Чаще всего группы согласных сокращаются в середине слова. Маркова А.К. [20] объясняла это наблюдение тем, что при произнесении стечения согласных в середине слова возможно распределение стечения между двумя соседними слогами (реблюд - верблюд). Трудности в произнесении стечений согласных она связывала с их чрезвычайным фонетическим разнообразием. Сокращения групп согласных в той или иной мере присущи детям на всех этапах речевого развития.

     В речи нормально развивающихся детей второго и третьего года жизни распространены уподобления слогов и звуков (ассимиляция). Объясняется это нарушение следствием расхождения между накоплением словаря и ограниченным количеством усвоенных звуков. Уподобление слогов является наиболее простым способом заполнения слогового контура. Уподобляют слоги дети «слогового» типа развития (по Сикорскому И.А. [25]), так как они все внимание обращают на произнесение слогового контура, наполняя его доступным звуками, позже овладевают произнесением звукового состава слова. Цейтлин С.Н. [28] говорила о дистантной ассимиляции (уподоблении) звуков, суть которой состоит в воздействии одного звука на другой. В этом случае происходит частичное (по активному органу или способу образования) или полное уподобление одного звука другому в пределах слова (Надя - наня, Паша - папа).

     Наиболее  редки в речи нормально развивающихся  детей ошибки перестановки звуков или  слогов в слове (персеверации). Рассмотрим обобщение типов ошибок и сроки их преодоления у детей с нормальным речевым онтогенезом, выделяемые Лалаевой Р.И., Логиновой Е.А. и Титовой Т.А. [14]: 1) пропуски слогов и звуков в слове (элизии) к 2,3 годам; 2) ошибки добавления числа слогов к 2,5 годам; 3) сокращения групп согласных к 3 годам; 4) уподобления слогов и звуков к 2,5 годам; 5) перестановки звуков или слогов в слове встречаются редко.

     Таким образом, в процессе усвоения звуко-слоговой структуры слова ребенок проходит длительный и сложный путь развития. Исследователи детской речи видят причины временных нарушений звуко-слоговой структуры слова в недостаточности двигательных и / или слуховых возможностей детей раннего возраста.

     Обзор литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.

  1. В каждом языке, как правило, встречаются  разнообразные  типы 

    строения слога, а набор типов в разных языках обычно не совпадает. Практически членение речевого потока на слоги  не  вызывает  споров, однако определение слога и его природы представляет трудности.

  1. В работах ведущих отечественных ученых прослеживается тенденция от «расчлененного» использования понятий «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова» к более общему термину «звуко-слоговая структура слова». В данной работе мы будем понимать звуко-слоговую структуру слова как характеристику слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов.
  2. В процессе усвоения звуко-слоговой структуры слова ребенок проходит длительный и сложный путь развития. Исследователи детской речи видят причины временных нарушений звуко-слоговой структуры слова в недостаточности двигательных и / или слуховых возможностей детей раннего возраста.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИСССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ 

2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 

     Целью исследования является изучение особенностей звуко-слоговой структуры слова у дошкольников 3-4 лет.

     Исходя  из цели исследования, были определены следующие задачи:

  1. Изучить и обобщить специальную литературу по проблеме формирования звуко-слоговой структуры слова у нормально развивающихся детей; охарактеризовать показатели развития звуко-слоговой структуры слова у детей в условиях нормального онтогенеза.
  2. Обосновать диагностическую методику изучения состояния звуко-слоговой структуры слова.
  3. Изучить состояние звуко-слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым онтогенезом; определить специфические факторы, влияющие на ее формирование.

     Для решения поставленных задач и  подтверждения выдвинутой гипотезы нами была использована совокупность общенаучных и педагогических методов исследования, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга. При этом на каждом этапе исследования определялся адекватный изучаемому вопросу метод. Так, на первом этапе исследования применялись метод теоретического анализа и обобщения отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, сравнительно-сопоставительный метод, метод обобщения накопленного опыта в области изучаемой проблемы. На эмпирическом этапе использовались метод беседы, метод изучения психолого-педагогической и медицинской документации, метод наблюдения за динамикой усвоения детьми произношения, метод фонетического анализа произношения детей, методы поискового, констатирующего, обучающего и контрольного эксперимента. Полученные экспериментальные данные в ходе исследования подвергались количественному и качественному анализу, а также статистической обработке. 

2.2. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 

     Методологической  основой исследования являются:

  • основные положения теории единства законов нормального и аномального развития (Выготский Л.С. [7], Леонтьев А.А. [16]);
  • закономерность усвоения языка и речи в единстве с различными сторонами психического развития (Выготский Л.C. [7], Жинкин Н.И. [12], Леонтьев А.А. [16], Лурия А.Р. [18], Эльконин Д.Б. [31] и др.);
  • принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений онтогенеза (Выготский Л.С. [7], Левина Р.Е. [15]);
  • многоаспектность процесса формирования фонетической системы языка (Бондарко Л.В. [4], Винарская E.H. [6], Гвоздев А.Н. [8], Жукова Н.С. [13], Левина P.E. [15], Цейтлин С.Н. [28] и др.).
 

2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 

    Экспериментальная база исследования: МДОУ № 116 г. Оренбурга (г. Оренбург, пр. Промысловой, 17 а, заведующий – Казакова Т.Н.).

     В работе принимали участие 20 детей в возрасте 3-4 лет с нормальным психическим и физиологическим развитием, не имеющих речевых нарушений, с I-II группой здоровья. 

2.4. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 

     Для определения уровня сформированности звукослоговой структуры слова  и звукопроизношения в констатирующем эксперименте использовался тест - речевые пробы, который состоял из следующих 2 заданий [29]. Первое задание исследовало сформированность звукослоговой структуры слова. Второе задание направлено на оценку правильности повторения цепочки слогов.

     Для оценки состояния фонематического  восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение: отдельных звуков в  ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2).

     Задание 1. Обращаясь к ребенку, исследователь говорит: «повторяй за мной слова: скакалка, кинотеатр, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, баскетбол, перепорхнуть, аквалангист, термометр».

     При проведении пробы оценка складывается из двух критериев.

  1. Оценки слоговой структуры слова:
  • четкое и правильное произношение (5 баллов);
  • замедленное, напряженное или послоговое произношение (4 балла);
  • изменение структуры слогов в слове, например, замена закрытого слога открытым, при сохранении количества слогов (3 балла);
  • нарушение слоговой структуры (замены, вставки, пропуски) или невыполнение (2 балла).
  1. Оценки звуковой структуры слова:
  • правильное произношение (5 баллов);
  • повторение с искажением, пропуском или вставкой одного звука (4 балла);
  • повторение с искажением, пропуском или вставкой двух звуков (3 балла);
  • повторение с искажением, пропуском или вставкой трех и более звуков (2 балла).

     Задание 2. Повторение цепочки слогов. Инструкция ребенку: повторяй за мной слоги.

а-и-у-у-а-и 

жа-ща     жа-ша-ша-ша-жа-ша

би-ба-бо-бо-ба-би   ба-па-па-ба 

ма-на   ма-на-ма-на-на-ма

са-ша-ша-са   ца-са-ца

ла-ра   ла-ра-ра-ра-ра-ла

ча-тя-тя-ча  

     Это комплексное задание – оно позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонетического восприятия. Вначале предъявляется первый член пары (а-и-у), который воспроизводится ребенком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и). В этой серии оцениваются только 10 проб, выделенных жирным шрифтом.

     Оценка:

  • точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления (5 баллов);
  • напряженное или замедленное воспроизведение (4 балла);
  • уподобление слогов с самокоррецией (3 балла);
  • уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ (2 балла).

Информация о работе Особенности звукослоговой структуры