Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:52, курсовая работа
Известно, что процесс усвоения звуко-слоговой структуры слова и ее отдельных компонентов происходит постепенно. Дети с нормальным речевым онтогенезом, как правило, испытывают определенные затруднения при ее овладении. Однако нарушения звуко-слоговой структуры слова в норме являются временным этапом и преодолеваются к концу преддошкольного периода (Бельтюков В.И. [3], Гвоздев А.Н. [8], Маркова А.К. [20-21], Цейтлин С.Н.[28]).
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава I. Научно – теоретические основы проблемы исследования звуко-слоговой структуры у дошкольников .………………………..……………..… 5
1.1. Современные научные подходы к теории слога и слогоделения ……… 5
1.2. Обоснование использования термина «звуко-слоговая структура слова» в исследованиях ………………………………………………………………... 10
1.3. Онтогенез звуко-слоговой структуры слова в норме .….…………….… 12
Выводы по главе ………………………………………………………………. 18
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей звуко-слоговой структуры у детей 3-4 лет …………………………………………………… 20
2.1. Цель, задачи и методы исследования ………………………….……......... 20
2.2. Научно - теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента .………………………………………………………….……….. 21
2.3. Организация исследования ……………………………………………….. 21
2.4. Содержание методики исследования …………………………………...... 21
2.5. Состояние звуко-слоговой структуры дошкольников ………………….. 23
Выводы по главе ……………………………………………………………… 27
Заключение ….……………………………………………….…………………. 28
Список литературы …………………………………….………….………........ 30
Приложение ……………… …………..………………………………………... 33
Однако, по наблюдениям Марковой А.К. [20], не все многосложные слова проходят через стадию сокращенного произношения. Целый ряд слов, появляющийся на определенном этапе речевого развития, ребенок сразу произносит в полном слоговом составе. Эти данные говорят о высокой степени обобщения двигательных и слуховых умений и навыков ребенка с нормальным речевым развитием и быстром переносе приобретаемых навыков с одних слов на другие. Появление такого рода обобщений свидетельствует о том, что звуковая сторона собственной речи становится предметом сознания ребенка, что активная познавательная деятельность является характерной чертой для формирования слоговой структуры слова.
Наблюдения и специальные исследования показывают, что прежде чем ребенок научится безошибочно произносить слова, он проходит длительный путь усовершенствования своего произношения. Маркова А.К. [21] отмечает, что после появления слова в течение некоторого времени (до нескольких месяцев) ребенок многократно возвращается к нему, проговаривает, то удаляясь, то приближаясь к правильному произношению. Первое произнесение слова является началом активных поисков на пути к правильному, более или менее стабильному варианту, который войдет в словарь ребенка. Поэтому закономерно, что у ребенка в процессе овладения слоговой структурой слова встречаются различные ошибки, без которых невозможно полноценное развитие речи. Эти ошибки специально изучали исследователи детской речи с целью выявления закономерностей овладения слоговой структурой, механизма и причин их нарушений.
Большинство авторов (Гвоздев А.Н. [8], Левина Р.Е. [15], Маркова А.К. [20], Швачкин Н.Х. [30] и мн. др.) выделяют следующие временные нарушения слоговой структуры слова у нормально развивающихся детей: пропуски слогов и звуков в слове, ошибки добавления числа слогов, ошибки сокращения групп согласных, уподобление звуков и слогов, перестановки звуков и слогов в слове.
Наиболее распространенным нарушением слоговой структуры слова являются пропуски звуков и слогов в слове (элизии). Гвоздев А.Н. [8] объяснял причины элизии сравнительной силой слогов. При произнесении слов, как правило, сохраняется ударный слог. Швачкин Н.Х. [30] видел причину элизии в особенности ребенка воспринимать речь взрослого в определенной ритмической структуре. Жинкин Н.И. [12] находил объяснение этого нарушения в том, что глотка не успевает проделать слоговые модуляции или производит их ослаблено. Лямина Г.М. [19] объясняла причину элизии в неумении приспосабливать движения органов речедвигательного аппарата к слышимым образцам. Авторы считают, что это нарушение в норме является временным фактом и преодолевается к концу преддошкольного возраста.
В литературе встречаются описания ошибок добавления числа слогов. Исследуя этот вид нарушения, Швачкин Н.Х. [30] пришел к выводу, что «чрезмерное увеличение энергии взрыва при сцеплении согласных» приводит к образованию «рудиментарного слога», продлевая смычку гласным звуком. Маркова А.К. [20], анализируя ошибки удлинения слоговой структуры, выявила, что данный вид нарушения связан с сосредоточением внимания ребенка к звуковой стороне слова. «Позвуковое» произнесение стечения согласных приводит к его «раскладыванию»: деники (деньги), дядили (дятлы) и подготавливает слитное произнесение стечения согласных.
Очень распространенными, устойчивыми искажениями структуры слога являются ошибки сокращения групп согласных. Цейтлин С.Н. [28] определила порядок сокращения групп согласных, происходящий по следующей схеме: в сочетании сонорный + шумный сокращается сонорный: кука (кукла), пате (платье); в сочетании шумный щелевой + шумный смычный остается смычный и устраняется щелевой: десь (здесь), пать (спать).
Сокращения
групп согласных зависит и
от места в слове. Чаще всего группы
согласных сокращаются в
В речи нормально развивающихся детей второго и третьего года жизни распространены уподобления слогов и звуков (ассимиляция). Объясняется это нарушение следствием расхождения между накоплением словаря и ограниченным количеством усвоенных звуков. Уподобление слогов является наиболее простым способом заполнения слогового контура. Уподобляют слоги дети «слогового» типа развития (по Сикорскому И.А. [25]), так как они все внимание обращают на произнесение слогового контура, наполняя его доступным звуками, позже овладевают произнесением звукового состава слова. Цейтлин С.Н. [28] говорила о дистантной ассимиляции (уподоблении) звуков, суть которой состоит в воздействии одного звука на другой. В этом случае происходит частичное (по активному органу или способу образования) или полное уподобление одного звука другому в пределах слова (Надя - наня, Паша - папа).
Наиболее редки в речи нормально развивающихся детей ошибки перестановки звуков или слогов в слове (персеверации). Рассмотрим обобщение типов ошибок и сроки их преодоления у детей с нормальным речевым онтогенезом, выделяемые Лалаевой Р.И., Логиновой Е.А. и Титовой Т.А. [14]: 1) пропуски слогов и звуков в слове (элизии) к 2,3 годам; 2) ошибки добавления числа слогов к 2,5 годам; 3) сокращения групп согласных к 3 годам; 4) уподобления слогов и звуков к 2,5 годам; 5) перестановки звуков или слогов в слове встречаются редко.
Таким
образом, в процессе усвоения звуко-слоговой
структуры слова ребенок
Обзор литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.
строения слога, а набор типов в разных языках обычно не совпадает. Практически членение речевого потока на слоги не вызывает споров, однако определение слога и его природы представляет трудности.
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИСССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ
У
ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
2.1.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью исследования является изучение особенностей звуко-слоговой структуры слова у дошкольников 3-4 лет.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
Для
решения поставленных задач и
подтверждения выдвинутой гипотезы
нами была использована совокупность
общенаучных и педагогических методов
исследования, взаимопроверяющих и дополняющих
друг друга. При этом на каждом этапе исследования
определялся адекватный изучаемому вопросу
метод. Так, на первом этапе исследования
применялись метод теоретического анализа
и обобщения отечественной и зарубежной
литературы по теме исследования, сравнительно-сопоставительный
метод, метод обобщения накопленного опыта
в области изучаемой проблемы. На эмпирическом
этапе использовались метод беседы, метод
изучения психолого-педагогической и
медицинской документации, метод наблюдения
за динамикой усвоения детьми произношения,
метод фонетического анализа произношения
детей, методы поискового, констатирующего,
обучающего и контрольного эксперимента.
Полученные экспериментальные данные
в ходе исследования подвергались количественному
и качественному анализу, а также статистической
обработке.
2.2.
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ
КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Методологической основой исследования являются:
2.3.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Экспериментальная база исследования: МДОУ № 116 г. Оренбурга (г. Оренбург, пр. Промысловой, 17 а, заведующий – Казакова Т.Н.).
В
работе принимали участие 20 детей в
возрасте 3-4 лет с нормальным психическим
и физиологическим развитием, не имеющих
речевых нарушений, с I-II группой здоровья.
2.4.
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения уровня сформированности звукослоговой структуры слова и звукопроизношения в констатирующем эксперименте использовался тест - речевые пробы, который состоял из следующих 2 заданий [29]. Первое задание исследовало сформированность звукослоговой структуры слова. Второе задание направлено на оценку правильности повторения цепочки слогов.
Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение: отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2).
Задание 1. Обращаясь к ребенку, исследователь говорит: «повторяй за мной слова: скакалка, кинотеатр, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, баскетбол, перепорхнуть, аквалангист, термометр».
При проведении пробы оценка складывается из двух критериев.
Задание 2. Повторение цепочки слогов. Инструкция ребенку: повторяй за мной слоги.
а-и-у-у-а-и
жа-ща жа-ша-ша-ша-жа-ша
би-ба-бо-бо-ба-би ба-па-па-ба
ма-на ма-на-ма-на-на-ма
са-ша-ша-са ца-са-ца
ла-ра ла-ра-ра-ра-ра-ла
ча-тя-тя-ча
Это комплексное задание – оно позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонетического восприятия. Вначале предъявляется первый член пары (а-и-у), который воспроизводится ребенком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и). В этой серии оцениваются только 10 проб, выделенных жирным шрифтом.
Оценка: