Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:04, курсовая работа
Предметом являются способы воспитания детей. Перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать категорию детей с нарушениями зрения;
2. Выявить особенности воспитания слепых и слабовидящих детей;
3. Изучить проблему профориентации детей, имеющих нарушения зрения.
Введение ……………………………………………………………………………...3
§1. Характеристика детей с нарушениями зрения ………………………..………4
§2. Особенности воспитания слепых и слабовидящих детей ………………...….12
§3. Профориентация детей, имеющих нарушения зрения………...………….…..33
Заключение …………………………………………………………...……………..42
Литература…………………………………………………………………………...44
В разное время были известны имена слепых резчиков по дереву и скульпторов. Слепорожденный Георг Буре (Венгрия) занимался плоскостной и объемной резьбой по дереву. Иосиф Клейнганс (Австрия), ослепший в четырехлетнем возрасте, успешно овладел приемами объемной резьбы. Он изготовлял бюсты людей в натуральную величину. Известны имена слепых скульпторов Луи Видаля, Лины По, М.Р. Макарова и др.
Приведенные примеры свидетельствуют о больших потенциальных возможностях незрячих. Об их высокой пластичности и приспособляемости к условиям различных видов деятельности свидетельствуют многочисленные исследования по компенсации и коррекции нарушенных функций у незрячих [5, с. 216].
Слепые и слабовидящие общественные деятели, организаторы производства, педагоги
Есть виды деятельности, которые характеризуются преобладанием межличностных отношений и предполагают взаимодействие человека с человеком или коллективами людей в учебной, трудовой и общественной деятельности. К ним относятся профессии, связанные с управлением, обучением, обслуживанием. Свыше 400 незрячих - преподаватели вузов, техникумов, общеобразовательных школ. Слепые преподают историю, литературу, математику, иностранные языки. Некоторые из них достигли высокого педагогического мастерства, за что удостоены почетного звания заслуженного учителя республики и отмечены знаками отличия.
Выбирая профессию преподавателя, слепые и слабовидящие выпускники должны взвесить свои возможности, проверить на практике свои педагогические способности, например, шефствуя над отстающими или младшими школьниками.
Слепые и слабовидящие в сфере сельскохозяйственного производства
В сельской местности живет и работает значительное число инвалидов по зрению. Лица с остаточным зрением работают лесоустроителями, пчеловодами, садоводами, агрономами. Их трудовая деятельность в сельском хозяйстве сопряжена с большими трудностями. Однако это не исключает ознакомления учащихся с профессиями биологического характера.
В большинстве сельских школ-интернатов для слабовидящих детей ведется обучение различным видам сельскохозяйственного труда. Школы имеют учебно-опытные участки и подсобные хозяйства. Учащиеся привлекаются к составлению агротехпланов, выполнению практических заданий, познают связь науки с сельским хозяйством. Это формирует интерес к профессиям сельскохозяйственного производства, получению соответствующего образования в средних и высших специальных заведениях [5, с. 218].
Профессиональное обучение в системе Всероссийского общества слепых, в высших и средних специальных учебных заведениях
Предприятия Всероссийского общества слепых, где может получить рабочую специальность каждый выпускник школы для слепых и слабовидящих, имеются во всех городах. Сроки обучения зависят от сложности профессии. В процессе обучения выпускник школы получает теоретическую подготовку и овладевает рабочими умениями и навыками. После окончания обучения ему присваивается квалификационный разряд и поручается самостоятельная работа.
Подготовка специалистов из числа слепых и слабовидящих граждан (инвалидов I и II групп по зрению) ведется в библиотечных техникумах, музыкальных училищах и училищах культпросветработы, а также в специальном медицинском училище в городе Кисловодске, выпускающем массажистов широкого профиля.
Профессия массажиста популярна среди незрячих. Массаж бывает лечебный, косметический, физкультурный. Лечебный массаж - научно обоснованный, испытанный многолетней практикой метод лечения. Он применяется во всех лечебно-профилактических учреждениях: больницах, поликлиниках, санаториях и др. Роль лечебного массажа возросла особенно за последнее время в связи с включением его в систему средств медицинской реабилитации, направленных на профилактику и восстановление здоровья больных, возвращение их к труду.
По определенным профессиям слабовидящие могут быть приняты на обучение в ПТУ.
В высших учебных заведениях подготовка специалистов из числа лиц с нарушением зрения I и II групп инвалидности осуществляется по специальностям: правоведение, родной язык и литература, история, обществоведение, философия, политическая экономия, математика, прикладная математика, народные инструменты, пение, фортепиано, композиция, музыковедение и др. [5, с. 219]
Говоря о профориентации учащихся с нарушением зрения и о последующем их трудоустройстве, следует отметить, что выбор профиля и рабочего места должны соответствовать их функциональным возможностям, не оказывать отрицательного влияния на состояние здоровья и исключать воздействие противопоказанных факторов. Число сфер, в которых могут реализовать себя лица с нарушениями зрения, хоть и ограничено, но, тем не менее, имеет достаточно широкий спектр: техника, ЭВМ, литература и искусство, общественная и педагогическая деятельность, сельскохозяйственное производство.
Дети, окончившие школу, могут получить образование в библиотечных техникумах, музыкальных училищах и училищах культпросветработы, а также в специальном медицинском училище в городе Кисловодске, выпускающем массажистов широкого профиля. В высших учебных заведениях подготовка специалистов из числа лиц с нарушением зрения осуществляется по различным специальностям.
Заключение
В ходе работы мы решали задачи, поставленные в начале курсового исследования, и пришли к следующим выводам:
1. В зависимости от степени нарушения зрения детей можно разделить на слепых и слабовидящих. Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными, иметь прогрессирующий и непрогрессирующий характер. Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью, выражено отставание в физическом развитии.
Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Наряду с осязанием у слепых и слабовидящих в различных видах деятельности важную роль играет слуховое восприятие и речь.
Программы специальных классов общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих детей соответствуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала. Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации значительно нарушенного и отсутствующего зрения с помощью оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических и плоскопечатных пособий.
2. Воспитатель должен учитывать единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни. Дети с нарушением зрения, насколько это возможно, должны быть приобщены к различным видам деятельности. В содержание воспитания детей с нарушением зрения входят, в основном, те же аспекты, что и при воспитании здоровых детей: духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание. Однако воспитание слепых и слабовидящих детей имеет свою специфику.
Одним из важнейших условий эстетического воспитания слепых и слабовидящих является развитие у них восприятия формы и формообразующих элементов, имеющих познавательную и эстетическую ценность. Содержательными свойствами формы являются симметрия, ритм, пластика, контраст, композиция.
Физическое воспитание слепых и слабовидящих детей направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, укрепление здоровья, формирование двигательных качеств, а также улучшается функциональное состояние зрения у детей. Трудовое воспитание и обучение служат также важным средством коррекции, компенсации и восстановления нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе.
И. С. Мишустиной, тифлопедагогом ДОУ г. Новосибирска разработан комплекс коррекционных упражнений, использование которого повышает двигательную активность детей, снимает напряжение, активно упражняет зрение, тем самым развивает зрительно-двигательные возможности детей с нарушением зрения.
3. Говоря о профориентации учащихся с нарушением зрения следует отметить, что выбор профиля и рабочего места должны соответствовать их функциональным возможностям, не оказывать отрицательного влияния на состояние здоровья и исключать воздействие противопоказанных факторов. Число сфер, в которых могут реализовать себя лица с нарушениями зрения, имеет достаточно широкий спектр: техника, ЭВМ, литература и искусство, общественная и педагогическая деятельность, сельскохозяйственное производство. По окончании школы дети могут получить образование в библиотечных техникумах, музыкальных училищах и училищах культпросветработы, а также в специальном медицинском училище в городе Кисловодске, выпускающем массажистов широкого профиля. В высших учебных заведениях подготовка специалистов из числа лиц с нарушением зрения осуществляется по различным специальностям.
Список литературы
1. Алексеев О.Л., Ермаков В.П., Смирнов В.Н. Организация кабинетов трудового обучения для школ слепых и слабовидящих. – Свердловск, 1987.
2. Бордовская, Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство « Питер», 2000.
3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
4. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. - М., 1990.
5. Ермаков В.П., Куличева Н.И. Профориентация слепых школьников. – М., 1982
6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
7. Жохов В.П., Коржакова И.А., Плаксина Л.И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. - М., 1989.
8. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. - М., 1956.
9. Каплан А.И. Детская слепота (цветовое остаточное зрение). - М., 1979.
10. Литвак А. Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. - Л., 1972.
11. Литвак А.Г. Тифлопсихология. — М., 1985.
12. Мишустина И.С. Сенсомоторное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Эл. ресурс] / http/www.den-za-dhem.ru/page.p
13. Муратов Р.С. Технические средства обучения слепых и слабовидящих школьников. - М., 1968.
14. Основы ортопедагогики / Под общ. науч. ред. Э.Брукарта. - Бельгия (на русском языке), 1999.
15. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. — М., 1998.
16. Примерное содержание коррекционных занятий в специалной общеобразовательной школе для слабовидящих детей / Под ред. В.П. Ермакова. – М., 1988.
17. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М., 1980.
18. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
19. Специальная педагогика: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
20. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
21. Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. — СПб.: Питер, 2006.
22. Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах /Под ред. Л.И.Плаксиной. - Калуга, 1998.
Информация о работе Особенности воспитания детей с нарушениями зрения