Особенности воспитания детей с нарушениями зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Предметом являются способы воспитания детей. Перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать категорию детей с нарушениями зрения;
2. Выявить особенности воспитания слепых и слабовидящих детей;
3. Изучить проблему профориентации детей, имеющих нарушения зрения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………...3
§1. Характеристика детей с нарушениями зрения ………………………..………4
§2. Особенности воспитания слепых и слабовидящих детей ………………...….12
§3. Профориентация детей, имеющих нарушения зрения………...………….…..33
Заключение …………………………………………………………...……………..42
Литература…………………………………………………………………………...44

Работа содержит 1 файл

Курс.раб.Федосеевой Т.С. правка.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

В разное время были известны имена слепых резчиков по де­реву и скульпторов. Слепорожденный Георг Буре (Венгрия) за­нимался плоскостной и объемной резьбой по дереву. Иосиф Клейнганс (Ав­стрия), ослепший в четырехлетнем возрасте, успешно овладел приемами объемной резьбы. Он изготовлял бюсты людей в на­туральную величину. Известны имена слепых скульпторов Луи Видаля, Лины По, М.Р. Макарова и др.

Приведенные примеры свидетельствуют о больших потенци­альных возможностях незрячих. Об их высокой пластичности и приспособляемости к условиям различных видов деятельно­сти свидетельствуют многочисленные исследования по компен­сации и коррекции нарушенных функций у незрячих [5, с. 216].

Слепые и слабовидящие общественные деятели, организаторы производства, педагоги

Есть виды деятельности, которые характеризуются преобла­данием межличностных отношений и предполагают взаимодей­ствие человека с человеком или коллективами людей в учеб­ной, трудовой и общественной деятельности. К ним относятся профессии, связанные с управлением, обучением, обслужива­нием. Свыше 400 незрячих - преподаватели вузов, техникумов, об­щеобразовательных школ. Слепые преподают историю, лите­ратуру, математику, иностранные языки. Некоторые из них до­стигли высокого педагогического мастерства, за что удостоены почетного звания заслуженного учителя республики и отмече­ны знаками отличия.

Выбирая профессию преподавателя, слепые и слабовидящие выпускники должны взвесить свои возможности, проверить на практике свои педагогические способности, например, шеф­ствуя над отстающими или младшими школьниками.

Слепые и слабовидящие в сфере сельскохозяйственного производства

В сельской местности живет и работает значительное число инвалидов по зрению. Лица с остаточным зрением работают лесоустроителями, пчеловодами, садоводами, агрономами. Их трудовая деятельность в сельском хозяйстве сопряжена с боль­шими трудностями. Однако это не исключает ознакомления учащихся с профессиями биологического характера.

В большинстве сельских школ-интернатов для слабовидящих детей ведется обучение различным видам сельскохозяйственно­го труда. Школы имеют учебно-опытные участки и подсобные хозяйства. Учащиеся привлека­ются к составлению агротехпланов, выполнению практических заданий, познают связь науки с сельским хозяйством. Это фор­мирует интерес к профессиям сельскохозяйственного производ­ства, получению соответствующего образования в средних и выс­ших специальных заведениях [5, с. 218].

Профессиональное обучение в системе Всероссийского общества слепых, в высших и средних специальных учебных заведениях

Предприятия Всероссийского общества слепых, где может получить рабочую специальность каждый выпускник школы для слепых и слабовидящих, имеются во всех городах. Сроки обучения зависят от сложности профессии. В про­цессе обучения выпускник школы получает теоретическую подготовку и овладевает рабочими умениями и навыками. Пос­ле окончания обучения ему присваивается квалификационный разряд и поручается самостоятельная работа.

Подготовка специалистов из числа слепых и слабовидящих граждан (инвалидов I и II групп по зрению) ведется в библио­течных техникумах, музыкальных училищах и училищах культпросветработы, а также в специальном медицинском учи­лище в городе Кисловодске, выпускающем массажистов широ­кого профиля.

Профессия массажиста популярна среди незрячих. Массаж бывает лечебный, косметический, физкультурный. Лечебный массаж - научно обоснованный, испытанный многолетней практикой метод лечения. Он применяется во всех лечебно-про­филактических учреждениях: больницах, поликлиниках, са­наториях и др. Роль лечебного массажа возросла особенно за последнее время в связи с включением его в систему средств медицинской реабилитации, направленных на профилактику и восстановление здоровья больных, возвращение их к труду.

По определенным профессиям слабовидящие могут быть при­няты на обучение в ПТУ.

В высших учебных заведениях подготовка специалистов из числа лиц с нарушением зрения I и II групп инвалидности осуще­ствляется по специальностям: правоведение, родной язык и ли­тература, история, обществоведение, философия, политическая экономия, математика, прикладная математика, народные инст­рументы, пение, фортепиано, композиция, музыковедение и др. [5, с. 219]

 

Говоря о профориентации учащихся с нарушением зрения и о последующем их трудоустройстве, следует отметить, что вы­бор профиля и рабочего места должны соответствовать их фун­кциональным возможностям, не оказывать отрицательного влияния на состояние здоровья и исключать воздействие про­тивопоказанных факторов. Число сфер, в которых могут реализовать себя лица с нарушениями зрения, хоть и ограничено, но, тем не менее, имеет достаточно широкий спектр: техника, ЭВМ, литература и искусство, общественная и педагогическая деятельность, сельскохозяйственное производство.

Дети, окончившие школу, могут получить образование в библио­течных техникумах, музыкальных училищах и училищах культпросветработы, а также в специальном медицинском учи­лище в городе Кисловодске, выпускающем массажистов широ­кого профиля. В высших учебных заведениях подготовка специалистов из числа лиц с нарушением зрения осуще­ствляется по различным специальностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе работы мы решали задачи, поставленные в начале курсового  исследования, и пришли к следующим выводам:

1. В зависимости от степени нарушения зрения детей можно разделить на слепых и слабовидящих. Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными, иметь  прогрессирующий и непрогрессирующий характер.   Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сфе­ры, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью, выражено отставание в физическом развитии.

Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Наряду с осязанием у слепых и слабовидящих в различных видах деятельности важную роль играет слуховое восприятие и речь.

Программы специальных классов общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих детей соответствуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала. Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации значительно нарушенного и отсутствующего зрения с помощью оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических и плоскопечатных пособий.

2. Воспитатель должен учитывать единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни. Дети с нарушением зрения, насколько это возможно, должны быть приобщены к различным видам деятельности. В содержание воспитания детей с нарушением зрения вхо­дят, в основном, те же аспекты, что и при воспитании здоровых детей: духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание. Однако воспитание слепых и слабовидящих детей имеет свою специфику.

Одним из важнейших условий эстетического воспитания сле­пых и слабовидящих является развитие у них восприятия фор­мы и формообразующих элементов, имеющих познавательную и эстетическую ценность. Содержательными свойствами фор­мы являются симметрия, ритм, пластика, контраст, компози­ция.

Физическое воспита­ние слепых и слабовидящих детей направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, укрепление здоровья, фор­мирование двигательных качеств, а также улучшается функциональное состояние зрения у детей. Трудовое воспитание и обучение служат также важным средством коррекции, компенсации и восстановления нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе.

И. С. Мишустиной, тифлопедагогом ДОУ г. Новосибирска разработан комплекс коррекционных упражнений, использование которого повышает двигательную активность детей, снимает напряжение, активно упражняет зрение, тем самым развивает зрительно-двигательные возможности детей с нарушением зрения.

3. Говоря о профориентации учащихся с нарушением зрения следует отметить, что вы­бор профиля и рабочего места должны соответствовать их фун­кциональным возможностям, не оказывать отрицательного влияния на состояние здоровья и исключать воздействие про­тивопоказанных факторов. Число сфер, в которых могут реализовать себя лица с нарушениями зрения, имеет достаточно широкий спектр: техника, ЭВМ, литература и искусство, общественная и педагогическая деятельность, сельскохозяйственное производство. По окончании школы дети могут получить образование в библио­течных техникумах, музыкальных училищах и училищах культпросветработы, а также в специальном медицинском учи­лище в городе Кисловодске, выпускающем массажистов широ­кого профиля. В высших учебных заведениях подготовка специалистов из числа лиц с нарушением зрения осуще­ствляется по различным специальностям.

Список литературы

 

1.                  Алексеев О.Л., Ермаков В.П., Смирнов В.Н. Организация кабинетов трудового обучения для школ слепых и слабовидящих. – Свердловск, 1987.

2.                  Бордовская, Н.В. Реан А.А. Педагогика.  Учебник для вузов    СПб:  Издательство  « Питер», 2000.

3.                  Василькова Ю.В.  Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. посо­бие для студ. высш. учеб, заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Изда­тельский центр «Академия», 2004.

4.                  Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. - М., 1990.

5.                  Ермаков В.П., Куличева Н.И. Профориентация слепых школьников. – М., 1982

6.                  Ермаков В.П., Якунин Г.А.  Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и вос­питание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 

7.                  Жохов В.П., Коржакова И.А., Плаксина Л.И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. - М., 1989.

8.                  Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. - М., 1956.

9.                  Каплан А.И. Детская слепота (цветовое остаточное зрение). - М., 1979.

10.             Литвак А. Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. - Л., 1972.

11.             Литвак А.Г. Тифлопсихология. — М., 1985.

12.             Мишустина И.С. Сенсомоторное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Эл. ресурс] / http/www.den-za-dhem.ru/page.php?article=50

13.             Муратов Р.С. Технические средства обучения слепых и слабовидящих школьников. - М., 1968.

14.             Основы ортопедагогики / Под общ. науч. ред. Э.Брукарта. - Бельгия (на русском языке), 1999.

15.             Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. — М., 1998.

16.             Примерное содержание коррекционных занятий в специалной общеобразовательной школе для слабовидящих детей / Под ред. В.П. Ермакова. – М., 1988.

17.             Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых де­тей дошкольного возраста. — М., 1980.

18.             Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

19.             Специальная педагогика: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

20.             Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

21.             Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. — СПб.: Питер, 2006.

22.             Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах /Под ред. Л.И.Плаксиной. - Калуга, 1998.



Информация о работе Особенности воспитания детей с нарушениями зрения