Особенности воспитания детей с нарушениями зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Предметом являются способы воспитания детей. Перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать категорию детей с нарушениями зрения;
2. Выявить особенности воспитания слепых и слабовидящих детей;
3. Изучить проблему профориентации детей, имеющих нарушения зрения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………...3
§1. Характеристика детей с нарушениями зрения ………………………..………4
§2. Особенности воспитания слепых и слабовидящих детей ………………...….12
§3. Профориентация детей, имеющих нарушения зрения………...………….…..33
Заключение …………………………………………………………...……………..42
Литература…………………………………………………………………………...44

Работа содержит 1 файл

Курс.раб.Федосеевой Т.С. правка.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

Поиск предметов различной фактуры, величины, формы.

Загадки.

Занятия  в «Шариковом бассейне»

Коррекционная направленность упражнений реализуется в специальных заданиях:

- сосредоточение на отдельных шариках (выделение только красных, синих, желтых, зеленых);

- рассматривание шариков одним глазом (правым, левым), уточнение цвета;

-подбрасывание шариков вверх и сопровождение их взором;
- подбрасывание шариков в бассейне правой, левой рукой сидя в бассейне, лежа в бассейне, зарывшись в шарики;

- катание шариков в ладонях из положения сидя;

- перебрасывание шариков из одной руки в другую;

- поднимание шариков ногами вверх из положения сидя, лежа;

- подбрасывание шариков ногами из положения лежа;

- собирание шариков ногами в положении сидя;

- катание шариков вправо-влево из положения сидя;

- катание шариков ногами в положении стоя;

- ныряние в шарики;

- релаксация (лежа в шариках).

Такие упражнения включают психоэмоциональное расслабление мышц и используются в конце занятия. Индивидуальные и подгрупповые занятия непродолжительны, 5-7 минут. Могут быть использованы и как часть физкультурного занятия или занятия лечебной физкультурой. [12]

Итак, воспитатель должен учитывать единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

Дети с нарушением зрения, насколько это возможно, должны быть приобщены к различным видам деятельности. В содержание воспитания детей с нарушением зрения вхо­дят, в основном, те же аспекты, что и при воспитании здоровых детей: духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание. Однако воспитание слепых и слабовидящих детей имеет свою специфику.

Одним из важнейших условий эстетического воспитания сле­пых и слабовидящих является развитие у них восприятия фор­мы и формообразующих элементов, имеющих познавательную и эстетическую ценность. Содержательными свойствами фор­мы являются симметрия, ритм, пластика, контраст, компози­ция.

Физическое воспита­ние слепых и слабовидящих детей направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, укрепление здоровья, фор­мирование двигательных качеств, а также улучшается функциональное состояние зрения у детей.

Трудовое воспитание и обучение служат также важным средством коррекции, компенсации и восстановления нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе.

И. С. Мишустиной, тифлопедагогом ДОУ г. Новосибирска разработан комплекс коррекционных упражнений, использование которого повышает двигательную активность детей, снимает напряжение, активно упражняет зрение, тем самым развивает зрительно-двигательные возможности детей с нарушением зрения.

 

 

§3. Профориентация детей, имеющих нарушения зрения

Профориентация слепых и слабовидящих - система социальных, экономических, медицинских, психоло­гических, педагогических и других мер, направленных на об­легчение выбора профессий лицами с нарушением зрения с уче­том потребностей народного хозяйства в кадрах, возможностей, интересов и склонностей личности.

Профориентация лиц с нарушением зрения включает профес­сиональное просвещение, изучение и воспитание профессиональ­ных интересов и способностей, медико-психолого-педагогичес­кое консультирование в выборе профессии, профессиональную адаптацию.

В содержание профессионального просвещения входит озна­комление школьников с будущей специальностью, возможно­стями получения профессионального образования, требовани­ями, предъявляемыми той или иной профессией к здоровью, психофизиологическим и личностным качествам человека. Пе­дагоги уделяют особое внимание популяризации профессий, доступных для лиц с нарушением зрения, при этом опираются на примеры, иллюстрирующие плодотворную деятельность сле­пых и слабовидящих в области науки, культуры, промышлен­ного труда.

Более сложным и ответственным является другой аспект проф­ориентации - формирование профессиональных интересов и воспитание способностей у учащихся [5, с. 206].

Разбудить интерес, выработать устойчивую потребность в знаниях, творческом их осмыслении - вот основ­ная цель, к которой необходимо стремиться. Там, где наблюда­ется стремление к достижению этой цели, пробуждается актив­ный интерес к деятельности и познанию учащимися своих возможностей.

Известно, что наличие интереса к деятельности повышает ак­тивность мыслительной работы, мобилизует внимание, снима­ет утомление, создает эмоциональный настрой. Все это приво­дит к более интенсивному и глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Интерес к деятельности способствует успешному применению знаний на практике. Знания, приоб­ретенные с интересом, более глубокие и разносторонние.

Следует отметить, что интересы взаимодействуют со способ­ностями. Способности - это пригодность человека к той или иной деятельности. Способности могут быть технические, музыкаль­ные, литературные, педагогические, организаторские и др. Как уже отмечалось, способности формируются в целенаправленной деятельности. Чем раньше человек включается в целенаправленную деятельность, тем больших успехов достигает в ней.

Возможности организма и способности слепых и слабовидящих детей - это свойства и качества, которые можно изменить и развить путем организации лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы, целенаправленной трени­ровки, применения дозированных упражнений и занятий [5, с. 207].

Говоря о профориентации учащихся с нарушением зрения и о последующем их трудоустройстве, следует отметить, что вы­бор профиля и рабочего места должны соответствовать их фун­кциональным возможностям, не оказывать отрицательного влияния на состояние здоровья и исключать воздействие про­тивопоказанных факторов. При этом учитываются характер, время и прогноз заболевания органа зрения, сохранность зри­тельных функций, наличие сопутствующих заболеваний. Из этого следует, что клинический статус и функциональные воз­можности учащихся с нарушением зрения должны соответство­вать требованиям, предъявляемым характером и условиями выбранной профессии.

Профориентация слепых и слабовидящих должна основы­ваться на медицинских показаниях и противопоказаниях, на принципах рационального и качественного трудоустройства.

 

 

Слепые и слабовидящие в мире техники

Значительное число инвалидов по зрению трудится на про­мышленных предприятиях. Одни из них работают за станка­ми, другие - на конвейерах, третьи - на испытательных стен­дах и пр. Отметим, что среди незрячих много изобретателей и рационализаторов.

Незрячие изобретатели и рационализаторы блестяще раз­вили в себе конструктивно-технические способности. Широ­ко известны имена                В. Сверлова, М. Марголина, А. Кондратенко, Э. Кема, Е. Горина, П. Баринова и др. Заслуженным успехом у тифлотехников пользуются книги и статьи            В. Свер­лова. В них отражены разносторонние знания автора в облас­ти физики, радиоэлектроники, механики. Ему принадлежит большое количество изобретений - от учебных приборов до протезов для инвалидов.

Незаурядные технические способности позволили другому незрячему М. Марголину разработать один из лучших спортив­ных пистолетов и ряд тифлоприборов для незрячих. За ориги­нальные разработки и внедрение их в практику ему было при­своено почетное звание заслуженного изобретателя РСФСР [5, с. 208].

Такое же звание присуждено и другому незрячему изобретате­лю А. Кондратенко, автору интересных по конструкции техни­ческих устройств.

Большими техническими способностями был наделен незря­чий рабочий Э. Кем. Он был токарем, сборщиком, сверловщи­ком. Работая токарем, обучил этой специальности многих незрячих.

На промышленных предприятиях Всероссийского общества слепых широко распространены механосборочные, радио- и электромонтажные работы. Процесс изготовления деталей и узлов разбит на простые операции. Сборщику, электро-радио-монтажнику, помимо интереса к технике и технической сме­калки, необходимо усвоить точные движения, уметь быстро ориентироваться на рабочем месте [5, с. 209].

 

 

Слепые и слабовидящие в мире науки

Огромен и неоценим вклад в сокровищницу науки выдаю­щихся незрячих философов Греции - Демокрита (V—IV вв. до н. э.) и Диодота (I в. до н. э.). Известны имена выдающихся математиков - Дидима (Александрия, IV в. до н. э.), Н. Саундерсона (Шотландия, XVIII в.), историков - Ауфидия (Рим, II в. н. э.), Огюстена Тьерри (Франция, XIX в.), Вильяма Пресскота (США, XIX в.), тифлолога Луи Брайля (Франция, XIX в.), русского профессора А.М. Щерби­ны (1874-1934) [5, с. 210].

Значительный вклад в науку внес доктор физико-математи­ческих наук, профессор ЛГУ В.И. Зубов. Потеряв зрение в ран­нем детстве, окончив ленинградскую школу для слепых, он поступил на механико-математический факультет ЛГУ, кото­рый закончил за 4 года вместо 5 лет. В.И. Зубов добился значи­тельных успехов в разработке теоретических проблем матема­тики. Им написано свыше 20 научных работ, из них две монографии. За труд «Некоторые проблемы теории устойчиво­сти движения» ему была присвоена степень доктора физико-математических наук [5, с. 211].

Можно было бы назвать еще много имен незрячих людей, до­бившихся выдающихся успехов в математике.

Среди русских ученых много имен незрячих людей, вписав­ших яркие страницы в отечественную тифлологию (А.В. Бирилев, А.М. Щербина).

В советское время многие незрячие добились выдающихся успехов в области дефектологической науки Б.И. Кова­ленко. За свою научную и организаци­онно-методическую деятельность Б.И. Коваленко был отмечен высокой правительственной наградой - орденом Трудового Красного Знамени.

В историю отечественной тифлологии вошел доктор педагогических наук В.С. Сверлов, автор оригинальных работ по тиф­лопедагогике. Сочетание наблюдательности, логичес­кого мышления и экспериментальных способностей привело его к разработке проблем ориентировки слепых в пространстве, тифлотехники, трудоустройства инвалидов по зрению, к созда­нию глобусов и рельефных карт для учащихся школ слепых [5, с. 212].

Слепые программисты ЭВМ

Интеллектуальные процессы, предполагающие учет много­образия признаков, свойств, качеств, связанных с так назы­ваемыми «внутренними образами», находятся у незрячих на высоком уровне развития. С этой точки зрения такие важные операции, как, например, составление программ для ЭВМ, вполне доступны для лиц с нарушенным зрением [5, с. 213].

Даже при отсутствии благоприятных условий специально организованного обучения многие незрячие показывали бле­стящие результаты в овладении высотами математического образования в области теоретической и прикладной матема­тики.

Образцы освоения высших ступеней математического про­граммирования показали незрячие Г.В. Соколов, А.Г. Быков, Г.Я. Зуев, И.А. Барков, А.А. Штурнев. В вычислительных цен­трах и научно-исследовательских институтах страны трудит­ся большая группа незрячих математиков-программистов.

Теоретические исследования в области изучения компенса­торных процессов у лиц с нарушениями зрения, а также боль­шой фактический материал, иллюстрирующий их плодотвор­ную деятельность в сфере теоретической и прикладной математики, послужили основанием для постановки экспери­мента по обучению незрячих специальности программистов средней и высшей квалификации, начиная со школы. В Сверд­ловской школе для слепых было организовано факультативное обучение учащихся Х-Х1 классов программированию с после­дующим обучением в университете.

Установлено, что при определенных условиях лица с нару­шениями зрения успешно овладевают специальностью про­граммиста. Однако эффективность труда незрячих програм­мистов может быть значительно повышена, и этот вид труда найдет более широкое распространение среди незрячих, ког­да будут созданы совершенные приспособления, обеспечива­ющие обратную связь - самоконтроль при введении кодиро­ванных знаков в машину, а также при считывании выходных данных [5, с. 214].

 

Слепые и слабовидящие в мире литературы и искусства

Среди незрячих много писателей, скульпторов, музыкантов и др. В русской литературе известны имена слепых писателей и по­этов: Николая Николаева, Ивана Козлова, Всеволода Рязанцева, Александра Белорукова, Федора Шоева и др.

Большую научную ценность представляют произведения слепоглухонемой Ольги Скороходовой. Ею написан ряд научно-литературных произведений, среди которых: «Как я воспри­нимаю окружающий мир», «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», «Как я воспринимаю, представляю и по­нимаю окружающий мир».

В наши дни многие незрячие получают музыкальное образо­вание и работают по избранной специальности. Среди них есть композиторы, пианисты, скрипачи, аккордеонисты, баянисты. Окончив консерваторию или музыкальное училище, они ста­новятся солистами филармоний, музыкально-эстрадных объе­динений, эстрадных ансамблей [5, с. 215].

Незаурядный талант позволил незрячим скрипачу К. Жирковичу и пианисту В. Зюзину стать музыкантами-виртуозами. Профессия настройщика музыкальных инструментов уже давно и широко распространена среди незрячих.

Информация о работе Особенности воспитания детей с нарушениями зрения