Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:04, курсовая работа
Предметом являются способы воспитания детей. Перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать категорию детей с нарушениями зрения;
2. Выявить особенности воспитания слепых и слабовидящих детей;
3. Изучить проблему профориентации детей, имеющих нарушения зрения.
Введение ……………………………………………………………………………...3
§1. Характеристика детей с нарушениями зрения ………………………..………4
§2. Особенности воспитания слепых и слабовидящих детей ………………...….12
§3. Профориентация детей, имеющих нарушения зрения………...………….…..33
Заключение …………………………………………………………...……………..42
Литература…………………………………………………………………………...44
Поиск предметов различной фактуры, величины, формы.
Загадки.
Занятия в «Шариковом бассейне»
Коррекционная направленность упражнений реализуется в специальных заданиях:
- сосредоточение на отдельных шариках (выделение только красных, синих, желтых, зеленых);
- рассматривание шариков одним глазом (правым, левым), уточнение цвета;
-подбрасывание шариков вверх и сопровождение их взором;
- подбрасывание шариков в бассейне правой, левой рукой сидя в бассейне, лежа в бассейне, зарывшись в шарики;
- катание шариков в ладонях из положения сидя;
- перебрасывание шариков из одной руки в другую;
- поднимание шариков ногами вверх из положения сидя, лежа;
- подбрасывание шариков ногами из положения лежа;
- собирание шариков ногами в положении сидя;
- катание шариков вправо-влево из положения сидя;
- катание шариков ногами в положении стоя;
- ныряние в шарики;
- релаксация (лежа в шариках).
Такие упражнения включают психоэмоциональное расслабление мышц и используются в конце занятия. Индивидуальные и подгрупповые занятия непродолжительны, 5-7 минут. Могут быть использованы и как часть физкультурного занятия или занятия лечебной физкультурой. [12]
Итак, воспитатель должен учитывать единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.
Дети с нарушением зрения, насколько это возможно, должны быть приобщены к различным видам деятельности. В содержание воспитания детей с нарушением зрения входят, в основном, те же аспекты, что и при воспитании здоровых детей: духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание. Однако воспитание слепых и слабовидящих детей имеет свою специфику.
Одним из важнейших условий эстетического воспитания слепых и слабовидящих является развитие у них восприятия формы и формообразующих элементов, имеющих познавательную и эстетическую ценность. Содержательными свойствами формы являются симметрия, ритм, пластика, контраст, композиция.
Физическое воспитание слепых и слабовидящих детей направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, укрепление здоровья, формирование двигательных качеств, а также улучшается функциональное состояние зрения у детей.
Трудовое воспитание и обучение служат также важным средством коррекции, компенсации и восстановления нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе.
И. С. Мишустиной, тифлопедагогом ДОУ г. Новосибирска разработан комплекс коррекционных упражнений, использование которого повышает двигательную активность детей, снимает напряжение, активно упражняет зрение, тем самым развивает зрительно-двигательные возможности детей с нарушением зрения.
§3. Профориентация детей, имеющих нарушения зрения
Профориентация слепых и слабовидящих - система социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на облегчение выбора профессий лицами с нарушением зрения с учетом потребностей народного хозяйства в кадрах, возможностей, интересов и склонностей личности.
Профориентация лиц с нарушением зрения включает профессиональное просвещение, изучение и воспитание профессиональных интересов и способностей, медико-психолого-педагогическ
В содержание профессионального просвещения входит ознакомление школьников с будущей специальностью, возможностями получения профессионального образования, требованиями, предъявляемыми той или иной профессией к здоровью, психофизиологическим и личностным качествам человека. Педагоги уделяют особое внимание популяризации профессий, доступных для лиц с нарушением зрения, при этом опираются на примеры, иллюстрирующие плодотворную деятельность слепых и слабовидящих в области науки, культуры, промышленного труда.
Более сложным и ответственным является другой аспект профориентации - формирование профессиональных интересов и воспитание способностей у учащихся [5, с. 206].
Разбудить интерес, выработать устойчивую потребность в знаниях, творческом их осмыслении - вот основная цель, к которой необходимо стремиться. Там, где наблюдается стремление к достижению этой цели, пробуждается активный интерес к деятельности и познанию учащимися своих возможностей.
Известно, что наличие интереса к деятельности повышает активность мыслительной работы, мобилизует внимание, снимает утомление, создает эмоциональный настрой. Все это приводит к более интенсивному и глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Интерес к деятельности способствует успешному применению знаний на практике. Знания, приобретенные с интересом, более глубокие и разносторонние.
Следует отметить, что интересы взаимодействуют со способностями. Способности - это пригодность человека к той или иной деятельности. Способности могут быть технические, музыкальные, литературные, педагогические, организаторские и др. Как уже отмечалось, способности формируются в целенаправленной деятельности. Чем раньше человек включается в целенаправленную деятельность, тем больших успехов достигает в ней.
Возможности организма и способности слепых и слабовидящих детей - это свойства и качества, которые можно изменить и развить путем организации лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы, целенаправленной тренировки, применения дозированных упражнений и занятий [5, с. 207].
Говоря о профориентации учащихся с нарушением зрения и о последующем их трудоустройстве, следует отметить, что выбор профиля и рабочего места должны соответствовать их функциональным возможностям, не оказывать отрицательного влияния на состояние здоровья и исключать воздействие противопоказанных факторов. При этом учитываются характер, время и прогноз заболевания органа зрения, сохранность зрительных функций, наличие сопутствующих заболеваний. Из этого следует, что клинический статус и функциональные возможности учащихся с нарушением зрения должны соответствовать требованиям, предъявляемым характером и условиями выбранной профессии.
Профориентация слепых и слабовидящих должна основываться на медицинских показаниях и противопоказаниях, на принципах рационального и качественного трудоустройства.
Слепые и слабовидящие в мире техники
Значительное число инвалидов по зрению трудится на промышленных предприятиях. Одни из них работают за станками, другие - на конвейерах, третьи - на испытательных стендах и пр. Отметим, что среди незрячих много изобретателей и рационализаторов.
Незрячие изобретатели и рационализаторы блестяще развили в себе конструктивно-технические способности. Широко известны имена В. Сверлова, М. Марголина, А. Кондратенко, Э. Кема, Е. Горина, П. Баринова и др. Заслуженным успехом у тифлотехников пользуются книги и статьи В. Сверлова. В них отражены разносторонние знания автора в области физики, радиоэлектроники, механики. Ему принадлежит большое количество изобретений - от учебных приборов до протезов для инвалидов.
Незаурядные технические способности позволили другому незрячему М. Марголину разработать один из лучших спортивных пистолетов и ряд тифлоприборов для незрячих. За оригинальные разработки и внедрение их в практику ему было присвоено почетное звание заслуженного изобретателя РСФСР [5, с. 208].
Такое же звание присуждено и другому незрячему изобретателю А. Кондратенко, автору интересных по конструкции технических устройств.
Большими техническими способностями был наделен незрячий рабочий Э. Кем. Он был токарем, сборщиком, сверловщиком. Работая токарем, обучил этой специальности многих незрячих.
На промышленных предприятиях Всероссийского общества слепых широко распространены механосборочные, радио- и электромонтажные работы. Процесс изготовления деталей и узлов разбит на простые операции. Сборщику, электро-радио-монтажнику, помимо интереса к технике и технической смекалки, необходимо усвоить точные движения, уметь быстро ориентироваться на рабочем месте [5, с. 209].
Слепые и слабовидящие в мире науки
Огромен и неоценим вклад в сокровищницу науки выдающихся незрячих философов Греции - Демокрита (V—IV вв. до н. э.) и Диодота (I в. до н. э.). Известны имена выдающихся математиков - Дидима (Александрия, IV в. до н. э.), Н. Саундерсона (Шотландия, XVIII в.), историков - Ауфидия (Рим, II в. н. э.), Огюстена Тьерри (Франция, XIX в.), Вильяма Пресскота (США, XIX в.), тифлолога Луи Брайля (Франция, XIX в.), русского профессора А.М. Щербины (1874-1934) [5, с. 210].
Значительный вклад в науку внес доктор физико-математических наук, профессор ЛГУ В.И. Зубов. Потеряв зрение в раннем детстве, окончив ленинградскую школу для слепых, он поступил на механико-математический факультет ЛГУ, который закончил за 4 года вместо 5 лет. В.И. Зубов добился значительных успехов в разработке теоретических проблем математики. Им написано свыше 20 научных работ, из них две монографии. За труд «Некоторые проблемы теории устойчивости движения» ему была присвоена степень доктора физико-математических наук [5, с. 211].
Можно было бы назвать еще много имен незрячих людей, добившихся выдающихся успехов в математике.
Среди русских ученых много имен незрячих людей, вписавших яркие страницы в отечественную тифлологию (А.В. Бирилев, А.М. Щербина).
В советское время многие незрячие добились выдающихся успехов в области дефектологической науки Б.И. Коваленко. За свою научную и организационно-методическую деятельность Б.И. Коваленко был отмечен высокой правительственной наградой - орденом Трудового Красного Знамени.
В историю отечественной тифлологии вошел доктор педагогических наук В.С. Сверлов, автор оригинальных работ по тифлопедагогике. Сочетание наблюдательности, логического мышления и экспериментальных способностей привело его к разработке проблем ориентировки слепых в пространстве, тифлотехники, трудоустройства инвалидов по зрению, к созданию глобусов и рельефных карт для учащихся школ слепых [5, с. 212].
Слепые программисты ЭВМ
Интеллектуальные процессы, предполагающие учет многообразия признаков, свойств, качеств, связанных с так называемыми «внутренними образами», находятся у незрячих на высоком уровне развития. С этой точки зрения такие важные операции, как, например, составление программ для ЭВМ, вполне доступны для лиц с нарушенным зрением [5, с. 213].
Даже при отсутствии благоприятных условий специально организованного обучения многие незрячие показывали блестящие результаты в овладении высотами математического образования в области теоретической и прикладной математики.
Образцы освоения высших ступеней математического программирования показали незрячие Г.В. Соколов, А.Г. Быков, Г.Я. Зуев, И.А. Барков, А.А. Штурнев. В вычислительных центрах и научно-исследовательских институтах страны трудится большая группа незрячих математиков-программистов.
Теоретические исследования в области изучения компенсаторных процессов у лиц с нарушениями зрения, а также большой фактический материал, иллюстрирующий их плодотворную деятельность в сфере теоретической и прикладной математики, послужили основанием для постановки эксперимента по обучению незрячих специальности программистов средней и высшей квалификации, начиная со школы. В Свердловской школе для слепых было организовано факультативное обучение учащихся Х-Х1 классов программированию с последующим обучением в университете.
Установлено, что при определенных условиях лица с нарушениями зрения успешно овладевают специальностью программиста. Однако эффективность труда незрячих программистов может быть значительно повышена, и этот вид труда найдет более широкое распространение среди незрячих, когда будут созданы совершенные приспособления, обеспечивающие обратную связь - самоконтроль при введении кодированных знаков в машину, а также при считывании выходных данных [5, с. 214].
Слепые и слабовидящие в мире литературы и искусства
Среди незрячих много писателей, скульпторов, музыкантов и др. В русской литературе известны имена слепых писателей и поэтов: Николая Николаева, Ивана Козлова, Всеволода Рязанцева, Александра Белорукова, Федора Шоева и др.
Большую научную ценность представляют произведения слепоглухонемой Ольги Скороходовой. Ею написан ряд научно-литературных произведений, среди которых: «Как я воспринимаю окружающий мир», «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир».
В наши дни многие незрячие получают музыкальное образование и работают по избранной специальности. Среди них есть композиторы, пианисты, скрипачи, аккордеонисты, баянисты. Окончив консерваторию или музыкальное училище, они становятся солистами филармоний, музыкально-эстрадных объединений, эстрадных ансамблей [5, с. 215].
Незаурядный талант позволил незрячим скрипачу К. Жирковичу и пианисту В. Зюзину стать музыкантами-виртуозами. Профессия настройщика музыкальных инструментов уже давно и широко распространена среди незрячих.
Информация о работе Особенности воспитания детей с нарушениями зрения