Особенности воспитания детей с нарушениями зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Предметом являются способы воспитания детей. Перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать категорию детей с нарушениями зрения;
2. Выявить особенности воспитания слепых и слабовидящих детей;
3. Изучить проблему профориентации детей, имеющих нарушения зрения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………...3
§1. Характеристика детей с нарушениями зрения ………………………..………4
§2. Особенности воспитания слепых и слабовидящих детей ………………...….12
§3. Профориентация детей, имеющих нарушения зрения………...………….…..33
Заключение …………………………………………………………...……………..42
Литература…………………………………………………………………………...44

Работа содержит 1 файл

Курс.раб.Федосеевой Т.С. правка.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

Когда у учащихся появляется желание общения с произве­дениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства - это признак появления и закрепления эстетических потребностей. Чем раньше начинается этот процесс, тем больших успехов можно достигнуть в развитии разнообразных эстетических потребностей у детей в процессе обучения.

Физическое воспитание

Физическое воспитание слепых и слабовидящих является важной составной частью воспитания. Оно направлено на все­стороннее развитие детей, подготовку их к жизни и труду, формирование двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности.

Одной из важнейших задач физического воспитания таких детей является коррекция двигательных недостатков, возникающих в результате нарушения зрения. У слепых и слабовидящих детей отмечается отставание в физическом развитии: длине, массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной клетки и других антропометрических показателях [5, с. 159]. У большинства слепых и слабовидящих детей наблюдается нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие. На­рушения и аномалии развития зрительной системы отрицатель­но сказываются на формировании двигательных способностей - силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия и др. У многих детей страдает про­странственно-ориентировочная деятельность, макро- и микро­ориентировка в пространстве.

При нарушении зрения у слепых и слабовидящих детей су­щественно снижается двигательная активность, что отрица­тельно сказывается на формировании двигательного анализа­тора, наиболее ущербного в своем развитии вследствие зрительного дефекта. Чем в более раннем возрасте снижается или утрачивается зрение, тем более выраженные отклонения в развитии встречаются у таких детей. Установлено, что дети с нарушением зрения отстают в физическом развитии на всех воз­растных этапах.

Наиболее выражены отклонения у учащихся старших клас­сов. Длина тела у слепых и слабовидящих к 17 годам меньше в среднем на 5-5,5 см по сравнению с нормой. То же самое мож­но сказать относительно разницы в массе тела, которая у сле­пых и слабовидящих подростков на 4-5%, а у юношей и деву­шек на 6-7% меньше, чем у нормальновидящих сверстников. Окружность грудной клетки у слепых и слабовидящих подрос­тков в среднем на 4,8 см меньше, чем у нормальновидящих.

С возрастом показатели физического развития у слепых и слабовидящих увеличиваются, однако более медленно по срав­нению с нормальновидящими. У слепых и слабовидящих наи­более выражены отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма на всех возрастных этапах развития. Возрастная динамика физического развития у таких детей в принципе сохраняется такой же, как и в норме, но уро­вень физического развития значительно ниже. Отсутствие или снижение зрения как бы сдерживает естественный ход физи­ческого развития таких детей.

Еще более выраженное отставание у детей с нарушением зре­ния отмечается в формировании двигательных качеств. Так, слепота и слабовидение отрицательно сказываются на разви­тии быстроты движения. Развитие этой функции происходит неравномерно на разных возрастных этапах. Эта неравномер­ность часто выражена в старшем возрасте. Если в норме формирование быстроты движений завершается к 15 годам, то у слепых и слабовидящих развитие быстроты движений продолжается и после 16 лет [5, с. 160].

Выраженное отставание у слепых и слабовидящих детей от­мечается в прыжках с места, координации точности движений, причем на всех этапах развития, что, возможно, связано с про­странственно-ориентировочной недостаточностью.

У слепых и слабовидящих отмечаются задержки в развитии статической выносливости. В норме развитие этой функции завершается к 14 годам, у слепых и слабовидящих статичес­кая выносливость продолжает развиваться до 17 лет. Развитие двигательных качеств у этих детей находится в прямой зави­симости от степени неполноценности зрения. Отклонения в физическом развитии требуют проведения направленной коррекционно-воспитательной работы по их предупреждению и исправлению. Это возможно в условиях специального обучения и воспитания за счет мобилизации и использования резервных возможностей неполноценной зрительной системы, активиза­ции функций двигательного анализатора в процессе занятий физкультурой, спортом, туризмом и т. п.

Задачи и содержание физического воспитания слепых и сла­бовидящих детей в принципе те же, что и у нормальновидящих, однако при этом учитываются особенности их физического раз­вития, обусловленные нарушениями зрения, вторичными откло­нениями в формировании движений и пространственно-ориен­тировочной деятельности. В связи с этим физическое воспита­ние слепых и слабовидящих детей направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, укрепление здоровья, фор­мирование двигательных качеств. Это достигается путем орга­низации коррекционно-направленных занятий, предусматрива­ющих развитие пространственно-ориентировочной деятельнос­ти, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряжения и рас­слабления мышц. Все это направлено на коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства, качественное выполнение двигательных действий. Фи­зическое воспитание предусматривает преодоление таких недо­статков физического развития у детей, как асимметрия и непро­порциональность телосложения, искривление позвоночника, плоскостопие, некоординированность и скованность движений. Физические упражнения сочетаются с закаливающими процедурами и, как правило, проводятся на открытом воздухе или в хорошо проветренном помещении, с соблюдением гигиеничес­ких норм и требований.

Коррекции должны быть подвергнуты не столько элементар­ные, сколько сложные движения, требующие осмысления и регуляции, а эффективность коррекционно-воспитательной работы по определению нарушений в двигательной сфере ано­мальных детей повышается при словесном опосредовании дви­гательных действий, развитии познавательной активности и качеств личности ребенка.

Эффективность процесса физического воспитания слепых и слабовидящих детей требует комплексной организации рабо­ты по коррекции двигательных нарушений, важным условием которой является единство форм учебной и внеклассной рабо­ты, создание адекватных условий для их физического и ум­ственного развития, формирования двигательной сферы.

В процессе физического воспитания необходим индивидуаль­ный и дифференцированный подход к детям, учитывающий клинические формы и характер нарушений зрения, аномалии развития, тяжесть зрительной патологии, а также системати­ческий контроль за динамикой физического развития и двига­тельных способностей учащихся, степенью исправления двигательных нарушений.

Система физического воспитания слепых и слабовидящих детей включает: физкультурно-оздоровительные мероприя­тия в режиме дня (утренняя гимнастика, прогулки, игры и пр.), обязательные занятия физической культурой, занятия в кружках и группах общей физической подготовки, спортивных секциях, ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнова­ния, походы и др. [5, с. 162].

Для всех слепых и слабовидящих детей независимо от воз­раста, состояния здоровья и зрения рекомендованы следую­щие упражнения: построения и перестроения; общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения с мячом; упражнения по исправлению и правильному форми­рованию осанки; упражнения на координацию, точность, рав­новесие; ритмические занятия; упражнения в лазанье и пе­релезании; упражнения на ориентировку без зрительного контроля; упражнения на развитие простой и сложной реак­ции; упражнения на гибкость; ходьба и бег умеренной интен­сивности; метание малых мячей; прогулки на свежем воздухе в нормальном темпе.

При выполнении физических упражнений дети делятся по клиническим формам нарушения зрения на две группы. К I группе относятся дети с близорукостью, изменением глазного дна, с подвывихом хрусталика и косоглазием. Ко II группе отно­сятся дети с атрофией зрительного нерва, дальнозоркостью, альбинизмом. Для каждой группы подбираются упражнения, соответствующие состоянию зрения и здоровья. Детям I группы противопоказаны прыжки в высоту и длину, соскоки со снарядов, стойки на плечах, голове, руках, нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижения на лыжах, коньках. Дети II группы могут выполнять все упражнения программы по физ­культуре в дошкольных учреждениях и в школах для слепых и слабовидящих детей. Однако следует принимать во внимание, что во всех случаях слепые и слабовидящие нуждаются в осто­рожном подходе к занятиям физкультурой. Некоторые из фи­зических упражнений, требующие статических напряжений больших групп мышц и значительного нервно-мышечного на­пряжения, слепым и слабовидящим детям противопоказаны.

Необходимым условием эффективности процесса физическо­го воспитания детей с нарушением зрения является обеспече­ние систематического комплексного медицинского контроля и соблюдение мер по предупреждению травматизма на занятиях физкультурой и во время перемен. Необходимо также во вре­мя занятий физкультурой и в перерывах соблюдать санитарно-гигиенические нормы, все требования к занятиям физкульту­рой и особую предосторожность в движениях, учитывая, что дети затрудняются в ориентировке в пространстве. Большое значение следует придавать упражнениям для формирования правильной осанки и позы [5, с. 163].

Таким образом, содержание занятий по физкультуре опре­деляет характер формирования двигательных функций, диф­ференцированный подбор упражнений, что способствует улуч­шению, а также выравниванию показателей физического развития детей с нарушением зрения в сопоставлении с пока­зателями физического развития нормально видящих сверст­ников.

Под влиянием направленного физического воспитания и при­менения системы коррекционных занятий происходит пере­стройка в двигательном анализаторе, улучшается мышечная работоспособность, нормализуется деятельность сердечно-сосу­дистой и дыхательной систем и, что не менее важно, улучша­ется функциональное состояние зрения у детей.

Обучение специальной графике

Специальная графика - графика, преобразованная для слепых и слабовидящих, удовлетворяющая их потребнос­ти в различных видах деятельности. По способам выполнения она предназначена для тактильного, зрительно-тактильного и зрительного восприятия. Ею могут пользоваться слепые и слабовидящие. [5, с. 164]

Разработчиком специальной графики является Л. Брайль (1809-1852), потерявший зрение в трехлетнем возрасте, воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института слепых. Основанная на комбинациях шеститочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать. Книгопечатание по Брайлю началось с 1852 г. во Франции. В России первая книга по Брайлю вышла в 1885 г. [13, с 112]

Широкое использование графических изображений в учеб­но-воспитательном процессе и трудовой деятельности позволяет слепым и слабовидящим приобщиться к научному познанию, художественному и социальному опыту, техническому творче­ству и различным видам труда.

Графика выполняет в жизни слепых и слабовидящих ряд важнейших функций, в том числе и воспитательную [5, c. 165].

Воспитательная функция графики

Воспитательная функция графики - одна из важнейших. Огромная эмоционально-действенная сила, которой обладают произведения графики, способствует формированию личности. Графика учит познавать и понимать прекрасное, помогает рас­крытию положительных сторон окружающего мира.

До настоящего времени в процессе обучения графике слепых и слабовидящих главное внимание уделялось овладению ее со­держанием. Однако не менее важное значение имеет творчес­кое отношение к ней. Различия между видами графики и их привлекательностью не должны исключать такого отношения к применению графики в разнообразных видах деятельности. В пробуждении у личности внутренней потребности в активном творчестве во всех сферах деятельности велика роль эстетичес­кой культуры, развивающей возможности личности, стимули­рующей творческий подход к явлениям жизни для преобразо­вания ее по законам красоты. [5, с. 166]

В обучении слабовидящих и слепых специальной графике превалирует познавательная сторона и мало представлена чувственно-эмоциональная, эстетическая. Считалось, что слепым и слабовидящим трудно передать эстетическое содержание графики. Исследования и наблюдения показывают, что пози­тивное отношение слепых и слабовидящих к ритмической стройности формы, цвету, различным способам выполнения изображений оказывает большое влияние на познание окру­жающей действительности.

Слабовидящие и слепые в связи с различными способами восприятия окружающего мира не в одинаковой степени спо­собны к эстетической оценке объектов графической деятель­ности. Воспитательное воздействие специальной графики на слабовидящих и слепых значительно меньше воздействия обычной графики на зрячих. Объясняется это снижением ее художественных возможностей. Слабовидящие и слепые дол­жны быть приобщены ко всем доступным им сферам жизнеде­ятельности, в том числе и к сфере искусства. Это способствова­ло бы эстетическому воспитанию лиц с нарушением зрения, развитию у них художественного мышления, обогащению эмо­ционального восприятия. Сейчас в дошкольных учреждениях и школах не используются многие графические произведения в связи с отсутствием у работников этих учреждений представ­лений об их ценности в эстетическом воспитании детей. Есте­ственно, что у слабовидящих и слепых, которым рассказыва­ется о графическом произведении, целостный и тем более художественный образ не формируется. Для понимания и эстетической оценки произведения они должны быть подго­товлены, т. е. должны обладать определенным запасом зна­ний, иметь понятия о содержательных элементах прекрасного и развитое эстетическое восприятие.

Эстетическое восприятие изобразительной формы слепыми и слабовидящими детьми изучено сравнительно мало. Иссле­дования, касающиеся восприятия ребенком изобразительной наглядности, рассматривают обычно вопрос со стороны пони­мания им лишь содержания картинки. Вопрос же об эстетичес­ком восприятии изобразительной формы в единстве с содержа­нием в исследовательской литературе не затронут. Между тем наблюдения показывают, что положительное отношение ребен­ка к ритмической стройности формы, цвету, различным спосо­бам и характеру изображения предмета на картинке оказыва­ет большое влияние и на смысловую сторону восприятия.

Информация о работе Особенности воспитания детей с нарушениями зрения